Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЛЛУЯНКА
Т. 22, С. 323 опубликовано: 10 ноября 2014г.


ИЛЛУЯНКА

[хетт. illuyankaš], в хеттской мифологии хтоническое чудовище - гигантский змей, обитающий в норе под землей. Среди исследователей нет однозначного мнения, является ли И. именем собственным или нарицательным, означающим «дракон», «змей». Сохранилось 2 версии мифа о борьбе И. с богом грозы Тешубом, обе начинаются с сообщения о поражении бога грозы. Согласно 1-й версии, помочь Тешубу одолеть И. вызвалась Инара - богиня-покровительница Хаттуас, столицы хеттского гос-ва. Она пригласила Хупасияса, смертного, который согласился помочь ей при условии, что богиня вступит с ним в интимную связь. Инара позвала И. на пир, где тот съел и выпил столько, что не смог двигаться. Хупасияс связал И., и бог грозы убил чудовище.

Согласно 2-й версии, И., победив бога грозы, отнял у него сердце и глаза. Чтобы вернуть прежние силы, бог грозы взял в жены дочь бедняка, она родила ему сына, к-рый, повзрослев, женился на дочери И., взял сердце и глаза бога в качестве выкупа и вернул их своему отцу. Тогда бог грозы вступил в новый бой с И., закончившийся гибелью чудовища. При этом сын бога грозы пожелал умереть вместе с И. (в данной версии мифа нашла отражение существовавшая у хеттов матрилокальная форма брака - эрребу, при к-рой жених получал выкуп и переходил в семью невесты). Т. о., и в этом случае бог грозы победил И. при помощи человека.

Обе версии мифа зачитывались, а также, возможно, разыгрывались в лицах во время празднования хеттского Нового года («пуруллии») в священном г. Нерик (М. Азия), в окрестностях которого происходило действие мифа. Празднование в Нерике имело общегос. значение, в нем участвовал сам царь.

Миф об И. оказал влияние на формирование греч. мифа о борьбе Зевса с Тифоном (через позднехеттские гос-ва нач. I тыс. до Р. Х.). Кроме того, он представляет собой параллель с др. ближневост. сказаниями о борьбе небесных богов с хтоническими чудовищами - вавилонским мифом о борьбе Мардука с чудовищем Тиамат (также зачитывавшимся во время празднования Нового года), западносемит. мифом о борьбе Баала со змеевидным божеством моря Йамом и др. Поскольку хетты принадлежали к числу народов индоевроп. семьи, сходные сюжеты о борьбе со змеями и драконами обнаруживаются также во мн. индоевроп. мифах и легендах: в инд. мифе о борьбе бога Индры со змеевидным демоном Вритрой, в некоторых западноевроп. средневек. сказаниях, а также, по мнению ряда исследователей, в реконструируемом слав. мифе о борьбе Перуна с Велесом.

Лит.: Porzig W. Illuyankas und Typhon // Kleinasiatische Forschung. Weimar, 1930. Bd. 1. H. 3. S. 379-386; Laroche E. Textes mythologiques hittites en transcription. P., 1965. Pt. 1; Иванов В. В. Луна, упавшая с неба: Древняя лит-ра Малой Азии. М., 1977. С. 52-63; Beckman G. The Anatolian Myth of Illuyanka // JANES. 1982. Vol. 14. P. 11-25; Katz J. How to be a Dragon in Indo-European: Hittite Illuyankas and Its Linguistic and Cultural Congeners in Latin, Greek, and Germanic // Mír Curad: Stud. in Honor of C. Watkins / Ed. J. Jasanoff, H. C. Melchert, L. Oliver. Innsbruck, 1998. P. 317-334.
И. Н. Коровчинский