Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АГРИКОЛА
Т. 1, С. 269 опубликовано: 2 апреля 2008г.


АГРИКОЛА

Агри́кола [лат. Agricola] Микаэль (ок. 1510, приход Перно, Зап. Финляндия - 9.04.1557, Выборг), фин. реформатор, последователь Лютера. Учился в приходской школе в Выборге, затем переехал в Або (Турку) - главный город и церковный центр Финляндии (в то время входившей в состав Шведского королевства), где поступил на службу к еп. Мартину Шютте († 1550), прелату лютеран. ориентации, стороннику реформы Церкви, и испытал влияние распространявшихся в стране реформационных идей. В 1536-1539 гг. А. по инициативе и при содействии М. Шютте учился в Виттенберге под руководством Лютера и Филиппа Меланхтона. По возвращении стал ректором школы при кафедральном соборе в Або. С кон. 40-х гг. XVI в. исполнял обязанности епископа, а в 1554 г., когда Финляндия была поделена на 2 диоцеза - Выборгский и Абоский, уже в должности епископа возглавил последний.

Сочинения А. (на фин., частично на лат. и швед. языках) носят компилятивный характер. Его Финская месса и Требник (1549) основывались на соответствующих швед. произведениях его современника Олауса Петри (ок. 1493-1552), т. н. «Молитвенник по Библии» (Rucouskirja Bibliasta. 1544) - на средневек. и совр. А. сочинениях (в т. ч. Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Яна Гуса, Фомы Кемпийского), а также включал переводы отрывков из ВЗ и НЗ. На материале молитвенника видна определенная толерантность А. по отношению к римско-католич. традиции: сохранение дней почитания святых, постов, таинства исповеди, использование трудов католич. авторов, средневек. литургических текстов. Характерно, что как у А., так и у Олауса Петри, чьи труды оказали значительное влияние на фин. реформатора, принципиальных богословских расхождений с Лютером не было. Как в Швеции, так и в Финляндии приверженцы нового учения взяли на себя решение задач, ставившихся задолго до начала Реформации: катехизации населения, борьбы с пережитками язычества. В связи с этим актуальной была проблема проповеди и религ. просвещения на национальном языке. В Финляндии отдельные попытки в этом направлении предпринимались еще в XV в., однако по сути заслуга создания финноязычной религ. лит-ры и фин. лит. языка принадлежит А. Главным трудом А. был перевод на фин. язык НЗ (при переводе использовалась Вульгата, нем. перевод Лютера, лат. перевод Эразма Роттердамского, швед. НЗ, а также греч. текст). Выход фин. НЗ (изд. в 1548) имел огромное значение для культуры страны, дав среди прочего основу языка фин. Библии. Оригинальными сочинениями А. являются стихотворные и прозаические предисловия к его переводам, содержащие, в частности, ценные сведения по истории, мифологии и фольклору финнов и карел. Известно негативное отношение А. к рус. Православию, что было достаточно традиционно для духовенства Шведского королевства и объяснялось как политическим противостоянием России и Швеции, так и соперничеством в деле миссионерства. В 1557 г. А. участвовал в посольстве в Россию для ведения мирных переговоров с Иоанном IV после русско-швед. войны 1555-1557 гг. На обратном пути 9 апр. 1557 г. А. внезапно умер под Выборгом, где и похоронен.

Ист.: Konung Gustav den Fö rstes Registratur // Handlingar rö rande Sveriges historia. Ser. I. Stockholm, 1861-1916; Mikael Agricola's Gospel According to St. Mark / Ed. F. P. Magoun. Helsinki, 1967; Mikael Agricolan kirjeita // Tarkiainen V., Tarkiainen K. Mikael Agricola. Helsinki, 1985. S. 293-330; Mikael Agricolan teokset. Porvoo, 1987.
Лит.: Tarkiainen V. Finsk litteraturhistoria. Helsingfors, 1950; Reformationen i Norden. Lund, 1973; Карху Э. Г. История литературы Финляндии. Л., 1979; Klockars B. I Nådens dal: Klosterfolk och andra c. 1440-1590. Helsingfors, 1979; Mikael Agricolan kieli. Helsinki, 1988; Pirinen K. Suomen kirkon historia. Porvoo, 1991; Fagerlund R., Jern K., Villstrand N.-E. Finlands historia. Ekenäs, 1993. T. 2; Щеглов А. Д. Густав Ваза и начало Реформации в Швеции: Канд. дис. М., 1999. Ркп.
А. Д. Щеглов
Ключевые слова:
Лютеранство Переводчики Библии Агрикола Микаэль (ок. 1510-1557), финский реформатор, последователь М. Лютера Реформация на территории Финляндии
См.также:
АГРИКОЛА Иоганн (1492- 1566), ученик, последователь и толкователь М. Лютера; экзегет, проповедник
АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
АЛЕКСИЙ (Виноградов Александр Николаевич; 1845-1919), иером., ученый востоковед
АЛЬТХАУС Пауль (1888-1966), нем. протестант. теолог, представитель неолютеранства
АМСДОРФ Николаус фон (1483-1565), профессор теологии Виттенбергского ун-та, апологет лютеранства
АНИСИМОВ Иоанн Иоаннович (1789-1831), свящ., миссионер
БОЛЬШОЙ КАТЕХИЗИС изложение веры в вопросах и ответах, XVI–XVII вв. - cм. Катехизисы Лютера
ВЕТТШТЕЙН Иоганн Якоб (1693-1754), швейцар. протестант. теолог, текстолог НЗ