Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН II
Т. 23, С. 526-527 опубликовано: 10 апреля 2015г.


ИОАНН II

Иоанн II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607)
Иоанн II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607)

Иоанн II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607)
(† 8.05.535, Рим), папа Римский (с 31 дек. 532). Согласно Liber Pontificalis, сын римлянина Проекта, до избрания имел прозвище Меркурий. Указание на то, что И. происходил «с холма Целий», вероятно, относится к месту его служения до избрания папой - ц. св. Климента (Сан-Клементе) у подножия Целийского холма. В надписи пресв. Севера из ц. св. Петра (Сан-Пьетро ин Винколи), датированной 30-ми гг. VI в., упоминается о том, что до избрания на Римскую кафедру И. был пресвитером ц. св. Климента: «Иоанн по прозванию Меркурий (cognomento Mercurius) посвящен из пресвитеров св. Римской Церкви, из титула св. Климента вознесен в славу папства» (Nolan. 1914. P. 21). На мраморной трансенне хора ц. св. Климента сохранилась надпись об освящении алтаря пресв. Меркурием при папе Гормизде (514-523). Др. вотивная надпись Меркурия помещена на капители колонки, к-рая, возможно, являлась частью алтарного кивория нижнего храма ц. св. Климента (Ibid. P. 20). В хоре церкви сохранилась монограмма И.

И. был возведен на Римскую кафедру через два с половиной месяца после кончины папы Бонифация II (17 окт. 532), что, вероятно, объясняется борьбой между претендентами на Папский престол. Бонифаций II при жизни назначил преемником диак. Вигилия, заставив рим. клириков поставить подписи под обязательством избрать именно его. Однако из-за оппозиции рим. сената, остгот. кор. Аталариха (526-534) и его матери Амаласунты, фактической правительницы королевства, папа был вынужден отказаться от этого решения. На Соборе в Риме в присутствии сенаторов он покаялся в содеянном и сжег грамоту об избрании Вигилия перед гробницей ап. Петра (LP. Vol. 1. P. 182). Сенат принял постановление против симонии, включив в это понятие не только право назначать преемника, но и различные обещания и соглашения, касавшиеся выборов папы. О беспорядках в Риме, устроенных сторонниками Вигилия, упоминает кор. Аталарих в послании, отправленном И. вскоре после избрания. В послании король призвал папу возобновить постановление сената против симонии (Cassiod. Varia. IX 15-16). Из-за беспорядков начались сбои в снабжении города продовольствием - И. был вынужден продать церковные сосуды, чтобы раздать деньги бедным, и обратился за помощью к остгот. королю.

Надпись об избрании Иоанна II, папы Римского, в ц. Сан-Пьетро ин Винколи (Рим). 30-е гг. VI в.
Надпись об избрании Иоанна II, папы Римского, в ц. Сан-Пьетро ин Винколи (Рим). 30-е гг. VI в.

Надпись об избрании Иоанна II, папы Римского, в ц. Сан-Пьетро ин Винколи (Рим). 30-е гг. VI в.

К понтификату И. относится утверждение теопасхитской формулы «Один от Троицы пострадал во плоти». В 519 г. она была предложена монахами во главе с Иоанном Максентием, но в 521 г. осуждена папой Римским Гормиздом (см. ст. Теопасхизм). Имп. Юстиниан I после консультации с К-польским патриархом Епифанием I в 533 г. издал эдикт с подтверждением теопасхитской формулы и осуждением неонесториан (акимитов) (CJ. I 1. 6). Император обратился к И. с просьбой утвердить формулу. В Рим были посланы участники проходившего в К-поле диспута с монофизитами Ипатий, еп. Эфесский, и Димитрий, еп. г. Филиппы. Акимиты также обратились в Рим за поддержкой, направив туда монахов Кира и Евлогия. Требование имп. Юстиниана принять формулу, осужденную папой Гормиздом, поставило И. в сложное положение. Рим. диак. Анатолий консультировался по данному вопросу с карфагенским богословом Фульгенцием Феррандом, к-рый подтвердил правосл. характер теопасхитской формулы, отметив, что, следуя формуле, о Божестве можно говорить как о пострадавшем во плоти. На основании суждения Ферранда И. одобрил имп. эдикт, о чем известил Юстиниана и рим. сенат особыми посланиями (25 марта 534). В послании к сенату (Ad senatores // PL. 46. Col. 17-20) он обосновывает свое решение в форме ответов на вопросы, вероятно составленные на основе заключения Ферранда. На вопрос, «можно ли считать Христа по воплощении Одним из Троицы», И. ответил положительно, обращаясь к Свящ. Писанию (Быт 3. 22; 1 Кор 8. 6), к Никейскому Символу веры и к творениям отцов Церкви блж. Августина, святителей Григория Богослова, Григория Нисского, Прокла К-польского. В ответе на вопрос, «можно ли сказать, что Христос Бог пострадал во плоти, но Божество не страдало», И., опираясь на Втор 28. 66, Ин 14. 6, Зах 12. 10, Деян 2. 15, 1 Кор 2. 8, а также на Пс 23. 8 и Деян 20. 28 и суждения отцов Церкви святителей Киприана Карфагенского, Григория Богослова, анафематизмы свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, и на Томос к Флавиану папы Римского Льва I Великого, поясняет, что страдало все существо Христа Воплотившегося Бога, поэтому нельзя сказать, что страдала только плоть, а Божество было безучастно к страданию. Третий вопрос был посвящен понятию «Богородица», к-рое, по утверждению имп. Юстиниана I, акимиты не принимали в полном смысле (отрицая, что Один от Троицы пострадал во плоти, акимиты, по мнению Юстиниана I, отрицали и то, что Один от Троицы родился от Девы). И. утверждает традиц. церковное учение: Дева Мария воистину является Матерью Бога Слова, от Нее Воплотившегося (proprie et veraciter matrem Dei ex ea incarnati et nati esse confitemur), и приводит цитаты из творений блж. Августина, мон. Лепория и папы Геласия I. В ответном письме имп. Юстиниану I И. ограничился общим утверждением теопасхитской формулы и осуждением акимитов. Послание императора И. вместе с ответом папы было включено в Кодекс Юстиниана (CJ. I 1. 8) и т. о. получило силу гос. закона в Византийской империи.

В 534 г. И. пришел запрос св. Кесария, еп. Арелатского, о судьбе Контумелиоза, еп. г. Рейи (Регий, ныне Рьез, Франция), которого обвиняли в различных канонических преступлениях. На Соборе в Массилии (ныне Марсель) (533) Контумелиоз покаялся и обещал вернуть Церкви растраченные средства, однако некоторые епископы выступили за его смещение с кафедры. Сохранились 3 папских послания по этому вопросу, включенные в т. н. Арелатское собрание посланий Римских пап (Epistolae Arelatenses. 32-35 // MGH. Epp. T. 3. P. 45-54). В послании галльским епископам от 7 апр. 534 г. папа рекомендовал лишить Контумелиоза кафедры без права совершать таинства и отправить его на покаяние в мон-рь. Управление Рейской кафедрой следовало временно поручить епископу-визитатору без права рукоположения клириков. 13 апр. И. отправил послание клиру г. Рейи с подтверждением низложения Контумелиоза. Папа извещал о назначении визитатором Кесария Арелатского, к-рый должен был совершать таинства, однако не имел адм. прав и не мог распоряжаться церковным имуществом. Третье послание И. св. Кесарию не датировано, к нему приложены каноны о преступлениях епископов и клириков, заимствованные из более ранних папских декреталий.

В Liber Pontificalis о деятельности И. в Риме сообщается лишь то, что папа получал дары от имп. Юстиниана I на украшение римских церквей. Кончина И. ошибочно указана в Liber Pontificalis под 27 мая. Погребен в атриуме базилики св. Петра (Picard J.-Ch. Étude sur l'emplacement des tombes des papes du IIIe au Xe siècle // Mélanges d'archéologie et d'histoire. R., 1969. Vol. 81. N 2. P. 760).

Ист.: PL. 66. Col. 1-32; LP. Vol. 1. P. 108, 285-286; Mansi. T. 8. Col. 795-806; Epistolae Arelatenses genuinae // MGH. Epp. T. 3. P. 45-48; ACO. T. 4. Pars 2. P. XXVIII-XXXII, 206-208; Jaffé. RPR, N 571-575; CPL, N 1692.
Лит.: Nolan L. The Basilica of S. Clemente in Rome. R.; Grottaferrata, 19142; Duchesne L. L'église au VIe siècle. P., 1925. P. 87-89, 146; Batiffol P. L'empereur Justinien et le siège apostolique // RechSR. 1926. Vol. 16. P. 211-212; Caspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longohardi. Bologna, 1941; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 260-262; Seppelt. Geschichte. 1954. Bd. 1. S. 263-265; Rubin B. Das Zeitalter Justinians. B., 1960. Bd. 1; Anastos M. V. Justinian's Despotic Control over the Church as Illustrated by His Edicts on the Theopaschite Formula and His Letter to Pope John II in 533 // ЗРВИ. 1964. Књ. 8/2. С. 1-11; Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 109-118; Meo S. M. La dottrina mariana e le rispettive formule sintetiche dei papi Ormisda e Giovanni II // De cultu mariano saeculis VI-IX. R., 1972. T. 3. P. 17-32; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 83-85; Κουρεμπελές Γ. Ο Νεοχαλκηδονισμός; Δογματικό σημείο διαίρεσης. Θεσσαλονίκη, 2003.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Папы Римские Иоанн II († 535), папа Римский (с 532)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)