Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЗА
4, С. 441-442 опубликовано: 21 марта 2009г.


БЕЗА

[Нем. Beza, франц. de Bèze] Теодор (24.06.1519, Везле, Бургундия - 13.10.1605, Женева), теолог-кальвинист, пастор и руководитель реформатской Церкви в Женеве после смерти Кальвина (1564), писатель, дипломат.

Учился в Орлеане у гуманиста и сторонника Реформации М. Фольмара, окончил юридический фак-т ун-та Орлеана, жил в Париже, где в 1544 г. тайно обручился с Клодин Деносе и получил известность, опубликовав в 1548 г. сборник поэм Juvenalia, написанных на латыни. В том же году внезапная тяжелая болезнь заставила Б. изменить жизнь, и 23 окт. 1548 г. он приехал в Женеву, где встретился с Ж. Кальвином Б. принял протестантизм, женился на Клодин Деносе и в нояб. 1549 г. был назначен профессором греч. языка в академии Лозанны. В 1558 г. Б. переехал в Женеву, преподавал во вновь образованной академии греч. и теологию, а также стал коадъютором и после смерти Кальвина (1564) его преемником. В 1588 г. Б. после смерти жены вступил в брак со вдовой Катариной дель Пиано, в 1600 г. полностью отошел от дел.

Т. Беза. Гравюра. XVII в.
Т. Беза. Гравюра. XVII в.

Т. Беза. Гравюра. XVII в.
В 1554 г. гуманист С. Кастелло издал под псевдонимом Мартин Беллиус соч. «Нужно ли преследовать еретиков?», в к-ром осуждал гонения на свободомыслие в Женеве и защищал испан. теолога-антитринитария М. Сервета. Б. сразу угадал имя автора и вместе с Кальвином выступил с резкой полемикой в соч. «О еретиках и о праве магистрата наказывать. Апология сожжения М. Сервета против С. Кастелло» (1558). Позднее Б. написал «Исповедание христианской веры» - краткий компендиум своей теологии. В 1570-1582 гг. он опубликовал трехтомное собрание теологических сочинений и писем. В нем отразились результаты его систематических занятий теологией, в т. ч. тех лет, когда он поочередно с Кальвином читал в академии Женевы курс теологии, и его неоднократных дискуссий с лютеранами и католиками. Он дважды полемизировал с Я. Андреэ, а в сент. 1561 г. был главным представителем протестант. церкви на коллоквиуме в Пуаси - крупнейшем до начала гражданских войн во Франции диспуте католиков и кальвинистов, состоявшемся в присутствии кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи. В споре о таинстве евхаристии Б. заявил, что плоть и кровь Христовы так же далеки от хлеба и вина при причащении, «как небо от земли; жертва Христа была принесена только один раз, и вкушение хлеба и вина - всего лишь воспоминание об этом». Одно из центральных мест в теологии Б. занимает концепция супралапсарианизма, к-рая состоит в том, что Бог еще до начала времен, т. е. до сотворения мира, предопределяет, кто спасется, а кто нет. Ключевое место в ней принадлежит принципу «различения без разделения». Б. не только различает, но и связывает решение Бога об избранничестве тех, кто будет спасен, с исполнением этого предопределения, различает, но не разделяет две природы Христа, подчеркивает, что Бог включает в свое предопределение естество и присущий ему образ действий всего сотворенного. Разум и воля принимаются Б. как орудия Св. Духа, но лишь при действии Божией благодати. Первородный грех трактуется как необходимый и совершенный с Божия произволения, но без принуждения, т. е. свободно.

Специальные исследования теологии Б. начались только в 60-х гг. XX в., до этого доминировало представление, что в догматических вопросах он лишь повторяет Кальвина. Изучение наследия Б. показало, что, стремясь, особенно в полемике, «все объяснить», он усиливает в догматике рациональные, логические, схоластические элементы, невольно обращаясь к многовековым традициям аристотелизма. Ряд исследователей считают эти наблюдения и выводы чересчур акцентированными. Тем не менее в новейших оценках теологию Б. рассматривают как веху на пути от Кальвина к кальвинист. ортодоксии XVII в., ставящей не только традиц., но и новые вопросы. Б. внес заметный вклад в библеистику кальвинизма; на основе сличения мн. греч. рукописей он в 1560 г. издал свой комментированный перевод на латынь текста НЗ, 5 раз переизданный при его жизни и переведенный на ряд европ. языков (см. ст. Безы кодекс). Знаток права, Б. использовал свою эрудицию для обоснования непримиримой борьбы с ересями, как их понимали кальвинисты («О праве светских властей наказывать еретиков», 1574). В политике он разделял взгляды тех гугенотов, к-рые считали, что власть короля от Бога, но народ имеет право на свержение тирана. Б. неоднократно выступал как советник вождей гугенотов во Франции и пытался добиться согласования не только принципов, но и действий кальвинист. общин в различных странах Европы. Более 40 лет он посвятил укреплению и развитию кальвинист. Церкви в Женеве как ее признанный руководитель. Творчество Б. не ограничивается теологическими работами, библеистикой, полемическими сочинениями. Он был мастером проповеди, оставил обширное эпистолярное наследие. Как лингвист он был создателем греч. грамматики и исследователем франц. языка. Б.- крупнейший и самый разносторонний писатель франкоязычной Швейцарии XVI в. Помимо поэтических сочинений и сатир (в т. ч. изданных анонимно) на папство и католич. клир он был автором драмы «Жертвоприношение Авраама» (Le sacrifice d'Abraham, 1550. [Montanban, 1901]), первой краткой биографии Кальвина (Les vies de J. Calvin. Cen., 1681. P., 1564, 1864), трехтомной «Религиозной истории реформированных церквей во Франции» (Histoire ecclésiastique des Eglises réformée au royame de France, 1580. P., 1883-1889. Nieuwkoop, 1974. 3 vol.), написанных на латыни «Правдивых портретов достославных мужей» (1580) и др. сочинений. Он многократно обращался к вопросу о значении искусства и риторики для Церкви и религии.

Ист.: Theodori Bezae Vezelii. Tractationum theologicarum. Gen., 1570-1583. 3 vol.; Bèze Th., de. La confession de foi du Chrétien. St. Germain-en-Laye, 1955; idem. De iure magistratuum / Hrsg. v. K. Sturm. Neukirchen-Vluyn, 1965; idem. Correspondance. Gen., 1960-2001. 23 vol.
Лит.: Bezar E. Frühorthodoxie und Rationalismus. Zürich, 1963; Geisendorf P. F. Théodore de Bèze. Gen., 1967; Kingdon R. M. Geneva and the Consolidation of the French Protestant Movement, 1554-1572. Gen., 1967; Jeanneret M. Poésie et tradition biblique au XVIe siècle. P., 1969; Raitt J. The Eucharistic Theology of Th. Beza. Chambersburg, 1972; Nugent D. Ecumenism in the Age of the Reformation: The Colloque of Poissy. Camb. (Mass.), 1974; Bray J. S. Theodore Beza's Doctrine of Predestination. Nieuwkoop, 1975; Marunyama T. The Ecclesiology of Th. Beza: The Reform of the True Church. Gen., 1978; История всемирной литературы. М., 1985. Т. 3. С. 213-214.
В. М. Володарский
Ключевые слова:
Богословы протестантские Кальвинисты Дипломаты Беза Теодор (1519-1605), теолог-кальвинист, пастор, писатель, дипломат Писатели кальвинистские
См.также:
ГОМАР Франциск (1563 - 1641), нидерланд. теолог-кальвинист
ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ Филипп (1549 -1623), франц. протестант. богослов, публицист, политический деятель
АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.
АЙСФЕЛЬДТ Отто (1887–1973), нем. протестант. теолог, ориенталист, текстолог
АЛАНД Курт (1915–1994), протестант. богослов, историк Церкви, текстолог
АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АРНОЛЬД Готфрид (1666-1714), немецкий протестантский теолог, пастор, мистик, поэт, историк Церкви
АУГУСТИ Иоганн Кристиан Вильгельм (1771/72- 1841), протестантский теолог, гебраист, исследователь раннехристианской археологии
БАРБАРО Иосафат (1413-1494), венецианский путешественник, дипломат и гос. деятель