Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕФЕВР
40, С. 653-661 опубликовано: 18 июня 2020г.


ЛЕФЕВР

М. Ф. Лефевр, архиеп. Тюльский. Фотография. 1980 г.
М. Ф. Лефевр, архиеп. Тюльский. Фотография. 1980 г.

М. Ф. Лефевр, архиеп. Тюльский. Фотография. 1980 г.
[Франц. Lefebvre] Марсель Франсуа (29.11.1905, Туркуэн, Франция - 25.03.1991, Мартиньи-Виль, Швейцария), архиеп. Тюльский, основатель наиболее массового движения в совр. католич. традиционализме, критик реформ в Римско-католической Церкви после Ватиканского II Собора. В 1988 г. за совершение т. н. незаконных епископских рукоположений Л. был отлучен от Церкви.

Род. в семье владельца текстильной фабрики. Родители Л. были глубоко религ. людьми, семья ежедневно посещала мессы; впосл. 5 из 8 детей выбрали церковное служение: помимо Л. священником конгрегации Св. Духа стал его старший брат Рене, сестра Жанна - монахиней об-ва св. Марии Исправительницы, Бернадетта (Мария Габриела) - монахиней конгрегации Св. Духа, Кристиана (Мария Кристиана) - монахиней ордена босых кармелиток. В 1913-1923 гг. Л. воспитывался в коллеже Святейшего Сердца в Туркуэне; окончив его, поступил в папскую Французскую семинарию в Риме, посещал занятия в папском Григорианском университете, где в мае 1925 г. получил степень д-ра философии. Во время обучения в Григорианском ун-те, в 1926 и 1927 гг., Л. призывался на военные сборы во Францию. 25 мая 1929 г. в Латеранской базилике генеральный викарий Рима кард. Базилио Помпили рукоположил Л. во диакона, после чего он был направлен в еп-ство Лилль. 21 сент. того же года Лилльский еп. Ашиль Льенар рукоположил его во пресвитера. Вернувшись в Рим, Л. завершил учебу в Григорианском ун-те; 2 июля 1930 г. он получил степень д-ра теологии. По примеру старшего брата пресв. Рене Лефевра, вступившего в монашескую конгрегацию Св. Духа, к-рая занималась миссионерством во франц. колониях в Африке, Л. выразил желание стать миссионером, но по окончании учебы был обязан отслужить год в Лилльском еп-стве. Еп. А. Льенар назначил его 2-м викарием на приход Пресв. Девы Марии Лурдской в Ломе, промышленном пригороде Лилля; там Л. занимался катехизацией молодежи.

В сент. 1931 г. Л. вступил в новициат конгрегации Св. Духа в Орли (близ Парижа). 8 сент. 1932 г. он принес временные монашеские обеты. В нояб. того же года был направлен в католич. миссию в Габон и назначен преподавателем семинарии св. Иоанна в Либревиле; в 1934 г. стал ректором этой семинарии. 28 сент. 1935 г. принес вечные монашеские обеты. Помимо руководства семинарией совершал миссионерские поездки по Габону, являлся настоятелем миссий св. Михаила в Нджоле (1938-1939), св. Марии в Либревиле (1939-1940), св. Павла в Донгиле (1940-1943), св. Франциска Ксаверия в Ламбарене (1943-1945). В 1945 г. генеральный настоятель конгрегации Св. Духа архиеп. Луи Ле Энсек отозвал Л. во Францию; 16 окт. Л. был назначен ректором схоластиката в Мортене (Франция).

12 июня 1947 г. папа Римский Пий XII утвердил декрет Конгрегации пропаганды веры о назначении Л. титулярным епископом Антедонским и апостольским викарием Дакара (Сенегал). Епископское рукоположение Л., состоявшееся 18 сент. того же года в приходской церкви в Туркуэне, возглавил Лилльский еп. кард. А. Льенар. Помимо управления апостольским вик-ством Дакара папа Пий XII вскоре поручил Л. дипломатическое представительство Папского престола в африкан. странах, являвшихся франц. колониями; 22 сент. 1948 г. Л. был назначен апостольским делегатом Франц. Африки и в связи с этим возведен в сан архиепископа с присвоением ему титулярной кафедры Аркадиополя Европейского.

В нояб. 1947 г. Л. прибыл в Сенегал, где значительную часть католич. духовенства составляли члены конгрегации Св. Духа. В отличие от Габона Сенегал был территорией развивающейся католич. миссии, где из 2,5 млн жителей страны свыше 90% были мусульмане, католиков насчитывалось ок. 55 тыс. чел. Перед Л. стояла задача развить миссионерскую территорию до уровня архиепископства, создать в ней различные церковные структуры. В 1949 г. он создал коллеж св. Марии для детей и подростков, ставший крупным образовательным центром Дакара, и положил начало формированию сети католич. школ в стране. Для миссионерской работы в Сенегале он приглашал представителей различных муж. и жен. монашеских орденов и конгрегаций, был открыт мон-рь кармелиток в Себикотане, увеличилось число принимаемых в ДС местных жителей, возросло число клириков (с 42 до 110), монашествующих (с 14 до 33) и монахинь (с 120 до 250), в Дакаре были построены 10 церквей, стали выходить периодические католич. издания «Afrique Nouvelle» (Новая Африка) и «Horizonts Africains» (Африканские горизонты), развивалась работа социальных и молодежных орг-ций «Католического действия». 14 сент. 1955 г. буллой папы Пия XII «Dum tantis Ecclesiae» апостольский викариат Дакара был преобразован в архиеп-ство, а Л. стал 1-м архиепископом Дакара.

В качестве апостольского делегата Франц. Африки Л. представлял Папский престол от лица 26 апостольских вик-ств и 17 апостольских префектур в странах Франц. Зап. Африки, Франц. Экваториальной Африки, а также в Марокко, в странах Сахары и на Мадагаскаре. Согласно данным папой Пием XII директивам, Л. поручалось развивать структуры католич. Церкви в Африке путем реорганизации католич. миссий в самостоятельные диоцезы, на кафедры в к-рых он должен был подобрать кандидатуры из числа клириков, принадлежавших к коренному населению стран, поощрять развитие миссионерства и деятельность светских католич. орг-ций. Стараниями Л. были созданы апостольские вик-ства и префектуры (всего - 21), а также учреждены 11 архиеп-ств и 30 еп-ств, рекомендованы к назначению в качестве правящих епископов 37 кандидатур, в основном из числа местного населения. Л. способствовал учреждению 3 епископских ассамблей (Мадагаскара, Франц. Зап. Африки и Франц. Экваториальной Африки), однако настаивал на вспомогательном и координационном характере их деятельности, подчеркивая, что правящий епископ диоцеза обладает властью и независим по отношению к структурам епископских ассамблей. Успешная деятельность Л. была отмечена папой Пием XII, который привлек его в качестве советника при подготовке энциклики «Fidei donum» от 21 апр. 1957 г., посвященной католич. миссиям в Африке.

В нач. 1959 г. Л. выразил желание оставить один из своих постов, и 22 июля 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII освободил его от должности апостольского делегата Франц. Африки, оставив правящим архиепископом Дакара. 15 нояб. 1960 г. Иоанн XXIII сделал его ассистентом папского трона. Как представитель франкоязычных стран Зап. Африки, Л. был назначен в Центральную подготовительную комиссию II Ватиканского Собора, созданную в соответствии с motu proprio «Superno Dei nutu» от 5 июня 1960 г. Во время сессий комиссии Л. выступал с критикой отдельных проектов документов (схем), в т. ч. о реформе литургии (с т. зр. Л., введение в богослужение народных языков вместо латыни разрушило бы символ единства в католич. вере разных народов), об апостольстве мирян (архиепископ высказался против предоставления светским католич. орг-циям большей автономии от церковных властей), а также о религ. свободе (в этом проекте документа Л. видел противоречие с социальным учением Римских пап со времен Пия IX, осуждавших принципы религ. либерализма, свободы совести и светского гос-ва). Уже на 1-й сессии комиссии 15 июня 1961 г. Л. указал на недопустимость включения в состав подготовительных комиссий Собора в качестве консультантов тех теологов, чьи работы были подвергнуты церковной цензуре за несоответствие католич. вероучению, прежде всего подразумевая доминиканца пресв. Ива Конгара и иезуитов Анри де Любака и Карла Ранера.

Л. одобрял начавшийся в тот период процесс деколонизации африкан. стран и получение в 1960 г. Сенегалом независимости от Франции, однако выступил с критикой курса «африканского социализма», провозглашенного 1-м президентом Сенегала Л. С. Сенгором. Поскольку Сенгор был католиком, Л. указывал ему на противоречие между идеологией социализма и социальным учением католич. Церкви, а также на опасность выбора социалистического пути развития страны, к-рая может оказаться в сфере влияния СССР, что приведет к распространению марксизма и атеизма. По неофиц. просьбе Сенгора папа Иоанн XXIII принял решение об отзыве Л. из Сенегала. 23 янв. 1962 г. Л. был назначен на кафедру еп-ства Тюль (Франция) с сохранением личного титула архиепископа. 12 февр. он отслужил прощальную мессу в Дакаре, 10 марта прибыл в Тюль. 26 июля на генеральном капитуле конгрегации Св. Духа Л. был избран ее новым генеральным настоятелем; 7 авг. это решение было утверждено папой Иоанном XXIII, к-рый в связи с избранием освободил Л. от управления еп-ством Тюль и назначил его титулярным архиепископом Синнады Фригийской.

В качестве генерального настоятеля конгрегации Св. Духа Л. принял участие во II Ватиканском Соборе, возглавив консервативную группу соборных «интегристов» «Coetus Internationalis Patrum» (Международное об-во отцов), объединившую ок. 250 участников Собора. «Coetus» выступало против курса на обновление (см. «Аggiornamento») Римско-католической Церкви и изменения социального учения, в т. ч. против принятия соборных документов о религ. свободе, об экуменизме и о межрелиг. диалоге. Уже в ходе 1-й сессии Собора Л. участвовал в организации и работе исследовательской группы из неск. епископов и теологов, к-рая собиралась в рим. представительстве конгрегации Св. Духа для изучения проектов соборных документов. В начале 2-й сессии Собора в окт. 1963 г. по инициативе браз. иерархов архиеп. Диамантинского Жералду ди Пруэнсы Сигауда и еп. Кампусского Антонио де Кастро Майера была создана постоянная группа, к-рую возглавил Л.; в нее входили епископы и консультанты-теологи из числа соборных традиционалистов. Деятельность группы получила поддержку со стороны влиятельных кардиналов Альфредо Оттавиани, Джузеппе Сири, Эрнесто Руффини, Майкла Брауна, Аркадио Марии Ларраоны и др. Во время 2-й сессии группа проводила еженедельные конференции; ею были подготовлены и распространены среди участников Собора критические замечания по проектам документов «О Церкви», «О епископах» и «Об экуменизме». 6 дек. 1963 г. Л. был принят папой Римским Павлом VI, к-рый одобрил деятельность группы, подчеркнув важность консолидированного выражения мнения соборного «меньшинства». В перерывах между сессиями Л. и ряд др. членов группы собирались в бенедиктинском аббатстве св. Петра в Солеме (Франция), откуда в авг. 1964 г. отправили участникам Собора письмо, извещавшее об официальном создании соборной группы отцов, «связанных с Традицией Церкви». После начала 3-й сессии 2 окт. 1964 г. группа продолжила деятельность в новом формате, а в нояб. того же года получила окончательное наименование «Coetus Internationalis Patrum».

Среди проектов соборных документов наиболее сильную критику Л. и его группы вызвали проекты догматической конституции о Церкви «Lumen gentium», декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio», декрета о епископах «Christus Dominus», декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» и пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes». При этом конституция о священной литургии «Sacrosanctum Concilium» не была раскритикована Л., т. к. изложенные в ней общие принципы литургической реформы рассматривались им как в целом соответствующие католич. вероучению: напр., он одобрил сохранение в богослужении лат. языка как обязательного (CVatII. SC. 36). Помимо участия в обсуждении проектов документов группа выступала с инициативой посвящения мира Непорочному Сердцу Пресв. Девы Марии, а также предложила составить отдельный соборный документ, в котором католич. социальное учение должно было противопоставляться идеологиям марксизма, социализма и коммунизма, однако эти инициативы не получили поддержки со стороны большинства участников Собора.

Изложенная в проекте догматической конституции «О Церкви» и в проекте «О епископах» идея коллегиальности епископата предполагала, что наряду с папой Римским носителем верховной и полной власти в католич. Церкви является коллегия епископов, к-рая вместе с Римским епископом участвует в деле учительства и управления всей Церковью (ср.: CVatII. LG. 22; CVatII. CD. 3). С т. зр. Л. и группы, это противоречило принятому на Ватиканском I Соборе учению о примате Римского епископа, его личной верховной и абсолютной власти в католич. Церкви. В течение 3-й сессии Собора группа использовала различные способы противодействия принятию схемы «О Церкви», в т. ч. направив в соборную комиссию по разработке схемы свыше 500 замечаний по тексту. Л. вошел в состав группы из 35 кардиналов и 5 епископов, к-рая под рук. кард. А. М. Ларраоны составила и 18 окт. 1964 г. отправила папе Павлу VI письмо, где указала на опасность учения о коллегиальности епископата, поскольку оно изменяет структуру католич. Церкви, к-рая «из монархической становится епископальной и коллегиальной» и позволяет «говорить о Римском епископе как о первом среди равных (primus inter pares) по отношению к другим епископам» (Lefebvre. J'accuse le Concile! 19762. Р. 60). Тем не менее 12 нояб. схема «О Церкви» без существенных изменений была принята соборным большинством, однако папа Павел VI был вынужден согласиться с необходимостью разъяснения спорных мест догматической конституции, поручив кард. А. Оттавиани оформить их в виде оглашенного на соборном заседании 16 нояб. приложения к конституции «Lumen gentium» - «Предварительного пояснительного примечания» (Nota explicativa praevia). В получившем поддержку Л. и группы «Примечании» указывалось, что коллегиальность следует понимать не в юридическом смысле, но в смысле сотрудничества и помощи, оказываемой коллегией епископов Римскому понтифику, чья верховная власть в католич. Церкви безусловно сохранялась.

Говоря о развитии католич. экуменизма, Л. указал на расхождение положения схемы «Об экуменизме», где было отмечено, что Св. Дух не отказывается использовать некатолич. Церкви и общины как спасительные средства (ср.: CVatII. UR. 3), с традиц. католич. учением о том, что только католич. Церковь, как единственная истинная, является средством спасения. Отстаивая рим. централизм, т. е. систему централизованного управления католич. Церковью посредством Римской курии, Л. критиковал положения схемы «О епископах», расширявшие автономию и полномочия епископских конференций и закреплявшие за их решениями обязательную каноническую, а не только пастырскую силу (ср.: CVatII. CD. 38), что, с т. зр. Л., приводило к ослаблению власти правящего епископа в его диоцезе.

Основными объектами критики Л. в соборных выступлениях и в рамках деятельности «Coetus» были проекты декларации «О религиозной свободе» и пастырской конституции «О Церкви в современном мире». Данные документы рассматривались Л. как противоречившие традиц. социальному учению Римских пап XIX и XX вв. Они содержали новое социальное учение, которое основано на принципах христ. гуманизма и примиряет католич. Церковь с либеральной системой ценностей совр. западноевроп. цивилизации. В замечаниях по схеме «О религиозной свободе», направленных Л. 30 дек. 1964 г. в секретариат Собора, он указывал на осуждение принципа свободы совести папой Пием IX в энциклике «Quanta cura» с приложением «Syllabus errorum» (1864), а также на традиц. католич. позицию о государственно-церковных отношениях, изложенную папой Римским Львом XIII в энциклике «Immortale Dei» (1885), где осуждался принцип светского гос-ва. Л. выражал опасение, что принятие этой схемы в качестве соборного документа приведет к исчезновению гос-в, признающих католицизм гос. религией, католич. школы будут вынуждены принимать на обучение детей, исповедующих иные религии, католикам будет сложно осуществлять миссию из-за догматического и практического релятивизма (Lefebvre. J'accuse le Concile! 19762. Р. 47). В ходе 3-й сессии Собора «Coetus» удалось организовать среди участников устойчивую оппозицию, выступавшую против проекта декларации, в связи с чем 9 окт. 1964 г. папа Павел VI принял решение создать специальную комиссию для переработки текста проекта; в состав комиссии был включен Л., что вызвало протест со стороны 17 кардиналов-«прогрессистов», к-рые добились от папы исключения Л. из числа членов комиссии. Во время 4-й сессии Собора Л. и др. члены группы продолжали выступать с критикой проекта декларации, побудив папу Павла VI распорядиться внести в преамбулу декларации фразу о сохранении «в неприкосновенности традиционного католического учения о нравственных обязанностях людей и сообществ по отношению к истинной религии и единой Церкви Христовой» (CVatII. DН. 38). Тем не менее при заключительном голосовании 19 нояб. 1965 г. значительное число участников Собора выступило против принятия декларации «Dignitatis humanae» (1954 голоса за, против - 249).

Еще в начале 4-й сессии 9 сент. 1965 г. Л. направил в секретариат Собора письменные возражения по проекту пастырской конституции «О Церкви в современном мире» (рабочее название - «Схема XIII»), обвинив авторов этого проекта в том, что они не следуют католич. вероучению в вопросах свободы и достоинства человеческой личности, но провозглашают новое учение, основанное на позициях антропоцентризма и ложного гуманизма, «смеси номинализма, модернизма, либерализма и тейярдизма» (Lefebvre. J'accuse le Concile! 19762. P. 92). Критика схемы со стороны членов «Coetus» и др. участников Собора привела к изменениям отдельных мест проекта, однако не удалось добиться внесения в схему положений, осуждающих коммунизм как идеологию, к-рая противоречит социальному учению католич. Церкви. Противодействие принятию «Схемы XIII» продолжалось до последнего дня работы Собора, когда проект был принят большинством голосов (2111 голосов за, против - 251). 7 дек. 1965 г., во время финального голосования по декларации «Dignitatis humanae» (2308 голосов за, против - 70) и пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» (2307 голосов за, против - 75), Л. голосовал против этих документов, однако на итоговых листах актов Собора поставил свою подпись, что впосл. объяснялось им «моральным давлением папы»: «...я не мог отделиться от папы: если папа подписал, я был морально обязан подписаться» (см.: Tissier de Mallerais. 2002. Р. 333).

Совмещая работу на Соборе с управлением конгрегацией Св. Духа, Л. столкнулся с негативной оценкой своей соборной деятельности со стороны определенного числа членов конгрегации, особенно из франц. провинций. Они были недовольны тем, что его личная «интегристская» позиция ассоциируется с конгрегацией, возглавляемой им в качестве генерального настоятеля. Особое недовольство вызывали предписания Л. по введению строгих правил внутреннего распорядка в мон-рях и духовных школах конгрегации, а также требование обязательного ношения сутаны, а не т. н. клержимана - обычной муж. рубашки с особым «воротничком священника», к-рую в 1962 г. ассамблея франц. епископов дозволила носить вместо сутаны франц. клирикам. Жалобы на Л. направлялись в Римскую курию, где Конгрегация по делам монашествующих рассмотрела их и представила папе Павлу VI доклад, однако папа одобрил действия Л., подчеркнув, что члены конгрегации обязаны подчиняться во внутренних вопросах генеральному настоятелю. С 1966 г. Л. стремился проводить реформы конгрегации Св. Духа в соответствии с принятым на Соборе декретом «Perfectae caritatis» об обновлении жизни монашествующих в совр. условиях, для чего организовал комиссию по подготовке чрезвычайного капитула и рассмотрению предложений по поправкам в устав конгрегации. В то же время он рекомендовал воздерживаться от экспериментов при проведении литургической реформы, предписал сохранять в храмах конгрегации дарохранительницы со Св. Дарами на главных алтарях, не перемещая их в др. части храма, запретил практику сослужения священников во время мессы, появившуюся в лат. обряде в ходе литургических преобразований, и указал на необходимость использовать совр. языки вместо латыни только на будничных мессах. На открытии чрезвычайного капитула конгрегации Св. Духа в Риме 8 сент. 1968 г. большинство его участников высказалось за принятие не отдельных поправок, а новой редакции устава конгрегации, против чего категорически выступил Л. Генеральный настоятель был отстранен от руководства капитулом, его заменил избранный участниками секретариат. Противостояние Л. с «прогрессистами» на капитуле завершилось его отставкой с поста генерального настоятеля (28 окт. 1968). После выхода на пенсию в сане титулярного архиепископа Синнады Фригийской, а после 10 дек. 1970 г. в сане архиепископа-епископа Тюльского на покое Л. поселился в папской Литовской коллегии в Риме, сохранив за собой лишь должность консультанта Конгрегации пропаганды веры.

С кон. 60-х гг. ХХ в. под рук. Л. стали объединяться католические об-ва, а также священники, семинаристы и миряне, несогласные с реформами Римско-католической Церкви. Поддерживая связь с бывшими членами «Coetus», особенно с архиеп. Ж. ди Пруэнсой Сигаудом и еп. А. де Кастро Майером, Л. выступил с инициативой создания периодического издания для апологии традиц. католич. вероучения и критики соборных реформ. В авг. 1967 г. в Риме он основал ж. «Fortes in fide» (Сильные в вере). Одной из первых тем в журнале стала литургическая реформа; анализируя ее, Л. и др. критики указали, что в основе реформы заложено протестант. понимание роли мирян при совершении Евхаристии. В окт. того же года журнал с богословской критикой предложенного к рассмотрению нового чина мессы (т. н. нормативная месса 1967 г.) раздавался участникам Синода католич. епископов и оказал т. о. влияние на последовавшее отклонение Синодом нового чина. Не осуждая еще документы II Ватиканского Собора, к-рые «были подписаны папой и епископами, а значит, не могут вызывать сомнений», Л. проводил их анализ и отмечал «внутренние противоречия» в декларации «Dignitatis humanae» и пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» (Lefebvre. Un évêque parle. 1974. [Pt. 1]. P. 107). Архиепископ указывал на начавшийся после Собора кризис веры в католич. Церкви, знаковым проявлением к-рого стал выпуск в 1966 г. скандального «Голландского катехизиса», где ставились под сомнение основные положения христ. вероучения.

Выпуск 3 апр. 1969 г. папой Павлом VI апостольской конституции «Missale Romanum», утвердившей новый чин мессы (см. Novus ordo), способствовал консолидации католиков-традиционалистов. В мае 1969 г. под рук. Л. в Риме была создана группа из 12 католич. теологов, подготовившая «Краткое критическое рассмотрение нового чина мессы». 3 сент. этот документ был представлен кардиналам А. Оттавиани и Антонио Баччи и от их имени 28 сент. направлен папе Павлу VI. 12 нояб. префект Конгрегации вероучения кард. Франьо Шепер сообщил папе, что «Краткое критическое рассмотрение» ошибочно трактует отдельные моменты литургической реформы, а критика нового чина мессы содержит неточности и ошибки. Тем не менее текст «Краткого критического рассмотрения» был переведен на мн. языки и получил широкое распространение в католич. Церкви.

В 1968 г. к Л. обратились несколько рим. семинаристов (в основном из папской Французской семинарии) с просьбой содействовать им в получении традиц. католич. образования, к-рое они уже не могли получить в рим. папских семинариях, в т. ч. из-за предписания Папского престола о постепенном переходе на служение нового чина мессы при запрете совершения старого. Первоначально Л. направил этих семинаристов в ун-т Фрибура (Швейцария), т. к. он поддерживал дружеские отношения с Лозаннским, Женевским и Фрибурским еп. Франсуа Шаррьером и ему было известно, что на фак-те католич. теологии ун-та Фрибура преподавание велось доминиканцами в духе традиц. томизма. Затем Л. решил открыть международную семинарию для подготовки священников в традиц. духе, для чего во Фрибуре на средства благотворителей был приобретен дом. 6 июня 1969 г. еп. Ф. Шаррьер разрешил архиепископу открыть семинарию. Для получения учебным заведением юридического статуса 2 июля была учреждена Ассоциация по подготовке священников, названная в честь папы Римского Пия Х, к-рый в 1907 г. энцикликой «Pascendi Dominici gregis» осудил теологический модернизм. 13 окт. 1969 г. семинария св. Пия Х начала свою работу. Семинаристы из разных стран посещали лекции в ун-те, в общежитии был установлен строгий монастырский распорядок дня, общинные богослужения совершались по дореформенным чинам, а месса - по реформированному чинопоследованию 1965 г. даже после того, как в кон. 1969 г. во Фрибурском еп-стве был введен Novus ordo. Не запрещая семинаристам посещать мессы, совершаемые по новому чину в др. католич. храмах, Л. подчеркивал, что Novus ordo не является еретическим чином, хотя и наполнен протестант. и модернистскими идеями.

Весной 1968 г. неск. мирян-традиционалистов выкупили у каноников св. Бернарда Аостийского участок земли с остатками древнего мон-ря в Эконе (кантон Вале, Швейцария), к-рый в нач. 1969 г. был подарен семинарии св. Пия Х. В апр. 1969 г. Л. представил Сьонскому еп. Франсуа Нестору Адану, в еп-стве к-рого находился Экон, проект устройства новициата при семинарии, и 19 мая 1970 г. после длительных переговоров еп. Ф. Н. Адан дал разрешение на размещение в Эконе подготовительной предсеминарии при семинарии св. Пия Х, открытой 1 окт. К этому времени Л. разработал проект объединения священников-традиционалистов в международное братство, устроенное в виде секулярного института, т. е. по образцу монашеских конгрегаций, но без вечных монашеских обетов (см. ст. Институты посвященной жизни). Это позволило бы вошедшим в братство священникам-традиционалистам действовать в разных диоцезах без получения от их правящих епископов инкардинации (включения в состав клира диоцеза). Эта идея получила одобрение со стороны префекта Конгрегации по делам монашествующих кард. Ильдебрандо Антоньютти и секретаря Конгрегации по делам клира архиеп. Пьетро Палаццини. В июне 1970 г. Л. подготовил проект статута братства, к-рый был представлен на утверждение еп. Ф. Шаррьеру. 1 нояб. того же года еп. Ф. Шаррьер издал декрет об учреждении в его еп-стве Международного священнического братства св. Пия Х с испытательным сроком на 6 лет. В кон. 1970 г. Л. удалось добиться от еп. Ф. Н. Адана устного согласия на открытие в Эконе международной семинарии св. Пия Х, независимой от Фрибурского ун-та. Однако в нач. 1971 г. преемник ушедшего на покой в кон. 1970 г. еп. Ф. Шаррьера еп. Пьер Мами отказался инкардинировать в состав клира своего еп-ства священников - членов братства; проблемы с инкардинацией возникли и в др. диоцезах. Стремясь преобразовать Священническое братство св. Пия Х из института диоцезального права в институт понтификального права, что сделало бы его независимым от местных епископов, Л. обратился в Конгрегацию по делам монашествующих, Конгрегацию пропаганды веры и Конгрегацию по делам клира с просьбой одобрить его деятельность. 18 февр. 1971 г. Л. получил одобрение от префекта Конгрегации по делам клира кард. Джона Райта, однако это не помогло разрешить проблем с инкардинацией священников братства.

После участия в конференции католиков-традиционалистов в Париже, на к-рой обсуждались аспекты литургической реформы, 10 июня 1971 г. Л. объявил в Эконе об отказе от нового чина мессы 1969 г. и в целом от всяких изменений в богослужении в рамках послесоборных реформ, а также о возврате к Миссалу 1962 г. и к др. богослужебным книгам, изданным до II Ватиканского Собора. При этом Л. вновь воздержался от осуждения новых чинов как еретических и недействительных, ограничившись признанием того, что они затрудняют или искажают истинное католич. понимание данных обрядов. 28 июня 1971 г. Л. совершил по традиц. чину рукоположение во пресвитера 1-го семинариста, члена братства св. Пия Х. Известие об этом побудило 18 швейцар. священников написать префекту Конгрегации по делам семинарий и католич. ун-тов кард. Габриэлю Мари Гаррону письмо, в к-ром семинария в Эконе называлась «рассадником интегризма» и обвинялась в «разделении клириков и соблазне мирян» (см.: Tissier de Mallerais. 2002. Р. 498). 22 нояб. кард. Г. М. Гаррон принял в Риме Л. и потребовал от него соблюдения правил, установленных для католич. семинарий, но получил ответ, что Экон остается одной из немногих совр. семинарий, где эти правила соблюдаются неукоснительно. В февр. 1972 г. кард. Г. М. Гаррон запросил у еп. Ф. Н. Адана отчет о состоянии дел в семинарии; правящий епископ дал положительную характеристику деятельности семинарии.

18 марта 1972 г. ок. 700 мирян совершили паломничество во Фрибур, во время к-рого они открыто молились за разрешение Папским престолом служения дореформенной мессы и за свободу деятельности Священнического братства св. Пия Х. Участие в этой акции франц. католиков, а также рост числа семинаристов в Эконе (с 24 до 56) привели к тому, что епископская конференция Франции обеспокоилась деятельностью Л. 24 марта в Экон был направлен визитатор конференции еп. Жак Деларю, ряд франц. епископов предложили обсудить ситуацию с Эконом на собрании франц. епископата в Лурде, где 30 окт. 1972 г. Экон был назван «дикой семинарией» (séminaire sauvage), якобы готовящей клириков в духе неподчинения епископам; выпускники семинарии св. Пия Х были предупреждены, что они не получат инкардинации во франц. диоцезах. В свою очередь Л. в ответ на критику заявил, что семинария создана с дозволения правящего епископа и не нуждается в одобрении епископской конференции Франции, т. к. не находится в ее ведении, но принадлежит секулярному институту - Священническому братству св. Пия Х. Однако 17 марта 1973 г. еп. Ф. Н. Адан в адресованном Л. письме указал на обязательное совершение «мессы Павла VI» и выразил обеспокоенность тем, что в его диоцезе создается «секта», не подчиняющаяся церковным властям.

Несмотря на сложности со статусом братства и семинарии, Л. удалось открыть в кон. 1973 г. новициат семинарии в Армейде (шт. Мичиган, США) и 22 февр. 1974 г.- отделение братства в Альбано-Лациале (близ Рима); к нач. 1974 г. число семинаристов в Эконе увеличилось до 95. В развитие конфликта между Л. и епископской конференцией Франции вмешался госсекретарь Папского престола кард. Жан Вийо. Он поручил префектам Конгрегаций по делам клириков и по делам семинарий созвать в Риме совещание с участием еп. П. Мами и еп. Ф. Н. Адана. Прибывшим 26 апр. в Рим епископам в Конгрегации по делам семинарий вручили 2 требования к Л.: четко и ясно выразить позицию относительно реформ II Ватиканского Собора, неукоснительно соблюдать правила открытия отделений братства в других диоцезах. 23 июня комиссия кардиналов приняла одобренное папой Павлом VI решение направить в Экон 2 апостольских визитаторов от Конгрегаций по делам семинарий и по делам клириков. 11-13 нояб. 1974 г. в Эконе находились апостольские визитаторы - секретарь папской Библейской комиссии еп. Альбер Декан и помощник секретаря комиссии по пересмотру Кодекса канонического права пресв. Гийом Онклен. Они не посещали богослужения по дореформенным чинам, но общались с профессорами и семинаристами на темы реформ в католич. Церкви, в т. ч. о возможности введения женатого духовенства, о новых богословских концепциях, напр. внетелесного понимания Воскресения Христа (Lefebvre. Un évêque parle. 1976. [Pt. 3]. P. 292).

Хотя у визитаторов сложилось благоприятное впечатление о семинарии, их беседы вызвали глубокое возмущение у Л. и семинаристов. 21 нояб. Л. выпустил декларацию, в к-рой провозгласил верность «католическому Риму, стражу католической веры и преданий, необходимых для сохранения этой веры, вечному Риму, наставнику в мудрости и истине» и отказ «следовать за Римом в его неомодернистских и неопротестантских устремлениях, которые ясно обнаружились на II Ватиканском Соборе и после Собора во всех реформах, которые были его следствием» (Ibid. P. 270). В декларации Л. резко осудил литургическую реформу, подчеркнув ее внутреннюю связь с «протестантизацией» учения католич. Церкви: «Нельзя глубоко изменить lex orandi [закон молитвы], не изменяя lex credendi [закон веры]. Новая месса соотносится теперь с новым катехизисом, новым священством, новыми семинариями, новыми католическими университетами… Будучи исчадием либерализма и модернизма, эта реформа нашпигована ядом, она изошла из ереси и приводит к ереси, даже если не все ее проявления - формальная ересь» (Ibid. P. 271).

Вскоре текст декларации Л. был опубликован в неск. журналах и вызвал возмущение в Риме. 24 янв. 1975 г. еп. П. Мами направил официальный запрос префекту Конгрегации по делам монашествующих кард. Артуро Таберу Араосу о возможности упразднить Священническое братство св. Пия Х до истечения 6-летнего испытательного срока. 13 февр. Л. был вызван в Рим на встречу с кардиналами Г. М. Гарроном, Дж. Райтом и А. Таберой Араосом. Архиепископу было сообщено, что апостольские визитаторы дали благоприятный отзыв о семинарии в Эконе, но после выпущенной им декларации от 21 нояб. 1974 г. встал вопрос о его подчинении папе Римскому и решениям II Ватиканского Собора. Л. заявил, что не может следовать решениям Собора, реформы к-рого привели к появлению противоречащих католич. вере катехизисов, «протестантской» мессы, религ. свободе, уравнивающей в правах истинную религию наряду с ложными, и сближению с коммунистами и франкмасонами (см.: Tissier de Mallerais. 2002. Р. 507). 15 февр. во Флоренции Л. выступил с лекцией, посвященной сравнению нового чина мессы 1969 г. с чином евангелической вечери М. Лютера, выявив их взаимосвязь, выразившуюся в упразднении в мессе тех мест, к-рые прямо свидетельствовали о реальном присутствии Христа в Св. Дарах (транссубстанциации) и о понимании Евхаристии как Жертвоприношения: «Можно только изумиться, констатируя, что новая реформа ввела те же изменения, [что и Лютер]. Воистину, современные тексты, данные в руки верующим, больше не говорят о Жертве, но говорят о Литургии Слова, о Вечере, о преломлении хлеба или Евхаристии… Упразднение алтарного камня, введение стола, покрытого одной скатертью, священник, обращенный к народу, гостия, всегда оставляемая на патене, а не на корпорале, допущение обычного хлеба и ваз, сделанных из разных, порой совершенно неблагородных, веществ, и многие другие детали способствуют тому, чтобы внушать прихожанам протестантские понятия, полностью противоположные по своей сути католическому учению» (Lefebvre. Un évêque parle. 1976. [Pt. 3]. P. 280-281).

3 марта на новой встрече Л. с кардиналами Г. М. Гарроном, Дж. Райтом и А. Таберой Араосом, а также с еп. П. Мами звучали обвинения в неподчинении папе Римскому, отрицании живого характера Свящ. Предания, ошибочном понимании реформ и решений Собора, распространении худшего из «либерализмов» - неподчинения церковным властям. В ответ Л. заверил присутствовавших в своем послушании Папскому престолу, но отказался отречься от декларации, т. к., с его т. зр., соборные реформы привели к кризису в Римско-католической Церкви, наличие к-рого не отрицал и сам папа Павел VI. Чтобы подчеркнуть свою верность папе Римскому, 19 марта Л. отправил открытое письмо одному из лидеров «крайних» католиков-традиционалистов, пресв. Ж. де Нанту, который также осуждал соборные реформы, но при этом призывал к разрыву с «впавшим в ересь Римом». В письме, приведя аналогию со спорами апостолов Павла и Петра, во время которых ап. Павел тем не менее сохранял подчинение «князю апостолов», Л. заявил, что никогда не пойдет на разрыв с католич. Церковью. 25 апр. кард. А. Табера Араос дал положительный ответ на запрос еп. П. Мами о роспуске братства св. Пия Х, и 6 мая епископ уведомил Л. об отзыве у братства разрешения на деятельность, выданного его предшественником еп. Ф. Шаррьером. В тот же день решение о прекращении деятельности как братства, так и семинарии в Эконе и других учреждений, связанных с братством, было согласовано кардиналами с папой Павлом VI.

В ответ на эти меры 25 мая Л. и связанная с братством ассоциация мирян-традиционалистов «Credo» организовали масштабное паломничество в Рим, приуроченное к празднованию Юбилейного года (см. «Annus sanctus»). Л. посчитал решение еп. П. Мами об упразднении братства незаконным, т. к. оно было вынесено в отношении секулярного института, чей запрос на получение статуса понтификального права находился в стадии рассмотрения в конгрегациях Римской курии. Данный аргумент, а также несогласие Л. с обвинениями в отступлении от католич. веры, высказанными на встрече с кардиналами без должного заключения от Конгрегации вероучения, были изложены архиепископом в апелляции, которую он направил 5 июня в Верховный суд Апостольской сигнатуры (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви). 10 июня префект Апостольской сигнатуры кард. Дино Стаффа сообщил Л., что его апелляция отклонена, т. к. решение об упразднении братства и семинарии в Эконе было согласовано кардиналами и еп. П. Мами с папой Павлом VI, который выразил с ним согласие «в особой форме» (forma specifica). Новая просьба Л. к кард. Д. Стаффе представить письменное решение папы осталась без ответа, и 29 июня 1975 г. Л. совершил рукоположение во пресвитеры братства 3 семинаристов. В тот же день папа Павел VI отправил Л. письмо, в к-ром призвал его подчиниться постановлению об упразднении братства и принять решения II Ватиканского Собора.

Отказываясь признавать роспуск братства как «канонически незаконный и морально несправедливый», Л. продолжил свою деятельность. 8 сент. 1975 г. папа Павел VI вновь призвал его к послушанию; в ответ 24 сент. архиепископ отправил папе письмо, где подтвердил свое подчинение «преемнику Петра, наставнику истины для всей Церкви», но объяснил свою позицию тем, что закрытие семинарии в Эконе будет означать «соучастие в разрушении Церкви», т. к. «эта семинария не согласна с постсоборными тенденциями, которые разрушают Церковь» (см.: Tissier de Mallerais. 2002. Р. 511). 27 окт. госсекретарь Папского престола кард. Ж. Вийо в письме епископским конференциям всех стран уведомил о недопустимости инкардинации священников братства в диоцезы. 24 мая 1976 г., во время консистории кардиналов, папа Павел VI указал на право Папского престола вводить новый чин мессы для обязательного служения во всей католич. Церкви, поэтому неподчинение Л. и его последователей воле папы Римского есть противление католич. Церкви, к-рое не может быть оправдано идеей защиты веры.

25 июня 1976 г. помощник госсекретаря Папского престола архиеп. Джованни Бенелли уведомил Л. о наложенном на него специальным папским мандатом запрете совершать рукоположение пресвитеров (a collatione ordinum). Несмотря на это, 29 июня Л. совершил в Эконе рукоположение 13 пресвитеров в присутствии неск. тысяч паломников. Во время церемонии он заявил о праве всякого католич. священнослужителя совершать дореформенную мессу, основанном на булле папы Римского Пия V «Quo primum», к-рой т. н. тридентский чин мессы вводился «на вечное употребление». Л. особо подчеркнул, что старый чин мессы - подлинно католический, а «новая месса есть символ, выражение новой, модернистской веры» (см.: Tissier de Mallerais. 2002. Р. 513). 1 июля пресс-бюро Папского престола опубликовало коммюнике, в к-ром признавался факт нарушения Л. канонической дисциплины - совершения «запрещенных» рукоположений. 6 июля префект Конгрегации по делам епископов кард. Себастьяно Баджо уведомил Л. о позиции папы Павла VI: он квалифицировал совершённые Л. рукоположения как акт непослушания Папскому престолу, призвав покаяться перед папой в 10-дневный срок. Л. отправил папе несколько писем, в которых продолжал настаивать на правильности своих действий для блага католич. Церкви. 22 июля секретариат Конгрегации по делам епископов уведомил Л., что ввиду отсутствия с его стороны покаяния он по решению папы Павла VI подвергнут запрещению в священнослужении (suspensio a divinis). 29 июля Л. в ответ опубликовал «Несколько размышлений о запрещении в священнослужении», где заявил, что «это запрещение лишь запрет мне служить новую мессу, совершать новые таинства. От меня требуют подчинения «послесоборной Церкви», как выразился архиепископ Бенелли, но эта «послесоборная Церковь» есть схизматическая Церковь, потому что она разрывает с вечной католической Церковью» (см.: Ibid. Р. 514).

29 авг. 1976 г. Л. в присутствии 7 тыс. верующих отслужил в Лилле традиц. мессу, что вызвало большой резонанс в европ. СМИ. 11 сент. архиепископу удалось добиться аудиенции у папы Павла VI в загородной папской резиденции Кастель-Гандольфо; на аудиенции Л. вновь подчеркнул свою верность Папскому престолу, но призвал папу с пониманием отнестись к католикам, чувствующими связь с традиц. католич. богослужением. После совместной молитвы папа призвал Л. ожидать его решения. В письме от 11 окт. папа указал Л. на его «ложную экклезиологию», отрицающую совпадение позиции Папского престола и решений II Ватиканского Собора, а также на «ложное понимание Традиции». Дальнейшие переговоры с Л. папа поручил Конгрегации вероучения, однако выдвинутые в мае 1977 г. тезисы Л. о необходимости разрешить всем католич. священникам свободно совершать дореформенную мессу были отвергнуты понтификом. Несмотря на предупреждения со стороны Папского престола, Л. совершил рукоположение пресвитеров 29 июня 1977 г. и 29 июня 1978 г. В июле 1978 г. папа Павел VI доверил еп. П. Мами каноническое расследование по поводу очередных рукоположений, целью к-рого было отлучение Л. от Церкви. В то же время вокруг Л. и братства св. Пия Х происходила консолидация большинства католиков-традиционалистов, росло число студентов семинарии в Эконе и др. семинариях братства, открылись региональные отделения братства (дистрикты) во мн. странах мира.

Архиеп. М. Ф. Лефевр на мессе. Фотография. 1981 г.
Архиеп. М. Ф. Лефевр на мессе. Фотография. 1981 г.

Архиеп. М. Ф. Лефевр на мессе. Фотография. 1981 г.
После смерти папы Павла VI (6 авг. 1978) переговоры с Л. продолжил папа Римский Иоанн Павел II, принявший архиепископа на частной аудиенции 18 нояб. 1978 г., во время к-рой была достигнута договоренность о дальнейших переговорах по вопросу служения дореформенной мессы. После длительных переговоров с Конгрегацией вероучения Л. и его друг браз. еп. А. де Кастро Майер, возглавивший традиционалистское Священническое братство св. Жана Мари Вианнея (см. ст. Вианнея св. Жана Мари апостольская администратура), 21 нояб. 1983 г. направили папе Иоанну Павлу II открытое послание, призвав отказаться от «заблуждений II Ватиканского Собора»: ереси экуменизма, протестант. принципа коллегиальности управления Церковью, ущемляющего папскую власть, признания ложной концепции прав человека на религ. свободу и «протестантской концепции Священного Жертвоприношения» (Открытое послание папе Иоанну Павлу II архиеп. М. Лефевра и еп. А. де Кастро Майера. 2000. С. 95-97).

Под влиянием этого обращения и после письменных консультаций с епископами о проблемах реализации литургической реформы папа Иоанн Павел II разрешил предоставлять индульт на служение мессы «по тридентскому обряду» группам традиционалистов при условии признания ими правильности нового чина мессы (циркуляр Конгрегации богослужения «Quattuor abhinc annos» от 3 окт. 1984). Однако правила получения индульта на совершение старой мессы делали это практически невыполнимым, индультом смогли воспользоваться лишь небольшие группы традиционных католиков.

Ввиду того что условия свободного совершения дореформенной мессы не исполнялись, а также продолжалась деятельность папы Римского Иоанна Павла II по развитию экуменического и межрелиг. диалога, Л. выразил сомнения в возможности достичь успеха в диалоге с Папским престолом. Особое осуждение Л. вызвали посещение папой Иоанном Павлом II рим. синагоги 13 апр. 1986 г. и совместная молитва за мир представителей всех религий, организованная папой 27 окт. 1986 г. в Ассизи. Указывая на свой преклонный возраст и не желая оставлять традиц. католиков без священства, 29 июня 1987 г. Л. объявил о своем намерении совершить рукоположение епископов-преемников без папского разрешения. 14 июля в Риме состоялась встреча Л. и префекта Конгрегации вероучения кард. Йозефа Ратцингера (папа Римский Бенедикт XVI в 2005-2013), во время которой была выражена готовность Папского престола продолжить переговоры с Л. и братством св. Пия X, чтобы избежать «схизматического акта». В случае согласия Л. на условия Папского престола кардинал гарантировал признание братства св. Пия Х, к-рое будет преобразовано в общество апостольской жизни, подчиненное непосредственно Папскому престолу, предоставление прав служить мессу по чину 1962 г., обучать и рукополагать семинаристов. 11 нояб. Экон посетил апостольский визитатор кард. Эдуар Ганьон, составивший хвалебный отзыв о семинарии. По итогам переговоров 5 мая 1988 г. в Риме кард. Й. Ратцингер и Л. подписали совместный протокол о достигнутых соглашениях: Л. разрешалось совершить рукоположение епископа для братства св. Пия X, но только после канонического признания братства Папским престолом. Вечером того же дня Л. попросил назначить точную дату, когда ему разрешат рукоположить епископа, и, не получив однозначного ответа, он сообщил кард. Й. Ратцингеру о своей обязанности «по совести» совершить епископское рукоположение 30 июня.

После очередных переговоров 24 мая Л. в ультимативной форме потребовал назначить точную дату епископского рукоположения, высказав подозрение, что подлинной целью этих переговоров является затягивание процесса офиц. признания братства св. Пия X. 30 мая кард. Й. Ратцингер ответил Л., что необходимо согласовать с Папским престолом кандидатуру буд. епископа. 2 июня Л. отправил письмо папе Иоанну Павлу II, в к-ром выразил сожаление, что время искреннего и эффективного сотрудничества братства с Папским престолом еще не пришло, и сообщил, что он готов совершить епископское рукоположение, не дожидаясь офиц. признания братства. 9 июня папа Иоанн Павел II призвал Л. отказаться от этого намерения, к-рое будет считаться актом церковного раскола.

30 июня 1988 г. Л. и еп. А. де Кастро Майер в присутствии более 10 тыс. мирян и 300 священников совершили в Эконе рукоположение 4 епископов. Церемония еще не завершилась, когда в Ватикане в зале для прессы было объявлено об отлучении latae sententiae (в силу совершения незаконного деяния) 6 епископов. 1 июля префект Конгрегации по делам епископов кард. Бернарден Гантен издал декрет «Dominus Marcellus Lefebvre» об отлучении от Церкви Л., еп. А. де Кастро Майера и 4 рукоположенных ими епископов. 2 июля папа Иоанн Павел II опубликовал motu proprio «Ecclesia Dei adflicta», в этом документе действия Л. были расценены как «схизматический акт», а сторонники Л. обвинялись в «неполном и внутренне противоречивом понимании Предания», в отрицании его живого характера и преемственности, существующей в учении II Ватиканского Собора. Тем же документом папа организовал специальную папскую комиссию «Ecclesia Dei», под руководством к-рой были созданы сообщества клириков и монашествующих, «привязанных к некоторым старым литургическим и дисциплинарным формам латинской традиции». Сам Л. и его последователи отказались признать церковное отлучение и продолжали считать себя в единстве с католич. Церковью. Впосл. по распоряжению папы Римского Бенедикта XVI декретом Конгрегации епископов от 21 янв. 2009 г. с 4 рукоположенных Л. епископов-традиционалистов церковное отлучение было снято.

Л. погребен в крипте семинарской часовни в Эконе.

Соч.: Un évêque parle: Écrits et allocutions. P., 1974-1976. [3 pt.]; J'accuse le Concile! Martigny, 19762; Lettre ouverte aux catholiques perplexes. P., 1985; Ils L'ont découronné: Du libéralisme à l'apostasie: La tragédie conciliaire. Escurolles, 19872 (рус. пер.: Они предали Его: От либерализма к отступничеству. СПб., 2007; Они Его развенчали: От либерализма к отступничеству: Трагедия Собора. М., 2011); Mes quarante ans d'épiscopat // Fideliter. 1987. N 59. Sept.-oct.; Mes doutes sur la liberté religieuse. P., 1987, 2000; Itinéraire spirituel. P., 1991; L'Église infiltrée par le modernisme. Eguelshardt, 1993; О святой Мессе и католич. священнослужении // Покров: Альм. рос. католиков. М., 2000. Вып. 6. С. 3-8; Открытое послание папе Иоанну Павлу II архиеп. М. Лефевра и еп. А. де Кастро Майера / Пер.: В. Пономарев // Там же. 2000. Вып. 8. С. 95-97; Интервью архиеп. М. Лефевра газете «30 jours», июль 1988 / Пер.: В. Пономарев // Там же. 2001. Вып. 9. С. 73-77.
Лит.: Congar Y. La crise dans l'Église et Mgr Lefebvre. P., 1976; Anzevui J. Le drame d'Ecône. Sion, 1976;Davies M. Apologia Pro Marcel Lefebvre. Dickinson, 1979-1985. 3 vol.; Marchal D. Mgr Lefebvre: Vingt ans de combat pour le sacerdoce et la foi, 1967-1987. P., 1988; Penanster A., de. Un papiste contre les papes. P., 1988; Lafage F. Du refus au schisme: Le traditionalisme catholique. P., 1989; Perrin L. L'affaire Lefebvre. P., 1989; idem. Le Coetus Internationalis Patrum et la minorité à Vatican II // Catholica. 1999. N 63. Р. 71-84; Экон: Крестовый поход. М., 1992; Асмус В., прот. Архиеп. Марсель Лефевр и католицизм XX в. // Regnum Aeternum. П., 1996. Т. 1; Cuneo M. The Smoke of Satan: Conservative and Traditionalist Dissent in Contemporary American Catholicism. N. Y., 1997; Каньон А. Сражение за честь Церкви // Покров. М., 2000. Вып. 5. С. 59-76; Tissier de Mallerais B. Marcel Lefebvre: Une vie. Étampes, 2002; Senèze N. La crise intégriste: 20 ans après le schisme de Mgr Lefebvre. P., 2008; Roy F. J. Le Coetus Internationalis Patrum au concile Vatican II: Genèse d'une dissidence? Minorités et dissidences du catholicisme: L'orthodoxie à l'épreuve de la modernité // Histoire@Politique. 2012/2013. N 18. P. 42-61.
В. В. Тюшагин
Ключевые слова:
Архиепископы Римско-католической Церкви Лефевр Марсель Франсуа (1905 - 1991), архиепископ Тюльский
См.также:
АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
АГОБАРД (ок. 769-840), архиеп. Лионский
АДАЛЬБЕРТ († 1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (c 1043), церк. и полит. деятель средневек. Германии
АДАЛЬБЕРТ († 981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер