Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛЕКСЕЕВ
Т. 1, С. 621-622 опубликовано: 29 октября 2007г.


АЛЕКСЕЕВ

Георгий, иконописец кон. XVII - 1-й трети XVIII в., свящ. ц. ап. Марка в Новгороде, имел сына иконописца Димитрия. В 1699 г. А. писал иконы для иконостаса Троицкого собора Александрова Свирского мон-ря вместе с отцом, иконописцем и монахом Тихвинского Большого Успения Богородицы мон-ря Аароном. В 1706 г. «повелением преосвященного Иова митрополита» А. «нанимался» «починивать и олифить» иконы «местные, и около столпов, и в приделах» в Софийском соборе Новгорода, после завершения там ремонтных работ (Новгородская III летопись). В 1712 г. он расписывал паперть Успенского собора Тихвинского Большого муж. мон-ря. В 1726-1727 гг. писал иконы для ц. Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде. Подписанные А. 1722 и 1728 гг. иконы Божией Матери «Знамение» находились в ц. Рождества Богородицы в Елатьме Тамбовской губ. и в ц. Спаса Преображения в Тихвине. Художественную манеру иконописца определило, очевидно, его обучение в артели тихвинских мастеров, отличавшихся архаичностью стиля. Сохранилось неск. произведений А.: 2 иконы Новгородских чудотворцев, 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); икона Божией Матери «Знамение», 1727 г. (ЦАК МДА); икона-список «в меру и подобие» с новгородского чудотворного образа Божией Матери «Знамение», 1727 г. (Крестовоздвиженская церковь с. Татаринцева под Москвой). Иконы Богоматери написаны темными плавями, повторяющими потемневший от времени лик новгородского образа «Знамение». В подписях к ним мастер называет себя «новгородский поп Георгий», что, вероятно, обусловлено исполнением заказа для др. епархии.

В иконах Новгородских чудотворцев (подобно «Древу государства Российского» Симона Ушакова) прочитывается задача прославления Дома Софии - Новгорода. Иконография восходит к композиции «Древо Иессеево». С документальной точностью передан Новгородский кремль - Детинец. Само Древо помещено в панораму владычного двора, причем немного переставлены архитектурные постройки. Замысел композиции мог быть связан с деятельностью Иова, митр. Новгородского.

Ист.: Новгородская III летопись под 1706 г. // ПСРЛ. Т. 12. С. 276.
Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 25; Русская живопись XVII-XVIII вв.: Кат. выставки. Л., 1974. С. 98; Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собрания Государственной Третьяковской галереи // Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация. М., 1984. Вып. 9 (39). С. 91-95; Колесникова Л. А. Тихвинские иконописцы XVII - начала XVIII в. // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2. С. 73.
Л. А. Колесникова
Ключевые слова:
Иереи Русской Православной Церкви Иконописцы русские Алексеев Георгий, иконописец, кон. XVII – 1-й трети XVIII в., священник
См.также:
АНИСИМ САМСОНОВ (XVII в.), свящ. Софийского собора в Вологде, иконописец
ВАСИЛИЙ тобольский свящ., иконописец XVII в.
АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)
АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.
АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде