Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОИК
15, С. 554-555 опубликовано: 31 июля 2012г.


ДОИК

Дои́к [евр.  ,  ; греч. Ϫωήκ], один из слуг царя Саула (1 Цар 21. 7; 22. 9, 18, 22; Пс 51. 2). Этимология имени (варианты:  ,  или  ) неизвестна. Возможно, оно связано с евр. глаголом   - тревожиться, беспокоиться.

Д. назван в МТ идумеем (евр.  ,  ), тогда как в LXX он упомянут как «сириец» (ὁ σύρος; 1 Цар 21. 7; 22. 9, 18, 22) и только однажды - как идумей (τὸν ἰδουμαῖον; Пс 51. 2). Это разночтение может объясняться или отличием от МТ того евр. текста, с к-рого был сделан греч. перевод, или ошибкой в самом МТ, поскольку соответствующее греч. ὁ σύρος евр. слово  ,  (арамей - ср.: Втор 26. 5) отличается от  ,   только одной буквой.

Согласно Библии, Д. стал свидетелем состоявшейся в Номве встречи Давида, бежавшего от гнева Саула, со свящ. Ахимелехом, когда тот по просьбе Давида, нуждавшегося в оружии и продовольствии, передал ему предназначавшийся только для священников хлеб и меч Голиафа (1 Цар 21. 1-10). Об этом событии Д. сообщил Саулу (1 Цар 22. 9-10; ср.: Пс 51. 2), к-рый, допросив Ахимелеха, повелел своим телохранителям убить его и всех проч. священников Номвы за то, что они оказали помощь его сопернику. Когда же слуги Саула отказались исполнить приказ, поскольку «не хотели поднять рук своих на убиение священников Господних», Д. повиновался и, отправившись в Номву, перебил там 85 священников и множество жителей города (1 Цар 22. 11-19). Спастись удалось только сыну Ахимелеха Авиафару, к-рый бежал к Давиду и сообщил ему о случившемся (1 Цар 22. 21). Узнав о том, что произошло, Давид возложил вину на себя, поскольку, по его словам, видел Д. в день встречи с Ахимелехом и знал, что он донесет обо всем Саулу (1 Цар 22. 22).

Как слуга царя Д. занимал должность, к-рая в 1 Цар 21. 7 (21. 8 по МТ) называется    ,    - «сильный из пастухов» или «начальник пастухов Саула», а в 1 Цар 22. 9 -   ,      - «поставленный над рабами Саула». В LXX этим определениям соответствуют νέμων τὰς ἡμιόνους Σαουλ - «пасущий мулов Саула» (1 Цар 21. 7) и καθεστηκὼς ἐπ τὰς ἡμιόνους Σαουλ - «стоящий над мулами Саула» (1 Цар 22. 9). В др. книгах ВЗ эти выражения не употребляются, и точное их значение неизвестно. При этом несоответствие их букв. значения функциям, выполняемым Д. при дворе Саула, как они описаны в 1 Цар 21-22, представляет проблему, к-рую комментаторы зачастую решали, предполагая ошибку в МТ и предлагая различные варианты возможного первоначального чтения (см.: Graetz. S. 209; Lagarde. S. 45; Ehrlich. S. 243; Caspari. S. 272). В то же время примеры использования сходных выражений в новоассир. (LU.GAL SIPA.MEŠ,   букв.- царь пастухов или начальник пастухов - Fales, Postgate. 1992. N 5, 130; 1995. N 83) и хетских (GAL NA.GAD - Daddi. 1982. P. 540; Beal. 1992. P. 391-396, 527) текстах, а также в 1-м угаритском (   - Dietrich, Loretz. 1977. S. 336-337) позволяют предположить, что Д. занимал при Сауле высокий пост, связанный с выполнением военных задач и обеспечением внутренней безопасности, аналогичный тому, к-рый занимали Иоав, сын Саруи, при Давиде (ср.: 2 Цар 3. 27; 18. 14; 20. 22) и Ванея, сын Иодаев, при Соломоне (3 Цар 2. 25, 34, 46; см.: Tsevat. 1965; Aster. 2003). В рамках этой теории может рассматриваться и свидетельство Талмуда, где Д. назван «начальником суда»      ,     -Мидраш Техелим. 3. 4) великим знатоком Торы (Санхедрин. 10. 2; см.: Kalmin. 2000. P. 390-405). В раввинистической традиции Д.- человек большой учености (Санхедрин. 106b). Идумеем (евр.  ,  ) он назван потому, что заставлял всякого спорящего с ним стыдиться своего невежества и краснеть (ср. евр.  ,   - красный - Мидраш Техелим. 52. 4). Тем не менее свои познания Д. поставил на службу самолюбию и низменным удовольствиям (Санхедрин. 106b). Ревностное отношение Давида к Богу (Пс 68. 10) вызвало зависть Д. (Зевахим. 54b). Он умышленно восхвалял его в присутствии Саула (1 Цар 16. 18), чтобы обратить на него гнев царя (Санхедрин. 93b). Под конец жизни Д. чудесным образом лишился выдающихся познаний. Дожил он только до 34 лет (Санхедрин. 106b). Согласно др. традиции, он был убит его же учениками, когда те увидели, что мудрость оставила его (Ялкут Шмуэль. 131). В результате Д. не имеет места в мире будущем (Санхедрин. 106b) и причисляется к тем людям, к-рые не получат того, к чему стремятся, и лишатся того, что имеют (Сота. 9b).

Для христ. экзегезы Д.- резко отрицательный персонаж, убийца священников и доносчик, наносящий вред буд. царю Давиду, образу к-рого он противопоставлен. История Д., как правило, осмысляется на фоне обличений и проклятий, адресованных нечестивцу в 51-м псалме.

По мнению свт. Григория Нисского, пасущий мулов Д. является погонщиком бесплодных существ, которые лишены божественной благодати, от начала дающей всякой твари возможность продолжения рода (Greg. Nyss. In inscriptiones Psalmorum. 13 // GNO. Vol. 5. P. 134). Поэтому мул, к-рого пасет Д., является образом зла, а сам Д.- злым ангелом, влекущим человеческую душу к злу посредством многообразных греховных желаний. Но когда душа пребывает в доме истинного священника, как Давид у Ахимелеха, этот «пастух» не может гнать ее пинками, как гонят мулов, и спешит донести об этом владыке «духа зла, действующего в сынах противления» (ср.: Еф 2. 2 - Ibid. P. 134-135).

Согласно блж. Августину (354-430), имя Д. означает «движение» (motus), а идумей - «земляной» (terrenus). Соответственно люди, образом к-рых он является, характеризуются движением и приземленностью. Это граждане земного царства, они не будут пребывать в вечности, их удел - изгнание. Т. о., Д., враждовавший со свящ. Ахимелехом и царем Давидом, символизирует род людей, к-рый противопоставлен др. роду, образом к-рого является Давид, получивший меч и священный хлеб от Ахимелеха и потому являющийся не только царем, но и священником (Aug. In Ps. 51. 3-4 // PL. 36. Col. 601-602).

По мнению Кассиодора (ок. 485-580), образ Д. есть указание на самого антихриста. Как Д. был врагом Давида, убивал священников и своим именем указывает на землетрясение (motus terrenos), так и антихрист станет врагом Христа, причиной появления мучеников и потрясет весь мир, принуждая его поклоняться своему имени (Cassiod. Exp. Ps. 51. 1-4).

Лит.: Graetz H. Geschichte der Juden. Bd. 1. Lpz., 1874; Lagarde P. A., de. Übersicht über die im Aramäischen, Arabischen und Hebräischen übliche Bildung der Nomina. Gött., 1889; Ehrlich A. B. Randglossen zur hebräischen Bibel. Lpz., 1910; Caspari W. Die Samuelbücher. Lpz., 1926; Tsevat M. Assyriological Remarks on the Book of I Shmuel // Sefer Segal / Ed. Y. M. Grintz, J. Liver. Jerusalem, 1965. P. 85-86 (на ивр.); Dietrich M., Loretz O. Die Ugaritische Berufsgruppe der NQDM und das Amt des RB NQDM // Ugarit-Forschungen. Kevalaer, 1977. Bd. 9. S. 336-337; Daddi F. P. Mestieri, professioni e dignità nell' Anatolia ittita. R., 1982; Beal R. H. The Organisation of the Hittite Military. Hdlb., 1992; Fales F. M., Postgate J. N. Imperial Administrative Records. Helsinki, 1992. Pt. 1: Palace and Temple Administration; 1995. Pt. 2: Provincial and Military Administration; Kalmin R. Doeg the Edomite: From Biblical Villain to Rabbinic Sage // The Interpretation of Scripture in Early Judaism and Christianity / Ed. C. A. Evans. Sheffield, 2000. P. 390-405; Aster Sh. Z. Critical Note: What was Doeg the Edomite's Title? // JBL. 2003. Vol. 122. N 2. P. 353-361.
А. В. Пономарёв
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Доик, один из слуг царя Саула
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула