Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОРНЯК
12, С. 134 опубликовано: 17 мая 2011г.


ГОРНЯК

Го́рняк [серб. Горњак], жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви; до XVIII в. именовался Ждрело - по названию ущелья, в к-ром находится, на левом берегу р. Млава, между Петровацем и Жагубицей. Основание мон-ря связано с именем прп. Григория Нового, построившего здесь в 1378 г. ц. во имя свт. Николая Чудотворца; кн. Лазарь дал ему грамоту на основание мон-ря в честь Пресв. Богородицы, пожаловав обители 15 сел; патриарх Печский св. Спиридон грамотой от 16 мая 1379 г. (?) возвел мон-рь в статус ставропигиального (обе грамоты сохр. в поздних копиях (см.: Марковић В. Православно монаштво и ман-ри у средњевековноj Србиjи. Горњи Милановац, 20022. С. 130)). В тур. источниках Г. упоминается с 30-40-х гг. XVI в. В этот период в мон-ре проживали 6-7 насельников. Согласно надписи на одной из книг (Стоjановић. Записи. Т. 3. С. 133), 29 дек. 1629 г. Г. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац). Во время австро-тур. войны мон-рь был разрушен, но сразу же после заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. игум. Максим начал его восстановление и открыл при нем школу. В 1788 г. мон-рь был сожжен турками, но жизнь в нем не прекратилась. В 1815 г. братия мон-ря во главе с игум. Досифеем (Новаковичем; с 1834 по 1854 епископ Тимокский) участвовала в восстании кн. Милоша Обреновича. При этом игумене было начато строительство нового соборного храма.

В 1914 г., во время первой мировой войны, болгары вывезли из мон-ря все ценные предметы, а также 2 колокола. В начале второй мировой войны немцы разграбили и сожгли обитель; игум. Мардарий (Здравкович) умер в 1942 г. в концлагере. При проведении аграрной реформы в Сербии (1946) Г. был отнесен к 4-й категории мон-рей и ему было отведено 10 га пашен и 10 га лесных угодий. Обновление Г. в 1953 г. начал иером. Василий. В 90-х гг. ХХ в. мон-рь был обращен в женский.

Главная церковь мон-ря была возведена в 20-30-х гг. XIX в. на фундаменте первоначального храма (посл. треть XIV в.). 3-нефная однокупольная церковь построена из известняка (отштукатурена) в традициях моравской школы. С зап. и юж. сторон к основному объему храма пристроены галереи (1847), с зап. стороны возведена 2-ярусная колокольня. Среди особенностей храмовой росписи (1847) - изображение Христа Доброго Пастыря, несущего на плечах вместо традиц. для этой иконографии агнца человека; на сев. столпе - портрет кн. Лазаря. 2 напрестольных образа написаны в 1839 г. худож. Живко, остальные иконы выполнены Слободаном Павловичем и Милисавом Йовичем в 1937 г. Резной иконостас сооружен в 1935 г. мастерами Т. Плебзевым и П. Матичем.

О древней росписи мон-ря (ок. 1380), не сохранившейся в главном храме, можно судить по уцелевшим фрагментам (не расчищены) в маленькой ц. свт. Николая Чудотворца, расположенной в скале над мон-рем. Небольшие по размерам композиции Двунадесятых праздников на юж. и зап. стенах, фигуры святых в рост сохраняют связь с традициями балканской живописи сер. XIV в. Однако при всей четкости рисунка, точности пропорций, продуманной моделировке объемов роспись лишена композиционного и колористического единства.

К ц. свт. Николая примыкает келья прп. Григория, где он приготовил место для своего захоронения. Мощи святого в XVI-XVII вв. из-за угрозы уничтожения турками неск. раз переносились из мон-ря в мон-рь и в XVIII в. были возвращены в Г. С начала второй мировой войны до 1953 г. они находились в соборном храме в Пожареваце, в наст. время рака с мощами пребывает в ц. свт. Николая.

Из братии Г. вышли такие серб. иерархи, как еп. Себишско-Вршацкий Моисей (Станоевич), еп. Браничевский Савва (Андрич, 1991-1993). Мон-рю посвящены произведения мн. серб. авторов, напр. стихотворения «Путь в Горняк» и «Ночь в Горняке» Дж. Якшича.

Лит.: Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повосницу српског народа. Београд, 1950. С. 69-70; Николић Р. Живопис цркве св. Николе у ман-ру Горњаку // Саопштева. Београд, 1970. № 9. С. 161-165; Митошевић Д. Ман-р Горњак. Горњак, 19753; Зироjевић O. Цркве и ман-ри на подруjу Пећке патриjаршиjе до 1683 г. Београд, 1984. С. 84-85; Милеуснић С. Водић кроз ман-ре у Србиjи. Београд, 1995. С. 101-103; Културна ризница Србиjе. Београд, 1996. С. 290-291; Ристић В. Моравска архитектура. Крушевац, 1996. С. 214; Споменичко наслеђе Србиjе. Београд, 1998. С. 168-169; Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 150-153, 308, 386-389; Петковић С. Културна баштина Србиjе. Нови Сад, 2003. С. 75-76; Хомољско звоно: Горњак у српском песништву. Петровац на Млави, 2004.
Сл. Милеуснич
Ключевые слова:
Монастыри Сербской Православной Церкви Горняк, женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви Браничевская епархия Сербской Православной Церкви
См.также:
КОПОРИН жен. мон-рь в честь перенесения мощей св. архидиак. Стефана Браничевской епархии Сербской Православной Церкви
АЙДАНОВАЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Нишской епархии Сербской Православной Церкви
БАЗИАШ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Сербской Православной Церкви
БАЛШИЧСКИЕ МОНАСТЫРИ Сербской Православной Церкви
БАНЬСКА МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. СТЕФАНА Сербской Православной Церкви
БАНЯ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Сербской Православной Церкви