Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЛИЯ АЛЬ-ДЖАУХАРИ
Т. 22, С. 301-302 опубликовано: 5 ноября 2014г.


ИЛИЯ АЛЬ-ДЖАУХАРИ

Илия Аль-Джа́ухари [араб.   ], еп. Иерусалимский в юрисдикции Церкви Востока, арабоязычный церковный писатель (IX в.). Под его именем сохранилось 2 сочинения. В богословском трактате «Единство веры» (Vat. arab. 657, 1691 г.) И. Д. выделяет общие положения в догматах, литургической практике и библейском каноне, объединяющие его единоверцев-несториан с др. христ. конфессиями - мелькитами (православными) и яковитами (монофизитами). Трактат «Устранение печалей» (Vat. arab. 1492, XIV в.) написан в форме послания и адресован другу-христианину, отстраненному от занимаемой им должности. Стиль произведения указывает на то, что оно было составлено во 2-й пол. IX в. под влиянием одноименного сочинения мусульм. философа аль-Кинди (ок. 800 - ок. 873). Краткий вариант трактата сохранился в рукописи Paris. arab. 206 (1371 г.), он также включен в состав более поздних сборников проповедей в качестве гомилии на 6-й четверг Великого поста.

И. С. Ассемани отождествил И. Д. с Илией, митр. Дамаска, автором древнейшего перевода свода канонов Церкви Востока на араб. язык (Vat. arab. 157, XIII в.), и их обоих - с еп. Илией ибн Убайдом, упомянутым в араб. несторианской хронике Амра ибн Матты (сер. XIV в.), согласно к-рой 15 июля 893 г. он был перемещен католикосом Иоанном III с Иерусалимской кафедры на Дамасскую (Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1896. [T. 2:] Pars altera: Amri et Slibae textus. P. 80). Впоследствии не было найдено свидетельств ни в пользу, ни против этого отождествления. Известны 2 рукописи, в к-рых собрание канонов приписывается И. Д., но обе они слишком поздние по времени написания, чтобы служить аргументом в пользу изначального тождества авторов. На неизвестное произведение Илии Али ибн Убайда, несторианского митрополита Дамаска, неоднократно ссылается с целью опровержения копт. писатель Севир ибн аль-Мукаффа, еп. Ашмунейна (2-я пол. X в.), в соч. «История Соборов» (Sévère ibn al-Moqaffa, évêque d'Aschmounaïn. Histoire des Conciles (second livre) / Éd., trad. L. Leroy. P., 1911. P. 485, 518, 552. (PO; T. 6. Fasc. 4)). Однако, по замечанию Г. Графа, текст, цитируемый в «Истории Соборов», неидентичен сохранившемуся тексту трактата «О единстве веры». Т. о., вопрос о личности и лит. наследии И. Д. остается открытым.

Соч.: Il conforto delle tristezze / Ed., trad. G. Levi Della Vida // Mélanges E. Tisserant. Vat., 1964. Vol. 2. P. 345-397. (ST; 232).
Лит.: Assemani. BO. T. 3/1. P. 513-516; Le Quien. OC. T. 2. Col. 1290, 1299; Baumstark. Geschichte. S. 82-83; Dauvilliet J. Chaldéen (droit) // DDC. Vol. 3. Col. 351-352; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 132-135; Jargy S. Élie de Damas, dit «al-Jauhari» // DDC. Vol. 5. Col. 248-251.
С. А. Моисеева
Ключевые слова:
Церковные писатели (VIII - IX вв.) Илия Аль-Джаухари, епископ Иерусалимский в юрисдикции Церкви Востока, арабоязычный церковный писатель (IX в.)
См.также:
БЕАТ ЛИЕБАНСКИЙ (ок. 730-после 798), свящ., церковный писатель
ВАЛЕРИЙ БЕРГИДЕНСКИЙ († до 690), мон., церковный писатель, св. (пам. зап. 21 февр.)
ВАНДАЛЬБЕРТ ПРЮМСКИЙ (813-ок. 870), монах-бенедиктинец, церковный писатель, агиограф
ГАЙМОН ОСЕРСКИЙ († 865/66), лат. экзегет эпохи Каролингов