Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНГЕЛУС
2, С. 308 опубликовано: 16 сентября 2008г.


АНГЕЛУС

[транскрипция с франц. Анжелюс, лат. Angelus Domini], в обиходе католич. Церкви означает: 1) молитва в честь Воплощения Христа. Состоит из чтения 3 евангельских отрывков (Лк 1. 28-35; Лк 1. 38; Ин 1. 14), между к-рыми трижды произносится «Ave Maria», в конце следует заключительная молитва «Gratiam tuam [quaesumus, Domine]» (Просим, Господи, Твоей благодати), на Пасху она заменяется на «Regina caeli, laetare» (Радуйся, Царица Небесная). А. назван по началу первого отрывка из Евангелия: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!» (Лк 1. 28); 2) троекратный удар колокола или колоколов утром, в полдень и вечером, напоминающий верующим о времени молитвы. Вечерний звон на молитву «Ave Maria» появился в XIII в., в XIV в. к нему добавился утренний, а с нач. XV в.- полуденный звон, сначала употреблявшийся только по пятницам в напоминание о крестной смерти Христа. Возможно, происхождение троекратного звона А. связано с обычаем звонить к 3 службам оффиция: Laudes (утрене), 6-му часу и вечерне. В 1456 г. папа Каллист III ввел полуденный каждодневный звон (на 3 молитвы «Pater noster», 3 «Ave Maria») как средство сплочения и укрепления христиан, необходимое в тот момент из-за опасности тур. вторжения в Европу. В XVI в. троекратный звон стал восприниматься как единый комплекс, его применение было рекомендовано католич. синодами XVII в. Именно с этого времени каждая из молитв в течение дня, сопровождаемая звоном А., начинает приобретать собственное символическое значение: утренний А. символизирует Воскресение Христово, полуденный - Распятие, вечерний - Воплощение. С XIV в. Римские папы даруют прощение грехов (индульгенцию) ежедневно читающим молитву А.

Начиная с понтификата Иоанна XXIII (1958-1963) в воскресенье во время полуденной службы папа благословляет собравшихся, появляясь во время А. в окне 4-го этажа своих покоев. Чтение А. становится центральным местом церемонии, в ходе к-рой папа произносит речь. Обращение папы, касающееся разных тем, носит неофиц. характер, его слова не публикуются. Чаще всего папа использует А. для обсуждения буд. деятельности Римского престола и его, папы, как епископа Рима. В течение последних лет чтение А. передается через громкоговорители.

Лит.: Esser T. Il suono del «Ave Maria». Firenze, 1902; Thalhofer V. Handbuch der katholischen Liturgik: In 2 Bde. Freiburg i. Br., 1912. Bd. 1. S. 309-311; Inguanez M. Un documento cassinense del sec. XIII per il suono dell'Ave // Miscellanea Cassinensia. Montecassino, 1932. Vol. 11.
Е. В. Казбекова
Ключевые слова:
Ангелус, в обиходе католической Церкви: 1) молитва в честь Воплощения Христа, 2) троекратный удар колокола или колоколов утром, в полдень и вечером, напоминающий верующим о времени молитвы Литургика Римско-Католической Церкви
См.также:
AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
AGNUS DEI Агнец Божий [лат.]
АДВЕНТ в западном богослужении период, предшествующий празднику Рождества Христова
АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение