Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРОККО
44, С. 70-82 опубликовано: 12 апреля 2021г.


МАРОККО

[Королевство Марокко; араб.   , тамазигт Тагльдит н-Льмагриб], гос-во в Сев.-Зап. Африке. На западе омывается Атлантическим океаном, на севере - Средиземным м. (от Европы отделено Гибралтарским прол.); на востоке и юго-востоке граничит с Алжиром, на юге - с Зап. Сахарой (присоединенной частично в 1975, полностью - в 1979) и де-факто - с Мавританией. Площадь - 446 тыс. кв. км. Столица - Рабат (577 тыс. чел., в агломерации с Сале - 1,47 млн чел.; перепись 2014 г.). Крупнейшие города: Касабланка (3,36 млн чел.), Фес (1,11 млн чел.), Танжер (948 тыс. чел.), Марракеш (929 тыс. чел.), Мекнес (632 тыс. чел.). Административно-территориальное деление - 12 областей (джиха), подразделяющихся на 62 провинции (иклим) и 13 городских префектур (умала). Офиц. языки - арабский и тамазигт; конституцией (ст. 5) оговорен особый статус диалекта хассания». М.- член ООН (1956), ЛАГ (1958), МВФ (1958), МБРР (1958), Орг-ции исламского сотрудничества (1969; до 2011 - Орг-ция «Исламская конференция»), Орг-ции «Франкофония» (1981), Союза Арабского Магриба (1989), ВТО (1995). География. Средиземноморское побережье почти на всем протяжении гористое и обрывистое с узкой полосой пляжа и со множеством удобных бухт. Атлантическое побережье преимущественно низкое (низины Гарб, Абда, Сус), местами болотистое, почти отсутствуют естественные гавани. С юго-запада на северо-восток тянется Атласская горная система, занимающая 1/3 территории М. и подразделяющаяся в геологическом отношении на 3 широтные зоны: Высокий Атлас (высшая точка М. - Джебель-Тубкаль, 4165 м), Ср. Атлас и Антиатлас. На северо-западе и северо-востоке горы Атлас сменяются месетами (плато) - Марокканской (400-1600 м) и Алжиро-Марокканской (1100-1200 м), на юге - плоскогорьем, переходящим на юго-востоке в песчаные и каменистые равнины Сахары. Предгорный прогиб отделяет от Атласа на севере хребет Эр-Риф. Характерна повышенная сейсмичность. Климат на большей части территории М. субтропический, на севере - средиземноморский, с жарким, сухим летом и влажной, мягкой зимой. Средняя температура июля 24-28°С, янв.- 10-12°С. В приатлантической полосе климат более мягкий, со слабыми колебаниями температур. По мере удаления от побережья, особенно в межгорных понижениях, резко возрастает континентальность: в горах температура более 100 суток в году может быть ниже 0°С, выше 2000 м зимой лежит снег. На юге и юго-востоке климат засушливый, часты песчаные бури. Осадков на севере М. и в горах выпадает более 1 тыс. мм в год, на юге - до 200 мм, в Предсахарье - менее 100 мм (иногда не выпадает неск. лет подряд). Внутренних вод с постоянным cтоком мало. С Атласа в Атлантику и Средиземное м. стекают наиболее полноводные реки (Мулуя, Себу, Умм-эр-Рбия, Тенсифт), бурно разливающиеся после дождей осенью и зимой и почти полностью мелеющие летом. Остальные потоки - сезонные русла-уэды (крупнейший - Драа). Озера большей частью соленые, на востоке - пересыхающие себхи, на атлантическом побережье - заболоченные мержи. Флора подверглась длительному воздействию антропогенного фактора. Вечнозеленые жестколистные леса исчезли или сменились вторичными типами растительности и сохранились преимущественно в горах и на северо-западе, где выражена высотная поясность. Охраняемые природные территории занимают свыше 1% площади страны (национальные парки Сус-Масса, Ифран, Таззека, Эль-Хосейма и др.).

Население

Население составляет 33,848 млн чел. (перепись 2014 г.). 99,1% - марокканцы берберо-араб. происхождения, в т. ч. потомки выходцев с Пиренейского п-ова («мавры») и из Зап. Африки («харатин» или «гнауа»). Ок. 60% населения - прежде всего на зап. равнинах, в средиземноморском бассейне и сахарском поясе - восприняли араб. культурно-лингвистическую идентичность и пользуются западномагрибинскими диалектами араб. языка. Ок. 40% населения - гл. обр. в предгорных и горных районах Эр-Рифа, Высокого и Ср. Атласа и Антиатласа, а также в отдельных оазисах востока М.- носители берберских языков: в областях Бени-Меллаль-Хенифра, Марракеш-Сафи и Сеттат-Касабланка распространен язык тамазигт (2/5 всех бербероязычных: племена айт сери, айт сокман, айт садден, айт сегрушен, изаян и др.), в областях Драа-Тафилалет, Сус-Масса и Гельмим-Уэд-Нун - язык ташельхит (2/5 всех бербероязычных: племена агбар, фруга, глауа, метаба, айт мтуга и др.), в областях Танжер-Тетуан-эль-Хосейма, Фес-Мекнес и Восточной - язык тарифит (1/5 всех бербероязычных: племена айт уриагель, гелайя, гзеннайя, темсаман, айт саид и др.), в оазисах Фигига у границы с Алжиром - зенатские диалекты.

Марокканские евреи (по разным оценкам, от 2,5 до 6 тыс. чел.- крупнейшая диаспора в Сев. Африке) после репатриации подавляющего их большинства в Израиль проживают гл. обр. в Б. Касабланке, а также в Рабате и Марракеше (исторически жили также в Фесе, Эль-Джадиде и Сафи). Численность выходцев из стран Европы (ок. 60 тыс. чел.) резко сократилась в связи с массовой эмиграцией: французы проживают в атлантических портах, прежде всего в Танжере, испанцы - в городах Средиземноморья; итальянцы, португальцы, швейцарцы, немцы, англичане и др.- преимущественно в Танжере и Касабланке; широкое распространение имеют французский и испанский (на севере) языки.

По оценке на 2015 г., естественный прирост населения составил 1%; уровень рождаемости - 18,2 чел. на 1 тыс. жителей; уровень смертности - 4,81 чел. на 1 тыс. жителей; показатель фертильности - 2,13 ребенка на 1 женщину; младенческая смертность - 23,6 умерших на 1 тыс. живорожденных. В возрастной структуре: 26,4% - дети до 14 лет, 67,2% - лица от 15 до 64 лет, 6,4% - лица 65 лет и старше. Средний возраст - 28,5 года; средняя продолжительность жизни - 76,7 года (мужчины - 73,6, женщины - 79,9). Средняя плотность населения - 70 чел. на 1 кв. км. Грамотность - 68,7% (мужчины - 78,6%, женщины - 58,8%). Уровень урбанизации - 60,2%.

Государственное устройство

М.- унитарное гос-во. Форма правления - конституционная монархия. Действует 6-я Конституция, принятая 1 июля 2011 г. (предыдущие были приняты в 1962, 1970, 1972, 1992, 1996). Глава гос-ва - король (ст. 45), чья личность неприкосновенна (ст. 46). Политическая власть и религ. авторитет наследуются «по прямой мужской линии в порядке первородства» в династии Филалидов (в ветви Мухаммада VI) (ст. 43). Критика в адрес царствующего семейства и монархических институтов преследуется по закону. Монарх, будучи «руководителем государства, его высшим представителем, символом единства нации, гарантом постоянства и постоянного развития», издает имеющие силу закона указы (дахиры) (ст. 42), является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами (ст. 52), заключает и утверждает международные договоры (ст. 55), назначает от партии парламентского большинства главу правительства - премьер-министра, генерал-губернаторов областей (вали) и губернаторов провинций и префектур (амиль). Премьер-министр официально имеет право самостоятельно формировать Совет министров; фактически подбор кандидатов остается прерогативой монарха (ст. 47). Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий из верхней палаты советников (90-120 мест; избирается на 6 лет коллегией выборщиков по спискам городских, областных и префектурных советов, Торговой палаты и различных профессиональных союзов) и нижней палаты представителей (395 мест; избирается на 5 лет путем прямых всеобщих выборов: 90 мест - по национальным спискам, в к-рых 60 позиций закреплено за женщинами, а 30 - за мужчинами моложе 40 лет; остальные - по многомандатным округам). Судебная система М. включает Верховный суд в Рабате, Конституционный суд, апелляционные суды и мировые суды «садад» (низшей инстанции). Существует система военных судов. Высокая палата правосудия рассматривает злоупотребления должностных лиц. Для решения споров в частном коммерческом секторе созданы трудовые трибуналы.

Религия

98,7% населения М. исповедует ислам (менее 0,1% - шииты, остальные - сунниты), ок. 1,1% - христианство (ок. 0,7% - католики, ок. 0,4% - протестанты и православные; только ок. 0,1% населения являются принявшими крещение марокканцами), ок. 0,02% - иудаизм.

Православие

В М. действуют 3 правосл. храма: в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Касабланке в юрисдикции Карфагенской митрополии Александрийской Православной Церкви (ок. 3 тыс. прихожан в столице и ряде портовых городов); в честь Воскресения Христова в Рабате в юрисдикции Русской Православной Церкви; в честь Успения Пресв. Богородицы в Касабланке в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей.

Интерьер ц. Воскресения Христова в Рабате. 1932 г.
Интерьер ц. Воскресения Христова в Рабате. 1932 г.

Интерьер ц. Воскресения Христова в Рабате. 1932 г.

Первоначальную основу правосл. общины составили белые эмигранты из Франции и Балканских стран. В 1927 г. иером. Варсонофий (Толстухин; с 1932 архимандрит) по поручению управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) и по благословению патриарха Александрийского Мелетия II учредил об-во «Православная Церковь и русский дом в Марокко» (Église orthodoxe et foyer russe au Maroc), в 1929-1932 гг. построил и освятил церкви Воскресения Христова в Рабате и Св. Троицы в Хурибге. В нач. 30-х гг. XX в. приход, где служили 3 иеромонаха (2 - в Рабате, 1 - в Хурибге), объединял ок. 280 семей по всей стране. В 1932 г. была открыта часовня прп. Сергия в Марракеше, в 1933 г.- домовая ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке. В 1945 г., после воссоединения Западноевропейского Экзархата русских православных приходов во главе с митр. Евлогием с РПЦ МП, архим. Варсонофий принял гражданство СССР. В связи с этим в 1948 г. часть касабланкского отдела во главе с адмиралом А. И. Русиным и кнг. В. В. Урусовой вышла из общества «Православная Церковь и русский дом в Марокко» и образовала при ц. Успения Пресв. Богородицы об-во «Русское православное сообщество и церковь в Марокко» (Communauté et Église orthodoxe russe au Maroc). При поддержке эмигрантов 2-й волны (гл. обр. приехавших в М. во время второй мировой войны) они приняли от РПЦЗ прот. Митрофана (Зноско-Боровского), возглавившего в 1950 г. Марокканское благочиние Женевской и Западноевропейской епархии РПЦЗ. В 1952 г. приход во главе с настоятелем Воскресенской ц. Митрофаном (Ярославцевым) объединял ок. 120 чел., проживавших в 12 городах, с храмами в Рабате и Хурибге, РПЦЗ подчинялись 2 прихода - в Касабланке (объединял в 3 домовых храмах ок. 800 чел.) и в Рабате (насчитывал ок. 200 чел.).

В 1958 г., когда РПЦЗ сделала новую ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке центром своей администрации в Сев. Африке, Воскресенский приход разорвал с ней связи, пересмотрев свой устав, а впосл. наладил контакты с др. зарегистрированными в М. Церквами. Противостояние общин смягчилось после провозглашения независимости М. и прекратилось в 60-х гг. XX в., когда с уходом из жизни и с отъездом в Европу и Америку представителей 1-й волны эмиграции исчезли правосл. общины в Хурибге (ц. Св. Троицы была разобрана в 80-х гг. ХХ в.), Марракеше, Фесе, Мекнесе и Танжере. В 70-х гг. XX в. в связи с отсутствием прихожан РПЦЗ передала приходскую недвижимость в Касабланке в аренду семье Гнедичей с условием сохранения ц. Успения Пресв. Богородицы и возможности совершения в ней богослужений, а в 1986 г. заключила на тех же условиях договор аренды с Верховным комиссариатом ООН, офис которого был размещен на территории прихода. Службы в храме проводили священники из Зап. Европы, с 2002 г.- настоятель греч. Благовещенской ц.

После передачи в 1972 г. Воскресенского храма из ведения Западноевропейского Экзархата ОВЦС РПЦ священников назначали из Москвы. В 80-х гг. XX в.- 2000-х гг. увеличился поток эмигрантов. Эти обстоятельства способствовали сохранению прихода. В 2011 г. его настоятелем стал свящ. Максим Массалитин, при к-ром была проведена очередная перестройка храма. С 2007 г. в связи с подписанием Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ настоятели Воскресенской ц. периодически совершали богослужения в Успенском храме. После череды юридических конфликтов 2004-2011 гг. эта церковь в 2012 г. оказалась под угрозой сноса, в 2013 г. была возвращена приходу РПЦЗ, возобновившему там богослужение.

Римско-католическая Церковь

Римско-католическая Церковь в М. представлена архиеп-ством Рабат (25 приходов, 22 тыс. прихожан, 14 священников (An. Pont. 2014. P. 598); кафедра - собор св. Петра в Рабате; архиепископа поставляют из французов); архиеп-ством Танжер (8 приходов, ок. 660 прихожан, 10 священников (Ibid. P. 723); кафедра - собор Пресв. Девы Марии Лурдской в Танжере; архиепископа поставляют из испанцев); апостолической префектурой Зап. Сахара (2 прихода, ок. 240 прихожан, 2 священника (Ibid. P. 1063); кафедра - собор св. Франциска Ассизского в Эль-Аюне). Все 3 диоцеза подчиняются непосредственно Папскому престолу и входят в Епископскую конференцию Сев. Африки.

Католический собор св. Петра в Рабате. 1921 г.
Католический собор св. Петра в Рабате. 1921 г.

Католический собор св. Петра в Рабате. 1921 г.

Католич. Церковь непрерывно действует на территории совр. М. с XIII в. В 1219 г. посланные сюда ученики католич. св. Франциска Ассизского приняли мученическую кончину в Марракеше и Сеуте. Позднее епископом земель, находившихся под властью Альмохадов, стал свящ. Доминик, пребывавший в Фесе, в 1232 г. он был замучен, и через 2 года еп-ство было перенесено в Марракеш. С XIV в. в М. действовали ордены мерцедариев и тринитариев, занимавшиеся выкупом рабов и их обращением в христианство. В авг. 1472 г. папа Римский Сикст IV буллой «Clara devotionis» выделил из еп-ства Сеута, подчинявшегося архиеп-ству Лиссабон, еп-ство Танжер, к-рое в янв. 1514 г. передало часть своей территории новому еп-ству Фуншал, а в сент. 1540 г. вошло в архиеп-ство Эвора. В 1566 г. еп-ство Марракеш было упразднено, в июне 1570 г. еп-ства Танжер и Сеута были объединены, но из-за конфликта Папского престола с Португалией кафедра объединенного епископства оставалась вакантной еще полвека. Учрежденная в нояб. 1630 г. апостолическая префектура Марокко, подведомственная францисканцам из Андалусии, в июле 1693 г. была преобразована в апостолический викариат, но в 1-й пол. XVIII в. утратила этот статус, придя в упадок (там служили 3 францисканца). Прекращение работорговли в сер. XVIII в. способствовало появлению на подчиненной префектуре территориии большего количества католиков (в т. ч. торговцев и моряков), но только в апр. 1908 г. папа Римский Пий X вернул префектуре статус викариата. В июле 1923 г. папа Пий XI разделил его на 2 викариата - Рабат и Танжер - соответственно в зонах франц. и испан. протекторатов на землях султаната. Окончательное оформление структуры католич. Церкви в М. относится к понтификату Пия XII, к-рый в июле 1954 г. на части территории викариатов Танжер и Гардая учредил апостолическую префектуру Испанской Сахары и Ифни (с мая 1970 - Испанской Сахары, с мая 1976 - Зап. Сахары), а затем возвел в ранг архиеп-ств викариаты Рабат (сент. 1955) и Танжер (нояб. 1956).

В сер. XX в. большинство паствы составляли выходцы из европейских стран, гл. обр. из Франции и Испании, а также из Италии и Португалии. Их численность резко упала в 60-70-х гг. XX в. (с 3 до 0,4% населения страны). В 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. к ним присоединились трудовые и транзитные мигранты из Африки южнее Сахары (преимущественно из бывш. франц. колоний). Несмотря на закрытие большинства католич. храмов и часовен и сокращение количества монахов-миссионеров (за 1960-1977 в 11 раз), ордены францисканцев и иезуитов сохранили свои позиции в системе образования (за тот же период число опекаемых ими учебных заведений различного уровня - семинарий, частных школ и т. д.- выросло на 1/3).

Протестанские церкви, деноминации и секты

Первыми протестантами среди марокканцев стали выходцы из евр. общины, среди которой со 2-й пол. XIX в. вело проповедь англикан. Лондонское об-во по распространению христианства среди иудеев (London Society for the Propagation of Christianity among the Jews), открывшее свое 1-е отд-ние в Могадоре в 1874 г. Затем на той же ниве подвизались Церковная миссия для евреев (Mildway Mission to the Jews) и церковь Эммануэль (Eglise Emmanuel). Наряду с англиканами лидировали методистские и пресвитерианские орг-ции. Штаб-квартиры в Танжере имели Британское Библейское об-во (British and Foreign Bible Society, с 1903) и Североафриканская миссия (North Africa Mission, с 1904), из которых последняя в 1959 г. объединилась с шотл. Миссией Южного Марокко (Southern Morocco Mission), основанной в 1888 г. В 80-х гг. XX в. она присоединилась к организации «Арабская мировая миссия», к-рая в нач. XXI в. насчитывала ок. 350 чел. в стране. В 1894 г. в стране развернул работу неденоминационный Миссионерский союз Священного Писания (Gospel Missionary Union, ныне Avant Ministries), созданный под эгидой амер. Юношеской христианской ассоциации (YMCA). В 1952 г. его члены, с 1901 г. работавшие в горах Атлас, учредили «библейский институт», в задачи которого входил перевод НЗ на арабские и берберские диалекты и к-рый был закрыт в 1967 г. после изгнания иностранных миссий из М.

Триумфальная арка в Волюбилисе. III в. по Р. Х.
Триумфальная арка в Волюбилисе. III в. по Р. Х.

Триумфальная арка в Волюбилисе. III в. по Р. Х.

В наст. время крупнейшей протестант. деноминацией в стране является кальвинизм, представленный Евангелической Церковью Марокко (ЕЦМ; Eglise evangelique au Maroc), насчитывающей ок. 3 тыс. приверженцев (гл. обр. европейцев и выходцев из Тропической Африки - мигрантов и учащихся вузов). 12 пасторов проводят богослужения в Рабате, Касабланке, Танжере, Тетуане, Фесе, Марракеше, Мекнесе, Уджде, Агадире, Мухаммадии, Кенитре, Ифране. Руководство ЕЦМ осуществляет синод. С 1922 г. среди колонистов-французов были представители кальвинистских общин, которые в 1938 г. объединились в Реформатскую Церковь Франции. После провозглашения независимости М. и с притоком кальвинистов-нефранцузов (из Германии, Швейцарии и сканд. стран) в 1958 г. была образована независимая ЕЦМ с центром в Касабланке. Введенный в 1963 г. запрет на христианскую проповедь среди коренных марокканцев ограничил деятельность ЕЦМ работой с экспатриатами, после чего она перевела бо́льшую часть своих исполнительных органов во Францию и Египет и сосредоточилась на благотворительных проектах. В 2004 г. ЕЦМ вошла в Сообщество «Миссия в церквах» (Communaute d'eglises en mission), в 2010 г.- во Всемирный альянс реформатских Церквей. Весной того же года в ходе кампании марокканских властей против прозелитизма ок. 150 прихожан-иностранцев подверглись депортации.

Англиканская Церковь М. в составе диоцеза Европы представлена 2 капелланствами - в Касабланке (ц. во имя ап. Иоанна Богослова) и Танжере (ц. св. Андрея), вокруг к-рых группируется ок. 1 тыс. верующих. От десятков до сотен прихожан насчитывают приверженцы адвентистов седьмого дня, Иеговы Свидетелей и др.

Активность (с т. зр. марокканского законодательства - полулегальная или нелегальная) амер. церквей и конгрегаций (Международная протестантская Церковь в Касабланке (Casablanca International Protestant Church), Церковь Вторника в Танжере (Tanger Tuesday Church/Tangier International Protestant Church), Церковь Понедельника в Марракеше (Marrakech Monday Church/Marrakech International Protestant Church), Международная Церковь в Рабате (Rabat International Church)) в отдаленных районах преимущественно атласской зоны и юга привела в 2000-х гг. к формированию протестант. сообществ из числа крипто-христиан, прежде всего берберов, численность к-рых не поддается точному определению ввиду отсутствия офиц. данных (от 1 до 150 тыс. чел.; наиболее реалистичные оценки - ок. 4-5 тыс. чел.).

Ислам

Мусульмане в М. в основном сунниты маликитского мазхаба. В XII-XVI вв. сложились 2 духовно-интеллектуальные тенденции, которые никогда не порывали друг с другом. Элитарное «городское» направление основывалось на изучении письменного наследия коранических наук (его традиц. средоточие - медресе Аль-Каравийин в Фесе и Ибн Юсуфа в Марракеше), низовое «сельское» базировалось на почитании «святых» марабутов (мурабит), или «угодников» (вали), как посредников между верующим и Богом и было тесно связано с суфийскими тарикатами. Число тарикатов превышает полтора десятка, они глубоко укоренились в марокканском социуме, пополняя свои ряды за счет крестьянства (особенно берберского) и наиболее консервативных групп торгово-ремесленных слоев. Наиболее крупный и влиятельный тарикат - шазилийя (c XIII в.), многочисленные ответвления к-рого фактически превратились в самостоятельные братства: с XV в.- заррукийя (центр - Фес), юсуфийя и джазулийя, от последней в свою очередь в XVI в. ответвились шаркавийя (в Хурибге) и исавийя (или айсауа), известная ежегодными красочными празднествами (маусимами), привлекающими тысячи участников в ее центры - Мекнес и Фес; с XVI в.- газийя (на юге, вокруг Тамгрута и Сиди-Ифни); с XVII в.- влиятельная в сельской местности насирийя; с XVIII в.- тайибийя (в Кенитре), хансалийя (у алж. границы) и особенно популярная среди городских низов Эр-Рашидии хамадиша (или хамадша, имеет собственные ветви (дагугийя, саддакийя, рияхийя, касимийя) в Мекнесе и Сале; с XIX в.- даркавийя с ответвлениями (киттанийя и харракийя). Существуют также сугубо локальные братства: шабийя (с XV в. с центром в Аземмуре), раххалийя и «бродячий орден» хаддава (с центром в Тазарте). На востоке распространена кадирийя (известная здесь как джилала), имеющая местное ответвление бутшишийя. Среди верхних слоев горожан (особенно на юге, в Ифни) популярна тиджанийя.

Хариджиты-ибадиты представлены среди мусульман М. незначительным меньшинством преимущественно берберских крестьян из племен малаина, гиата, шавийя, саура и др., проживающих у границы с Алжиром. До недавнего времени среди горцев и селян стойко удерживались те или иные элементы доислам. верований и культов.

Шиизм, исповедуемый по преимуществу выходцами из Ливана и Ирака (по разным оценкам, от 3 до 8 тыс. чел.), фактически находится вне закона (особенно после разрыва в марте 2009 дипломатических отношений М. с Ираном и в связи с деятельностью «Хизбаллы»).

Иудаизм

Иудаизм распространен прежде всего в Касабланке, где функционирует более 10 конфессиональных школ (ок. 800 учащихся), неск. синагог и мемориальных построек. За сохранностью гробниц 13 почитаемых иудейских законоучителей следят не только представители власти, но и мусульм. население. Эти иудейские реликвии служат объектом сезонного паломничества верующих иудеев, в т. ч. из Израиля (где существует полумиллионное сообщество выходцев из М.). Короли Хасан II (1961-1999) и Мухаммад VI (с 1999) неоднократно открыто заявляли о недопустимости притеснений в отношении иудейского меньшинства и инициировали массовые демонстрации лояльности к марокканскому еврейству: напр., в мае 1999 г. был проведен съезд Всемирного союза марокканских евреев в Марракеше, стало более доступным посещение страны для представителей евр. диаспоры.

Новые религиозные движения

В городах М. ок. 400 чел. являются адептами Бахаи религии (в стране с 1946), несмотря на жесткие преследования общины в нач. 60-х гг. XX в.

Религиозное законодательство

Укрепленное поселение берберов (ксар) в Айт-Бен-Хадду
Укрепленное поселение берберов (ксар) в Айт-Бен-Хадду

Укрепленное поселение берберов (ксар) в Айт-Бен-Хадду

Конституция провозглашает ислам «официальной религией государства, гарантирующего свободу вероисповедания остальных религий» (ст. 3), называя «умеренные принципы мусульманской религии» в числе руководящих принципов гражданского поведения наряду с «коллективизмом, федерализмом», а также с «национальным единством с учетом различных культур, с конституционной монархией и демократическим выбором» (ст. 1). Король, носящий почетный титул «повелитель верующих» (амир аль-муминин), выступает гарантом уважения к ислам. ценностям и свободного отправления др. культов. Он председательствует в Высшем совете теологов (улама), утверждая вынесенные им решения (фетвы) по тем или иным вопросам на основе предписаний ислама (ст. 41). Роль и место шариата в публичном праве не могут являться предметами конституционной реформы (ст. 175). Изучение основ маликитского мазхаба на разных уровнях обязательно в общественных учебных заведениях начиная с коранических школ-мсид и поощряется властями в противовес растущему влиянию салафитов. Семейный кодекс (Мудаввана), определяющий со ссылкой в преамбуле на «истинные замыслы и конечные цели щедрого и терпимого ислама» личный статус граждан-мусульман, признает особый статус граждан-иудеев и подчинение иностранцев их национальным законам, за исключением отношений с марокканцами мусульм. исповедания, на к-рых его действие распространяется вне зависимости от факта принятия ими др. гражданства (ст. 2). Отступничество от ислама по сути ставит марокканца вне закона, хотя это прямо и не оговаривается в юридических текстах: помимо «гражданской смерти» публичное заявление о своей новой вере или хранение христ. богослужебной лит-ры на араб. языке может быть интерпретировано как прозелитизм, к-рый при свидетельстве определенного числа очевидцев-мусульман влечет за собой санкцию Уголовного кодекса (от штрафов до краткосрочных тюремных сроков - ст. 220). «Употребление средств обольщения с целью поколебать в вере мусульманина или обратить его в другую религию, используя его слабость или потребности либо применяя в этих целях учебные заведения, учреждения здравоохранения, убежища или приюты» в отношении юридических лиц карается временным или окончательным закрытием данного учреждения, что обосновывает, в частности, отказ Церквам в праве принимать новообращенных марокканцев.

История

Древность и античность (до VII в.)

В VII тыс. до Р. Х. Сев.-Зап. Африку освоили земледельцы и скотоводы из Вост. Средиземноморья, принадлежавшие к индо-средиземноморской большой расе евразийского ствола и говорившие предположительно на языке, к-рый являлся предковым для берберо-ливийской группы афразийской семьи. Они привнесли в этот регион технологии «неолитической революции» и оставили многочисленные наскальные изображения. С утверждением неолита в V-IV тыс. до Р. Х. произошел переход от охоты и собирательства к возделыванию зерновых, освоению гончарного дела и ткачества.

На рубеже II и I тыс. до Р. Х. вдоль средиземноморских берегов М. расселились финикийцы из Тира. Первое известное здесь финик. поселение возникло ок. 1000 г. до Р. Х. в Русадире (ныне Мелилья). Распространение их духовной культуры и трудовых навыков среди автохтонов определило особенности позднейших берберских языков и верований, гл. обр. в приморских районах; области нагорного Атласа испытали это влияние в меньшей степени. Потомки тирийцев, карфагеняне, основали города как на атлантическом побережье - Тингис (ныне Танжер), Ликс (ныне Эль-Араиш), так и южнее, вплоть до совр. Эс-Сувейры.

Церковь Успения Пресв. Богородицы в Касабланке. 1958 г.
Церковь Успения Пресв. Богородицы в Касабланке. 1958 г.

Церковь Успения Пресв. Богородицы в Касабланке. 1958 г.

Во II в. до Р. Х., по окончании Пунических войн, царство Мавритания, занимавшее север совр. М. и запад совр. Алжира, со столицей в окрестностях совр. Орана попало под влияние Римской республики и в 27 г. до Р. Х. признало ее верховенство, когда мавританский правитель Юба II женился на Клеопатре Селене, дочери Марка Антония и Клеопатры VII. В 40 г. по Р. Х. их сын Птолемей был умерщвлен по приказу имп. Клавдия, а его владения ок. 45 г. были разделены на провинции - Мавританию Цезарейскую (северо-восток совр. М. и северо-запад совр. Алжира) со столицей в Цезарее Мавританской (ныне Шершель в Алжире) и Мавританию Тингитанскую (по названию г. Тингис), занимавшую территорию на юге вплоть до совр. Рабата, со столицей в Волюбилисе (к северу от совр. Мекнеса), где были обнаружены пунические надписи.

Интенсивная рим. колонизация способствовала распространению ирригации, введению новых зерновых и субтропических культур, ускорению процессов социальной стратификации, зарождению крупного землевладения и росту городов (Сале, Банаса и др.), где концентрировались романизованные латифундисты и рабовладельцы, но не затронула родоплеменных отношений на большей части территории совр. М. В 69 г. Мавритания Тингитанская попала под управление наместников Бетики (юг Пиренейского п-ова). В 172 г. племена берберо-ливийцев (известные античным авторам как мавры) захватили мн. округа Испании, откуда их затем выбил Септимий Север. В 285 г. Диоклетиан вывел легионы с юга провинции. В 429 г. в Септеме (ныне Сеута) высадились вандалы, захватившие север Мавритании Тингитанской, который после 533-541 гг. перешел к Византии, а в 618-621 гг. принадлежал вестготам. Усилившийся налоговый гнет вызывал многочисленные восстания берберо-ливийцев, к-рые стимулировали консолидацию племенных объединений протогосударственного типа.

Самые ранние упоминания о проповеди христианства в Сев.-Зап. Африке относятся к г. Тингис, где, по преданию, в 298 г. принял мученический венец св. Маркелл Центурион (Delehaye H. Les actes de S. Marcel le centurion // AnBoll. 1923. Vol. 41. P. 257-287). На Карфагенском Соборе 484 г. присутствовало более 40 епископов из Мавритании Тингитанской и соседней Мавритании Ситифенской (Церковные историки IV-V вв. М., 2007. С. 97-169, 175-188). В отличие от Африки и Нумидии влияние донатистов здесь было весьма слабым, но благодаря покровительству вандальских и вестготских королей в Тингисе на протяжении определенного промежутка времени (предположительно до X в.) функционировала арианская епископская кафедра. Об относительной устойчивости лат. традиции даже среди той части мавров, к-рая политически обособилась от византийцев, контролировавших только Септем и Тингис, свидетельствует богатая лат. эпиграфика Волюбилиса, датируемая периодом вплоть до сер. VII в. (Conant J. Staying Roman: Conquest and Identity in Africa and the Mediterranean, 439-700. Camb.; N. Y., 2012).

М. под властью арабо-берберских династий (VIII-XV вв.)

Ок. 682 г. войско дамасских Омейядов под командованием Укбы ибн Нафи, пройдя через всю Сев. Африку, вышло к Атлантическому океану в низменности Сус (долина р. Драа). С 702 г. омейядский полководец Муса ибн Нусайр подчинил предсахарские оазисы, а в 711 г. его военачальник Тарик ибн Зияд захватил полуостров, к-рый с тех пор носит его имя - Гибралтар (Джабаль-Тарик, «гора Тарика»), оттуда он вторгся на юг Испании (Андалус). В сер. VIII в. среди берберов утвердился ислам в хариджитской форме, отличавшейся эгалитаристскими и аскетическими тенденциями. Берберы вели ожесточенную борьбу против Дамаска, поводом для к-рой послужила жесткая фискальная политика халифских властей, обложивших местных кочевников и земледельцев подушной и поземельной податью (харадж). Первые поселения арабов на территории совр. М. возникли во 2-й пол. VIII в., после основания Сиджильмасы (757). После смены омейядского режима на аббасидский и переноса столицы халифата в Багдад на дальний запад мусульм. державы (Магриб) бежали от очередных гонений как подлинные, так и мнимые потомки Мухаммада - шарифы. Один из них, Идрис, в 788 г. основал небольшой эмират с центром в Волюбилисе, но в 791 г. внезапно умер (предположительно отравлен эмиссаром халифа). Его сын Идрис II (ум. в 828) перебрался в Фес, к-рый стал известен как средоточие араб. цивилизации в Дальн. Магрибе. Здесь к сер. IX в. вокруг мечети Аль-Каравийин вырос крупный центр ислам. культуры.

Идрисиды заложили основания мусульм. государственности в Магрибе, где в VIII-IX вв. господствующим направлением ислама был, вероятно, шиизм, причем нередко в его крайних, сектантских формах (берберские племенные имаматы бергвата, бану-мидрар и др.). В 20-х гг. IX в. Идрисидский эмират распался на неск. княжеств, в X в. северо-запад Африки подпал под владычество исмаилитского халифата Фатимидов. В последующие десятилетия благодаря расширению сети городских поселений вокруг соборных мечетей и торгово-ремесленных кварталов продолжился процесс утверждения арабо-мусульм. традиций в Дальн. Магрибе. В Х-XI вв. здесь утвердился суннизм, сохранялась многочисленная евр. община. Смыкаясь с берберской верхушкой, знатные арабы формировали новую господствующую группу, быстро вытеснившую латифундистов античного типа и пользовавшуюся привилегиями собственников и ленных держателей преимущественно на крайнем северо-западе магрибинских земель.

Впервые весь Дальн. Магриб был объединен под эгидой одной династии в сер. XI в., когда сюда с юга продвинулись берберы-лемтуна из конфедерации санхаджа, эмиры к-рых, Абу Бакр ибн Умар и его двоюродный брат Юсуф ибн Ташфин, в 50-х гг. XI в. стали приверженцами ригористского направления в маликитском суннизме и создали воинствующее движение Альморавидов (араб. «аль-мурабитун» - «приграничные стражи», от «рибат» - «порубежный оплот ислама»). Под лозунгами джихада Абу Бакр двинулся в юж. направлении, вглубь Африки, а Юсуф распространил свое господство на север вплоть до Алжира. В 1062 г. он основал Марракеш, куда в 1070 г. перенес свою резиденцию. Переправившись на Пиренейский п-ов, Юсуф в 1086 г. в битве при Заллаке (близ Бадахоса) разгромил кор. Леона и Кастилии Альфонсо VI.

Преемником Юсуфа стал его сын Али ибн Юсуф (1106-1043), передавший власть своим потомкам. Ок. 1120 г. Абу Абдаллах Мухаммад ибн Тумарт выступил с проповедью, к-рая легла в основу учения Альмохадов (араб. «аль-муваххидун» - «единобожники»). Ибн Тумарт в противоположность буквализму Альморавидов, к-рых он в то же время обвинял в чрезмерной роскоши и гедонизме, исходил из мессианских идей о скором явлении махди и приближении конца света. Он сочувствовал мистицизму, считая своим наставником Абу Хамида аль-Газали (с его трудами он познакомился в Багдаде), и покровительствовал суфизму. В 1121 г. Ибн Тумарт объявил Альморавидам войну, а его преемник Абд аль-Мумин в 1130 г. принял титул халифа и в 1146 г. взял Марракеш, покончив с властью Альморавидов. В результате завоевательных походов Альмохады расширили пределы своей державы на весь Андалус и Магриб вплоть до Туниса. У Аларкоса (1195) им удалось одержать крупную победу над испанцами-христианами, но уже в 1212 г. халиф Мухаммад ан-Насир потерпел сокрушительное поражение при Лас-Навас-де-Толосе, а последний альмохадский халиф был низложен в 1269 г. К 1275 г. некогда могущественная империя, потеряв почти всю Испанию, окончательно распалась на 3 магрибских султаната и 1 андалусский.

Массовая миграция бедуинских племен с востока на приатлантические равнины и в предсахарские степи (временами при покровительстве Альмохадов) и их смешение со слабо исламизированными берберами, жившими еще в полупервобытных условиях, стимулировали процессы арабизации и взаимной ассимиляции, к-рые не завершились и поныне, т. к. носители берберо-ливийских языков отступали в горные и пустынные местности. В 50-х гг. XIII в. Дальн. Магриб с Фесом и Марракешем оказался под властью берберского рода Маринидов (1195-1465), который противоборствовал с Абдальвадидами и Хафсидами, правившими соответственно в Среднем (столица Тлемсен) и Ближнем (столица Тунис) Магрибе, и находился в тесных взаимоотношениях с Насридами в Гранаде. До 1358 г. Мариниды помогали Насридам обороняться от наступавших с севера христиан, но в дальнейшем они не смогли удержаться в Андалусии. Насридскому эмиру Мухаммаду V аль-Гани (1354-1359, 1362-1391) удалось возвести на марракешский престол 2 своих ставленников. В сер. XV в. авторитет Маринидской династии, подорванный усобицами и мятежами кочевников и земледельцев, не признавался за пределами предгорий Атласа и Эр-Рифа.

В XIII-XIV вв. развивалась аграрная экономика, расширились торговые связи с Европой и Зап. Африкой; центром арабо-мусульм. культуры стал Фес, где, как и в других городах султаната, складывалась прослойка состоятельного купечества. Маринидские государи продолжили избранную Альмохадами линию на покровительство суфизму, который распространялся через тарикаты и обители (завии), причем интеллектуально-теологическую традицию братств потеснил простонародный мистицизм с его полуязыческими ритуалами и локальными культами. В этом процессе соединились линии преемственности 2 великих суфиев Магриба - андалусца Абу Мадьяна и марокканца Абу-ль-Хасана аш-Шазили, основателя крупнейшего в стране тариката шазилийя. При Маринидах в Фесе и Марракеше были построены большие медресе (крупнейшее - Ибн Юсуфа), неоднократно восстанавливалась и поновлялась мечеть Аль-Каравийин. В М. жили и создавали свои произведения философ Ибн Рушд, путешественник и мемуарист Ибн Баттута, обществовед Ибн Хальдун.

«Империя шарифов» (XVI-XIX вв.)

Католическая ц. Богоматери Победительницы в Тетуане. 1-я пол. ХХ в.
Католическая ц. Богоматери Победительницы в Тетуане. 1-я пол. ХХ в.

Католическая ц. Богоматери Победительницы в Тетуане. 1-я пол. ХХ в.

C ослаблением Маринидов их султанат распался на «королевства» Фес и Марракеш (последний с XVII в. на европ. языках назывался Марокко). После падения в 1492 г. Гранады в Фес и Марракеш устремились беженцы с Пиренейского п-ова. Еще с нач. XV в. развернулась экспансия иберо-романских монархий: кастильцы утвердились на о-ве Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера и в Мелилье, португальцы завладели рядом портов (Сеута, Арсила, Танжер), а в нач. XVI в. основали Агадир и Мазаган (ныне Эль-Джадида), ставшие их опорными пунктами в приморской зоне и плацдармами для вторжений во внутренние районы для захвата зерна, скота и пленников.

В XVI в. восстановление единства государственности в Дальн. Магрибе (Марокко) было связано с деятельностью шарифов из рода Саадитов, происходивших из обл. Сус. Возглавляя оборонительный джихад, братья Ахмад аль-Арадж и Мухаммад аш-Шайх заняли Марракеш (1525) и отбили у «неверных» Ифни (1524), а затем Агадир, Сафи и Аземмур (1541), оставив португальцам только Танжер и Сеуту, а испанцам - Мелилью. Мухаммад, приняв султанский титул (1544), завладел Фесом (1549), а впоследствии отразил вторжение османских войск из Алжира. Этот курс продолжил его сын Абдаллах аль-Галиб (1557-1574), после смерти которого соперничество его брата и внука - Абу Марвана Абд аль-Малика и Мухаммада аль-Мутаваккиля - привело к вмешательству в марокканские дела Португалии и Османской империи. После гибели обоих претендентов в «битве трех королей» при Эль-Ксар-эль-Кебире (1578), где пал также покровитель аль-Мутаваккиля - кор. Себастиан I Португальский, султаном провозгласил себя Ахмад аль-Мансур («Победоносный»), младший брат Абдаллаха и Абд аль-Малика. Он первоначально поддерживал дружественные отношения со Стамбулом, но впоследствии успешно сдерживал натиск османских войск. В 1590 г. аль-Мансур направил на юг экспедицию для захвата Томбукту, к-рая завершилась разгромом богатого царства Сонгай и установлением полувековой гегемонии марокканцев над сев. излучиной р. Нигер и караванным маршрутом доставки западноафрикан. золота на север.

После кончины Ахмада аль-Мансура в 1603 г. династический режим Саадитов вступил в полосу упадка. На этом фоне постепенно возвысилось др. шарифское семейство Филалидов, к-рые в 30-х гг. XVII в. объединили значительную часть Юж. Марокко с центром в Сиджильмасе. Их предводитель Мулай Мухаммад аш-Шериф провозгласил себя имамом (1631) и одержал решающую победу над своими главными соперниками - марабутами завии Дила. В 1659 г. его сын Сиди Мухаммад вытеснил саадидских султанов из Марракеша, но вскоре был убит своим братом Мулай ар-Рашидом, который стал 1-м полновластным государем новой династии (1664-1672). В XVII в. в основном через завии происходила интеграция тарикатов в марокканское общество. Сакрализация образов наиболее прославленных наставников делала их захоронения местами паломничества как богословов, так и рядовых верующих, почитающих их мистическую благодать (барака). Значительное укрепление центральной власти выразилось в становлении т. н. системы махзена (араб.- «казнохранилище») - деспотического правления, при котором за султаном М. признавался авторитет халифа и «повелителя верующих». Она достигла апогея при сыне ар-Рашида Мулай Исмаиле (1672-1727), который основал новую столицу Мекнес и заметно расширил отношения с европейцами. Он создал мощный военно-административный аппарат, который противопоставил влиянию торговцев-фаси и богословов-улама, периодически не подчинявшихся и не уплачивавших налогов. В 1708 г. городские улама только под угрозой ареста и конфискации собственности узаконили набранную Исмаилом гвардию «абид аль-Бухари» («рабов аль-Бухари», по названию суннитского сборника хадисов, на к-ром присягали гвардейцы-невольники), а в 1720 г. султан, чтобы пополнить казну, захватил Фес, где реквизировал огромные средства. После смерти Мулай Исмаила последовала череда дворцовых переворотов, а султанская власть признавалась только в главных городах. Чтобы покончить с засильем непокорных «абид аль-Бухари», сын Исмаила Мулай Абдаллах (1727-1757, с перерывами) стремился опереться на араб. полукочевое ополчение удайя и берберские племена Ср. Атласа, а его преемник Сиди Мухаммад ибн Абдаллах (1757-1790) в 1760-1770 гг. подчинил удайя Феса, а позднее распустил и гвардию «абид аль-Бухари». Одновременно он отнял у португальцев Мазаган и в 1765 г. основал порт Могадор (ныне Эс-Сувейра). В 1767 г. для получения доходов от таможенных пошлин и от сборов за предоставление монополий Сиди Мухаммад подписал первые капитуляционные соглашения с Францией и Испанией. В 1777 г. он первым из всех глав гос-в признал независимость США и в 1786 г. заключил с ними договор о мире и дружбе, что обострило отношения с Великобританией. При осаде Гибралтара (1779-1783) Сиди Мухаммад поддержал испанцев, удалив из своих владений британского консула и более 100 его соотечественников.

Церковь в Юссуфии. Фотография. 2016 г.
Церковь в Юссуфии. Фотография. 2016 г.

Церковь в Юссуфии. Фотография. 2016 г.

В 1819 г. его сын Мулай Сулейман (1792-1822) потерпел поражение от берберского племенного союза айт умалу и смог вернуть северные районы М. только при помощи европейцев. В 1820 г. произошел бунт против наместника Феса, организованный городским купеческим патрициатом (частично состоял из новообращенных евреев), который отныне занял видное место в экономической и политической жизни страны.

В кон. 30-х гг. XIX в., после захвата французами Алжира, сначала горожане Тлемсена, а затем предводитель восстания на западе этой страны эмир Абд аль-Кадир заявили о готовности принять марокканское подданство, в котором им под давлением Парижа было отказано. Когда в 1844 г. султан Мулай Абд ар-Рахман (1822-1859) отправил войско на помощь Абд аль-Кадиру, скрывавшемуся в его владениях, французы в авг. бомбардировали Танжер и Могадор, а в сент. на р. Исли, у границы с алж. землями, разгромили его силы, заставив отказаться от поддержки мятежному эмиру и принять условия конвенции о разграничении. В 1845 г. ее заменил Лалла-Марнийский договор, по которому значительная часть алжиро-марокканской границы осталась неопределенной, что впосл. давало Парижу повод неоднократно нарушать условия договора. В 50-х гг. XIX в., стремясь помешать проникновению Франции с востока и справиться с очередной волной восстаний, Абд ар-Рахман заручился поддержкой Великобритании и в 1856 г. подписал с ней договор о торговых преференциях, который открыл импорт брит. товаров через Гибралтар. Вскоре аналогичные привилегии получили др. европ. нации и импорт готовых товаров промышленного производства подорвал сельское и городское ремесло (особенно в Фесе). В правление Сиди Мухаммада IV (1859-1873) постоянные интервенции и морская блокада султаната, нарушавшая его многовековые связи со странами Средиземноморья, а также внутренние распри и перевороты подорвали могущество махзена.

В 1859-1860 гг. разразилась испано-марокканская война из-за разногласий по вопросу о границах Сеуты, к-рая к тому времени от Португалии перешла к Испании. Испанцы захватили Тетуан, и только вмешательство Великобритании предотвратило взятие ими Танжера. Это заставило Мадрид ограничиться получением значительной денежной компенсации и присоединением бухты Сиди-Ифни на атлантическом побережье М. Султан Мулай Хасан I (1873-1894) стремился модернизировать экономику и армию, чтобы преодолеть сепаратизм окраин, покончить с непрекращавшимися восстаниями и городскими бунтами и приостановить зап. проникновение. Чтобы уменьшить зависимость М. от к.-л. одной державы, он предложил провести конференцию по пересмотру двусторонних договоров с Великобританией и Испанией с учетом интересов др. европ. наций. Конференция, прошедшая в 1880 г. в Мадриде, расширила капитуляционные привилегии и освободила европейцев от уплаты подоходного налога на торговую и сельскохозяйственную деятельность. В 1906 г. Альхесирасская международная конференция завершилась подписанием договора, юридически оформлявшего права Франции и Испании в области финансов и внутренней безопасности на территории соответственно юж. и сев. частей султаната. С 1907 г. Франция и Испания приступили к оккупации территории М. В марте 1912 г. был заключен Фесский договор, передавший Парижу контроль над внешней политикой и обороной М. В нояб. 1912 г. Франция и Испания подписали договор о разграничении протектората, предусматривавший франц. контроль (через генерального резидента) над 4/5 территории султаната (9/10 населения), испанский контроль (через верховного комиссара) - над оставшейся 1/5 на крайнем севере и предсахарском юге (1/10 населения). Позднее испанское Юж. М. на время слилось с Испанской Сахарой (1924). Танжер стал международной зоной под управлением смешанной администрации. Султан Мулай Юсуф (1912-1927) по сути передал всю полноту власти франц. генеральному резиденту маршалу Ю. Лиоте.

Период протектората (1-я пол. XX в.)

Ибн Рушд (внизу в центре) в сцене «Триумф св. Фомы Аквинского». Роспись капеллы в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции. 1366–1367 гг. Худож. А. Бонаюто
Ибн Рушд (внизу в центре) в сцене «Триумф св. Фомы Аквинского». Роспись капеллы в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции. 1366–1367 гг. Худож. А. Бонаюто

Ибн Рушд (внизу в центре) в сцене «Триумф св. Фомы Аквинского». Роспись капеллы в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции. 1366–1367 гг. Худож. А. Бонаюто

В 20-х гг. XX в. колонизаторы столкнулись с широкомасштабным восстанием рифских горцев во главе с Мухаммадом ибн Абд аль-Керимом. В июле 1921 г. он разбил испан. колониальную армию под Анвалем и изгнал ее из Эр-Рифа, провозгласив на освобожденных землях республику. К 1924 г. испанцы сохранили только ряд пунктов на побережье. Опасаясь распространения освободительного движения на всю Сев. Африку, Мадрид объединил усилия с Парижем, и против ибн Абд аль-Керима выступила 250-тысячная армия под командованием испан. диктатора М. Примо де Риверы и маршала Франции А. Ф. Петена, которая после ожесточенного противоборства в 1926 г. покончила с Рифской республикой. Впосл. отдельные вооруженные отряды повстанцев продолжали действовать в Атласских горах (Таза, 1926; Тафилалет, 1928; Тадла, 1929; Высокий Атлас и Антиатлас, 1932-1934).

К 30-м гг. XX в. ключевые позиции в экономике М. (промышленность, транспорт, торговля, сельское хозяйство) постепенно захватил иностранный финансовый и индустриальный капитал. Касабланка стала значимым экономическим центром М., бурно развивались горнодобывающая отрасль (производство фосфоритов и фосфорной кислоты) и широкомасштабное товарное сельское хозяйство, основанное на искусственной ирригации и культивации цитрусовых.

Султан Сиди Мухаммад ибн Юсуф, взойдя на престол в 1927 г., сплотил вокруг себя разрозненные силы, стремившиеся к независимости М. Первым значимым поводом к их выступлению послужило издание администрацией протектората дахира (указа) «О сохранении обычных прав берберов» (май 1930), имевшего целью вывод существенной части марокканской территории из юрисдикции султана и противопоставление ее населения жителям др. частей страны по этническому признаку. Протесты охватили Фес и Сале, а затем перекинулись на всю территорию М., включая испан. часть. В ходе борьбы оформились первые орг-ции партийного типа. В 30-х гг. XX в. преподаватели Аль-Каравийин шейх Абу Шуайб ад-Дуккали и шейх Мухаммад ибн аль-Араби аль-Алави создали движение салафитов, рассматривавшее ислам I в. хиджры как спасение от гнета и разложения, вызванного проникновением европейцев. В Сев. М. ситуация осложнялась вовлечением «туземных» контингентов в гражданскую войну в Испании (1936-1939), к-рая послужила фоном для антифашистских выступлений 1938 г.- демонстрации в Тетуане (июнь), восстания в Эль-Ксар-эль-Кебире (сент.) и др.

После капитуляции Франции в июне 1940 г. протекторат перешел под контроль правительства Виши, а его военные базы использовались вермахтом для воздушных налетов на брит. коммуникации вокруг Гибралтара и проч. операций, в то время как Танжер был включен в состав испан. М. В нояб. 1942 г. на атлантическом побережье высадился англо-амер. десант, который, покончив с герм. присутствием, сохранил у власти прежнюю франц. администрацию, но создал в М. собственные морские базы (Кенитра и др.). Во время второй мировой войны обрело реальные очертания движение за независимость М. В 1943 г. возникли Марокканская коммунистическая партия (МКП) и партия «Истикляль» (Независимость), объединявшая промышленников, землевладельцев, торговцев и интеллигенцию. «Манифест независимости» партии «Истикляль», врученный султану, генеральному резиденту и союзному командованию в янв. 1944 г., отразил идеи верности исламу, традиц. ценностям и конституционной монархии и в то же время содержал призыв к демократизации общества и «марокконизации» экономики. Мухаммад ибн Юсуф призвал к координации действий во имя достижения общей цели, народ поддержал манифест. Но репрессии со стороны франц. властей повлекли ожесточенные вооруженные столкновения.

По окончании войны режим протектората сохранился без изменений, а Танжеру был возвращен международный статус. Политическая жизнь либерализовалась: были освобождены из заключения и возвращены из ссылки партийные лидеры, разрешено издание печатных органов партии «Истикляль» и МКП. В авг. 1946 г. ЦК МКП в манифесте призвал к созданию «Марокканского национального фронта освобождения», к отмене протектората и неравноправных договоров, к созыву Учредительного собрания и образованию национального правительства. Еще большей популярностью пользовалась партия «Истикляль». Однако с кон. 1947 г. преследования левых возобновились.

С 1950 г., когда президент и правительство Франции отклонили меморандумы Мухаммада ибн Юсуфа с требованием полного суверенитета для М., движение протеста приобрело всеобщий характер. В марте 1952 г. в городах прошли массовые митинги, сопровождавшиеся столкновениями с армией, в к-рых участвовала военизированная организация коммунистов «Черный полумесяц». Кульминацией выступлений стали декабрьский расстрел манифестации в Касабланке (сотни убитых, тысячи арестованных) и запрет МКП и партии «Истикляль». В авг. 1953 г. Мухаммад ибн Юсуф был смещен с престола мятежным наместником Марракеша Тхами аль-Глауи при прямом участии франц. армии и полиции и выслан вместе с семьей на Мадагаскар. Антифранц. борьба приобрела партизанские формы, а в 1954-1955 гг. всю страну накрыла волна забастовок и демонстраций. Напряженность усугубила разгоревшаяся в нояб. 1954 г. антиколониальная война в Алжире. В этих условиях французские власти были вынуждены пойти на уступки. Возвращение на трон ссыльного султана в нояб. 1955 г. и создание национального правительства в дек. превратило двор в центр национально-освободительного движения, которое добилось своей цели в 1956 г. с избранием Учредительного собрания, ликвидацией протектората сначала во французской (2 марта 1956), затем в испан. сев. зоне (7 апр. 1956), отменой международного режима для Танжера (окт. 1956; в состав М. он был инкорпорирован в янв. 1957). В 1958 г. М. была возвращена испан. юж. зона - пров. Тарфая, которую Мадрид ранее соединил со своими сахарскими колониями Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро.

Период независимости (2-я пол. XX - нач. XXI в.)

В 1956-1960 гг. независимое М. со столицей в Рабате объединило 3 зоны протектората, отличавшиеся структурой экономики, системой и языком адм. управления и образования. Законодательство М. соединило шариатские (личный статус, прежде всего в городах), адатные (хозяйственные споры, брак и наследование, гл. обр. на селе) и французско-гражданские (торговое и адм. право) юридические традиции. Страну возглавил султан Мухаммад ибн Юсуф, принявший в авг. 1957 г. титул короля с именем Мухаммад V. Увидевшая свет в нояб. 1958 г. «Хартия общественных свобод» (собраний, слова, союзов) часто нарушалась представителями власти, которые уже в сент. 1959 г. наложили запрет на деятельность МКП. С нач. 60-х гг. XX в. большинство в парламенте принадлежало роялистам, к-рые уклонялись от инициирования важных законов. Состав первых правительств определяла преимущественно «Истикляль». В 1957 г. оформилось консервативное Народное движение (НД), которое отражало интересы берберской племенной верхушки. В 1959 г. неск. радикальных политических групп покинули партию «Истикляль» и сформировали Национальный союз народных сил (НСНС), который обрушился с резкой критикой на крупных землевладельцев, абсолютизм и прозап. курс правительства.

В мае 1960 г., формируя 4-е правительство, король возглавил кабинет, сделав вице-премьером престолонаследника Мулай Хасана, к-рый 3 марта 1961 г., после смерти отца (февр. 1961), взошел на трон под именем Хасан II, став одновременно главой правительства. Новый король, еще более усиливший личную власть частыми кадровыми маневрами и суровыми наказаниями нелояльных, приступил к реализации проектов развития страны, жестко контролируя предпринимательство. Но первый 5-летний план (1960-1964) по реорганизации и деколонизации экономики потерпел неудачу, а последовавшие инициативы ограничились развитием ирригации в сельском хозяйстве и торговли. В дек. 1962 г. была принята постоянная Конституция М. В мае 1963 г. после первых парламентских выборов партии «Истикляль» и НСНС перешли в оппозицию королю: в правительстве в большинстве оказались не разделявшие взглядов «Истикляль» роялистские силы во главе с НД.

Во внешней политике в 1956-1962 гг. М. содействовало алж. национально-освободительному движению, но затем предъявило претензии на ряд порубежных районов, которые до прихода колониалистов подчинялись Филалидам. После череды непродолжительных вооруженных конфликтов (1963) М. отказалось от своих притязаний, но боевые столкновения периодически возобновлялись в 60-х гг. XX в. В начале того же десятилетия М. не признало Исламскую Республику Мавританию (ряд марокканских чиновников упоминали о правах М. на земли вплоть до р. Сенегал). В 1961 г. М. выступило инициатором созыва Касабланкской конференции африкан. стран, ставшей важной вехой в создании Организации африканского единства (ОАЕ). После окончательного вывода франц. войск (нояб. 1961) главным военно-стратегическим партнером М. стали США. В 1969 г. в состав М. вернулся испан. анклав Ифни.

Святые мученики Маркелл и Кассиан Танжерские. Икона. 2011 г. (ц. Воскресения Христова в Рабате)
Святые мученики Маркелл и Кассиан Танжерские. Икона. 2011 г. (ц. Воскресения Христова в Рабате)

Святые мученики Маркелл и Кассиан Танжерские. Икона. 2011 г. (ц. Воскресения Христова в Рабате)

В 1964-1965 гг. в городах М. прошли демонстрации промышленных рабочих, интеллигентов и студентов против роста цен на продовольствие, против инфляции и увеличивающейся безработицы, к-рые в Касабланке переросли в волнения (март 1965). В июне король под предлогом ЧП распустил парламент, принял отставку правительства и отменил действие конституции. Отныне Хасан II правил при поддержке консервативных политиков, большинства армии и сельского населения, исходя из доктрины лояльности к монарху, носителю высшей законодательной и исполнительной власти. Против демократических сил развернулись репрессии, к-рые пошли на спад с отменой ЧП и последовавшим принятием новой конституции, дополненной рядом поправок, предусматривавших парламентские выборы на основе сочетания прямого и непрямого голосования. В июле 1971 и в авг. 1972 г. военное командование предприняло попытки гос. переворота с целью свержения короля, к-рые закончились неудачей. Хасан II, утвердив принятую на референдуме в марте 1972 г. конституцию, расширившую полномочия парламента, вместе с тем отложил проведение парламентских выборов на неопределенный срок и с сент. 1972 г. перешел к управлению гос-вом посредством издания указов. В т. н. свинцовые семидесятые (annees de plomb), несмотря на умеренную либерализацию, отразившуюся в легализации ряда политических партий, усилившийся контроль махзена над обществом и череда громких процессов над радикальными оппозиционерами способствовали активизации политической эмиграции и росту критики марокканской монархии со стороны правозащитных организаций.

В нояб. 1975 г., после того как Международный суд не удовлетворил марокканские притязания на Зап. Сахару, Хасан II во главе 350-тысячной колонны подданных двинулся на эти земли мирным «Зеленым маршем». В 1976 г. М. и Мавритания по согласованию с Испанией разделили территорию Зап. Сахары: 2/3 на севере отошли М., 1/3 на юге - Мавритании. Местные кочевники (т. н. сахрави) при поддержке Алжира, а позднее Ливии сформировали военно-политическую организацию «Фронт ПОЛИСАРИО» и с баз на алж. территории развернули вооруженную борьбу за независимость Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). В 1979 г., после ряда поражений, Мавритания предпочла уступить М. свой сектор Зап. Сахары.

Парламентские выборы 1977 г. продемонстрировали успех Национального объединения независимых (НОН) - аморфной группы «дворцовых» политиков, объединенных лишь идеей верности монархии. Сильная засуха и неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке фосфатов - главного минерального ресурса страны - заставили королевских советников в 1978-1979 гг. совместно с экспертами МВФ разработать программу жесткой экономии для сокращения дефицита бюджета, что вызвало снижение уровня жизни и, как следствие, нарастающее недовольство народа. В общественной жизни М. в 70-х гг. XX в. росла популярность исламистских идеалов. Под влиянием экономического кризиса и безработицы молодежь обращалась к строгой интерпретации суннизма, считая секулярный прогресс чуждым марокканскому обществу. Королевская власть, обладая монополией в религиозно-политической сфере, одновременно являлась и мощным сдерживающим фактором радикальных настроений. Беспорядки в М. в 1981 и 1984 гг. были вызваны ухудшением условий жизни, сокращением социальных расходов и повышением налогов. Несмотря на рост оппозиционных настроений, в 1979-1997 гг. правительство контролировали люди, преданные Хасану II и не имевшие конкретной политической аффилиации. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. в М. началась постепенная либерализация экономики и приватизация гос. промышленности.

В дек. 1990 г. крупнейшие профсоюзы, протестуя против «драматического ухудшения условий жизни», объявили всеобщую стачку, в ходе к-рой были убиты десятки и ранены сотни человек. Начались судебные процессы над профсоюзными активистами и участниками забастовок. Оппозиция консолидировала силы в преддверии всеобщих выборов. В мае 1992 г. партии левой ориентации объединились в «Демократический блок» («Кутла») с требованием «глубоких конституционных реформ». В сент. референдум по новой конституции лишь незначительно ограничил всевластие монарха, предоставив парламенту ряд дополнительных прерогатив.

В 1984 г., после того как половина членов ОАЕ проголосовала за прием в ее ряды САДР, признав тем самым правительство «Фронта ПОЛИСАРИО» в эмиграции, М. вышло из орг-ции и заключило союз с Ливией, к-рый распался после 1986 г., когда М. выступило посредником в палестино-израильских переговорах. В Зап. Сахаре М. сочетало методы военного давления и «позитивного действия»: за 1983-1997 гг. 4/5 ее территории были обнесены оборонительной стеной из песка и камня, укрепленной заминированной полосой (более 2000 км), но вокруг главных городов региона - Эль-Аюна и Дахлы - создавалась инфраструктура и велось жилищное строительство. В 1988 г. М. и Алжир нормализовали дипломатические отношения, что позволило им совместно с «Фронтом ПОЛИСАРИО» приступить к 3-сторонним переговорам. В холодной войне М. придерживалось прозап. позиции при стабильных отношениях со странами Варшавского договора (дипломатические отношения с СССР были установлены в 1958; за 1970-1986 из стран социалистического лагеря в М. поступила помощь на общую сумму 2,3 млрд долл.). Франция сохраняла традиционно сильные экономические и культурные связи с М.

В 90-х гг. XX в. сложилось сильное исламистское движение во многом под влиянием событий в Алжире, где с кон. 80-х гг. XX в. социально-экономическая дезинтеграция сопровождалась усилением экстремизма. Его ядро составило сформировавшееся еще в 1981 г. подпольное течение «Справедливость и благодеяние» (аль-Адль ва-ль-ихсан) под рук. Абд ас-Салама Ясина. Более умеренная группировка «Преобразование и обновление» (аль-Ислах ва-т-тадждид) во главе с Абд аль-Илахом Бен Кираном (Абдаллахом Бенкираном) сосредоточилась на борьбе за социальные перемены.

В 90-х гг. XX в. в М. постепенно совершенствовалась экономика, увеличивалась доля промышленных предприятий, развивался туристический бизнес, расширялась и модернизировалась инфраструктура. Многие марокканцы в качестве дешевой рабочей силы отправлялись на заработки в Зап. Европу, преимущественно во Францию и страны Бенилюкса. За 1961-1998 гг. численность городского населения увеличилась в 4 раза, в т. ч. за счет бежавших от засухи крестьян (в 1980-1995 страна пережила 5 засушливых сезонов). Параллельно шел отток немусульманского населения: численность европейцев с момента обретения М. независимости уменьшилась с 550 до 60 тыс. (оставались гл. обр. бизнесмены и сотрудники международных организаций), а евреев - с более 220 до ок. 5 тыс. чел.

Социально-экономические изменения приводили к новым волнениям и росту влияния исламистов. В 1996 г. орг-ции «Преобразование и обновление» и «Справедливость и благодеяние» присоединились к Народному демократическому конституционному движению (НДКД). Растущее народное недовольство положением в стране принудило короля к дальнейшим конституционным реформам и уступкам умеренной оппозиции. В сент. 1996 г. референдум одобрил новую конституцию, к-рая предусматривала введение 2-палатного парламента, создание Конституционного суда, разделение страны на области с расширенными правами в вопросах экономики и культуры. Избиратели получили возможность активнее влиять на выборный процесс как на национальном, так и на местном уровне, а парламент перестал быть механизмом автоматического утверждения правительственных инициатив. В нояб. 1997 г. парламентские выборы принесли убедительную победу оппозиции. Хасан II назначил лидера оппозиционного блока Абд ар-Рахмана аль-Юсуфи председателем правительства. В 1998 г. НДКД преобразовалось в Партию справедливости и развития (ПСР).

Во внешней политике М., присоединившееся к антисаддамовской коалиции, в 1990-1991 гг. направило в Кувейт 1,2 тыс. военнослужащих, запретив проиракские демонстрации; в благодарность монархии Персидского зал. списали М. долги в размере 3,5 млрд долл. В 1993-1994 гг. растущая заинтересованность М. в экономическом сотрудничестве с Израилем выразилась в совместном заявлении Рабата и Тель-Авива об открытии бюро по двусторонним связям. С 1992 г. принимались решительные (хотя и безрезультатные) меры для пресечения незаконной эмиграции африканцев через Гибралтарский прол. в страны ЕС, с к-рым в февр. 1996 г. М. подписало соглашение об ассоциации. Решению западносахарской проблемы препятствовали продолжавшиеся вооруженные столкновения, эпизодически нарушавшие договоренность 1991 г. о прекращении огня между М. и «Фронтом ПОЛИСАРИО», заключенную при посредничестве ООН.

После кончины в июле 1999 г. Хасана II наследником стал его сын Мухаммад VI, который сразу по вступлении на трон помиловал 47 тыс. заключенных и учредил министерскую комиссию по вопросу о компенсациях семьям т. н. исчезнувших и незаконно арестованных. Новый монарх, урегулировав отношения с Алжиром - главным спонсором «Фронта ПОЛИСАРИО», включил в приоритеты своего курса социально-экономическое развитие Зап. Сахары. Вопреки сопротивлению традиционалистов кор. Мухаммад VI приступил к реформе семейного права, которая предусматривала запрет многоженства, увеличение брачного возраста с 15 до 18 лет, обеспечение права на развод и раздел имущества, осуществление образовательной программы для женщин. В знак протеста ПСР провела в марте 2000 г. марш, набравший несколько сот тысяч участников, а светские партии и женские организации собрали в Рабате 40-тысячную контрдемонстрацию.

Отказавшись продлить на прежних условиях соглашение с ЕС, ограничивавшее марокканское рыболовство, Мухаммад VI подтвердил свои притязания на анклавы Сеута и Мелилья, к-рыми управляет Испания. В 2002 г. испан. военно-морские силы арестовали марокканский десант на спорном о-ве Перихиль; последовавшие за этим переговоры, смягчив напряженность, не разрешили спора. В сент. на парламентских выборах успеха добились социал-демократические и социалистические партии, а также ПСР, к-рая стала 3-й по значимости политической орг-цией страны. В кон. февр. 2011 г. М. затронула т. н. арабская весна, митингующие требовали социальных преобразований и ограничения королевской власти. После июльского референдума были внесены изменения в конституцию, в соответствии с к-рыми премьер-министр может быть назначен только из победившей на выборах партии. В нояб. очередные выборы в парламент дали большинство голосов ПСР, к-рая продвинула в премьерское кресло своего лидера А. Бенкирана.

Лит.: Documents diplomatiques / Affaires du Maroc, 1901-1912. P., 1905-1912. Vol. 1-6.; Lévi-Provençal E. Les historiens de Chorfa. P., 1922; Rivière P. Traités, codes et lois du Maroc. P., 1923-1925. 3 vol.; Фрунзе М. В. Европ. цивилизаторы и Марокко // Он же. Собр. соч. М.; Л., 1926. Т. 2. С. 203-283; Hoffherr R. L'économie marocaine. P., 1932; El-Hajoui M. O. Histoire diplomatique du Maroc, 1900-1912. P., 1937; Chatelain L. Le Maroc des Romains: Étude sur les centres antique de la Maurétanie occidentale. P., 1944-1949; Terrasse H. Histoire du Maroc dès origines à l'établissement du protectorat français. Casablanca; P., 1949-1950. 2 t.; Landau R. Moroccan drama, 1900-1955. L., 1956; Аяш А. Марокко: Итог одной колонизации / Пер. с франц.: В. В. Волкова, М. Б. Горнунг; предисл.: Ж. Дреш. М., 1958; Луцкая Н. С. Республика Риф. М., 1959; она же. Очерки новейшей истории Марокко. М., 1973; Ashford D. Е. Political change in Morocco. Princeton (N. J.), 1961; Miège J.-L. Le Maroc et l'Europe, 1830-1894. P., 1961-1963. 4 t.; Le Tourneau R. Evolution politique de l'Afrique du Nord musulmane, 1920-1961. P., 1962; Brignon J., Martinet G., Rosenberg B. Histoire du Maroc. P.; Casablanca, 1967; Дьяков Н. Н. Марокко: История, культура, религия. СПб., 1993; Орлов В. В. Традиционная социальная организация алауитского Марокко (сер. XVIII - нач. XIX вв.): Концепции, структуры, взаимосвязи. М., 1998; Lugan B. Histoire du Maroc. P., 2000; Pennell C. R. Morocco since 1830: A History. N. Y., 2000; Сергеев М. С. История Марокко, XX в. М., 2001; Aubin E. Le Maroc dans la tourmente, 1902-1903. P., 2004; Abitbol M. Histoire du Maroc. P., 2009; Rivet D. Histoire du Maroc: De Moulay Idrîs à Mohammed VI. P., 2012.
Т. К. Кораев