Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АХМАТОВА
4, С. 210-212 опубликовано: 12 марта 2009г.


АХМАТОВА

Анна Андреевна (11.06.1889, слобода Б. Фонтан близ Одессы - 5.03.1966, Домодедово Московской обл.), поэт. Род. в правосл. семье отставного инженер-механика флота А. А. Горенко, детство и юность провела в Павловске, Царском Селе, Евпатории и Киеве. В мае 1907 г. закончила киевскую Фундуклеевскую гимназию, в 1908-1909 гг. училась на юридическом фак-те Киевских высших жен. курсов. 25 апр. 1910 г. обвенчалась с Н. С. Гумилёвым, после чего супруги жили в Царском Селе, 18 сент. 1912 г. у них родился сын - Л. Н. Гумилёв.

А. А. Ахматова. Худож. Н. А. Тырса. 1927 г. Черная акварель (ГМИИ. Музей личных коллекций)
А. А. Ахматова. Худож. Н. А. Тырса. 1927 г. Черная акварель (ГМИИ. Музей личных коллекций)

А. А. Ахматова. Худож. Н. А. Тырса. 1927 г. Черная акварель (ГМИИ. Музей личных коллекций)
С 1910 г. А. активно участвовала в лит. жизни С.-Петербурга, посещала собрания на «башне» Вяч. И. Иванова, сблизилась с кругом литераторов ж. «Аполлон». С 1911 г. начала печатать стихи в рус. журналах, познакомилась с А. А. Блоком, М. А. Кузминым, О. Э. Мандельштамом, М. Л. Лозинским, приняла участие в создании объединения «Цех поэтов», примкнула к движению акмеистов. С 1911 г. использовала псевдоним Ахматова, в 1920 г. ставший офиц. фамилией. В февр. 1912 г. выпустила кн. стихов «Вечер» с предисловием М. А. Кузмина, в 1914 г.- кн. «Четки», в 1917 г.- кн. «Белая стая».

Февральскую революцию 1917 г. А. восприняла как великое потрясение, Октябрьскую революцию - как кровавую смуту и гибель культуры. В 1918 г. из-за неприятия революции и крайне негативного отношения к «красному террору» отказывалась выступать на вечерах, где читалась поэма Блока «Двенадцать». В авг. 1918 г. был официально оформлен развод А. с Гумилёвым, в дек.- брак с В. К. Шилейко, востоковедом, поэтом и переводчиком. В 1920 г. А. работала в б-ке Агрономического ин-та, стала членом петроградского отд-ния Всероссийского союза поэтов, с 1921 г. являлась переводчицей в изд-ве «Всемирная литература».

В кон. 1921 г., когда была разрешена работа частных издательств, в «Алконосте» и «Петрополисе» вышли сразу 3 книги А.: «Подорожник», «Anno Domini MCMXXI» и поэма «У самого моря». В 1923 г. 5 книг стихотворений были изданы в виде трехтомника, к-рый включил все лучшее, что было написано А. к этому времени. В 1924 г. в ж. «Русский современник» (№ 1) были опубликованы 2 стихотворения А.- «И праведник шел за посланником Бога...» и «И месяц, скучая в облачной мгле...», послужившие одной из причин закрытия журнала. Книги А. были изъяты из массовых б-к, ее стихотворения почти перестали печатать. Не были изданы сборники стихов, подготовленные А. в 1924-1926 гг. и в сер. 30-х гг. В 1929 г. А. вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Е. И. Замятина и Б. А. Пильняка.

В 1934 г. при организации Союза писателей СССР А. не вступила в него и оказалась за пределами офиц. советской лит-ры. В течение 16 лет (1924-1939), когда ее стихи не печатались, А. добывала средства к существованию продажей личного архива и переводами (в 1933 в переводе А. вышли «Письма» П. П. Рубенса); занималась исследованием творчества А. С. Пушкина, ее имя названо в числе участников издания «Рукописи А. С. Пушкина» (1939).

В 1935 г. были арестованы Л. Гумилёв и Н. Н. Пунин (3-й муж А.), освобожденные вскоре после ходатайства А. к И. В. Сталину. В 1938 г. Л. Гумилёв вновь был арестован, в следующем году в ленинградском НКВД было заведено «Дело оперативной разработки на Анну Ахматову», в к-ром политическая позиция А. характеризовалась как «скрытый троцкизм и враждебные антисоветские настроения». В 1935-1940 гг. А. работала над поэмой «Реквием»; опасаясь слежки и обысков, стихи не записывала и вела замкнутый образ жизни.

Отношение гос. власти к А. изменилось к кон. 1939 г.: ей предложили подготовить к публикации книги сразу для 2 изд-в. 5 янв. 1940 г. А. торжественно приняли в Союз писателей, в том же году неск. журналов («Ленинград», «Звезда», «Литературный современник») напечатали ее стихи, в изд-ве «Советский писатель» вышел сб. стихотворений «Из шести книг», в авг. выдвинутый на Сталинскую премию. Однако в сент. того же года книга была осуждена специальным постановлением ЦК ВКП(б) на основании докладной записки управляющего делами ЦК Д. В. Крупина А. А. Жданову об отсутствии в книге связи с советской действительностью и проповеди в ней религии. В записке подробно перечислены упоминания в стихах А. Бога, ангелов, литургии, икон, храмов и т. д. (Литературный фронт: История политической цензуры, 1932-1946. М., 1994). В дальнейшем все книги А., публиковавшиеся в СССР, выходили с цензурными изъятиями и исправлениями, прежде всего в связи с религ. темами и образами.

В годы Великой Отечественной войны А. была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Москву, затем вместе с семьей Л. К. Чуковской жила в эвакуации в Ташкенте (1941-1944), где написала большое количество патриотических стихов («Мужество», «Вражье знамя...», «Клятва» и др.). В 1943 г. в Ташкенте вышла кн. «Избранное: Стихи». В июне 1944 г. А. вернулась в Ленинград, выступала перед бойцами в пос. Териоки, в разрушенном фашистами г. Пушкине (11 июня 1944), на многочисленных вечерах поэзии в Ленинграде и Москве. Стихи А. печатались в журналах «Знамя», «Звезда», «Ленинград», «Красноармеец».

14 авг. 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», гл. обр. направленное против А. и М. М. Зощенко. А. обвиняли в том, что ее поэзия, «пропитанная духом пессимизма и упадничества», «буржуазно-аристократическим эстетством» и декадентством, вредит делу воспитания молодежи и не может быть терпима в советской лит-ре. Произведения А. перестали печатать, тиражи ее книг «Стихотворения, 1909-1945» и «Избранные стихи» были уничтожены.

В 1949 г. вновь арестованы Л. Гумилёв и Пунин. Чтобы смягчить участь близких, А. в 1949-1952 гг. написала неск. стихотворений, прославляющих Сталина и Советское гос-во (Огонек. 1950. № 14, 36, 42). С нач. 50-х гг. она активно работала над переводами стихов К. Хетагурова, Я. Райниса, В. Гюго, Р. Тагора, корейск., польск., арм., груз., евр., латыш., чеш. и др. поэтов. После смерти Сталина стихотворения А. снова появились в печати: в 1954 г.- в сб. «Ленинградский альманах» (Кн. 9), в 1957 г.- в 1-м томе «Антологии русской советской поэзии». В 1958 г. вышла кн. «Стихотворения», в 1961 г.- кн. «Стихотворения, 1909-1960», в 1965 г.- «Бег времени: Стихотворения, 1909-1965». За пределами СССР были изданы: в 1963 г.- поэма «Реквием», в 1965 г.- «Сочинения» в 3 томах (под ред. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова).

В 1964 г. на родине был отмечен юбилей А.- 75 лет со дня рождения, 55 лет творческой деятельности. В том же году А. была удостоена итал. премии «Этна-Таормина», в 1965 г.- степени д-ра Оксфордского ун-та; побывала в Италии, Англии и Париже. А. умерла в подмосковном санатории, после чего ее тело было отправлено в Ленинград, где 10 марта 1966 г. в Никольском Морском соборе после панихиды было совершено отпевание. Похоронена А. в Комарове под С.-Петербургом.

Н. В. Королёва

Поэтическое мировоззрение

А. во многом сформировано живой верой поэта, ее стихи насыщены христ. символикой и образами. Важнейшие христ. понятия имеют для А. глубокий личный смысл. Ад в нек-рых стихотворениях А. является не потусторонней реальностью, а воплощен в страданиях и чувстве богооставленности, к-рые душа претерпевает в этом мире за неправедную жизнь. В позднем творчестве А. тема ада преимущественно ассоциируется с «Божественной комедией» Данте, раскрывается через картины войны и блокады Ленинграда. Важную роль в поэзии А. играют образы храмов и церковного богослужения, являющегося для нее неотъемлемой частью повседневной жизни («И глядеть бы на смуглые главы», «Под звоны древние далеких колоколен» и др.). Начиная с 20-х гг. одним из основных источников поэтического вдохновения для А. стала Библия («Рахиль» (1921), «Лотова жена» (1924) и др.).

Через все творчество А. проходит тема молитвы. В ранних произведениях поэт просит Бога о даровании любви и вдохновения («Я так молилась», «Боже, мы мудро царствовать будем» и др.). В 1915 г., в связи с первой мировой войной, в поэзии А. возникает молитва за Россию («Молитва»), вызванная желанием победы и славы для родины, готовностью пожертвовать ради этого личным счастьем. В стихотворении «И вот одна осталась я» (1917) появляется мотив поминальной молитвы, к-рый с годами становится одним из главных. К жанру молитвы-плача А. обратилась в стихотворении «Причитание» (1922), первые строки к-рого звучат как цитата из библейского псалма («Господеви поклонитеся / Во Святем Дворе Его»). К концу жизни А., обретя внутренний покой, стала воспринимать молитву и крест как источник жизни и для человека, и для природы в целом: «В каждом древе распятый Господь, / В каждом колосе Тело Христово, / И молитвы пречистое слово / Исцеляет болящую плоть» (1946).

Особое место среди поэтических образов А. занимает смерть, к-рая изображается и как обыденное явление, и как переход в иной мир. Начиная с 20-х гг., после расстрела Гумилёва, смерть ассоциируется с мученической кончиной, с предопределением заплатить смертью за поэтический дар. Лирическая тема смерти от любви сменяется в позднем творчестве размышлениями о страданиях и насильственной смерти мн. соотечественников, чью судьбу поэт уподобляет крестным мукам Спасителя (поэма «Реквием»). Трагическая судьба современниц А., вместе с ней простаивавших в очередях у тюрем в надежде хоть что-то узнать о своих близких, в «Реквиеме» сравнивается с участью Богоматери, явившей у подножия Креста Господня высшее смирение и покорность Божественной воле. Диптих «Распятие», завершающий поэму, символизирует преодоление земных страданий, духовную победу над смертью. С христ. пониманием смерти у А. связано и осознание собственного нравственного долга, необходимости жертвенного служения людям («Я была тогда с моим народом / Там, где мой народ, к несчастью, был»). Череда страданий как дорога к смерти и «последнему жилищу» изображена и в поэме «Путем всея земли» (1940).

В творчестве А. поэтический дар сближается с пророческим, она особенно почитала свою небесную покровительницу прав. пророчицу Анну (пам. 3 февр.). Пророчество о близком будущем России возникает в стихотворении «Июль 1914»: «одноногий прохожий» предсказывает войну и суровые испытания, одновременно уповая на помощь Богородицы. Ок. 1922 г. А. посетила Оптину пуст. и встретилась с прп. иеросхим. Нектарием (Тихоновым). В стихотворении «Предсказание» (1922) она передала пророческие слова преподобного о том, что в будущем ее ожидают страдания и «терновый венец». По мысли А., страдания людей предваряют Страшный Суд и являются предуготовлением к историческому концу мира. Впервые разрушение мира упоминается в стихотворении «Первое возвращение» (1910); в позднем творчестве А. апокалиптические мотивы встречаются в «Поэме без героя» (1940-1962) и в стихах «Из «Дневника путешествия»» (1964), но символизируют не гибель всего мира, а конец человеческой жизни, земного пути. В «Поэме без героя», опубликованной после смерти автора, А. размышляет о прошлом, ищет путь к духовному очищению и признает творчество («победившее смерть слово») оправданием своей жизни.

Поэзия А. отличается многообразием и не сводится к православно-христ. тематике. Вместе с тем несомненно, что вера являлась для нее духовным ориентиром и одним из важнейших источников творчества.

Арх.: РГАЛИ. Ф. 13; ИМЛИ. Ф. 188; ГЛМ. Ф. 40; РНБ. Ф. 1073.
Соч.: Стихотворения и поэмы. Л., 19762; Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 19902; Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990; Записные книжки А. Ахматовой (1958-1966). М.; Torino, 1996; Собр. соч.: В 6 т. М., 1998-2002.
Лит.: Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова: Опыт анализа. Пг., 1923; Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие: Дневники, восп., письма А. Ахматовой: [Пер. с англ.]. М., 1991; Руденко М. С. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии А. Ахматовой: Канд. дис. М., 1995; Reder R. Anna Achmatova: Poet and Prophet. N. Y., 1995; Лосиевский И. Анна Всея Руси: Жизнеописание А. Ахматовой. Х., 1996; Королёва Н. В. Анна Ахматова: Жизнь поэта // Ахматова А. А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1998. Т. 1. С. 495-672; Т. 2. Кн. 1. С. 255-392; Т. 2. Кн. 2. С. 261-312; она же. Церковь и вера в жизни и поэзии Анны Ахматовой // Сибирская горница. 1999. № 4. С. 87-98; Анна Ахматова: Pro et сontra. СПб., 2001.
Ключевые слова:
Поэты русские Литература русская Ахматова Анна Андреевна (1889 - 1966), поэт
См.также:
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), рус. поэт, переводчик
БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), поэт
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич (1879 – 1954), поэт
БОРОДАЕВСКИЙ Валериан Валерианович (1874 (по др. сведениям 1875)-1923), поэт
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, лит. критик
БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), писатель, поэт, переводчик