Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АПСЕВД ФЕОДОР
3, С. 147-148 опубликовано: 3 февраля 2009г.


АПСЕВД ФЕОДОР

Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись "Енклистры" мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г.
Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись "Енклистры" мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г.

Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись "Енклистры" мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г.
[греч. ̓Αψευδής Θεόδωρος], визант. художник кон. XII в. Вероятно, прибыл на Кипр из К-поля по приглашению Василия Киннама, еп. Пафосского. В пользу к-польского происхождения мастера свидетельствует манера его письма, характерная для визант. искусства эпохи Комнинов. В 1183 г. исполнил росписи в нефе «Енклистры» (ἐγκλείστρα - затвор) мон-ря в честь прп. Неофита близ Пафоса (Кипр; см. Неофита мон-рь), о чем свидетельствует греч. надпись вдоль ниши на сев. стене: «Енклистра... была расписана рукой Феодора Апсевда в год 6691 индикта I». Программа росписи могла быть продиктована ее заказчиком - основателем скита прп. Неофитом, дважды изображенным на стенах «Енклистры»: в церкви - возносимый 2 ангелами и в келье преподобного - как донатор, в молении перед деисусом. Большинство исследователей полагают, что росписи, выполненные в 1192 г. в основном объеме ц. Панагии Аракос в Лагудере (Кипр), также принадлежат А. Ф. По предположению Д. Уинфилда, указанное в реконструированной надписи под композицией «Крещение Господне» имя художника, расписавшего наос,- иером. Феодора - можно соотнести с А. Ф. Сопоставительный анализ фресок 2 памятников показывает идентичность манеры письма: изысканная линия абриса фигур и разделки складок, плотное лично́е письмо, характерное для иконописи, а также совпадение целого ряда деталей. А. Ф. приписывают (S. Sophocleous) 4 иконы, происходящие из местного ряда иконостасов мон-ря прп. Неофита - Богоматерь Елеуса и Господь Вседержитель (обе ок. 1183, мон-рь прп. Неофита) - и мон-ря Панагии Аракос - Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель со святыми на полях (обе ок. 1193, Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия).

Лит.: Winfield D. C. Panagia Arakos, Lagoudera. Nicosia, s. a. [1973]. P. 11; Panayotidis M. The Question of the Role of the Donor and of the Painter // ΔΧΑΕ. 1994. Ser. 4. Vol. 17. P. 143-156; Sophocleous S. Icons of Cyprus: 7th-20th Centuries. Nicosia, 1994. P. 82-84. N 13-16; Parthog G. der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. S. 76-77; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1997. P. 351-369; Cormack R. Byzantine art. Oxf., 2000. P. 177-179.
Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Искусство византийское Апсевд Феодор, византийский художник (кон. XII в.) Художники византийские Иконописцы византийские
См.также:
ПАНСЕЛИН Мануил, визант. художник
АНГЕЛОС АКОТАНТОС († 1457), критский иконописец
АНТИОХИЙСКАЯ ЧАША литургичесий сосуд, найденный в 1910 г. в Антиохии
ГЁРЕМЕ долина (и населенный пункт в иле Невшехир) в центральной части М. Азии, в Каппадокии
ГЕРОСКИПУ деревня в 3 км к востоку от Пафоса (Кипр) с визант. ц. св. Параскевы, прмц. Римской
ГРАБАР Андре [Андрей Николаевич] (1896 - 1990), выдающийся франц. медиевист рус. происхождения, один из создателей франц. школы совр. византиноведения, основатель и научный редактор ж. «Cahiers archéologiques» (1945)
ЕВЛАЛИЙ визант. художник
ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295)