Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 24, С. 695-703 опубликовано: 25 августа 2015г.


ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Рязанской и Касимовской епархии), находится на окраине с. Пощупова Рыбновского р-на Рязанской обл. Основан не позднее 1237 г. По легенде, начало И. Б. м. положили в кон. XII - нач. XIII в. греч. монахи-миссионеры, принесшие в дар великому князю Рязанскому от патриарха К-польского чудотворную икону ап. Иоанна Богослова, написанную в VI в. мальчиком-сиротой (Иловайский. 1858. С. 117; Макарий (Миролюбов). 1863. С. 243).

Мон-рь ап. Иоанна Богослова. акварель. Худож. Д. М. Струков. XIX в. (ГИМ)
Мон-рь ап. Иоанна Богослова. акварель. Худож. Д. М. Струков. XIX в. (ГИМ)

Мон-рь ап. Иоанна Богослова. акварель. Худож. Д. М. Струков. XIX в. (ГИМ)

События, связанные с ранней историей И. Б. м., отражены в грамоте патриарха Адриана, выданной в июне 1692 г. митр. Рязанскому Авраамию. В дек. 1237 г. полчища хана Батыя, захватив и разграбив Рязань, направились к И. Б. м., но были остановлены неким «явлением» ап. Иоанна Богослова. Вместо того чтобы разорить И. Б. м., Батый по прибытии в обитель «приложил» (привесил) к иконе ап. Иоанна «печать свою златую, и тем его святым явлением починися православному служительству многонадежное и безбедное от них вранов защищение...» (цит. по: Иероним (Алякринский). 1889. С. 17. § 48. Сн. 161; Макарий (Миролюбов). 1863. С. 243). В 1653 г., при архиеп. Рязанском сщмч. Мисаиле, когда чудотворный образ ап. Иоанна временно пребывал в старом Успенском (ныне Христорождественском) соборе Рязанского кремля, золотая печать, «приложенная» Батыем к иконе, была снята «на позолоту водосвятной чаши сребряной, в коей весу 30 фунтов». Печать в источниках так и названа Батыевой (Иероним (Алякринский). 1889. С. 17. § 48; С. 71. § 203). В 1922 г. Мисаилова водосвятная чаша была изъята из кафедрального собора г. Рязани (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 91. Кн. 7. Л. 54), в 2010 г.- в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Первоначально И. Б. м. находился, вероятно, неск. южнее совр. местоположения, на склоне холма. С увеличением числа братии мон-рь стал расширяться на север, к более равнинному месту. По преданию, когда деревянные постройки обветшали, настоятель решил перевести обитель в с. Высокое (ныне Рязанского р-на Рязанской обл.), где возвел каменную ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Братия перенесла в новую обитель и чудотворный образ ап. Иоанна. Однако через некоторое время икона исчезла из храма и была обретена севернее прежнего положения мон-ря, на высоком дубе, именно там, где стоит собор ап. Иоанна Богослова. В память об этом событии из части древа была сделана доска, к-рую положили поверх престола храма (Смирнов. 1894. С. 29). В выписке из писцовых книг 1553 г. мон-рь с деревянной Иоанно-Богословской ц. значится «в Кологороди на Украине» (на окраине Рязанской земли.- Авт.). В XVI-XVII вв. И. Б. м. неоднократно подвергался набегам крымских татар, но возрождался. Источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 гг. (Там же. С. 23, 44). 10 февр. 1684 г. на И. Б. м. напали разбойники, к-рые выкрали всю монастырскую казну, 11 больших серебряных ковшей, серебряные кружку, кубок, братчину, 2 чарки, соболью шубу, оловянную посуду, увели 8 лошадей. Разбойники жестоко избили архим. Иоасафа и казначея. Следствие не дало никаких результатов, нападавшие найдены не были.

«Вид Свято-Иоанно-Богоявленского монастыря с южной стороны». Литография. 1866 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове)
«Вид Свято-Иоанно-Богоявленского монастыря с южной стороны». Литография. 1866 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове)

«Вид Свято-Иоанно-Богоявленского монастыря с южной стороны». Литография. 1866 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове)

Сохранившийся уникальный для XVI в. комплекс документов позволяет охарактеризовать условия существования монастыря в одном из южных, пограничных уездов Русского гос-ва. В период самостоятельности Рязанского княжества (до 1521) И. Б. м. владел и ближайшими землями в Пониском стане Рязанского у. (с. Пощупово и др.), и землями в Окологородном стане (в т. ч. с. Выползово (Подлесное)). На эти земли в 1527 г. мон-рь получил жалованную грамоту вел. кн. Василия III Иоанновича: «Се яз, князь великий Василей Ивановичь всеа Русии, пожаловал есми Богословскаго монастыря игумена Афонасиа з братьею или хто по нем иный игумен будет в том монастыре, что их села и деревни вдву третех рязанских новагородии селцо Выползово з деревнями да в Кузминском уезде в двух третех же селцо Пущово з деревнями. И хто у них в тех селах и в деревнях учнет житии людей, и наместници наши рязанския и их тиуни тех их людей не судят ни в чем, оприче душегубства и розбоя с поличным, а ведает и судить игумен Афонасей з братьею тех своих людей сами во всем или кому прикажут» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 1917. Л. 54-55). Грамота 1527 г. свидетельствует о том, что мон-рь не имел освобождений от к.-л. налогов и не принадлежал к числу привилегированных обителей.

В 1553 г. за И. Б. м. числилось 3648 четв. пашни, в 90-х гг. XVI в.- 3547 четв. пашни. К 1553 г. основной комплекс владений, как и сам монастырь, находился в Окологородном стане (2 села, 13 деревень и 10 пустошей) и по размерам значительно превышал владения в Пониском стане (с. Пощупово и 2 деревни). Настоятели по-разному использовали эти владения. Так, земли вокруг с. Тепловодья были хозяйственно освоены, вспаханы. Др. часть земель, запустевшая к 1553 г., была «роздана детем боярским» (в частности, членам известного рода Сумбуловых), к-рые обязывались платить обители ежегодный оброк - «нагодчину». Подобный тип отношений был обусловлен пограничным положением земель, неоднократно разоряемых татар. набегами. В том же Окологородном стане имелись владения, принадлежавшие мон-рю еще со времен Рязанского княжества, к-рыми фактически распоряжались рязанские князья, передавая их «в держание» по своей воле. В грамоте Рязанского вел. кн. Иоанна Иоанновича 1519 г. даже не упоминалось о принадлежности дер. Псарёво монастырю. Однако держатели этих земель должны были выплачивать «нагодчину». Такую практику унаследовала и московская великокняжеская власть, раздававшая эти земли в поместья, хотя собственность И. Б. м. на эти земли признавалась. В описании 1553 г. они фигурируют как монастырские, указаны и размеры оброка, который выплачивали помещики. При описании Рязанского у. в 1568/69 г. эти земли были отобраны у И. Б. м. и стали обыкновенными поместьями. Впоследствии из этих владений монастырю удалось вернуть лишь с. Глинище.

Описание 1572/73 г. характеризует перемены в хозяйственном положении владений обители после очередного разорения татарами Рязанской земли. Так, вокруг с. Тепловодья сохранились все поселения, при этом дер. Выползово стала селом с 2 храмами. В 3 из 6 поселений отмечены дворы монастырских слуг, что свидетельствует о хозяйственном использовании обителью своих владений. К 1573 г. были освоены и пустоши, и селища, разоренные татарами к 1553 г. Так, пустошь Плахино стала сельцом, в котором имелось 3 двора монастырских слуг и 23 крестьянских двора. Всего к нач. 70-х гг. XVI в. было 4 двора монастырских слуг, 103 крестьянских двора; 18 дворов сожгли татары. Кроме того, в описании 1572/73 г. фигурируют 10 деревень и 2 починка, в к-рых находилось 4 двора монастырских слуг и 96 крестьянских дворов; 27 дворов сожгли татары. О страшном разорении свидетельствует описание 1574/75 г., когда во всех владениях обители в Окологородном стане насчитывалось 8 дворов монастырских слуг, 69 крестьянских дворов, 148 пустых дворов и 79 «мест дворовых, а дворы пожгли татарове».

До сер. XVII в. все постройки И. Б. м., в т. ч. и шатровая соборная церковь, были деревянными. В 1652 г. артель московского «каменных дел подмастерья» Юрия Корнильева Ершова (строителя архиерейских палат в Рязанском кремле) возвела близ южной стены ограды каменную Успенскую ц. с трапезной на подклете, окруженную галереей-папертью на столбах, и с каменной же лестницей. Ершов пожертвовал в храм напрестольное Евангелие и сребропозлащенные сосуды. В 50-х гг. XVII в., при игум. Авраамии, та же артель построила каменную ограду со св. воротами. Семиугольная в плане ограда имела четыре 2-этажные 8-гранные башни и с сев. стороны - св. ворота. Очевидно, артель Ершова возвела и шатровую 3-ярусную колокольню, входящую в систему вост. стены. Нижняя часть колокольни - это 2-ярусный четверик, оформленный широкими лопатками и простыми кирпичными тягами карнизов; 1-й его ярус имеет одинаковую с оградой высоту. На четверике стоит массивный, приземистых пропорций восьмерик со столбами, увенчанный широким шатром и небольшой главкой с крестом. Сначала шатер был покрыт зеленой глазурованной черепицей, в XIX в. ее заменили белой жестью. В 1870 г. вместо снесенного бурей креста на звоннице был установлен прорезной кованый крест XVII в. с разобранной древней Успенской ц. Сохранившиеся от сев. стены ограды св. ворота 1658 г. (после позднейших перестроек ворота оказались внутри ограды) представляют собой небольшой объем в виде удлиненного куба, внутри к-рого находится проезд, перекрытый цилиндрическим сводом и разделенный аркой на 2 половины. Арка опирается на плоские внутренние выступы, соответствующие средним лопаткам боковых фасадов. Главный, сев. и противоположный ему юж. фасады решены почти одинаково: над арками расположены киотцы, фланкированные ложными кокошниками, по бокам проезда - лопатки с ширинками, в к-рые вставлены зеленые изразцы, характерные для сер. XVII в. Каждый из боковых фасадов оформлен 3 лопатками и карнизом с 4 ложными кокошниками. Четырехскатная деревянная кровля и небольшая, покрытая лемехом главка с крестом довершают архитектурный облик этой постройки. Внутри, на стенах и сводах ворот, сохранилась живопись традиц. тематики (иконографические сюжеты НЗ, к-рые в ХVI-ХVII вв. были представлены в соответствии с церковной символикой в притворах храмов или в св. воротах). В сев. половине св. ворот изображены видения ап. Иоанна Богослова и пророчества. Внутри ворот, над юж. аркой,- композиция «Успение», над сев. аркой - Деисус. Роспись выполнена темперой по тонкой известковой штукатурке типа левкаса. Фрески выдержаны в теплой охристой гамме с неск. приглушенными пятнами розового, зеленого и голубого тона на белом, чуть пожелтевшем от времени фоне с темной разгранкой между отдельными картинами. Большой интерес представляют изображения св. князей Бориса и Глеба, особо чтимых на Рязанской земле. По одной из версий, автором росписи считают Тимофея Рязанца из солотчинской иконописной мастерской. Росписи в св. воротах (1658) являются памятником культурного наследия и охраняются гос-вом.

Согласно подрядной записи ярославских мастеров Афанасия Матвеева и Кирилла Афанасьева «со товарищи», при архим. Антонии с 1689 г. в И. Б. м. строился летний каменный 2-этажный собор с нижним престолом во имя свт. Николая Чудотворца, верхним - во имя ап. Иоанна Богослова. Его основной объем - типичный для московской посадской архитектуры 2-й пол. XVII в. бесстолпный храм, увенчанный невысокой горкой кокошников. Необычным, учитывая соборный статус Иоанно-Богословского храма, было одноглавое завершение вместо пятиглавия. Также редкой была 2-этажная композиция собора, близкая к распространившемуся уже в нач. XVIII в. типу храма-«корабля». С запада и севера к храму примыкала открытая лестница. Верхняя церковь имела трапезную, под к-рой размещались кладовые. Теплый храм занимал пространство под основным четвериком и алтарем верхней церкви, его апсида выдавалась на восток относительно верхней.

В 1682 г. указом царя Феодора Алексеевича право пользоваться доходами от вотчин у мон-ря было отнято. Средства направлялись в московское Заиконоспасское уч-ще, затем в Коллегию экономии. И. Б. м. пришел в упадок; за неимением иеромонахов архим. Аарон (1715-1749) благословил священников монастырских сел по очереди совершать богослужения в мон-ре. Вслед. его прошения в 1716 г. царь Петр I позволил поправить обветшавшие постройки на средства из доимочных оброчных денег, собираемых с крестьян. В 1718-1719 гг. была отремонтирована нижняя, Никольская ц., «все ветхое строение частью поправлено, частью вновь перестроено», приобретена церковная утварь. В 1761 г. верхний храм собора получил новый декор в скромных формах барокко.

По описи 1761 г., И. Б. м. в Переславском у. владел 7 селами и 11 деревнями: селами Пощупово, Высокое (с приписными с. Подлесным, деревнями Высокие Выселки и Воронка), с. Плахино (с приписными деревнями Пупкино и Липки на р. Плетёной (Плетёнке)), с. Котогощ (Катагоща) (с приписными деревнями Пупчанские Выселки, Добрые Пчёлы, Захаровские Выселки), с. Городище на р. Жеравке (Жраке) (с приписными деревнями Городецкие Выселки и Хавертово), с. Троицкое (Попадьино) (с приписными деревнями Захаровка и Мещерские Выселки). По ревизии 1744 г., в них проживало 3811 чел.

В 1764 г. И. Б. м. был отнесен к 3-му классу, у братии изъяты почти все земли, до сер. XIX в. обитель находилась в упадке. Все храмы обветшали, богослужения совершались нерегулярно. Иоанно-Богословская ц. на 2-м этаже собора была упразднена; в запустении пребывали и нижняя Никольская ц. (от сырости осыпалась штукатурка, развалился иконостас), и Успенский храм (прогнили крыша, пол, развалился иконостас). Когда в нач. XIX в. обители было выделено ок. 106 дес. пахотной и ок. 6 дес. огородной земли, братия из-за отсутствия скота не смогла обработать ее. Пощуповские крестьяне самовольно захватили земли, чем лишили монастырь последних средств к существованию.

В 1837 г. И. Б. м. возглавил строитель раненбургской Петропавловской пустыни иером. Иннокентий (1837-1853), который на скромные пожертвования построил гостиницу для богомольцев, отремонтировал трапезную при Успенской ц. (в которой устроил 2 придела с «малым украшением» резьбой и позолотой), настоятельский корпус, скотный двор. Остальные же постройки пребывали в запустении, неск. насельников проживали в полуразвалившихся кельях.

В кон. 1859 г. московский купец 1-й гильдии Д. И. Хлудов (впосл. статский советник) купил дачу в с. Медведеве, недалеко от И. Б. м. Приехав в Медведево и посетив в 1860 г. мон-рь, Хлудов решил восстановить обветшавшие постройки. На его средства по проекту (1861) рязанского губ. архит. С. А. Щёткина в 1862-1868 гг. был реконструирован Иоанно-Богословский собор, к-рый стал одноэтажным, но в целом сохранил свои архитектурные особенности. Были разобраны перекрытия между этажами, заново построена (понижена) апсида, упразднены внешние лестницы, наличники обоих ярусов получили одинаковую форму (внизу - руст со звездчатым верхом, вверху - имитация барокко). В соборе установили новый иконостас, иконы для к-рого написал рязанский худож. Н. В. Шумов. 5 окт. 1862 г. архиеп. Рязанским Смарагдом (Крыжановским) храм был освящен во имя ап. Иоанна Богослова. В 1868 г. собор был расписан московскими художниками.

Когда престарелый и больной архим. Феодосий (1859-1864) удалился на покой, на настоятельскую должность были предложены 3 кандидата, в т. ч. казначей и духовник Рязанского архиерейского дома иером. Виталий (Виноградов), деятельный и энергичный пастырь. Хлудов подал Рязанскому архиеп. Иринарху (Попову) прошение об определении в настоятели иером. Виталия и предложил преобразовать И. Б. м. из штатного в общежительный. В случае удовлетворения прошения Хлудов обещал передать обители свою дачу с усадьбой и прилегающими к ней лесом и лугом и выстроить каменную гостиницу. 22 марта 1865 г. Синод утвердил иером. Виталия (впосл. архимандрит) в должности настоятеля обители, к-рой присваивался общежительный статус. В течение 15 лет обитель преобразилась. В мон-ре был введен устав по образцу Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря с очень строгими правилами. Прежде инокам выдавалась треть монастырских доходов, с введением общежития насельники все необходимое стали получать от священноначалия. Благодаря архим. Виталию в мон-ре практиковались более продолжительный чин богослужения, вечернее, с поклонами, правило, постепенно приучающее насельников к Иисусовой молитве. Строгость иноческой жизни и чудеса, явленные от иконы ап. Иоанна и на св. источнике, расположенном вблизи мон-ря, привлекали в И. Б. м. паломников со всех концов России.

Обветшавшая Успенская ц. была разобрана (впосл. на ее месте поставили памятную часовню), и на средства Хлудова возведен новый теплый храм, освященный 23 и 30 авг. 1870 г. Рязанским архиеп. Алексием (Ржаницыным). Квадратный в плане 4-столпный храм в русско-визант. стиле перекрыт крестовыми сводами и увенчан декоративной главкой. Центральные части всех фасадов оформлены ризалитами с 3 кокошниками в завершении. Храм имел 3 престола: центральный - в честь Успения Пресв. Богородицы, правый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя прп. Давида Солунского (небесного покровителя Хлудова), левый - во имя свт. Николая Чудотворца. В храме были установлены новые резные позолоченные иконостасы. На средний престол из старой Успенской ц. была перенесена цельная доска, сделанная, по преданию, из дуба, на к-ром явилась икона ап. Иоанна Богослова. В 1873 г. Успенский храм был расписан московскими художниками.

К кон. XIX в. были построены 3-этажный братский корпус на 45 келий (1868-1878) с помещениями для сапожной и швейной мастерских, хлебопекарни, квасоварни, рухлядной; 2-этажный корпус (1875; не сохр.) у южной стены, с трапезной, с 6 кельями, с кухней, со столовой для рабочих; странноприимный дом; каменные ледник, баня и 3-этажная житница; колодец со специальным подъемным устройством (1866). В старой колокольне была устроена ризница, на ее шатровом верху установлены часы с боем, выписанные Хлудовым из Англии. Каменная ограда с 4 башнями была частично перестроена, на 2-этажных башнях поставлены шпили из белого железа. В башнях размещались кельи, слесарная мастерская, кузница и кладовая, в юго-восточной неусыпаемо читалась Псалтирь. Роспись св. ворот была поновлена (1867), деревянные створчатые двери обиты с наружной стороны листовым железом с изображением ап. Иоанна Богослова, повергающего в ужас хана Батыя. В 5-главую каменную часовню (1874) на св. источнике близ мон-ря перенесли один из придельных иконостасов старого Успенского храма. Посреди часовни устроили каменный водоем, за часовней - 2 деревянные купальни - мужскую и женскую. После смерти Хлудова на оставленные им средства в 1901 г. по проекту рязанского архит. И. С. Цеханского была выстроена 80-метровая колокольня - пример соединения т. н. рус. стиля с формами «готического вкуса» кон. XVIII в. В колокольне размещалась б-ка, в к-рой хранились книги ХVII-XIX вв.

Малая шатровая колокольня (XVII в.) с ц. Тихвинской иконы Божией Матери, свт. Николая Чудотворца и имп. св. Николая II и большая колокольня (XIX в.)
Малая шатровая колокольня (XVII в.) с ц. Тихвинской иконы Божией Матери, свт. Николая Чудотворца и имп. св. Николая II и большая колокольня (XIX в.)

Малая шатровая колокольня (XVII в.) с ц. Тихвинской иконы Божией Матери, свт. Николая Чудотворца и имп. св. Николая II и большая колокольня (XIX в.)

В 1867 г. для крестьянских детей с. Пощупова было открыто уч-ще, в к-ром насельники обучали ежегодно более 70 мальчиков. Учебные принадлежности предоставлялись за счет мон-ря. Вне ограды находились также 2-этажный каменный гостиный двор (1867), деревянная летняя гостиница (1871). К нач. XX в. обитель владела подворьем на Борисоглебской ул. в Рязани, кирпичным заводом, хутором близ дер. Раменки и 140 дес. земли при нем, мельницей в с. Высоком Михайловского у.; фруктовыми садами (ок. 2 тыс. деревьев), пасекой на 125 ульев, участками пахотной, луговой земли и леса в различных местах; озером за р. Окой, скотным двором. По переписным книгам 1900 г., за И. Б. м. значилось 2906 крестьянских дворов.

И. Б. м. неск. раз посещал юный С. Есенин. Считается, что строки: «И зовет их с большой колокольни / Гулкий звон, словно зык чугуна» - написаны им о грандиозной колокольне И. Б. м.

Главная святыня И. Б. м.- икона ап. Иоанна Богослова - в летнее время пребывала в холодном Иоанно-Богословском храме, за правым клиросом; в зимнее время - в Успенской ц., за правым средним клиросом, в киоте (мозаичной работы из дерева различных пород), выполненном по проекту архит. Скоромашко егорьевским купцом Хреновым. В 1864 г. на средства Хлудова обе стороны иконы были украшены сребровызолоченными чеканными ризами с эмалевыми украшениями (вес каждой 20 фунтов 30 золотников).

До нач. XIX в. этот образ был выносным, к 20-м гг. XIX в. рукоять от иконы хранилась в ризнице. На рукояти имелась надпись 1700 г., повествующая об истории иконы («образъ писанъ въ Царьграде Гусаремъ, наученнымъ самимъ Иоанном Богословом, и присланъ царе-градскимъ патриархомъ въ даръ одному изъ великихъ князей рязанскихъ»), о чуде, происшедшем во время нашествия хана Батыя, и о печати, к-рой архиеп. Мисаил «позлатил в Рязани соборную водосвятную чашу» (Калайдович К. Ф. Письма к А. Ф. Малиновскому об археол. исследованиях в Рязанской губ. с рисунками найденных там в 1822 г. древностей. М., 1823. С. 38-39; Иловайский. 1858. С. 117; Иероним (Алякринский). 1889. C. 17-18. § 48). К нач. XX в. с чудотворной иконой совершались крестные ходы во время пожаров, засухи, эпидемии холеры. Когда икона износилась из обители, на ее место ставили почитаемый список.

В 1919 г. в И. Б. м. реставратор Г. О. Чириков под наблюдением И. Э. Грабаря совершил пробную расчистку иконы, к-рая «действительно оказалась древнейшей, во всяком случае, написанной задолго до XIV века. Вероятнее всего, она относится к ХII-ХIV векам, и таким образом легенда находит свое подтверждение» (Грабарь И. Э. О древнерус. искусстве: Исслед., реставрация и охрана памятников. М., 1966. С. 239). С 1919 г. местонахождение иконы неизвестно; по преданию, ее спрятали монахи.

Успенский храм мон-ря. 1870 г.
Успенский храм мон-ря. 1870 г.

Успенский храм мон-ря. 1870 г.

В Успенском храме И. Б. м. хранился также список XVI в. (ныне в РИАМЗ. Инв. № 3729/1983) чудотворного образа. На иконе представлен редчайший иконографический извод: поясное изображение Иоанна Богослова в легком 3/4-ном повороте, левой рукой снизу поддерживающего полураскрытую книгу, а пальцами правой руки как бы перебирающего листы этой книги. Локтем левой руки Иоанн Богослов прижимает к себе предмет, к-рый можно принять и за реликварий, и за изображение крепости, откуда выползает змея. На эту особенность еще в нач. XX в. обратил внимание В. П. Гурьянов, отметив, что «на древней чудотворной иконе в Рязанском монастыре Богослов обеими руками держит Евангелие, левой рукою придерживая какой-то четырехугольный предмет». На рус. иконах ап. Иоанна Богослова этот «предмет» не встречается, аналоги можно найти среди греч. памятников, где апостол держит чернильницу. Его фигура отличается тяжеловесностью. Нужно учитывать, что икона подверглась переделке: размер иконы и ширина фигуры были уменьшены за счет опиливания правой доски вдоль стыка, в итоге оказались срезанными часть плеча и руки. Мягкий свободный контур фигуры ап. Иоанна придает образу спокойствие и силу. На этой иконе слева на фоне есть небольшая фигурка св. Иоанна Воина в рост, которая вряд ли механически перенесена с древнего образца. Включение св. Иоанна Воина в композицию можно, видимо, связать с одним из рязанских князей, правивших княжеством незадолго до потери самостоятельности. Последний вел. Рязанский кн. Иоанн Иоаннович (годы правления 1500-1520; † 1534 в Литве) на короткое время, по мнению Д. И. Иловайского, «мог возбудить... надежды рязанской партии, потому что характером своим не походил на кротких, уступчивых предшественников» (Искусство Рязанских земель. 1993. С. 13-14, 19, 40). Т. о., список был выполнен, вероятно, в 10-20-х гг. XVI в. рязанским иконописцем. В обители находится список 1989 г. иконы XVI в.

Ап. Иоанн Богослов. Икона. 1989 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове)
Ап. Иоанн Богослов. Икона. 1989 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове)

Ап. Иоанн Богослов. Икона. 1989 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове)

В И. Б. м. хранился также чтимый образ «Распятие Господа нашего Иисуса Христа, древнего письма» - вклад московской купчихи Долговой. На нем с правой стороны помещено изображение Божией Матери с мироносицами, с левой - сотника Лонгина, внизу - 3 воинов, над крестом - 4 ангелов, солнца и луны. Икону украшал серебряный вызолоченный крещатый чеканный оклад. В иконе хранились частицы: древа Креста Господня, гроба Пресв. Богородицы; мощей апостолов Луки, Андрея Первозванного, Клеопы; архидиак. первомч. Стефана, вмц. Варвары, мц. Саломии; святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Михаила, митр. Киевского, Никиты, еп. Новгородского; св. блгв. кн. Даниила Московского; преподобных Феодосия Печерского, Михаила Клопского, Матфея Прозорливого Печерского, Пимена Многоболезненного, Никона Печерского. На окладе (вес 81 золотник) и на иконе имелись надписи с указанием мощей. Также в И. Б. м. хранилась пожертвованная ген.-майором В. А. Мосоловым икона с изображением вмц. Екатерины, мц. Параскевы, святителей Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Петра, митр. Московского, и Дионисия. Икону украшала серебряная риза (вес 1 фунт 78 золотников), в середину иконы был вложен серебряный позолоченный крест с 20 частицами мощей, в т. ч. ап. Филиппа, святителей Петра и Афанасия Александрийских, Григория Неокесарийского, Димитрия и Леонтия Ростовских, вмч. Пантелеимона, вмч. Феодора Стратилата, вмч. Димитрия Солунского, вмц. Варвары и др.

В ризнице обители хранились напрестольные золотой (1682) и серебряный (1792) кресты с частицами мощей, напрестольные Евангелия XVII в. в драгоценных окладах, богослужебные серебряные сосуды XVI-XVIII вв., старинные облачения и митры (значительная часть из них в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике). Здесь же хранились рукоять от чудотворного образа ап. Иоанна, «строфокомиловое яйцо в медной оправе» и «небольшой остаток изоржавленных лат». По описной книге 1673 г., в монастырской б-ке значилось: «Да книг: Пролог, в нем три месяца - сентябрь, октябрь, ноябрь. Пролог, в нем три месяца - декабрь, генварь, февраль. Пролог, в нем три месяца - июнь, июль, август, все писменые в полдесть, ветхи… Треодь постная писменая в десть, ветха; Минеи месечные сентябрь, октябрь, ноябрь, генварь, февраль, май, июнь, июль и август, все писменые, в полдесть, ветхи… Два Шестоднева писменыя ветхи…, в полдесть. Месяц октябрь, писменой, ветх, в полдесть. Книга Николино житие в полдесть, печатная. Книга о умерении церкви, в полдесть, печатная» (НБ Саратовского ГУ. № 418а. Л. 19 об.- 20). К 1934 г. в б-ке И. А. Шляпкина имелись также приходо-расходные книги казначея старца Иустина 1683-1688 гг. (Перетц В. Н. Описание рукописей проф. И. А. Шляпкина, принесенного в дар владельцем Саратовскому гос. ун-ту // АЕ за 1959 г. М., 1960. Прил. С. 384). Их совр. местонахождение неизвестно (Описание с публикацией рассказа об ограблении мон-ря в 1684 г. см: Там же. С. 384-385).

Настоятели и братия

Среди настоятелей И. Б. м., упоминавшихся в грамотах и др. древних актах, известны игумены Афанасий I (1533, 1553), Иов (1562), Неофит (1567), Нифонт I (1574), Пимен (1588), Матфей I (1606, 1607), Досифей (1620, 1621), Иона (1623), Михаил (1625), Мисаил (1629), Авраамий I (1630, 1631, 1633, 1635), Макарий (1637), Тихон I (1643, 1644), Сергий (Ремизов) (1649, 1651, 1653), Авраамий II (1653, 1658). В 1669-1777 гг. обителью управляли настоятели в сане архимандритов. В 1692 г. патриарх Московский и всея Руси Адриан грамотой благословил архим. Антонию и последующим настоятелям совершать священнослужения в среброкованой митре. В 1761 г. в И. Б. м. проживали архим. Нифонт, 12 иеромонахов, 4 иеродиакона, 8 монахов, диакон, 20 послушников и различных лиц. Управлявший И. Б. м. в 1762-1763 гг. архим. Феодосий (Михайловский) 24 сент. 1763 г. был хиротонисан во епископа Коломенского; управлявший в 1767-1769 гг. Афанасий (Иванов) 12 нояб. 1788 г. был хиротонисан во епископа Коломенского; управлявший в 1824-1825 гг. игум. Илиодор (Чистяков) 13 марта 1832 г. был хиротонисан во епископа Курского; управлявший в 1825-1828 гг. игум. Гедеон (Вишневский) 29 июля 1834 г. был хиротонисан во епископа Полтавского. С 1803 по 1837 г. настоятели в основном не проживали в обители постоянно, т. к. одновременно являлись ректорами и инспекторами Рязанской ДС, экономами архиерейского дома, членами Рязанской духовной консистории. Немногочисленной братией (в нач. XIX в.- 5-7 престарелых монахов) управляли казначеи. Среди почитаемых в И. Б. м. старцев-подвижников - архим. Виталий (Виноградов), настоятельствовавший в 1865-1914 гг., архим. Тихон (Преображенский), настоятельствовавший в 1914-1925 гг. Благодаря авторитету архим. Виталия в обители проживало уже более 100 чел. братии. Последним настоятелем (1925-1931) был архим. Зосима (Мусатов).

1918-1988 гг.

В 1918 г. земли и имущество И. Б. м. были конфискованы. Местные власти наложили на мон-рь «военно-революционный налог» в 50 тыс. р. Когда насельники не смогли собрать такую сумму, сельсовет с. Пощупова отобрал у них ключи от келий и конфисковал одежду, обувь, часы, самовары и проч. В Пощупове был устроен постыдный аукцион, на к-ром личные вещи монахов продавались всем желающим (ГА Рязанской обл. Ф. Р-57. Д. 80: Акты ревизии и описи имущества Богословского муж. мон-ря. 7 окт. 1918 г.). В февр. 1919 г. архим. Тихон (Преображенский) писал о происшедшем архиеп. Рязанскому Иоанну (Смирнову): «Многие зрители-боголюбцы, бывшие на позоре сем, искренно плакали, но... помочь не в силах были... Примечательно в этом случае настроение монашествующих,- спокойно, без ропота и жалоб переносили (они) издевательства над собой и хищение их имущества» (ГАРО. Ф. 627 (Рязанская духовная консистория). Оп. 1. Д. 1«а». Л. 24).

Икона Божией Матери «Скоропослушница». XIX в. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове)
Икона Божией Матери «Скоропослушница». XIX в. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове)

Икона Божией Матери «Скоропослушница». XIX в. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове)

«Прежнее ведение дел» в И. Б. м. власти посчитали «крайне ненормальным», поэтому особая комиссия (Антонов, Войт и Разувайкин) приказала насельникам завести новые «главную кассовую книгу, приходно-расходную денежную книгу по хозяйственным расходам, книгу казначея, книгу инвентаря и приходно-расходную книгу Каптенармуса». Сохранившиеся книги свидетельствуют о том, что к 1919 г. в обители имелись столовая, кладовая, кухня, переплетная и сапожная мастерские, швальня, хлебопекарня, малярная, слесарная мастерская, кузница. Наибольшую ценность для властей представлял «живой инвентарь»: 3 лошади, 20 коров и 4 быка (ГАРО. Ф. Р-57. Д. 82: Опись имущества Богословского мон-ря).

Крестьяне, многие из к-рых воспитывались в монастырской школе, не поддержали гонителей веры. 13 мая 1919 г. 600 жителей с. Пощупова и окрестных деревень официально приняли в свое пользование монастырские храмы (ГАРО. Ф. Р-16. Оп. 1. Д. 457). Власти считали, что попытка закрытия мон-ря «может встретить значительные затруднения и недовольства» со стороны крестьян; на основе И. Б. м. была зарегистрирована община, приход. Средствами от кружечного сбора и др. пожертвованиями ведал церковный совет, возглавляемый крестьянином с. Пощупова П. Д. Романовым (Арх. ФСБ по Рязанской обл. Д. 11757). В домах крестьян близ мон-ря поселились монахи и монахини.

Собор во имя ап. Иоанна Богослова. Кон. XVII в., 1862 г.
Собор во имя ап. Иоанна Богослова. Кон. XVII в., 1862 г.

Собор во имя ап. Иоанна Богослова. Кон. XVII в., 1862 г.

В 1925 г., после кончины архим. Тихона (Преображенского), настоятелем был избран иером. Зосима (Мусатов). В ночь на 31 мая 1931 г. он был арестован вместе с братией и неск. монахинями, проживавшими в с. Пощупове. С 31 мая по 6 сент. 1931 г. 82-летний старец содержался в рязанской тюрьме. Не признавал себя виновным в «контрреволюционной деятельности», но утверждал: «Монахам и верующим я говорил, чтобы не противились власти и переносили все терпеливо… Собственные взгляды я не изменил и с ними - навсегда. Всякая власть есть власть от Бога, которой повинуюсь во всем, кроме моих религиозных убеждений» (Там же). Никто из арестованных вместе с архим. Зосимой не дал против него компрометирующих показаний. В сент. 1931 г. тройкой ОГПУ по Московской обл. архим. Зосима был осужден на 3 года ссылки в Казахстан. Из-за преклонного возраста и болезни наказание было определено условно. Ок. 3 лет прожил у племянницы в с. Ходынине (Рыбновский р-н). 27 марта 1934 г. погребен у приходской ц. в честь Преображения Господня в с. Ходынине. В 1992 г. архим. Авель (Македонов) с братией перенесли его останки в И. Б. м.

В 1931 г. И. Б. м. был закрыт, иконы, книги и др. имущество разворованы или сожжены. Часть икон и наиболее ценные богослужебные предметы поступили в Рязанский окружной музей. В помещениях обители был устроен детдом для малолетних правонарушителей. В Иоанно-Богословском соборе, внутренний объем к-рого был разделен перекрытием, устроено 2 помещения - для клуба и спортивного зала; в качестве половой доски использовались иконы из иконостаса. Алтарная часть больничного храма уничтожена. В колокольне находился топливный склад, в 2 гостиницах - средняя школа, в здании бывш. Хлудовской богадельни - больница. Через некоторое время в зданиях монастыря разместилось училище механизации сельского хозяйства. Постройки разрушались. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. ансамбль И. Б. м. признан памятником архитектуры федерального значения. В 70-х гг. XX в. в помещениях И. Б. м. располагалось УВД, в братском корпусе - склады, в соборе установлен огромный резервуар с водой. Часть территории была обнесена забором с колючей проволокой, монастырское кладбище уничтожено. Несмотря на разорение И. Б. м., верующие приходили на св. источник, совершали небольшие крестные ходы.

Вид мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове
Вид мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове

Вид мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове

Юго-западнее И. Б. м., на склоне холма, находился вход в подземное сооружение. В 30-х гг. XX в. детей из существовавшего рядом с бывшим монастырем пионерлагеря неоднократно водили в пещеру на экскурсии. «По описаниям этих экскурсий можно сделать вывод, что в то время выработки имели значительно большую длину, чем современные. Возможно, что по одному из ходов этого подземного лабиринта можно было прийти в Солотчинский монастырь (он расположен на др. берегу р. Оки). Предполагается, что этот ход имел оборонное значение» (Комаров. 2005. С. 40).

В сент.-окт. 1962 г. В. И. Плужников и архит. Е. М. Караваева обследовали пещеру. По результатам исследований был составлен рукописный отчет со схемой пещеры. Предполагалось, что пещера, изрытая в древности, могла служить «убежищем от татар или жильем монахов-отшельников», а к кон. XVII в.- «земляной тюрьмой для раскольников». Известно, что в 1691 г. Рязанский митр. Авраамий повелел архим. Антонию заточить в земляную тюрьму мон-ря 10 раскольников. В качестве места заточения, по мнению Плужникова, могла использоваться пещера. Примечательно, что пещера стала известна лишь во 2-й четв. XX в., «в архивных материалах и печатных описаниях монастыря, относящихся к XIX веку, нет ни слова о пещерах, хотя прилегающая местность описана довольно подробно. Краевед В. А. Квашнин сообщил, что пещеры эти не были известны даже последним монахам монастыря, а случайно открылись в середине 1930-х годов после больших ливней» (Плужников В. И. Копия рукописного отчета // Архив И. Б. м.). В 80-90-х гг. XX в. члены Рязанского клуба спелеологов неоднократно осуществляли учебно-тренировочные выезды в пещеру. В результате обследования, проведенного в мае 1999 г. группой «Стикс» (Рязанское региональное отд-ние Русского об-ва спелеологических исследований), был составлен схематичный план пещеры и определена предполагаемая длина подземных ходов - 600 м. По сообщению игум. Виталия (Уткина) (янв. 2006), при обследовании пещеры были найдены остатки переносного престола; возможно, в 30-х гг. XX в. в подземелье могла функционировать некая церковная община. Летом 2005 г. по заказу И. Б. м. сотрудники Ин-та физики Земли РАН с помощью георадара исследовали местность близ обители. Результаты с большой долей вероятности позволяют утверждать: под поверхностью монастырского холма и прилегающих к нему территорий находится система подземных сооружений. Возможно, пещера в Пощупове относится к культовым подземельям; в ней сохранились остатки 3 помещений, одно из к-рых можно интерпретировать как отшельническую келью с 2 нишами для икон. Тип данной пещеры характерен для мон-рей и скитов киновиального толка. Изыскания не завершены, вопрос о времени основания пещеры остается открытым.

1988-2010 гг.

Домовая ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в братском корпусе мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. Фотография. 2006 г.
Домовая ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в братском корпусе мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. Фотография. 2006 г.

Домовая ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в братском корпусе мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. Фотография. 2006 г.
В сент. 1988 г. И. Б. м. был передан РПЦ, в апр. 1989 г. открыт. 23 июня 1991 г. возрождавшийся мон-рь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 1988 г. наместником был архим. Авель (Македонов; в схиме Серафим; † 6 дек. 2006), первый после гонений XX в. постриженик Рязанской епархии. В 2004 г. И. Б. м. возглавил настоятель, викарий Рязанской епархии еп. Шацкий Иосиф (Македонов), 20 июля 2006 г.- архиеп. Рязанский Павел (Пономарёв), затем - наместник игум. Мефодий (Илюточкин), 27 дек. 2007 г.- наместник иером. Дионисий (Порубай).

Видение ап. Иоанна Богослова хану Батыю. Роспись трапезной мон-ря. Нач. XXI в.
Видение ап. Иоанна Богослова хану Батыю. Роспись трапезной мон-ря. Нач. XXI в.

Видение ап. Иоанна Богослова хану Батыю. Роспись трапезной мон-ря. Нач. XXI в.

Первый из восстановленных храмов - Иоанно-Богословский собор (XVII в.) - был освящен 20 мая 1989 г. архиеп. Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым). В И. Б. м. отремонтированы и действуют также храм во имя прп. Серафима Саровского, сщмч. Иувеналия, архиеп. Рязанского, и Новомучеников и исповедников Российских (освящен 1 авг. 1993), расположенный в подклете Богословского собора; храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя свт. Николая и имп. св. Николая II (освящен 19 мая 2001), расположенный в нижнем ярусе шатровой колокольни (XVII в.); храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», во имя вмч. Пантелеимона и вмч. Георгия Победоносца на 3-м этаже братского корпуса (освящен 21 июня 2002); домовый храм во имя св. князей Бориса и Глеба в новом братском корпусе (освящен 3 авг. 2006); домовый храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя арх. Гавриила и вмц. Варвары в доме наместника (освящен 9 дек. 1999). В Успенском соборе (1870) завершаются отделочные работы. Имеются привратная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, часовня-купальня во имя ап. Иоанна Богослова на св. источнике, в 300 м от мон-ря, а также др. часовня на св. источнике.

Останки архимандритов Зосимы, Виталия и Тихона в храме во имя прп. Серафима Саровского
Останки архимандритов Зосимы, Виталия и Тихона в храме во имя прп. Серафима Саровского

Останки архимандритов Зосимы, Виталия и Тихона в храме во имя прп. Серафима Саровского

В Иоанно-Богословском храме и в ц. в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» находятся мощевики с мощами мн. святых, чтимые иконы ап. Иоанна Богослова (XVI и XVIII вв.), вмч. Пантелеимона (XIX в.), иконы Божией Матери «Тихвинская» (XIX в.), «Скоропослушница» (XIX в.). В богатой ризнице И. Б. м. хранятся обагренная мученической кровью походная мантия архиеп. Рязанского сщмч. Мисаила (сер. XVII в.), крест с частицей древа Креста Господня, мантия, жезл и Чиновник архиеп. Рязанского сщмч. Иувеналия (Масловского), деревянный жезл последнего настоятеля Саровского мон-ря игум. Руфина. В ризнице хранятся также: Евангелие-апракос (Киево-Печерская лавра, 1707; принадлежало, судя по записи на первых листах, митр. Сарскому и Подонскому Илариону (Властелинскому)); напрестольное Евангелие (вклад кон. XIX в. Хлудова), серебряный вызолоченный потир (2-я пол. XVIII в.); саккос еп. исп. Тихона (Тихомирова; † 1955); облачение подвижника благочестия архиеп. Филарета (Лебедева); плащаница с живописным изображением Спасителя во гробе, подаренная архим. Иоанном (Крестьянкиным). К 2010 г. в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике хранились изъятые в XX в. из И. Б. м.: серебряный потир 1739 г. (№ 3575); Евангелие в серебряном чеканном окладе сер. XVII в.- вклад московского зодчего Ю. К. Ершова (№ 3641); серебряная филигранная риза с иконы Божией Матери (№ 3584); деревянный резной крест афонской работы XIX в. (№ 3820); напрестольное облачение XVIII в. (№ 18593); плащаница XIX в. (№ 3516); воздух и 2 покровца 70-х гг. XVII в., мастерская «московского гостя» Ивана Гурьева (№ 3500-3502); фелонь 70-х гг. XVII в., мастерская «московского гостя» Ивана Гурьева (№ 3452), и др.

Часовня на св. источнике близ мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. 2005-2006 гг.
Часовня на св. источнике близ мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. 2005-2006 гг.

Часовня на св. источнике близ мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. 2005-2006 гг.

С юж. стороны И. Б. м. построено здание настоятельских покоев с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя арх. Гавриила и вмц. Варвары. Отстроен новый братский корпус с домовым храмом во имя св. князей Бориса и Глеба. Восстановлен также келейный корпус, на нижнем этаже к-рого устроена трапезная для братии. В доме, где размещались покои архим. Авеля (Македонова), открыт мемориальный музей архимандрита. Останки почитаемых настоятелей архимандритов Виталия, Тихона, Зосимы, обретенные по инициативе архим. Авеля, покоятся в нижнем храме во имя прп. Серафима Саровского и сщмч. Иувеналия Рязанского, под алтарем Богословского собора. Здесь же, между сев. стеной храма и левой частью алтаря, погребен и архим. Авель. За алтарем Иоанно-Богословского собора похоронены неск. насельников, за алтарем Успенского собора - почитаемые подвижницы схим. Мария (Грицык; † 5 марта 1994), схим. Анастасия (Короткова; † 1 окт. 1999) и др.

К нач. 2010 г. в И. Б. м. проживало ок. 20 чел. братии, а также ок. 30 трудников за оградой в 2 гостиницах. Насельники ведут обширную просветительную деятельность, преподают богословские дисциплины на теологическом фак-те Рязанского гос. ун-та и в семинарии, читают курс «Основы православной культуры» в Рязанской академии управления и права, окормляют заключенных в муж. колонии, расположенной под Рязанью. Обитель имеет подворье в г. Рязани - Николо-Ямской храм (кон. XVIII в.) с часовней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Среди чтимых святынь этого храма - мощи блж. Любови Рязанской, крест с частицей древа Креста Господня, список чудотворного образа Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей, икона свт. Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей.

Николо-Ямская ц. является культурно-миссионерским центром епархии. При храме имеются аудитории, в к-рых идут лекции и семинары для студентов отд-ния теологии Рязанского гос. ун-та, открыта епархиальная публичная б-ка, действуют духовный центр «Возрождение», православно-патриотическая орг-ция «Православные витязи», центр социального служения «Милосердие». Совместно с Рязанским гос. ун-том и Рязанским ин-том развития образования И. Б. м. является учредителем Экспериментального центра правосл. педагогики им. прот. А. Арбекова. В 1996 г. Рязанское ЕУ и И. Б. м. стали учредителями Рязанской правосл. гимназии во имя свт. Василия Рязанского.

Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 1917. Л. 54-55; Ф. 1209. № 1333/41581. Л. 184, 212; ГАРО. Ф. 627 (Рязанская духовная консистория). Оп. 1. Д. 1 «а». Л. 24-27 об.; Оп. 47. Св. 566. Д. 147; Оп. 50. Св. 707. Д. 188; Оп. 135. Д. 10. Св. 2067; Оп. 150. Д. 4. Св. 2108; Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180; Оп. 249. Д. 190; Ф. Р-16. Оп. 1. Д. 457; Ф. Р-57. Оп. 1. Д. 80, 82; Ф. Р-6788. Оп. 1. Д. 159, 686; Коробка 18. Л. 63, 63а, 63б-63б об., 64; Арх. Рязанского ЕУ. Д.: Наместник Иоанно-Богословского мон-ря иером. Дионисий (Порубай). Послужной список; Архив ФСБ по Рязанской обл. Д. 11757: Д. архим. Зосимы (Мусатова).
Ист.: Грамота царя Ивана Васильевича в г. Рязань кн. Ивану княж Иванову сыну Дулову, по челобитью Богословского мон-ря игум. Нифонта. 1574 г. // Рязанские ГВ. 1844. № 29. С. 173-174; Древние грамоты и акты Рязанского края, собранные А. Н. Пискаревым. СПб., 1854. С. 28-30. № 16; С. 32-35. № 18; С. 35-42. № 19; С. 42-45. № 20; С. 55-65. № 24; С. 145-152. № 55; Рязанские ГВ. 1853. № 30. С. 206-207; Челобитная архиеп. Антонию Богословского игум. Мисаила, 1629 г. // Тр. Рязанской УАК. Рязань, 1887. Т. 2. C. 107; Жалоба царю Алексею Михайловичу дворцовой слободки Селец рыбных ловцов на крестьян Богословской деревни Вакиной о недозволении ловить в Оке рыбу для государя, 1649 г. // Там же. № 6. C. 110-111; Грамота царя Михаила Феодоровича Богословскому игум. Макарию, 26 июля 1637 г. // Там же. C. 109; 1903. Т. 18. Вып. 3. С. 245-274; ПРП. 1956. Вып. 4. С. 122-123; Памятники рус. письменности, XV-XVI вв.: Рязанский край. М., 1978. № 18, 33, 37, 40, 52; Филиппова И. С. Московские грамоты XVI в. из ГАРО // История рус. языка: Памятники XI-XVIII вв. М., 1982. С. 280-281. № 5; Писцовые книги Рязанского края. Рязань, 1997. Т. 1. Вып. 2. С. 55-60, 421-423, 465, 724-727; Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в. / Сост.: А. В. Антонов. М., 1998. Т. 2. № 114; Акты Иоанно-Богословского мон-ря // РД. 2000. Вып. 6. С. 281-283; Вновь открытые рязанские акты XVI - нач. XVII вв.: Иоанно-Богословский мон-рь // Там же. 2003. Вып. 9. С. 252-253; Книги окладные мон-рям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосв. Иосифе, митр. Рязанском и Муромском, в 1676 г. Рязань, 2004. Кн. 1. С. 27, 48; Владения Рязано-Муромской епископии и рязанских мон-рей. Владения Богословского мон-ря в 1553-1596/97 гг. // Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв. / Сост.: А. И. Цепков. Рязань, 2005. Т. 4. С. 150, 179, 180, 459, 538-543; Жалованная грамота вел. кн. Василия Ивановича игум. рязанского Богословского мон-ря Афонасию // Там же. Т. 3. С. 331-385. № 62; Указная грамота вел. кн. Василия Ивановича Ф. И. Ромоданову о высылке с земли Рязанского Богословского мон-ря И. Ботурина // Там же. № 63; Выпись на земельные владения Богословского мон-ря в Окологородном и Пониском станах из писцовых книг письма рязанских двутретных писцов кн. Федора Семеновича Мезецкого да Третьяка Михайлова Дубровина с товарищами // Там же. № 64; Выпись из межевых книг о землях Богословского мон-ря по рекам Лубенке и Жраке // Там же. № 65; Выпись на земельные владения Богословского мон-ря в Окологородном стану из книг письма и дозора Ратоя Сурикова сына Окинеева да подьячего Юрья Ортемьева // Там же. № 66; Указная грамота царя Ивана Васильевича кн. Ивану Дулову о высылке из владений Рязанского Богословского мон-ря, сельца Глинища и деревни Иванчина, завладевших ими детей боярских // Там же. № 67; Выпись на земельные владения Богословского мон-ря в Окологородном и Пониском станах из книг письма и дозора Андрея Федорова сына Скрябина и подьячего Зиновия Федцова // Там же. № 68; Отдельная выпись кн. Ивана Иванова сына Дулова игум. Богословского мон-ря Нифонту на бывшие за детьми боярскими в нагодчине монастырские вотчины сц. Глинище и д. Иванчино в Рязанском у. // Там же. № 69; Выпись с книг Рязанского у. письма и меры Кирилы Воронцова-Вельяминова с товарищи 136 и 137 гг. о вотчинах Богословскаго мон-ря // Там же. № 70; Грамота царя Михаила Феодоровича воеводе рязанскому Колтовскому по челобитью богословскаго игум. Макария, коею повелено побудить крестьян слушаться игумена и строить мон-рь // Там же. № 72; Книги описныя Рязанского Богословского мон-ря // Там же. № 73; Выписка из расходной книги Богословскаго мон-ря // Там же. № 74.
Лит.: Богословский 3-го кл. муж. мон-рь (Рязанской губ.) // Рязанские ГВ. Рязань, 1838. № 11. С. 27-28; № 12. С. 29-30; № 13. С. 31; № 14. С. 33-34; 1847. № 2. С. 7; Тихомиров Д. Записки об археол. исследованиях в Рязанской губ. М., 1844. С. 8-10; Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М., 1858. С. 77, 117; Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Рязань, 1862. С. 139; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 228, 239-259; Ист. сведения о Богословском мон-ре // Рязанские ГВ. 1868. № 35. С. 4; № 36. С. 4; Прежнее и нынешнее положение Рязанского Богословского мон-ря // Рязанские ЕВ. 1869/70. № 5. С. 123-130; Смирнов С. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. С. 632. XVI; Покровский Н. Стенная живопись в Богословском мон-ре // Тр. Рязанской УАК. Рязань, 1888. Т. 3. Вып. 2. С. 23-27; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889; он же. Дополнительные о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891. С. 32-33; Смирнов И. П., свящ. Описание Богословского общежит. мон-ря, находящегося в Рязанской епархии. М., 18942; Духовные деятели Рязанского края // Рязанские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. № 7/8. С. 283-284; Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. иконописцем В. П. Гурьяновым. М., 1902. С. 105-106; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 98-99; Сметанина С. И. Землевладение Рязанского края и опричная земельная политика: АКД. М., 1982. С. 177-193; Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Рязанские достопамятности. М., 1989. С. 155-159; Бобровский Т. А. К вопросу о типологии и датировке древнерус. пещерных мон-рей // Рос. Арх. 1993. № 5. С. 128; Искусство Рязанских земель / Авт.-сост. Н. В. Дмитриева и др. М., 1993; Рязань Православная / Сост.: Ю. А. Дегтев. Рязань, 1993. С. 48-53; Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1994. Т. 2. С. 599-600, 622; Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 71-79, 385; Акимов В. И. Тайна монастырского подземелья // Он же. Возвращение к истокам. Рязань, 1997; Антонов А. В. Из истории нагодчины в Рязанской земле // РД. 1998. Вып. 4. С. 152-158; Описание Св.-Иоанно-Богословского мон-ря, находящегося в Рязанской епархии. М., 1998; Рязанская энциклопедия. Рязань, 1999. Т. 1. С. 430; Комаров В. А. Спелеологическая изученность Рязанской обл. // Свет. К., 2005. № 1(27). С. 40; Плужников В. И. Cобор Пощуповского мон-ря перед перестройкой 1860-х гг. // ПРАМИ. М., 2005. Вып. 7. С. 343-349; Св.-Иоанно-Богословский мон-рь Рязанской епархии / Подгот.: архим. Авель (Македонов). М., 2007.
Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова)