Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАМБИЯ
19, С. 589-595 опубликовано: 21 ноября 2013г.


ЗАМБИЯ

[Республика Замбия; англ. Republic of Zambia], гос-во на юго-востоке Центр. Африки. Территория - 752,6 тыс. кв. км. На западе граничит с Анголой, на северо-западе с Демократической Республикой Конго, на северо-востоке с Танзанией, на востоке с Малави, на юго-востоке с Мозамбиком, на юге с Намибией, Ботсваной и Зимбабве. Столица - Лусака (1,05 млн чел.- 2007). Офиц. язык - английский. География Территория З. представляет собой плоскогорье, состоящее из средневысотных слабоволнистых цокольных плато высотой 1100-1350 м над уровнем моря, с отдельными горными массивами и кряжами. Самая высокая точка страны - пик Мванда (высота 2150 м). Большая часть территории расположена в бассейне р. Замбези, в низовьях к-рой находится водопад Виктория высотой 120 м, в сев. части З.- крупные озера тектонического происхождения (Танганьика, Бангвеулу и Мверу). Субэкваториальный пояс Южного полушария определяет климат З.: с мая по июль - относительно прохладный и сухой сезон; с авг. по окт.- жаркий и сухой; с нояб. по апр.- теплый и влажный, во время к-рого выпадает максимальное количество осадков. Леса покрывают значительную часть территории З., особенно зап. ее часть; характерны высокотравные саванны и т. н. миомбо - разреженный, сухой тропический лес с обилием лиан и кустарников. В стране 19 национальных парков и 34 заповедника.

Население

З., согласно официальным замбийским источникам (Central Statistical Office, Zambia - www.zamstats.gov.zm), на 2007 г. составляло 12,16 млн чел. Характерно преобладание народностей банту, по оценкам 2007 г.- 89,5%, из них бемба - 25,5, тонга - 11,4, лози - 5,2, нгони - 4,8, луба - 2,3, лунда - 2, мбунду - 1,4, шона - 0,3, тетела - 0,3, суахили - 0,2%. В З. также проживают сан (0,5%), относящиеся к койсанским народам, африканеры (0,4%), гуджаратцы (0,2%), греки (0,1%). Ок. половины населения З. проживает в городах. Средняя продолжительность жизни составляет 42 года. Численность населения в крупных городах: Китве - 416 тыс. чел., Ндола - 402 тыс., Кабве - 193 тыс., Чингола - 148 тыс. чел.

Государственное устройство

Согласно Конституции от 28 мая 1996 г., З.- унитарное гос-во, по форме правления - президентская республика. Глава государства - президент, избираемый на 5 лет на всеобщих прямых выборах. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом - Национальной ассамблеей, срок полномочий к-рой 5 лет. Ассамблея насчитывает 158 депутатов, из них 150 чел., представляющих политические партии, избираются населением на выборах, остальные 8 чел. назначаются президентом. Исполнительная власть принадлежит правительству, Кабинет министров работает под контролем Национальной ассамблеи. Помимо президента, возглавляющего Кабинет министров, в состав правительства входят вице-президент, министры и помощники министров, назначаемые из числа депутатов парламента. Также при президенте в качестве консультативного органа действует Палата вождей из 27 членов - вождей различных племен. З. разделена на 9 провинций (Восточная, Западная, Коппербелт, Луапула, Лусака, Северная, Северо-Западная, Центральная и Южная), возглавляемых губернаторами, которых назначает президент. Провинции состоят из округов.

Религия

По данным на 2007 г., от 80 до 85% жителей З. исповедуют христианство (нек-рые источники указывают цифры от 50 до 75%): 27-28% считают себя католиками, остальные принадлежат к протестант. церквам и сектам. Определение границы между новыми афрохрист. протестант. и маргинальными церквами, содержащими элементы африкан. племенных культов, и традиц. верованиями затруднено. Мн. приверженцы местных культов исповедуют традиц. верования параллельно с христианством. Поэтому количество приверженцев традиц. африкан. верований не поддается точному подсчету и колеблется в пределах 8-14%. Ислам исповедует ок. 2% населения, хотя мусульм. сообщество утверждает, что их количество превышает 30%. Число представителей др. исповеданий (индуизм, иудаизм) не превышает 1,5%. Новые религ. движения (НРД) объединяют ок. 2 или 3% жителей З. Численность атеистов или людей, не причисляющих себя ни к одной религии, ок. 0,5%.

Православие представлено Замбийской епархией Александрийской Православной Церкви с кафедрой в Лусаке, возглавляемой еп. Иоакимом (Кондовасом). Епархия учреждена патриаршим томосом от 22 февр. 2001 г. Ее прихожанами являются проживающие в стране греки, русские, сербы и африканцы. Имеются приходы в Лусаке (храм во имя св. Александра при Союзе греков Лусаки, ц. во имя свт. Василия Великого и вмч. Димитрия Солунского при миссионерском центре, парекклисион в честь Рождества Богородицы при епископской резиденции во имя вмч. Георгия Победоносца в Макени), в Китве (ц. во имя ап. Андрея Первозванного), в Луаншья (ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы), в Капири-Мпоши (ц. во имя свт. Николая Чудотворца), в Чингола (строящийся храм во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского) и Мукуши (строящийся храм во имя ап. Филиппа). В Лусаке при миссионерском центре строится начальная школа и планируется сооружение больницы, действует воскресная катехизаторская школа, имеющая 2 отд-ния. Ведется активная издательская деятельность, начался перевод литургических текстов на местные диалекты, периодически издается лит-ра просветительного характера на англ. и греч. языках. Еп. Иоаким окормляет православных, оказавшихся в больницах; еженедельно раздается питание 200 бездомным детям. Организованы миссионерские «ячейки» в Чирунду, Пемба, Чомба и Луангва. Общая численность православных ок. 7,5 тыс. чел.

Римско-католическая Церковь в З. представлена 2 архиеп-ствами (митрополиями): Лусака имеет 6 епископств-суффраганов (Чипата, Ливингстон, Монгу, Монзе, Ндола и Солвези), Касама - 2 еп-ства-суффрагана (Манса и Мпика). Общее число католиков ок. 3,28 млн чел. По данным на 2007 г., в стране действует 264 католич. прихода, где служат 656 священников (из них 349 монашествующих), также в З. подвизаются 580 монахов и 1542 монахини.

Протестантские церкви и секты. Англиканская Церковь представлена 5 еп-ствами (Сев. Замбия, Вост. Замбия, Центр. Замбия, Луапула и Лусака) в составе Церкви провинции Центр. Африки, окормляющей верующих в З., Малави, Зимбабве и Ботсване и являющейся членом Англиканского содружества. Общее количество верующих ок. 170 тыс. чел. в 400 приходах.

Лютеранство в З. представлено Евангелической Церковью Замбии (32 тыс. верующих, 490 общин), входящей в Лютеранское сообщество в Юж. Африке, во Всемирную лютеранскую федерацию, а также Замбийской конференцией Лютеранской Церкви Центр. Африки (8 тыс. верующих, 17 общин) в составе Конфессиональной евангелическо-лютеранской конференции, дочерней орг-ции Висконсинского Евангелическо-лютеранского Синода (США).

Кальвинизм представляют Объединенная церковь Замбии, крупнейшая протестант. орг-ция страны, к-рая включает конгрегационалистские, пресвитерианские, реформатские и проч. общины. (1 млн чел., 1200 общин), Реформатская церковь в Замбии (500 тыс. чел., 1695 общин), Замбийский синод Церкви Центр. Африки пресвитерианской (20 тыс. чел., 29 общин), Африканская национальная церковь (6 тыс. чел., 10 общин), Объединенная пресвитерианская церковь Центр. Африки (8 тыс. чел., 17 общин), а также крайне малочисленные общины белых африканеров, такие как Голландская реформатская церковь и др., общее количество верующих не более 1 тыс. чел.

Меннониты принадлежат к Церкви братьев во Христе (20 тыс. чел., 158 общин). В стране действует Меннонитский центральный комитет.

Баптисты состоят членами 3 организаций: Баптистской конвенции Замбии (110 тыс. чел., 500 общин), Баптистской ассоциации Замбии (18 тыс. чел., 150 общин) и Баптистского союза Замбии (3,5 тыс. чел., 20 общин.).

Братья создали 4 организации, первой была традиционная организация Христианские братья (75 тыс. верующих, 1 тыс. общин), со временем от нее отделились или возникли самостоятельно такие как Христианское содружество Замбии (10 тыс. верующих, 26 общин), Последняя Церковь Христа (2,1 тыс. верующих, 10 общин), Независимая ассамблея братьев (1,3 тыс. верующих, 4 общины).

Методисты представлены Африканской методистской епископальной церковью, которая объединяет более 83 тыс. чел. и 193 прихода, а также Независимой методистской церковью, насчитывающей 15 тыс. верующих и 20 общин.

Движение святости представлено 2 организациями: Церковью Назарянина (5 тыс. чел., 23 общины) и Странствующей уэслианской церковью (13 тыс. чел., 163 общины).

Армия спасения (территориальное подразделение Замбии и Малави) имеет 15 тыс. верующих и 90 общин.

Адвентисты седьмого дня (АСД) принадлежат к Замбийской объединенной конференции, входящей в состав дивизиона Юж. Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД и имеющей 1704 общины, в которые объединены более 546,4 тыс. верующих. Также существует независимая группа - Евангельская церковь седьмого дня Замбии, отколовшаяся от АСД и насчитывающая 9 тыс. адептов в 20 общинах.

Пятидесятничество в З. представлено такими традиц. орг-циями, как Ассамблеи Бога (ок. 150 тыс. верующих, ок. 330 общин), Божия церковь полного Евангелия (80 тыс. верующих, 353 общины), Пятидесятническая ассоциация святости (45 тыс. верующих, 270 общин), основанная миссионерами нем. Фельбертской миссии, Апостольская миссия веры в Замбии (18 тыс. верующих, 180 общин), Апостольская церковь в Замбии, основанная дат. миссионерами международной Апостольской церкви (4,5 тыс. верующих, 24 общины), учрежденная канад. миссионерами Апостольская церковь Пятидесятницы (3 тыс. верующих, 20 общин), Церковь Бога пророчеств (ок. 1,2 тыс. верующих, 13 общин), Международная церковь четырехстороннего (четырехугольного) Евангелия (100 верующих, 1 община), а также рядом независимых африканских организаций пятидесятнического толка, таких как т. н. Апостольская церковь веры (ок. 18,2 тыс. верующих, 180 общин), Апостольская церковь веры Св. Евангелия (ок. 45 тыс. верующих, 130 общин), Апостольская церковь Христа (ок. 1 тыс. верующих, 9 общин), Церковь апостолов в Сионе (ок. 20 тыс. верующих, 20 общин), Апостольская церковь веры и дел (ок. 4 тыс. чел., 7 общин), Церковь Бога в Замбии (ок. 6 тыс. верующих, 33 общины), Пятидесятнические свободные церкви (2 тыс. верующих, 5 общин). Ок. 100 тыс. чел. являются членами более мелких групп пятидесятнического толка.

Религиозное об-во друзей (квакеры) имеет 2 общины, ок. 300 верующих.

Различные церкви Христа объединяют 120 тыс. чел. в 950 общинах. Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе насчитывает 800 тыс. верующих в 440 общинах.

Свидетели Иеговы имеют в З. 2152 общины, 128 тыс. адептов. В 1936 и 1940 гг. от орг-ции отпочковались Независимое об-во Сторожевой башни и Сторожевая миссия исцеления. Имеются общины иеговистской маргинальной орг-ции Китавала, отделившейся от свидетелей Иеговы в 1908 г. в Ньясаленде (ныне Малави) и распространившей свое влияние на соседние страны.

Помимо этого в З. много т. н. независимых протестант. орг-ций. Из числа Независимых африканских церквей (НАЦ) местного происхождения наиболее значительные - Христианская сионская церковь (18 тыс. верующих, 20 общин), Апостольская церковь Джохана Маранке (ок. 16 тыс. верующих, 50 общин), Центральноафриканская церковь (6 тыс. верующих, 12 общин), Церковь заповедей (3 тыс. верующих, 5 общин), Церковь остатка Израиля (6 тыс. верующих, 10 общин), Церковь спасения (6 тыс. верующих, 20 общин). К НАЦ можно отнести также и ряд маргинальных афрохрист. орг-ций, по характеру более похожих на орг-ции НРД, чем на христ. церкви. Так, церкви секты Лумпа (Видимая церковь спасения), распространенные в основном среди представителей народа бемба в центральном и сев. районах страны, насчитывают ок. 5 тыс. чел., кимбангуизм (Церковь Иисуса Христа на Земле, основанная пророком Симоном Кимбангу) исповедуют в основном в пров. Коппербелт ок. 15 тыс. выходцев с территории совр. Демократической Республики Конго (бывш. Заир). Общее количество членов остальных протестант. организаций составляет ок. 1 млн чел.

Ислам. В З. мусульман 240-250 тыс. чел., в основном это сунниты ханифитского и шафиитского толка и исмаилиты, привезенные в страну в колониальную эпоху из Пакистана и Сев. Индии. Во 2-й пол. XX в. значительное количество людей, исповедующих ислам, попали в З. из Кении и Сомали. Мусульмане преимущественно проживают в городах, хотя характерным явлением последних десятилетий стал рост популярности ислама среди беднейших слоев сельского населения. Жизнь мусульман в стране координирует Исламский совет Замбии.

Индуизм в З. исповедуют ок. 13 тыс. чел., это выходцы из Индии и Пакистана. Верующие индуисты объединены в Индуистскую ассоциацию Замбии.

Иудаизм исповедуют немногочисленные общины (ашкеназов), насчитывающие ок. 1,5 тыс. чел.

Новые религиозные движения представлены адептами бахаизма (см. Бахаи религия), общим числом 163 тыс. чел., к-рые объединены в Национальную духовную ассамблею Бахаи. Значительную активность развивают псевдоиндуистские НРД, такие как Брахма Кумарис, Об-во сознания Кришны, Об-во приверженцев Сатья Сай Бабы, Об-во Вишва Хинду Паришад, насчитывающие в совокупности от 5 до 10 тыс. чел.

Распространение христианства

Археологические находки, найденные в З., свидетельствуют о том, что данная территория была заселена с древнейших времен. В разных частях страны были обнаружены останки древнего человека и каменные инструменты. В кон. I тыс. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х. территория совр. З. была заселена говорившими на языках банту мигрантами-земледельцами с севера и отчасти пришедшими с юга нгони. Следы перехода от каменных орудий труда к металлическим относятся к первым векам по Р. Х., к VI в. в центральной и зап. частях совр. З. земледельцы обрабатывали медь и железо. Приблизительно к X-XI вв. медные слитки изготавливались в зап. части совр. пров. Коппербелт, что говорит о повсеместной торговле медью, которую использовали в качестве валюты. В нач. II тыс. животноводство стало интенсивно распространяться в южной части совр. З., жители плато Тонга (Батока) занимались хлопкопрядением и гончарным делом. Произошло первое знакомство местного населения с исламом, оказавшее влияние на укрепление связей с араб. купцами, к-рые преимущественно торговали золотом и др. ценными металлами. Приблизительно к XIV в. относятся первые признаки становления классового общества. С кон. XVI в. шел процесс возникновения удельных племенных союзов и раннегос. образований: на юго-западе, в верхнем течении реки Замбези,- Лози (Баротсе, известное с 60-х гг. XIX в. как Баротселенд); на юго-востоке - Марави; на северо-востоке - Казембе; в нижнем течении р. Луапула - Лунда.

Первые попытки распространения христианства на территориях в верхнем течении Замбези были предприняты в кон. XVI в., когда нек-рые из португ. католич. священников, прибывших на вост. берег Африки для служения капелланами в португ. гарнизонах на территории совр. Мозамбика, ушли в глубь континента для проповеди католичества среди местного населения. С 1577 г. на этих территориях основывали миссии доминиканцы, а с 1607 г.- иезуиты. Однако деятельность ордена иезуитов была запрещена, а общая политическая обстановка не способствовала успеху проповеди.

В кон. XVIII в. Португалия приняла ряд инициатив по исследованию региона. Так, в 1796 г. успешную экспедицию провел М. Г. Перейра, в 1798-1799 гг. территорию совр. З. обследовали Ф. Ж. ди Ласерда-и-Алмейда и Ф. Ж. Пинту. К этому времени самым прибыльным видом деятельности для португальцев стала торговля рабами, к-рых отправляли в Бразилию. Католич. миссии, лишенные поддержки португ. властей, пришли в упадок до кон. XIX в.

С сер. XIX в. наибольшую активность в регионе проявляла Великобритания. Ее борьба за укрепление своего экономического влияния сопровождалась активизацией миссионерской деятельности. Первым британцем, проникшим в южную часть Центр. Африки, стал представитель Лондонского миссионерского общества шотл. свящ., ученый-исследователь, врач Д. Ливингстон, работавший на юге Африки с 1841 г. Пройдя через пустыню Калахари, он достиг территории совр. Ботсваны, а затем, заручившись поддержкой брит. Королевского географического об-ва, поставил перед собой цель проникнуть дальше на север и исследовать бассейн Замбези, что и осуществил в 1852-1854 гг., добравшись до водопада, названного им в честь англ. королевы Виктории. 3 путешествия Ливингстона в поисках водных путей, ведущих из глубинных территорий Центр. Африки к Атлантическому и Индийскому океанам, заложили основы экономического освоения этих земель, а также дали импульс к распространению протестантских миссий. Ливингстон считается в З. основоположником местного христианства и защитником коренного населения, он первым стал бороться с работорговлей. После смерти Ливингстона в 1873 г. в районе оз. Бангвеулу появились новые миссионерские орг-ции. Лондонское миссионерское об-во было первой орг-цией, учредившей постоянно действующий миссионерский пункт в Ниамиколо близ оз. Танганьика в 1885 г. Мелкие племена в сев. районах совр. Замбии надеялись, что миссионеры смогут обеспечить им надежную защиту от нападений воинственных соседних племен.

В 1889 г. Британская Южно-Африканская компания получила королевскую хартию на управление территориями на юге Центр. Африки, затем ее представители получили право от вождей племен разрабатывать минеральные ресурсы. Великобритания расширяла свои владения, сначала захватив вост. районы верховьев р. Замбези, названные Юж. Родезия, а затем территории к северу от р. Замбези. В 1891 г. Баротселенд был объявлен брит. протекторатом. Активизация экономической деятельности не могла не сказаться и на религ. сфере: в разных регионах страны появились новые миссии. Так, в 1892 г. в Леалуи начала деятельность Парижская евангелическая миссия, в том же году «примитивные методисты» появились с миссией среди народа ила в зап. части совр. З., в 1894 г. пресвитериане обосновались в Мвензо. Количество миссий в кон. XIX - нач. XX в. выросло до неск. десятков. Наибольшего успеха достигли меннониты, баптисты, братья, Странствующая уэслианская церковь, адвентисты седьмого дня, Армия спасения, свидетели Иеговы, Новоапостольская церковь. В эти годы начался процесс перевода Свящ. Писания на местные языки. Первым переводным изданием стал НЗ на языке мамбве, выполненный сотрудниками Британского и зарубежного библейского об-ва в 1901 г., позднее началась работа над переводами на языки ньянджа, бемба, ила, тумбука. Параллельно переводом отдельных частей Свящ. Писания занимались представители Библейского об-ва Шотландии, с 20-х гг.- миссионеры плимутских братьев.

В 1895-1900 гг. Британская Южно-Африканская компания захватила сев.-зап. и сев.-вост. части Родезии, к-рые составили единое образование Сев. Родезия (1911), где начала работу первая англикан. миссия. Ее деятельность обеспечивалась т. н. Университетской миссией в Центр. Африке, основанной в Кембридже по призыву Ливингстона христианизировать Африку. В 1924 г. Сев. Родезия стала протекторатом Великобритании, управление перешло правительству, выкупившему права на данную территорию у Британской Южно-Африканской компании. Освоение недр и добыча полезных ископаемых способствовали притоку квалифицированной рабочей силы из Европы, при этом коренное население выселялось с исконных территорий, что привело к развалу традиц. системы земледелия.

Колониальные власти оставляли местным жителям мало возможностей для участия в религ. жизни, они оказывались изолированными, бесправными среди правящей европ. верхушки. В первую очередь это было характерно для кальвинистских орг-ций, в к-рых наиболее ярко выражалось стремление к численному преимуществу европейцев в общинах, что отчасти сохраняется и в наст. время. Противоположным примером является успешная проповедь англикан. свящ. Леонарда Камунгу из Британской Центр. Африки (Ньясаленда, ныне Малави), основавшего ряд миссий, развитие к-рых показало способность африканцев к самостоятельной церковной жизни и организации собственных общин независимо от брит. структур.

К кон. XIX в. относится возобновление деятельности католиков в З. С 80-х гг. иезуиты проповедовали на севере страны, а с 1891 по 1895 г. миссионеры конгрегации Белых отцов, к-рыми руководил Ж. Дюпон,- на севере и востоке З., среди племени бемба. Хотя миссионерская деятельность среди бемба была затруднена из-за воинственного характера племени, враждебно настроенного как к европ. колонизаторам, так и к проживающим по соседству этническим группам, в 1895 г. удалось учредить миссию, к-рая в 1897 г. получила статус Апостольского викариатства, а через 2 года стала Апостольской префектурой Ньяса. В нач. XX в. в юж. части страны действовали католич. миссии иезуитов и францисканцев. В 20-30-х гг. шел процесс создания Апостольских префектур.

В период колониального правления в З. христианские миссии пытались заниматься окормлением местного населения, не вступая в открытое противостояние с властями. Протестант. и католич. миссии стали занимать ведущие позиции в образовании и здравоохранении. Предоставление доступных услуг здравоохранения было жизненно важно для населения. Помимо нравственных мотивов важным фактором стало то, что только доступная медицинская помощь могла заставить местное население перестать прибегать к услугам традиц. знахарей и шаманов, обладавших значительной властью. Основной упор в распространении образования делался на сельскохозяйственные районы, где проживало беднейшее население. Школы были тесно связаны с миссионерскими пунктами, чаще всего они носили конфессиональный характер, хотя при объединенных миссиях, образованных в 30-х гг. XX в., возникали и межденоминационные школы. Как правило, в школах давали начальные знания, учили читать и писать, изучали Библию. Образование способствовало внедрению европ. ценностей и культуры в быт местного населения, обеспечивало миссии квалифицированными сотрудниками: учителями, церковнослужителями, строителями и т. д. Позднее появились местные кадры в сфере сельского хозяйства, торговли, гос. управления и разработки месторождений. Правительство выпустило офиц. постановление об обязательной регистрации школ, местные руководители получили соответствующие полномочия по их инспектированию. Образовательное учреждение должно было подчиняться местной администрации и представителям Генеральной миссионерской конференции, которые создавали прецедент сотрудничества между гос-вом и религ. орг-циями в области образования. С 20-х гг. церкви лишились определяющей роли в образовании. Кодекс местных школ, разработанный в 1927 г., утвердил гос. стандарты в сфере образования в З., после чего количество школ при миссиях значительно сократилось. По окончании второй мировой войны правительство в нек-рых провинциях открыло собственные школы. Хотя нек-рые церкви видели в политике гос-ва попытку исключить религию из образовательных структур и открыто сопротивлялись такому процессу, многие из протестант. миссий вынуждены были передать управление своими школами гос-ву.

Первой политической организацией коренного населения стала созданная в 1946 г. Федерация ассоциаций благосостояния. В 1948 г. на ее базе сформировалась партия африканцев - Конгресс Сев. Родезии, переименованный в 1951 г. в Африканский национальный конгресс Сев. Родезии (АНК). В 1952 г. был создан Конгресс африканских профсоюзов Сев. Родезии. Эти политические организации добивались привлечения коренного населения к управлению страной, ставили целью введение всеобщего избирательного права. Образование Федерации Родезии и Ньясаленда в 1953 г. вызвало протест у всех местных партий. Обострились вопросы, связанные с расовым неравенством, стало очевидным, что в экономике существует система благоприятствования Юж. Родезии по сравнению с Сев. Родезией и Ньясалендом. Христианский совет Сев. Родезии, к-рый в 1944 г. пришел на смену Генеральной миссионерской конференции, выразил протест против такого положения. Неудачные попытки колониального правительства сохранить власть лишь усугубили противоречия между брит. администрацией и миссиями, нек-рые из миссий оказывали значительное влияние на формирование общественного мнения. Образованная замбийская элита, стремившаяся к обретению независимости, стала союзником христ. орг-ций.

Поскольку деятельность колониальной администрации влекла за собой разрушение традиц. устоев, проникновение культуры и ценностей, чуждых местному населению, то неизбежной ответной реакцией стал поиск новых религиозных форм выражения христианства - возникли т. н. Независимые африканские церкви. Эти орг-ции были основаны и возглавлялись замбийцами, к-рые вышли из миссионерских церквей ввиду недовольства их европ. чертами или характером их богословия. В 50-60-х гг. было создано не менее 20 орг-ций, преимущественно неопятидесятнического харизматического толка. При этом НАЦ в значительной степени были подвержены сильному влиянию племенных религ. традиций, многие из возникших в это время синкретических культов представляли собой смесь традиц. верований с христианством. Самой известной из НАЦ стала секта Лумпа, или Видимая церковь спасения. Особенностью этой орг-ции стали агрессивность и ярко выраженная маргинальность. Для секты характерны замкнутая жизнь в изолированных «священных поселениях», вера в богоизбранность африканцев, почитание основательницы секты Алисии Мулени Лубусхи пророчицей и королевой - Леншиной (см. ст. Лумпа). Основу проповеди секты составляет т. н. настоящая Библия, полученная Леншиной в результате некоего визионерского духовного опыта. Отвергая почитание икон, креста, святых и мощей, секта враждебно настроена по отношению ко всем традиц. Церквам, в первую очередь к католической. В 1964 г. члены секты совершили вооруженное нападение на ряд полицейских участков, в результате чего погибло более 500 чел. Секта была запрещена, хотя фактически по-прежнему имеет в стране значительное число адептов.

В годы борьбы за независимость оформилась структура католической Церкви в З. 25 апр. 1959 г. Апостольское викариатство Лусака было возведено в ранг архиепископства (митрополии), в его подчинении оказалось 4 еп-ства: Форт-Джеймсон, Ливингстон, Ндола, Касама. Первым архиепископом З. стал кардинал Адам Козловецки, бывший до этого епископом и апостольским администратором в Лусаке, много лет трудившийся в Сев. Родезии в польской миссии ордена иезуитов.

С 1960 г. ведущее место в освободительном движении заняла Объединенная партия национальной независимости (ЮНИП), выделившаяся из АНК в 1958 г. (до 1960 называлась Национальный конгресс Замбии). Ее возглавлял Кеннет Дейвид Каунда, сын образованного малавийского священника, приехавшего в З. в качестве миссионера. Ввиду его христ. убеждений колониальное управление благоприятно отнеслось к нему и к ЮНИП. Он также получил поддержку руководства мн. африкан. и европ. стран. 29 марта 1963 г. Сев. Родезия вышла из Федерации Родезии и Ньясаленда. 24 окт. 1964 г. страна обрела независимость и получила совр. название - З. На первых свободных всеобщих выборах в местные органы власти большинство голосов получила ЮНИП, сформировавшая первое правительство страны во главе с Каундой. Была принята конституция, закрепившая многопартийность, национализировавшая земли колонизаторов и упразднившая резервации. В том же году страна вступила в ООН, ОАЕ, установила дипломатические отношения с СССР. После провозглашения независимости традиц. миссионерские церкви подверглись давлению, с одной стороны, быстро развивавшихся НАЦ, отделившихся от миссионерских церквей, с другой - новых миссионеров, в первую очередь из США, пятидесятнического и харизматического толка.

В 60-х гг. начался процесс инкультурации церквей, характерный не только для протестант. деноминаций, но и для католич. Церкви, действовавшей соответственно с решениями Ватиканского II Собора (1962-1965). В богослужении стали использоваться национальные муз. инструменты и мелодии, активизировались усилия по переводам Библии и проч. лит-ры религ. содержания на местные языки и их издание. В 1966 г. было создано Библейское общество Замбии (БОЗ). Парижская евангелическая миссия, пресвитериане и методисты учредили межденоминационную церковную орг-цию, к-рая стала называться Объединенная церковь Замбии. Наиболее влиятельными христ. орг-циями в это время стали Епископская конференция Замбии (ЕКЗ), Христианский совет Замбии (ХСЗ) и Евангелическое объединение Замбии (ЕОЗ). ЕКЗ выступала в роли единого организационного центра Римско-католической Церкви, в ХСЗ входили представители Объединенной церкви Замбии, англикан. церкви и проч. церквей протестант. миссий, а ЕОЗ было основано баптистами в качестве межденоминационного органа, однако в последующие годы оно стало выражать интересы исключительно пятидесятнических церквей.

В кон. 60-х гг. руководство ЮНИП начало вести более радикальную социалистическую политику, в 1967 г. был принят программный документ «Гуманизм в Замбии», ставивший основной задачей страны построение демократического социализма с учетом традиц. африкан. ценностей. Это встревожило христ. сообщество страны, к-рое опасалось, что движение может привести к усилению марксистской идеологии. ЕКЗ, ХСЗ и ЕОЗ направили в правительство «Совместное заявление о марксизме, гуманизме и христианстве». Правительство, не желая вступать в конфликт с общественностью, пошло на уступки.

С 1968 г. в стране началось осуществление новой экономической политики, в рамках к-рой иностранные инвестиции были значительно сокращены. Медная промышленность, составляющая основу экономики З., была национализирована. В 1972 г. в результате политического кризиса в З. была введена однопартийная система управления, закрепленная Конституцией 1973 г. Ввиду того что Юж. Родезия (ныне Зимбабве) закрыла свои границы и препятствовала торговле с З., экспорт стал осуществляться через Танзанию и Анголу, но в 1974 г. вспышка гражданской войны в Анголе оказала губительное влияние на экономику З. В то же время цена на медь, составлявшая 95% доходов З. от экспорта, начала резко падать. К 1976 г. Каунда был вынужден объявить чрезвычайное положение. В том же году церкви отказались содействовать реформам образования, считая, что правительственная идеология в сфере образования стала атеистической. Ухудшение экономической ситуации и рост внешнего долга привели в 80-х гг. к вмешательству Международного валютного фонда (МВФ) с целью структурной перестройки экономики З. Жесткие экономические меры спровоцировали продовольственные бунты в стране в последние годы правления ЮНИП, когда были отменены денежные пособия на основные продукты питания, напр. на кукурузную муку. Попытки Каунды возобновить денежные пособия вызвали протест МВФ, к-рый внес З. в черный список на международных финансовых рынках. Рост числа НАЦ и воспоминание о восстании Лумпы заставили Каунду в 1988 г. наложить запрет на регистрацию новых религ. орг-ций. Он установил тесные связи с лидерами различных псевдоиндуистских НРД (напр., с Махариши Махеш Йогой и др.). Визит папы Римского Иоанна Павла II в 1989 г. прошел в тяжелой атмосфере: Каунда утратил доверие церквей, к-рые считали его вероотступником, возглавлявшим коррумпированное и деспотичное правительство. В 1990 г. представители католич. Церкви З. обратились к правительству с предложениями по преодолению кризиса и переходу к демократической форме правления в стране. Под давлением общественности в условиях политических беспорядков, продовольственных бунтов и угрозы гос. переворота Каунда в нояб. 1990 г. был вынужден отменить ст. 4 действующей конституции об однопартийной системе. В том же году политические оппоненты правительства и ЮНИП создали Движение за многопартийную демократию (ДМД), во главе к-рого стояли недавно уволенный с должности министра финансов Артур Вина и председатель Конгресса профсоюзов Фредрик Чилуба. К кон. 1990 г. Каунда объявил о проведении многопартийных выборов в следующем году. На выборах 31 окт. 1991 г. ДМД получило 125 из 150 мест в Национальной ассамблее, а Чилуба получил 75,79% голосов и стал Президентом З. Религ. орг-ции внесли значительный вклад в мирный переходный период, образовав Группу мониторинга христ. церквей, которая затем стала Комитетом координации мониторинга выборов, обеспечивавшим наблюдение за процедурами на всех избирательных участках. Спустя 2 месяца после выборов Чилуба в выступлении по национальному телевидению объявил о том, что З.- христ. страна, а его личное обязательство перед Богом в качестве президента - руководить страной в соответствии с принципами, основанными на христ. вере. Пятидесятнические церкви были особенно заинтересованы в продвижении концепции «христианской нации» Чилубы. Руководство ЕОЗ поддержало заявление президента, т. к. для пятидесятнических церквей оно стало знаком, свидетельствовавшим о росте их влияния на общественную жизнь и политику. Реакция ЕКЗ и ХСЗ была крайне негативной. В стране было много христ. миссионеров, увеличилось количество новых харизматических религ. организаций. Однако экономическая политика ДМД, ставившая целью повышение уровня благосостояния народа, не привела к положительным результатам: без работы осталось большое количество трудящихся, выросли цены на основные продукты питания, возросла плата за образование и здравоохранение. В марте 1993 г. деятельность ЮНИП была запрещена, было введено чрезвычайное положение.

В мае 1996 г. приняли новую конституцию, проект к-рой подготовила Национальная ассамблея. В ее вступительной части вновь появился термин «христианская нация», что вызвало оживленные дебаты сторонников президента с членами парламента от оппозиции и представителями христ. орг-ций, к-рые выдвигали требования провести всенародный референдум. Проект содержал статью, по которой на президентский пост мог баллотироваться лишь кандидат, проживающий в З. не менее 20 лет и имеющий родителей-замбийцев, что автоматически лишало Каунду шансов участвовать в предстоявших выборах, поскольку его отец был выходцем из Малави. В ответ ЮНИП и др. оппозиционные партии бойкотировали выборы. 18 нояб. 1996 г. Чилуба был переизбран на 2-й срок, получив 75,8% голосов, а ДМД получило 131 из 150 мест в парламенте. Все попытки Чилубы преодолеть экономический кризис, нищету и коррупцию в стране оказались неудачными, Чилуба терял доверие народа. Предпринятая в окт. 1997 г. попытка гос. переворота привела к аресту активистов ЮНИП и помещению под домашний арест Каунды. Международное сообщество осудило действия Чилубы. Были свернуты все программы помощи З. со стороны МВФ и Всемирного банка. Сопротивление власти Чилубы усилилось после того, как он заявил, что намерен остаться на президентском посту на 3-й срок, несмотря на то что это противоречило нормам конституции. На следующих президентских выборах 27 дек. 2001 г. главой гос-ва был избран кандидат от ДМД Леви Мванаваса. Его в значительной степени поддержали консервативно настроенные христ. силы, в т. ч. и партия Национальная христианская коалиция (НХК) во главе с пятидесятническим пастором Неверсом Мумбой. Его удачная попытка склонить НХК на сторону нового президента обеспечила последнему симпатии различных слоев населения без отказа от концепции «христианской нации». После выборов Мумба стал вице-президентом. Новое правительство обвинило Чилубу в хищении гос. средств. Несмотря на протесты оппозиционных сил, заявлявших о необходимости пересмотра результатов выборов и настаивавших на процедуре импичмента президента, Мванавасе удалось стабилизировать ситуацию. Представители оппозиции получили места в правительстве. В 2003 г. была проведена конституционная реформа, наделившая дополнительными полномочиями совещательный орган - Палату вождей. 28 сент. 2006 г. состоялись очередные выборы, на к-рых победу вновь одержал Мванаваса, набрав 42,98% голосов. На выборах в Национальную ассамблею победило ДМД, получившее в результате 74 места в парламенте. Правительство Мванавасы придерживалось курса на либерализацию экономики, проводило в жизнь программы, направленные на преобразования в экономической и социальной сферах, пыталось преодолеть бедность и коррупцию. На досрочных президентских выборах 30 окт. 2008 г., прошедших после неожиданной кончины 19 авг. 2008 г. Мванавасы, победу одержал вице-президент Рупия Банда.

Христианский совет Замбии с 2003 г. стал называться Совет церквей в Замбии (СЦЗ). Помимо конфессиональных церковных орг-ций он включает множество экуменических, миссионерских, молодежных, просветительных, образовательных, гуманитарных и каритативных организаций, в числе которых и БОЗ (с 1999 член Объединенных библейских обществ).

Религиозное законодательство

Вопросам свободы совести и вероисповедания в Конституции З. целиком посвящена ст. 19. Пункт 1 статьи гласит, что каждый гражданин страны имеет право на свободу совести. В контексте данной статьи понятие «свобода» включает свободу мысли и вероисповедания, свободу изменить веру или религ. убеждения, беспрепятственно выражать свои религ. убеждения, а также свободно совершать религ. обряды и ритуалы. Пункт 2 запрещает вводить в образовательных учреждениях против воли учащихся религ. дисциплины или заставлять их принимать участие в религ. церемониях или обрядах, если они расходятся с его верой. Согласно пункту 3, ни одно религ. сообщество или деноминация не должны испытывать препятствий в возможности предоставления религ. образования члену данного сообщества или деноминации. В пункте 4 отмечено, что никто не обязан давать к.-л. клятву или присягу, тем или иным образом противоречащие его вере или убеждениям. В пункте 5 указано, что содержание к.-л. закона или действия, осуществляемые его властью, не могут считаться противоречащими данной статье в тех случаях, когда закон оговаривает меры, необходимые для защиты общественной безопасности, порядка и нравственности, здравоохранения, а также в целях защиты прав и свобод др. лиц, в т. ч. и права исповедовать любую веру без вмешательства членов др. конфессий.

Лит.: Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Юж. Африки. М., 1964; Rotberg R. I. Christian Missionaries and the Creation of Northern Rhodesia: 1880-1924. Princeton, 1965; Roberts A. D. The Lumpa Church of Alice Lenshina // Protest and Power in Black Africa / Ed. R. I. Rotberg, A. Mazrui. N. Y., 1970. P. 513-568; idem. A History of the Bemba: Political Growth and Change in North-Eastern Zambia before 1900. L., 1973; Verstraelen-Gilhuis G. M. M. From Dutch Mission Church to Reformed Church in Zambia: The Scope for African Leadership and Initiative in the History of a Zambian Mission Church. Franeker, 1982; O'Shea M. Missionaries and Miners: A History of the Beginnings of the Catholic Church in Zambia with Particular Reference to the Copperbelt. Ndola, 1984; Weller J. C., Linden J. Mainstream Christianity to 1980 in Malawi, Zambia and Zimbabwe. Gweru, 1984; Chanock M. Law, Custom and Order: The Colonial Experience in Malawi and Zambia. Camb., 1985; Замбия // Африка: Энцикл. справ. М., 1986. Т. 1. С. 548-553; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19882; История Замбии в новое и новейшее время. М., 1990; Garvey B. Bembaland Church: Religious and Social Change in South Central Africa, 1891-1964. Leiden; N. Y., 1994; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994. P. 242-305, 408-437, 519-533; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. Grand Rapids (Mich.); Lawrenceville (N. J.), 1995. P. 228-263, 348-350; Gifford P. African Christianity: Its Public Role. Bloomington (Ind.), 1998. P. 183-210; Carmody B. P. Education in Zambia: A Catholic Perspectives. Lusaka, 1999; Phiri I. Why African Churches Preach Politics: The Case of Zambia // J. of Church and State. Waco, 1999. Vol. 41. N 2. P. 323-348; Smith R. D. Missionaries, Church Movements, and Shifting Religious Significance in the State of Zambia // Ibid. N 3. P. 525-550; Прокопенко Л. Я. Замбия: особенности становления многопартийной системы (90-е гг.). М., 2000; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb., 2000. P. 786-794, 974-977; History of the Jesuits in Zambia: A Mission Becomes a Province / Ed. E. P. Murphy. Nairobi, 2003; Ferguson N. Empire: How Britain Made the Modern World. L., 2004. P. 145-160; Hinfelaar H. F. History of the Catholic Church in Zambia. Lusaka, 2004.
Э. Небольсин