Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛТАЙ
2, С. 42-43 опубликовано: 24 ноября 2008г.


Содержание

АЛТАЙ

(Республика Алтай), субъект Российской Федерации. Территория: 92,6 тыс. кв. км. Центр: г. Горно-Алтайск (до 1932 Улала, до 1948 Ойрот-Тура). География: Республика А. расположена в юж. части Алтайского горного массива. Граничит на северо-западе с Алтайским краем, на северо-востоке с Кемеровской обл. и Республикой Хакасия, на юго-западе с Республикой Казахстан, на юге с Китайской Народной Республикой, на юго-востоке с Монгольской Народной Республикой, на востоке с Республикой Тыва. Основная транспортная магистраль - Чуйский автомобильный тракт. Между горными хребтами и массивами находятся Абайская, Чуйская, Курайская котловины и степи. На территории А. множество горных рек (Катунь, Бия, Чуя и др.) и озер, в т. ч. оз. Телецкое. А.- аграрная республика с развивающейся пищевой промышленностью, объявлена особой эколого-экономической зоной. Население: 203,1 тыс. чел. (1999), городское - 51,8 тыс. чел., сельское - 151,3 тыс. чел.; количество населенных пунктов - 254; единственный город - Горно-Алтайск. Национальный состав населения: русские - 63,39 %, алтайцы - 30,58, казахи - 2,98, представители др. национальностей - 3,05% (1994). Адм. устройство: 1 июня 1922 г. была образована Ойротская АО в составе Алтайского края; с 7 янв. 1948 г.- Горно-Алтайская АО в составе Алтайского края; с июля 1991 г.- Горно-Алтайская Республика в составе Российской Федерации; в мае 1992 г. получила совр. название. Республика делится на 10 адм. р-нов.

Религия

На нач. дек. 2000 г. в Республике А. существовало 28 зарегистрированных религ. объединений, из к-рых 20 - приходы РПЦ (из них 3 зарегистрированы в 2000). Православие исповедуют русские, украинцы и часть алтайцев. Ислам начал возрождаться с сер. 90-х гг. ХХ в., распространен по преимуществу среди казахов, живущих в Чуйской степи (Кош-Агачский р-н). Среди части алтайцев возрождаются верования, обрядность к-рых коренится в шаманизме и бурханизме (см. Ламаизм).

Русская Православная Церковь имеет в Республике А. 3 благочиния (Горно-Алтайское, Акташское и Онгудайское), входящие в юрисдикцию Барнаульской и Алтайской епархии; 20 приходов, из к-рых 9 приписных. Окружной благочинный служит в ц. Преображения Господня в Горно-Алтайске. Кроме Горно-Алтайска правосл. приходы имеются в селах Онгудай, Акташ, Чемал, Майма, Бирюля, Усть-Кокса, Усть-Кан, Шебалино, Паспаул, Александровка, Усть-Муны, Чоя, Артыбаш, Турочак, Кебезень, Усть-Улаган, Балыктуюль, Ко и Балыкча. В 3 последних приходах (Улаганский р-н) все прихожане - алтайцы, на богослужениях в этих приходах используется значительное число молитвословий на алтайском языке. Среди коренного населения Горного Алтая в XIX - нач. XX в. Православие распространялось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, центральный стан к-рой находился в Улале (совр. Горно-Алтайск).

Старообрядчество. Общины старообрядцев в Республике А. почти все принадлежат к часовенному согласию, общины немногочисленны: в Горно-Алтайске и селах В. Уймоне, Мульте, Замульте, Гагарке (Уймонская долина). Старообрядцы, преимущественно заводские и крепостные крестьяне, переселялись в различные р-ны Сибири в XVIII в., в т. ч. на Горный Алтай (в «камень»), где получили прозвание «каменщиков». Горный Алтай - ущелья верхнего течения Бухтармы и ее притоков, верховья Катуни - ассоциировался в народном сознании с Беловодьем (см. Беловодская иерархия) - легендарной страной, где процветала старая вера.

Католичество. В 2000 г. существовала католич. община в с. Иогач Турочакского р-на (зарегистрирована 13 сент. 1999).

Протестантизм и сектантство. В 2000 г. существовали протестант. орг-ции, появившиеся на территории республики в 90-х гг. XX в.: евангельская община «Благодать», орг-ция пятидесятников «Новая жизнь» (Горно-Алтайск), 2 общины адвентистов седьмого дня (Горно-Алтайск и с. Озеро-Куреево Турочакского р-на), община Свидетелей Иеговы (Горно-Алтайск).

Ислам. В республике 2 мусульм. орг-ции: религ. объединение с. Тобелер Кош-Агачского р-на (зарегистрировано в дек. 2000, относится к Духовному управлению мусульман азиатской части России) и община мусульман в Горно-Алтайске (зарегистрирована в марте 2000).

Неоязычество. В последнее десятилетие XX в. предпринимались попытки возродить дохрист. верования алтайцев. В Горно-Алтайске существуют религ. объединение «Ак-Буркан» (1991) и пантеистическая община «АГАРУ» (1996). неоязыческие обряды кон. XX в., восходящие к шаманизму, несут в себе также элементы бурханизма - алтайской разновидности ламаизма. Бурханизм («белая», или «молочная», вера) имел наибольшее распространение среди алтайцев в 1904-1906 гг. Бурханисты почитали духов и обоготворяемых героев - Ойрота, Амыр-Сану и др., на склонах гор строили мольбища с «тагылом» (жертвенником), на к-ром жгли можжевельник, приносили дары из молочных продуктов, исполняли благопожелания Алтаю. Служители бурханистского культа - ярлыкчи - носили молочно-белые шубы и гребневидные шапки. Совр. алтайцы-нехристиане чаще всего не называют свои верования шаманизмом, бурханизмом или буддизмом, но говорят, что они, как и их предки, почитают духов гор, рек и урочищ и в качестве благодарственной жертвы этим духам вешают ленточки на деревья у перевалов гор. Ссылка на бурханизм как на национальное верование алтайцев иногда используется в сочетании с резким отрицанием культурно-исторического значения Алтайской духовной миссии, консолидировавшей в XIX - нач. XX в. все народности Горного Алтая в единый алтайский народ.

В кон. XX в. в Республике А. устраивались ежегодные собрания неоязычников и оккультистов различных направлений (в т. ч. последователей Е. Рерих), съезжавшихся к озерам и рекам Горного Алтая из регионов страны. Несмотря на то что на месте бывш. миссионерских станов один за др. воздвигаются правосл. храмы и возрождаются правосл. традиции алтайцев, в целом общественно-религ. ситуация в Республике А. остается сложной.

Лит.: Гуляев С. Алтайские каменщики // С.-Петербургские вед. 1845. № 30; Анохин А. В. Бурханизм в Западном Алтае // Сибирские огни. 1927. № 5. С. 162-167; Бломквист Е. Э., Гринкова Н. П. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930; Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953; он же. Алтайский шаманизм. Л., 1991; Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Новосиб., 1984; Данилин А. Г. Бурханизм. Горно-Алтайск, 1993; Бурханизм: Док-ты и мат-лы. Горно-Алтайск, 1994. 2 ч.; Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: Политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996; Марченко Г., Мачульская О. Регионы России: Справ. М., 1997; Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998.
Прот. Борис Пивоваров
Ключевые слова:
Алтай (Республика Алтай), субъект Российской Федерации География. Российская Федерация Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Алтай Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Алтай Краеведение. История городов и областей России Страноведение. Российская Федерация
См.также:
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в состав Центрального федерального округа
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
МОСКВА столица РФ и ее субъект - город федерального значения
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.)
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БУРЯТИЯ субъект Российской Федерации
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ