Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕНА
7, С. 542-547 опубликовано: 22 ноября 2009г.


ВЕНА

[нем. Wien], г. в Центр. Европе, на верхнем Дунае; столица Австрии; центр католич. архиеп-ства. Из 2 487 589 чел., проживающих в наст. время в архиеп-стве, 1 380 380 католики (An. Pont. 2003. P. 726). В В. находятся кафедры Венской и Австрийской епархии РПЦ, Австрийской митрополии К-польского Патриархата.

Ок. 400 г. до Р. Х. в районе В. появились кельты. В кон. II в. до Р. Х. территория совр. Н. Австрии вошла в состав рим. пров. Паннонии. В I в. по Р. Х. на месте кельт. поселения был основан лагерь рим. легионеров Виндобона (лат. Vindobona). Впервые это название упоминается в «Географии» Птолемея (ок. 130). В дальнейшем на месте лагеря возникает и невоенное поселение, в 212 г. документально подтвержденное имп. Каракаллой в качестве municipium. В нач. V в. Виндобона была разрушена и последний раз упоминается в рим. источнике «Notitia dignitatum». Военная и мирная колонизация способствовала распространению в этих землях как рим. культов, так и христианства.

Распространение христианства

в X-XV вв. Появление первых христиан в Виндобоне относят к кон. II в. Христианство распространялось предположительно 2 путями: в Паннонию ссылались христиане, новую религию могли принести с собой рим. легионеры, участвовавшие в войнах в вост. районах империи. В 482 г. в В. появился св. Северин, ап. Норика, к-рый вел миссионерскую деятельность в Австрии. После завоевания австр. земель герм. племенами произошел разрыв с христианством и возвращение к язычеству. Лишь в IX в. местное население вновь было христианизировано, в 829 г. город вошел в состав еп-ства Пассау. Тогда же на его территории появились первые мон-ри. Название В. впервые упоминается в источниках в связи с борьбой против венгров в 881 г., затем в 1030 г.

Церковь св. Руперта. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь св. Руперта. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь св. Руперта. Фотография. Кон. ХХ в.

В раннее средневековье город был опоясан рим. стенами и имел 2 центра, связанных с церквами св. Руперта и св. Петра (чьи культы появились в В. из Зальцбурга в Каролингскую эпоху). До X в. В. находилась под властью венгров. Постепенное возрождение австр. земель, а вместе с ними и В. начинается с 976 г.- образования баварской Восточной марки и утверждения в ней власти маркграфов (с 1156 герцогов) Бабенбергов. В 1137 г. В. впервые названа городом. В 1137 (1142?) г. Генрих II Бабенберг при поддержке еп. Пассау Регинберта приступил к строительству ц. св. Стефана, патрона В. Герц. Генрих II Язомирготт (1156-1177) выбрал В. в качестве своей главной резиденции. Он построил дворец по образцу регенсбургского и основал 1-й мон-рь с монахами шотл. происхождения (c 1418 бенедиктинский). Город быстро развивался, в кон. XII в. возвели новые мощные стены, и городской ареал был зафиксирован примерно на 650 лет. В 70-х гг. возникли первые купеческие сообщества горожан, а в 90-х гг.- евр. торговые сообщества. К 1200 г. В. становится 2-м по величине после Кёльна городом Римско-Германской империи. После перенесения Леопольдом VI Бабенбергом герцогской резиденции в В. в нач. XIII в. и провозглашения ее в сер. XIV в. Рудольфом IV Габсбургом столицей герцогства, город приобрел значение важного духовного и религ. центра. Существует т. зр., что уже Генрих II Бабенберг перенес в 1156 г. герцогскую резиденцию в В., а в 1172 г. в нек-рых источниках она называется «civitas metropolitana» (столичный город). При герц. Леопольде VI полностью кодифицируется городское право. К этому же времени относится первое упоминание герба В.- одноглавого орла (с 1461 - двуглавый орел). В 1237 г. имп. Фридрих II занимает город в ходе борьбы с герц. Фридрихом II Бабенбергом. В. стала имперским городом и получила широкие привилегии. В 1238 г. город опять на короткое время перешел к Бабенбергам, но после пресечения династии подчинился дому Гогенштауфенов и стал резиденцией имперского штатгальтера (управителя), а позднее маркграфа Германа Баденского, супруга Гертруды Бабенбергской. После его смерти Австрия с В. перешла под власть Пржемысла II Отакара, буд. кор. Чехии. В борьбе Отакара с Рудольфом I Габсбургом В. выступила на стороне Чехии. В 1276 г. Альбрехт I Габсбург подчинил ее и расширил бабенбергские и штауфенские привилегии. В 1282 г. впервые был упомянут бургомистр города. Господство Габсбургов в В. было непрочным, о чем свидетельствуют восстания 1287-1288 и 1308 гг. Рудольф IV Габсбург в 1365 г. основал в В. ун-т, а также капитул каннониката св. Стефана.

Кафедральный собор св. Стефана. Фотография. Кон. ХХ в.
Кафедральный собор св. Стефана. Фотография. Кон. ХХ в.

Кафедральный собор св. Стефана. Фотография. Кон. ХХ в.

В эпоху крестовых походов через В. трижды (1096, 1147 и 1190) проходили рыцари и пилигримы, направлявшиеся в Св. землю. В 1155 г. в В. были призваны шотл. монахи, основавшие неск. мон-рей. Впосл. шотл. монахи стали опорой династии Габсбургов, помогая им как в духовной сфере, так и в финансовой, безвозмездно предоставляя большие суммы на военные нужды в годы войн с Яношем Запойяи и с Османской империей. Помимо шотландцев в В. появились цистерцианцы и премонстранты, основавшие муж. и жен. мон-ри, в XIII в.- иоанниты (см. ст. Мальтийский орден) и францисканцы, а в нач. XIV в.- доминиканцы и августинцы. На рубеже XIII-XIV вв. помимо уже существовавших 3 приходов: ц. св. Стефана, ц. св. Михаила и Шотландской ц. в В. появилось еще 14 новых в самом городе и 12 вне его стен.

При Альбрехте V (1404-1439) начались гуситские войны, к-рые затронули и Австрию, а в 1420-1421 гг. в В. произошли крупнейшие в Европе евр. погромы, после к-рых город покинули евр. купцы. В течение всего XV в. В. переходила из рук в руки, пока власть над ней не установил венг. кор. Матьяш Хуньяди (1485). После его смерти все австр. владения перешли к Максимилиану I Габсбургу (1490).

В 1469 г. В. стала еп-ством и вместе с др. новообразованным еп-ством Винер-Нойштадт выделилась из еп-ства Пассау. Однако еще в течение 10 лет Венское еп-ство существовало только формально, т. к. еп. Пассау Ульрих III отказался признать решение папы Павла II. Лишь после смерти еп. Ульриха III было признано существование Венского еп-ства (1480), хотя и позднее оно сталкивалось с враждебностью со стороны епископов Пассау.

Венское епископство

В нач. ХVI в. в состав Венского еп-ства входили 3 города и 14 соседних приходов. Первым епископом В. стал Леопольд, граф Шпаур. За ним кафедру занял Георг Слаткония (1513-1522). В его задачи входило превращение В. в епископскую резиденцию, установление связей с Римом и восстановление отношений с еп-ством Пассау, а главное - необходимо было противодействовать распространявшемуся в Австрии протестантизму. В 1520 г. в В. многие обратились к учению М. Лютера, хотя о необходимости церковной реформы говорили еще в 1499 г.: некий проповедник прибил к дверям собора св. Стефана тезисы, сходные с идеями, высказанными через 20 лет Лютером. Папский легат, проф. Ингольштадтского ун-та И. Экк, приехавший в Венский ун-т, ознакомил студентов и преподавателей с буллой папы Льва X, в к-рой взгляды Лютера были осуждены. Но ни преподаватели ун-та, ни ректор не приняли к сведению заявления Экка, тогда папский легат потребовал от еп. Слатконии ознакомить с буллой всех священников и жителей города. Офиц. позиция Церкви была определена в специальном разъясняющем письме имп. Карла V и декрете от 14 апр. 1521 г. о запрещении «лютеранских сект» и об изгнании приверженцев Лютера из Австрии. Остановить распространение нового религ. учения не удалось, австр. протестанты были убеждены в том, что их вера - лишь «улучшенный» католицизм, предусматривавший секуляризацию церковного имущества, вступление в брак духовенства, церковное богослужение на национальном языке, но, по их мнению, «во всем остальном они оставались верными сторонниками Рима и папы». Католич. Церковь не признала мнения протестантов, осудив их как еретиков.

В годы правления Фердинанда I (1521-1564) был издан ряд постановлений, призванных вернуть людей к истинной вере: в венских типографиях не разрешалось печатать лит-ру протестант. содержания, вводилась книжная цензура, запрещались некатолич. богослужения, офиц. лица без исключения должны были принимать участие во всех богослужениях, религ. шествиях, подавая пример обывателям и т. д. Однако эрцгерцог не смог предпринять эффективные меры для подавления протестантизма в своих владениях, т. к. дом Габсбургов переживал серьезные трудности как в своих владениях, так и на международной арене. Годы правления Фердинанда I иногда называют периодом «компромиссного католицизма», к-рый характеризовался политикой лавирования и выжидания. Идеи протестантизма стремительно распространялись как в В., так и во всей Австрии. С 1543 г. в венских приходах, церквах и мон-рях начались проверки, в результате к-рых выяснялось, что монахи принимали учение Лютера, покидали мон-ри и обзаводились семьями. Так, к сер. XVI в. в бенедиктинском Шотландском мон-ре осталось 14 монахов из 30, у доминиканцев число братьев сократилось с 86 до 10, у кармелитов - с 12 до 4. В жен. мон-рях св. Дорофеи и св. Клары были обнаружены лютеран. книги, аббатисы объяснили это тем, что их содержание более понятно сестрам. В жен. мон-ре св. Бернарда комиссия обнаружила проповедника-лютеранина. В 1529 г. турки во время осады уничтожили все церкви и духовные институты в округе В.

В 1551 г. в городе появились иезуиты и очень быстро взяли под свой контроль ун-т, школы, основали колледж, выпускали лит-ру, проповедовали почти во всех церквах. Для разъяснения основных вопросов католич. веры П. Канизий, администратор Венского еп-ства и т. н. комиссар ордена в Австрии, составил Катехизис (или Малый катехизис), получивший полную поддержку и одобрение генерала иезуитов Д. Лайнеса. Он содержал важную уступку верующим в духе новых требований: был написан на нем. языке. С помощью иезуитов Венским епископам временно удалось стабилизировать положение католич. Церкви.

Сын Фердинанда I Максимилиан II (1564-1576) проводил крайне противоречивую политику. Он снисходительно относился к протестантам не в последнюю очередь потому, что в ландтагах, где решался вопрос о налогах на войну с османами, протестант. сословия составляли большинство. 18 авг. 1568 г. имп. Максимилиан II издал документ о введении в Н. Австрии Аугсбургского исповедания (через 7 лет в В. Австрии), к-рое распространялось на господ и рыцарей. Император разрешал в замках, домах, дворцах, загородных владениях господ и рыцарей и патронируемых ими церквах проведение лютеран. богослужений. Но, поддерживая австр. протестантов, император не мог идти на открытый конфликт с папой Римским и испан. Габсбургами. Максимилиан II возобновил монастырские проверки и в 1568 г. создал монастырский совет, призванный восстановить значение и авторитет мон-рей, поддержать их экономически, а также реализовать княжеское право патронирования мон-рей. В правление Максимилиана II в В. помимо лютеран появились сторонники учений Ф. Меланхтона, У. Цвингли, М. Флация Иллирика, а также различные радикальные секты. Император не был доволен многоликостью протестантизма в своих владениях. В 1571 г. по его поручению протестант. теологи Д. Хитрайс и К. Рейтер составили «Порядок 1571 г.», состоявший из 13 пунктов, в к-рых определялись правила богослужений, религ. праздники, количество церковных таинств и церемония их проведения, правила погребения и т. д., общие для всех австр. протестантов. После публикации «Порядка» Максимилиан II начал проверки протестантов. Уже при следующем имп. Рудольфе II (1576-1612) результаты очередных проверок и обнаруженные отступления протестантов от «Порядка» становились поводом для преследования некатоликов в ходе начавшейся при Контрреформации.

В 90-х гг. XVI в. оформилась религ. политика правительства, направленная на искоренение протестантизма. Ее главным принципом стал лозунг «шаг за шагом» (gradatim). Реализацию этой программы в В. и Н. Австрии взял на себя еп. Мелькиор Клесль. В городах и деревнях работали специально созданные комиссии по католич. реформе (Reformkomissionen), зачастую действовавшие с позиции силы. В высших слоях нижнеавстр. общества Клесль действовал осторожнее: открытому принуждению он предпочитал игру на внутренних противоречиях в протестант. сословиях. Начав планомерную экономическую и политическую поддержку дворян-католиков, ему удалось внести раскол в протестант. среду. Религ. политика имп. Рудольфа II стала одной из причин восстания в подвластных Габсбургам землях, в результате к-рого к власти в Австрии пришел младший брат Рудольфа - Маттиас. 19 марта 1609 г. он издал документ под названием «Capitulations-Resоlution», в к-ром говорилось о праве господ, рыцарей, городов и местечек Н. и В. Австрии исповедовать «аугсбургскую конфессию».

Приход к власти в 1619 г. имп. Фердинанда II, противника всяких компромиссов, означал конец религ. терпимости. Кроме того, контрреформация имп. Фердинанда II совпала с Тридцатилетней войной. Имп. Фердинанд III (1637-1657) продолжил политику отца, но более мягкими способами. Габсбургам удалось поставить под свой контроль не только протестантов, но и австр. католич. Церковь, лишив ее во многом самостоятельности. Фердинанд III подчинил австр. Церковь гос-ву, и монарх не только формально, но и по существу стал ее политическим главой. В 1683 г. В. пережила 2-месячную осаду тур. войска.

Венское архиепископство

В 1722 г. при поддержке имп. Карла VI В. получила статус архиеп-ства. Во 2-й пол. XVIII в. в Австрии были проведены церковные реформы Марии Терезии (1740-1780) и Иосифа II (1780-1790). Церковь была лишена налоговых привилегий, а также влияния на большинство учебных заведений. Имп. Иосиф II издал эдикт о веротерпимости (1781), по к-рому всем исповедовавшим признанные в гос-ве религии (в первую очередь протестантизм и греко-православие) гарантировалось право свободно отправлять культы и иметь свои церкви. Иосиф II отменил все постановления против евреев и приравнял их к гражданам гос-ва. Но главным принципом его политики стало подчинение Церкви авторитету гос-ва. Все попытки папы Пия VI оспорить решения Иосифа II не увенчались успехом.

Имп. Наполеон дважды (1805 и 1809) завоевывал В. Эпоху наполеоновских войн завершил Венский конгресс (окт. 1814 - июнь 1815). В 1848 г. имп. Фердинанд отрекся от престола, правителем стал Франц Иосиф I. В XIX - нач. XX в. положение венской Церкви почти не изменилось. В 1867 г. был признан гражданский брак и отменен конкордат с католич. Церковью 1855 г. Попытки либералов добиться отделения Церкви от гос-ва и религ. свободы в тот момент не увенчались успехом. Эти требования австр. либералов смогли быть реализованы только в 1918 г.

После аншлюса Австрии (март 1938) и оккупации В. герм. войсками начались гонения на Церковь. В 1945 г. в В. вошли части Красной Армии. Город был поделен на 4 оккупационные зоны. 15 мая 1945 г. во дворце Бельведер между странами-победительницами и Австрией был подписан гос. договор, провозглашавший политический нейтралитет Австрии. В ходе второй мировой войны погибло множество памятников архитектуры, в т. ч. практически полностью сгорел собор св. Стефана.

Венский университет

был основан герц. Рудольфом IV Габсбургом и его братьями Альбрехтом III и Леопольдом III в 1365 г. по образцу Сорбонны. В июне того же года он был освящен папой Урбаном V. Согласно правилам, канцлером ун-та всегда становился священник собора св. Стефана. Первоначально в ун-те было 3 фак-та: юридический, медицинский и свободных искусств (с XVI в. философский); теологический факультет открылся в 1384 г. по распоряжению папы Урбана VI. В 1385 г. были выработаны университетские статуты. Герц. Альбрехт III пригласил профессоров из Праги и Парижа, организовал при ун-те корпорацию Collegium ducale в составе 2 докторов теологии и 12 магистров свободных искусств, к-рые стояли во главе ун-та. Ун-том управляли ректор, консистория и университетская ассамблея, в к-рую допускались только преподаватели. Студенты делились на «академические нации» (до 1849): австрийскую (в т. ч. итальянцы и хорваты), рейнскую, венгерскую (в т. ч. славяне) и саксонскую (студенты из северогерм. гос-в, Скандинавии и Британских о-вов). Каждая академическая нация выбирала президента, или прокуратора, к-рый наряду с деканами фак-тов входил в консисторию и имел право участвовать в выборе ректора.

Венский университет. Фотография. Кон. ХХ в.
Венский университет. Фотография. Кон. ХХ в.

Венский университет. Фотография. Кон. ХХ в.

XV век - период расцвета ун-та. Здесь нек-рое время работал поэт-гуманист К. Цельтис. В 1445 г. лекции по античной науке и философии читал Э. С. Пикколомини, буд. папа Пий II (1458-1464). При имп. Максимилиане I в ун-те появились преподаватели-гуманисты.

В нач. 20-х гг. XVI в., когда в В. начали распространяться идеи протестантизма, Габсбурги постарались превратить ун-т в оплот католицизма, искореняя всякое инакомыслие. Венские епископы и папские легаты проводили среди преподавателей и студентов разъяснительные беседы; в ун-те вводилось обязательное прочтение и обсуждение книги венг. юриста и политика И. Вербёци с критикой учения Лютера; на теологическом фак-те устраивались дебаты между сторонниками католицизма и нового учения. В 1533 г. эрцгерцог Фердинанд I и еп. В. Иоанн Фабри провели реформу: преподавать в ун-те могли только приглашенные офиц. властями (эрцгерцогом и епископом); регламентировалось время чтения лекций на теологическом фак-те (2 лектора вели занятия до обеда, 2 - после); на теологическом и юридическом фак-тах в обязательном порядке вводились диспуты; четко оговаривалось время каникул на всех фак-тах. В 1537 г., после 2-й реформы ун-та, было открыто 2 кафедры на теологическом фак-те.

Университетская иезуитская церковь. Фотография. 1973 г.
Университетская иезуитская церковь. Фотография. 1973 г.

Университетская иезуитская церковь. Фотография. 1973 г.
Лютеране и кальвинисты предпочитали посылать своих детей учиться в Германию и Швейцарию. Еп. Фабри, стремясь привлечь в Венский ун-т молодежь, воспитанную в «истинной вере», организовал в В. неск. школ. Но до появления в В. иезуитов особых успехов в области образования властям добиться не удалось. В 1552 г. иезуиты открыли колледж и начали проповедовать в университетской церкви. В 1554 г. П. Канизий инспирировал подписание Фердинандом I Декрета о Венском ун-те, по к-рому каждый новый преподаватель должен был держать экзамен по «силе вере» перед епископом. Студентам предписывалось участие во всех церковных городских и университетских праздниках, прослушивание месс и литургий «для усиления веры». Ректор и декан теологического фак-та контролировали чтение студентами лит-ры. На теологическом фак-те сократилось число лекторов. Наиболее успешных студентов ун-та иезуиты направляли на продолжение обучения в Рим, в Collegium Germanicum. Постепенно иезуитам удалось установить полный контроль над Венским ун-том. В 1564 г. новый имп. Максимилиан II, симпатизировавший протестантам, издал декрет, согласно к-рому обучаться в Венском ун-те и получить любую степень могли как католики, так и протестанты. Религ. толерантность в Венском ун-те просуществовала недолго. При имп. Рудольфе II из ун-та были вытеснены все протестанты и введен запрет принимать профессоров-некатоликов, обострился конфликт между иезуитами и студентами. В 1623 г. удалось неск. сгладить противоречия между иезуитами и студентами: кард. М. Клесль издал документ под названием «Sanctio Pragmatica», согласно к-рому в подчинение иезуитам передавали только 2 фак-та - теологический и философский, на остальных иезуиты не имели никакой власти. Однако на практике избежать их вмешательства в университетские дела и жизнь студентов оказалось трудно. Благодаря иезуитам в Венском ун-те появились новый учебный корпус и церковь, где они проповедовали. Посещение церкви являлось обязательным для всех студентов и преподавателей. Упадок Венского ун-та связывают с засильем контрреформации и тур. завоеваниями.

Реформы Марии Терезии и Иосифа II затронули и Венский ун-т. Нидерландский врач Г. ван Свитен, начав в 1749 г. реформу с медицинского образования, превратил ун-т в учебное заведение «нового» типа. Впервые естественно-историческим наукам уделялось больше внимания. В программу обучения медицинского фак-та были включены химия, ботаника и хирургия; немало часов отводилось под анатомию с практическими занятиями. В 1752 г. реформа коснулась теологического и философского фак-тов. На философском фак-те стали изучать физику, естественную историю и этику. В задачу теологического фак-та вошло обучение «научному мышлению». В 1753 г. на юридическом фак-те появился новый курс - естественное право. Проведение университетской реформы удалось во многом благодаря упразднению ордена иезуитов в 1773 г. Венский ун-т, долгое время находившийся под их руководством, перешел в ведение гос-ва. С 1778 г. академические степени стали присваивать протестантам, а с 1782 г.- евреям. По уровню развития науки, особенно медицины, Австрия выдвинулась на одно из ведущих мест в мире.

В XIX - нач. XX в. студенты и преподаватели Венского ун-та являлись выразителями либеральных идей и активно участвовали в политической жизни страны. В XX в. в ун-те появилось множество новых фак-тов: математический, экономический, исторический, физический, филологический и др. В наст. время здесь единовременно обучается свыше 80 тыс. чел.

Ист.: Quellen zur Geschichte der Stadt Wien / hrsg. v. Alterthums-Verein zu Wien. 1895-1927. 18 Bde.
Лит.: Наммеr-Purgstall J. Klesl's, des Cardinals, Direktors des geheimen Cabinetes Kaisers Mathias, Leben. W., 1847. 4 Bde; Aschbach J. von. Geschichte der Wiener Universität. W., 1865-1889. 3 Bde; Tomaschek J. A. Die Rechte und Freiheiten der Stadt Wien. W., 1877-1879. 2 Bde; Kerschbaumer A. Kardinal Klesl. W., 19052; Tomek E. Das Kirchliche Leben und die christlische Charitas in Wien: Gesch. d. Stadt Wien. W., 1913; idem. Kirchengeschichte Österreichs. Innsbruck; W.; Münch., 1935-1959. 3 Bde; Klebel E. Zur Frühgeschichte Wiens. W., 1932; Пристер Е. Краткая история Австрии. М., 1952; Mecenseffy G. Geschichte des Protestantismus in Österreich. Graz, 1956; Wodka J. Kirche in Österreich. W., 1959; Egger R. Römische Antike und Frühes Christentum. Klagenfurt, 1962. Bd. 1; Gutkas K. Geschichte Niederösterreichs. Münch., 1984; Winkelbauer T. Fürst und Fürstendiener: Gundaker von Liechtenstein, ein österreichischer Aristokrat des konfessionellen Zeitalters. W.; Münch., 1999.
К. Т. Медведева

Памятники церковной архитектуры В.

Церковь Марии-ам-Гештаде. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Марии-ам-Гештаде. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь Марии-ам-Гештаде. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь св. Карло Борромео. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь св. Карло Борромео. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь св. Карло Борромео. Фотография. Кон. ХХ в.
По преданию, в 791 г. Карл Великий основал в В. ц. св. Петра, но никаких следов ее до наст. времени обнаружить не удалось. Статус самой старой из сохранившихся церквей города оспаривают 2 храма - св. Руперта и св. Стефана. Ц. св. Руперта была построена предположительно в XI в., а первое упоминание о ней относится к 1161 г. Это характерный памятник романского стиля; лучше всего сохранилась 4-угольная башня, к-рую начали строить первой и закончили последней в XV в.

От романской и раннеготической эпох в В. сохранилось очень мало памятников. Самый значительный - романского периода - собор св. Стефана, главный храм города. 1-й этап его строительства продолжался с 1137 (1142?) по 1147 г. (дата освящения). Первоначально предполагалось возведение 3-нефной базилики, однако во 2-й период строительства (1240-1270) к позднероманскому стилю добавились раннеготические элементы. Собор сильно пострадал во время пожара 1258 г., поэтому единственная сохранившаяся часть позднероманского времени - зап. фасад с башнями. XIV-XVI века - готический период в истории собора св. Стефана, связанный с именами архитекторов М. Кнаба, Петера и Г. фон Прахатица, Г. Пукспаума, в сер. XVI в. строительство храма было завершено. Реставрация собора проводилась в 50-х гг. XIX в., в наст. время здание выглядит таким, каким оно было в XVI в.

Практически не сохранился первоначальный вид церквей св. Михаила (XIII в.), Марии-ам-Гештаде (XIII-XIV вв.), готических церквей, построенных шотл. монахами и францисканцами, Старой ратуши на Випплингерштрасе, башни в р-не Грихенгассе (перестроены в стилях барокко и классицизм) и др.

Церковь св. Петра. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь св. Петра. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь св. Петра. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Вотивкирхе. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Вотивкирхе. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь Вотивкирхе. Фотография. Кон. ХХ в.
Памятники Возрождения в В. почти не представлены, к ним можно отнести лишь часть зданий в Хофбурге и неск. внутренних двориков с лоджиями.

До 30-х гг. XVII в. архитектура В. в стиле барокко считалась провинциальной, лишь с приглашением итал. мастеров, со строительством университетской (или иезуитской) церкви (1628-1630, архит. А. Поццо) она выходит на европ. уровень. Первый взлет венского барокко связан с работой итал. мастеров П. Феррабоско, Ф. Лукезе, К. А. Карлоне, Дж. Мартинелли и др. Итал. зодчими была построена церковь доминиканцев, реконструированы готические постройки: храм Шотландского мон-ря, ц. Ам-Хоф и др. Высокое венское барокко связано с именами австр. архитекторов И. Л. фон Хильдебрандта, И. Б. Фишера фон Эрлаха и его сына Й. Э. Фишера, создавшими на основе синтеза итал. и франц. барокко собственный национальный вариант. Самые известные творения в области церковной архитектуры Фишера фон Эрлаха - храм св. Карло Борромео, Хильдебрандта - перестройка ц. св. Петра (рядом с ул. Грабен).

Во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. церковное строительство в В. практически не велось, одним из немногих храмов стала ц. Вотивкирхе, построенная в 1856-1879 гг. по обету имп. Франца Иосифа в знак благодарности за спасение после неудавшегося покушения на него. В конкурсе, объявленном на строительство церкви, победил Г. Ферстель, взявший за образец типичный готический собор. На рубеже XIX-XX вв. получил распространение венский «сецессион-стиль» - австр. вариант модерна, наиболее известная постройка - ц. Ам-Штайнхоф (нач. XX в., архит. О. Вагнер).

Православный кафедральный собор во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского

был построен по проекту архит. Г. И. Котова; закладка состоялась 3 окт. 1893 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Палладия, строительные работы велись итал. архит. Джакомелли; освящение было совершено 16 апр. 1899 г. архиеп. Холмским и Варшавским Иеронимом.

Внешний облик храма выполнен в стиле рус. архитектуры XVI-XVII вв., напоминает традиции московского зодчества: 5-главие, шатровое завершение центрального объема, горки кокошников в основании глав, галерея-гульбище, опоясывающая здание, отдельные мотивы, напр. оформление крыльца с помощью тройной арки с висячей гирькой, и общее изобилие наружной декорации, ее многоцветие (кирпичный цвет стен, ковровые орнаменты поливной черепицы шатра и кровли).

Высота храма до яблока креста - ок. 55 м. Главный крест (4,8´ 2,7 м) и крест над звонницей сделаны из хрусталя, призмы (до 18 см) к-рого заправлены в золотую оправу. 9 колоколов звонницы пожертвованы рус. послом в В. гр. П. А. Капнистом, 10-й, самый большой, отлит из металла, подаренного командованием Красной Армии после освобождения В. в 1945 г., освящен в 1948 г. В 1945 г. собор, хотя и сильно поврежденный, был открыт в юрисдикции Московского Патриархата прибывшим в окт. 1945 г. в В. архиеп. Фотием (Топиро).

Собор имеет 2 престола: в верхнем этаже находится храм во имя свт. Николая. Внутреннее пространство ц. свт. Николая имеет форму правильного креста, вписанного в квадрат стен, высокий световой барабан опирается на 4 колонны красного гранита с богато орнаментированными капителями и напоминает визант. храм. Резной, из кипарисового дерева, позолоченный иконостас исполнен по эскизам Котова, включает местный и праздничный ряды, все 17 икон на бронзовых досках написаны рус. художниками Ф. А. Бруни и А. А. Харламовым в визант. стиле. По рис. Бруни венецианскими мастерами была выполнена мозаичная икона Воскресения Христова, помещенная во фронтоне крыльца. Помимо традиц. икон ц. свт. Николая украшена витражами - образ свт. Николая на верхней площадке лестницы, ведущей в храм, единственный витраж, не пострадавший во время второй мировой войны, а также образы в 3 верхних окнах алтарной апсиды - Господь Вседержитель, Божия Матерь и св. Иоанн Предтеча.

Нижняя церковь зимняя, освящена в память имп. Александра III, во имя его небесного покровителя св. Александра Невского. Храм по размеру меньше верхнего, низкие сомкнутые своды покоятся на массивных столбах. рядом с церковью находятся адм. помещения, канцелярия епархии, библиотека и т. п.

Лит.: Schnerich A. Wiens Kirchen und Kapellen. W., 1921; Eisler M. Das barocke Wien. W., 1924; Missong A. Heiliges Wien. W., 1948, 19703; Donin R. K. Der Wiener Stephansdom und seine Geschichte. W., 19522; Малюжкович В., прот. Св.-Николаевский кафедральный собор в Вене // ЖМП. 1969. № 12. C. 8-14; Сененко М. С. Вена. М., 1970. (Города и музеи мира); Денисова М. Д., Овчинников К. В., Талалай М. Г. Никольский храм в Вене: Мат-лы для исследования // Петербургские чтения-99. СПб., 1999. С. 190-193.
К. Т. Медведева, М. Г. Т.
Ключевые слова:
Архиепископства Римско-католической Церкви Вена, город в Центральной Европе, на верхнем Дунае; столица Австрии; центр католического архиепископства Страноведение. Австрия Христианство на территории разных стран. Австрия Австрия. История Университеты европейские Церковная архитектура. Храмы (Австрия)
См.также:
ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа
АВСТРИЯ государство в Центральной Европе
АРКЕТТИ Джованни Андреа (1731-1805), кард.-еп., папский нунций в Варшаве
АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии
АРМА архиепископство в Ирландии
БАРСЕЛОНА архиепископство катол. Церкви, г. на с.-в. Испании
БОРДО город в Юго-Зап. Франции, центр архиеп-ства, порт на р. Гаронна
БРАГА город на севере Португалии
БУРЖ г. в Центр. Франции (департамент Шер), кафедра архиепископа
ВЕНЕЦИЯ г. в Италии
ВИАННЕЯ СВ. ЖАНА МАРИ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАТУРА
ГАЛИЦКАЯ РУСЬ историческая область на сев.-вост. склонах Карпат
ГАМБУРГ город на севере Германии
ГЕНУЯ г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства