Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИФ
Т. 25, С. 593-594 опубликовано: 25 января 2013г.


Содержание

ИОСИФ

(ок. 762 - 15.07.832), исп., свт. (пам. 26 янв.; пам. греч. 14 или 15 июля), архиеп. Фессалоникийский. Сведения об И. содержатся в многочисленных визант. агиографических текстах и письмах. Жития И. нет.

И. род. в К-поле в знатной семье, сын Фотина и Феоктисты, младший брат прп. Феодора Студита. После прихода к власти имп. Льва IV (775-780) семья, по-видимому, попала в немилость и удалилась в Саккудийский мон-рь, основанный дядей И. и Феодора Платоном в родовом имении Воскитий на юж. берегу Никомидийского зал. Платон стал 1-м игуменом монастыря. В 795 г. вместе с братом, который всегда оставался для него образцом и руководителем, И. принял участие в т. н. михианской схизме (от μοιχεία - прелюбодеяние), сложнейшем церковно-политическом конфликте на рубеже VIII и IX вв. И. разорвал церковное общение с патриархом свт. Тарасием из-за Иосифа, игум. Кафарского мон-ря, к-рый с молчаливого согласия патриарха обвенчал имп. Константина VI с его 2-й женой Феодотой (родственницей И.). В 797 г. И. за поддержку схизмы был сослан в Фессалонику, где провел ок. полугода до отстранения от власти Константина.

Имп. Ирина вернула из ссылки Феодора и его сторонников, в т. ч. И. Вначале И. направился в Саккудийский мон-рь, но вскоре (798/9) вместе с братом и дядей переселился в Студийский мон-рь в К-поле, игуменом к-рого стал Феодор. Весной 806 г., после смерти свт. Тарасия, Собор из 15 епископов снял запрещение с Иосифа Кафарского (было наложено со 2-м приходом к власти Ирины). И. в кон. 806 или в нач. 807 г., после смерти архиеп. Фомы, стал архиепископом Фессалоники, что подразумевало литургическое поминовение нового патриарха свт. Никифора I за богослужением и являлось знаком негласного примирения со снятием запрещения с Иосифа Кафарского. Поскольку последний принимал участие в богослужении в Св. Софии в качестве иконома, студиты старались не присутствовать на службах в главном соборе столицы. Поэтому когда И. в 1-й пол. 808 г. приехал в К-поль навестить брата, он в нарушение всех правил в течение неск. месяцев не появлялся на патриаршей литургии. Имп. Никифор I направил в Студийский мон-рь логофета дрома (министра почты и иностранных дел), чтобы выяснить причину такого поведения. Выслушав объяснения И., сановник заявил: «Благочестивые наши цари не нуждаются в тебе ни в Фессалонике, ни в другом месте» (Theod. Stud. Ep. 31. 20-21). В кон. 808 г. мон-рь был окружен войсками, И., Феодор и еще 2 монаха заключены в мон-рь св. Сергия. В янв. 809 г. состоялся Собор, на к-ром И. был низведен до пресвитера, по всей видимости согласно 20-му прав. Трулльского Собора (Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 2. Σ. 349-352), на том основании, что он служил литургию в Студийском мон-ре, т. е. в чужой епархии, без ведома правящего архиерея. В том же месяце И. сослали на о-в Проти. Как и проч. сосланные студиты, он был возвращен из ссылки незадолго до похода имп. Никифора на болгар летом 811 г. После вступления на престол имп. Михаила I, в окт. того же года, состоялось офиц. примирение патриарха со студитами, И. вернулся на свою кафедру. В кон. 814 г. он находился в К-поле (возможно, был вызван патриархом Никифором в связи с иконоборческими настроениями имп. Льва V) и принял участие в Соборе 24 дек., к-рый лишил сана и предал анафеме вождей иконоборцев, в т. ч. Антония Кассимату, еп. Силлейского. Участники Собора также подписали обязательство хранить верность православию. В апр. 815 г. иконоборческий Собор низложил И. Его преемника звали, вероятно, Иоанн. Вначале И. нек-рое время жил в Саккудийском мон-ре вместе с исп. Навкратием Студитом (впосл. игумен Студийский) и др. студийскими монахами, но затем был арестован и содержался под стражей в разных местах, названия к-рых неизвестны. К нач. 821 г., когда имп. Михаил II освободил всех ссыльных, И. находился в крепости Элпизон. Между 821 и 826 гг. он, по-видимому, жил в М. Азии (фемы Фракисий, а затем Опсикий, в окрестностях К-поля) вместе с Феодором, Навкратием и др. студитами. 29 апр. 824 г. И. присутствовал при перенесении тела прп. и исп. Никиты Мидикийского в его мон-рь (BHG, N 1341 - Vita Nicetae Medicii. Сap. 48). После смерти прп. Феодора в 826 г. И. оставался одним из самых авторитетных правосл. исповедников. При имп. Феофиле (829-842) И. был арестован, как утверждает патриарх свт. Мефодий в Житии сщмч. Евфимия Сардского, обвинение заключалось в том, что И., как и Евфимия, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Во всяком случае И. подвергся преследованиям еще до возобновления гонений на иконопочитателей в 832/3 г., поскольку он умер в июле 832 г., перед тем «проведя в заключении немалое время» (BHG, N 1756t - Translatio Theodori. Сap. 13). Заметка о смерти И. сохранилась в записи исп. Николая Студита, к-рую он оставил в переписанном им в 835 г. Четвероевангелии (РНБ. Греч. № 219, т. н. Четвероевангелии Успенского). Последним местом ссылки И. стала Фессалия. После кончины тело архиепископа бросили в некое «заросшее и влажное место», где через неск. лет его мощи собрали Навкратий и Афанасий (впосл. игумен Саккудийского мон-ря). После восстановления иконопочитания в 843 г. мощи И. и Феодора были доставлены в К-поль и 26 янв. 844 г. торжественно погребены в храме св. Иоанна Предтечи Студийского монастыря рядом с могилой прп. Платона.

Антоний, архиеп. Новгородский, побывавший в К-поле в 1200 г., сообщает, что видел раку с мощами И. рядом с ракой прп. Феодора в том же храме «в едином гробе» (Книга Паломник. С. 22). У «Анонима Меркати», также видевшего мощи И. и Феодора Студита в Студийском мон-ре, нет этого уточнения (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 454).

Собрание рассказов о постройках в К-поле Patria Constantinopolis отражает предание, согласно к-рому И. и Феодор в годы правления имп. Льва Армянина (813-820) жили при ц. св. Романа и составили множество канонов (Patria CP. Pt. 2. Р. 245). Однако скорее всего речь идет о времени восстания Фомы Славянина (820-823) и правления имп. Михаила II Травла (820-829), к-рый из страха перехода части клира, разделявшего идеи иконопочитания, на сторону восставших, предоставил им возможность оставаться в столице.

И. адресовано 10 писем Феодора Студита (37, 43, 72, 73, 111, 195, 222, 265, 333 и 355-е). В 1-м из них упоминается писательская деятельность И., который был плодовитым гимнографом. В ряде случаев атрибуция его произведений осложняется смешением И. с прп. Иосифом Песнописцем и, возможно, с другими авторами с тем же именем.

Ист.: BHG, N 1754-1755d [Vita Theodori Studitae]; N 1756t [Translatio Theodori Studitae et Josephi]; N 1341 [Vita Nicetae Medicii]; N 1365 [Vita Nicolae Studitae]; N 2145 [Vita Euthymii Sardii]; N 2422 [Laudatio matris auctore Thodori Studitae]; N 2451-2452 [Vita Theophili Nicomedensis]; SynCP. Col. 820, 822, 213, 520; Mateos. Typicon. T. 1. P. 338; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 402; Перенесение мощей св. Феодора Студита / Пер., коммент.: Д. Е. Афиногенов // Реликвии Византии и Др. Руси: Письменные источники. М., 2006. С. 56-66.
Лит.: Petit L. Les évéques de Thessalonique // EO. 1901. Vol. 4. P. 216; Pargoire J. Oeuvres de St. Joseph de Thessalonique // Ibid. 1907. Vol. 10. P. 207-210; Εὐστρατιάδης Ε. ᾿Ιωσὴφ ὁ Στουδίτης ἀρχιεπίσκοπος Θεσσαλονίκης // Μακεδονικά. 1952. Τ. 2. Σ. 25-88; Beck. Kirche und Theol. Literatur. S. 492. Anm. 6; P. 505 sq.; Janin R. Giuseppe Studita // BiblSS. Vol. 6. Col. 1309-1310; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 424; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 243; PMBZ, N 3448.
Д. Е. Афиногенов

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 338) память И. отмечается 15 июля без богослужебного последования.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 324, 325, 354), содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память И. отмечается 26 янв. и 15 июля. 26 янв. память И. присовокупляется к празднику перенесения мощей прп. Феодора Студита; совершается торжественная служба с пением на вечерне 1-го антифона 1-й кафизмы, со входом, с пением хвалитных стихир на утрене; святым назначаются общий отпустительный тропарь 4-го гласа    ( )  кондак, на утрене поется 2 канона святым; на литургии служба та же, что и 11 нояб. (пам. прп. Феодора Студита). 15 июля соединяются последования И., мучеников Кирика и Иулитты и Октоиха; последование И. включает канон, 4 стихиры-подобна, седален.

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. И. не упоминается.

В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 166) память И. отмечается 14 июля; совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Аналогичные указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 225). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. память И. отмечается 13 июля; И. назначается отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Ορθοδοξίας ὁδηγὲ̇ (  ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и в последующих изданиях слав. богослужебных книг И. не упоминается. В Синаксаре совр. греч. Минеи память И. отмечена 14 июля, однако служба ему не поется.

По рукописям известен канон И. авторства Феофана с акростихом Μέλπειν ᾿Ιωσὴφ προσθέτω Χριστὸς χάριν̇ (Воспеть Иосифа пусть подаст Христос благодать) 1-го гласа, ирмос: Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος δεξιὰ̇ (   ), нач.: Μίαν τρισυπόστατον αὐγήν (Единый триипостасный свет) (AHG. T. 11. P. 270-282); седальны (Ibid. P. 273, 278).

Е. Е. Макаров
Ключевые слова:
Святители Греческих Православных Церквей Святые Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Гимнография святителей Архиепископы Константинопольской Православной Церкви Иосиф (ок. 762 - 832), архиепископ Фессалоникийский, исповедник, святитель (пам. 26 янв.; пам. греч. 14 или 15 июля)
См.также:
АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)
АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ГЕОРГИЙ I (ок. 776–820/21), архиеп. Митилинский, свт., исп. (пам. 7 апр.)
ГЕОРГИЙ II (763–845/46), архиеп. Митилинский, свт. (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. )
ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)
ЕВСТАФИЙ еп. Антиохийский, свт. (пам. 21 февр., пам. греч. 23 авг.), отец Церкви
ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), патриарх К-польский, свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.)
ГЕОРГИЙ (750-760 - 802-807), архиеп. Амастридский, свт. (пам. 21 февр., пам. визант. 8 февр.)
ГЕРАСИМ II ПАЛЛАДА († 1714), патриарх Александрийский (1688 - 1710), свт. (пам. 15 янв.)
ГРИГОРИЙ архиеп. Кипрский., свт. (пам. 4 марта, пам. греч. 4 или 5 марта)