Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАВРИКИЙ
42, С. 224-229 опубликовано: 20 октября 2020г.


МАВРИКИЙ

[Республика Маврикий; англ. Republic of Mauritius; франц. République de Maurice], государство в юго-зап. части Индийского океана, почти в 800 км к востоку от Мадагаскара. Расположен на о-вах Маврикий, Родригес (являются частью Маскаренских о-в), Агалега, Каргадос-Карахос (или Сен-Брандон) и ряде более мелких. Территория - 2,04 тыс. кв. км. Столица - Порт-Луи (140,1 тыс. чел., перепись 2011 г.). Крупные города: Бо-Бассен-Роз-Хилл (103,1 тыс. чел.), Вакоас-Финикс (105,6 тыс. чел.), Кюрпип (90,9 тыс. чел.), Катр-Борн (90,8 тыс. чел.). Официальный язык отсутствует; в парламенте, законодательстве, правительственной администрации, суде используются англ. и франц. языки. Наиболее распространенный язык повседневного общения - маврикийский креольский (84%, по данным переписи 2011 г.). Административно-территориальное деление: 9 округов (на о-ве Маврикий), автономная территория (о-в Родригес) и 2 подчиненные территории (о-ва Агалега и Каргадос-Карахос). М.- член ООН (1968), Содружества (1968), МБРР (1968), АС (до 2002 ОАЕ; 1968), МВФ (1968), Движения неприсоединения (1976), ВТО (1995), АРСИО (1997). М. оспаривает суверенитет Великобритании над о-вами Чагос (включая архипелаг Диего-Гарсия) и Франции над о-вом Тромлен. География. М. расположен на островах вулканического происхождения, которые представляют собой вершины гор подводного Маскаренского хребта. Бо́льшую часть о-ва Маврикий занимает базальтовое плато высотой 200-600 м, к юго-западу его поверхность повышается (высшая точка - гора Питон-де-ла-Птит-Ривьер-Нуар, 828 м) и осложняется конусами вулканов и невысокими горами (Бамбуковые, Мока-Порт-Луи и др.). Плато окружено со всех сторон аккумулятивной прибрежной равниной, расширяющейся на северо-востоке. В рельефе о-ва Родригес преобладает волнистая равнина высотой до 396 м. Берега островов окружены коралловыми рифами. Климат морской тропический. Летний сезон (нояб.- апр.) теплый и влажный, средняя температура 24,7°C. Летом в среднем выпадает 1344 мм осадков (67% ежегодного количества осадков). Средняя температура сухого зимнего сезона (июнь-сент.) составляет 20,4°C. Зимой выпадает 666 мм осадков. Окт. и май считаются межсезонными месяцами. М. лежит на пути тропических циклонов, к-рые почти ежегодно в февр.- марте приносят ураганные ветры скоростью до 220 км в час и ливневые дожди, вызывающие катастрофические наводнения. Некогда покрывавшие о-в Маврикий густые леса с ценными породами деревьев сменились насаждениями эвкалиптов и канарских сосен. Ок. 45% общей площади острова покрывают плантации сахарного тростника, не подверженные разрушительному действию циклонов. С появлением европейцев биологическое разнообразие островов сильно сократилось, были истреблены или исчезли мн. виды животных, в т. ч. гигантская нелетающая птица додо (бескрылый дронт).

Население

Население составляет 1,263 млн чел. (оценка 2015 г.). Официальная статистика по этническому составу не ведется. Согласно оценочным данным, большинство жителей составляют индо-маврикийцы (68%) и креолы-маврикийцы (27%), также проживают китайцы (сино-маврикийцы; 3%) и французы (франко-маврикийцы; 2%). Среднегодовой прирост населения - 0,1%; рождаемость - 10,6 чел. на 1 тыс. жителей; смертность - 7,7 чел. на 1 тыс. жителей; показатель фертильности - 1,76 ребенка на 1 женщину; детская смертность - 12,7 чел. на 1 тыс. новорожденных; средняя ожидаемая продолжительность жизни - 75,4 года (мужчины - 71,94 года, женщины - 79,03 года). В возрастной структуре населения доля детей до 14 лет составляет 20,74%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 70,45, лиц 65 лет и старше - 8,81%. Средняя плотность населения - 609 чел. на кв. км. Городское население - 39,7%. (данные представлены на 2015).

Государственное устройство

М.- унитарное государство, по форме правления - парламентская республика. Конституция принята 12 марта 1968 г. Глава гос-ва и Верховный главнокомандующий - президент, избираемый парламентом по представлению премьер-министра сроком на 5 лет с правом одного переизбрания. Исполнительную власть осуществляет кабинет министров; премьер-министр и его заместитель назначаются президентом. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту - Национальной ассамблее из 70 депутатов. Судебная система основана на франц. и брит. юридических традициях. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд. Апелляции направляются в Судебный комитет Тайного совета (в рамках Содружества). В М. существует многопартийная система. Ведущие политические партии: Лейбористская партия, «Маврикийское боевое движение», «Боевое социалистическое движение», «Мавританская социал-демократическая партия», движение «Освободитель».

Религия

Согласно данным переписи 2011 г., большинство жителей страны (48,5%) исповедуют различные направления индуизма. Христиане составляют 32,7% (из них католики - 26,3%, протестанты различных деноминаций - 6,4%); мусульмане - 17,2, буддисты - 0,18, исповедующие др. религии - 0,7%; не причисляющие себя ни к одной из религий - 0,7%.

Православие

Представлено небольшим числом иммигрантов и проживающих в стране иностранцев. В Порт-Луи действует ц. Преображения Господня, находящаяся в подчинении Мадагаскарской митрополии Александрийской Православной Церкви. По переписи 2011 г., Православие исповедовали 34 чел.

Римско-католическая Церковь

Католич. часовня Пресв. Девы Марии - Помощницы в г. Кап-Малёрё (Маврикий). XX в.
Католич. часовня Пресв. Девы Марии - Помощницы в г. Кап-Малёрё (Маврикий). XX в.

Католич. часовня Пресв. Девы Марии - Помощницы в г. Кап-Малёрё (Маврикий). XX в.
Римско-католическая Церковь М. входит в Конференцию католических епископов Тихого океана и представлена епископством Порт-Луи (39 приходов; 87 священников, 312 тыс. чел.; по данным на 2013 г.), находящимся в непосредственном подчинении Папскому престолу, а также апостолическим викариатом Родригес (5 приходов; 5 священников, 36,8 тыс. чел.). По данным переписи 2011 г., католицизм исповедовали в общей сложности ок. 325 тыс. чел.

Протестантские церкви, деноминации и секты

(Статистические данные представлены по переписи 2011 г.) Численность протестантов составляет ок. 80 тыс. чел. (ок. 20% всех христиан). Англиканская Церковь представлена диоцезом Маврикий (16 приходов; 12 священников; 2,8 тыс. чел.), основанным в 1854 г. и с 1973 г. входящим в автономную Церковь Провинции Индийского океана в составе Англиканского содружества. Архиепископ, возглавляющий провинцию, одновременно является епископом М. Наиболее многочисленной из протестантских деноминаций в М. является пятидесятническая организация Ассамблеи Бога, количество ее приверженцев составляет 8,7 тыс. чел. Кроме того, в стране действует связанная с данной организацией миссия «Спасение и исцеление» (Mission Salut et Guérison), к которой принадлежат 3,7 тыс. жителей М. Англоговорящие пятидесятники объединены в Пятидесятническую церковь (6,8 тыс. чел.). Также действуют адвентисты седьмого дня (4,4 тыс. чел.), Иеговы свидетели (2,2 тыс. чел.) и проч. В число исповедующих различные течения протестантизма включают ок. 47,7 тыс. чел., назвавших себя во время переписи 2011 г. христианами без конкретизации деноминации.

Ислам

По данным переписи 2011 г., ислам исповедуют ок. 212,7 тыс. чел. Большинство являются выходцами из Индии и Пакистана. Свыше 95% - сунниты. Представлена также псевдо-ислам. секта ахмадия (1,3 тыс. чел.). В наст. время в М. насчитывается ок. 150 мечетей.

Индуизм

М. является 3-й в мире страной (после Индии и Непала), где большинство населения исповедует индуизм. Индуистов, по переписи 2011 г., насчитывается свыше 600 тыс. чел. В стране действует множество индуистских храмов, некоторые индуистские праздники являются государственными.

Традиционные верования

Традиционные верования в М. распространены гл. обр. среди выходцев из Китая и их потомков в основном как разновидность т. н. кит. народной религии, сочетающей элементы анимизма, шаманизма, почитания предков, конфуцианства, даосизма, буддизма и проч. По переписи 2011 г., адептов традиц. культов насчитывается 3,1 тыс. чел.

Новые религиозные движения

Представлены последователями Бахаи религии (645 чел., перепись 2011 г.).

Религиозное законодательство

Свобода совести гарантируется ст. 11 Конституции М., где указано, что каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, волен изменять свои религ. убеждения и исповедовать их как в частном порядке, так и публично. Зафиксировано право проповедовать, пропагандировать и изучать религию, а также осуществлять религиозное обучение. Запрещено любое принуждение к участию в религ. обрядах и в отправлении религ. культов. Предусмотрено, что ограничение этих прав допускается лишь в интересах защиты общественных безопасности, порядка, морали, здоровья населения и т. п. В М. нет офиц. религии, но все зарегистрированные религ. общины получают субсидирование из госбюджета, в т. ч. христ. Церкви и организации.

История

В средние века острова, входящие в состав совр. М., были, вероятно, известны араб. мореплавателям, но до прибытия европейцев оставались необитаемыми. В нач. XVI в. они были открыты португальцами, к-рые тем не менее не основали на этих изолированных островах постоянных поселений.

В 1598 г. на о-в Маврикий прибыли голландцы под командованием адмирала В. ван Варвейка, которые назвали остров в честь нидерланд. статхаудера Морица Нассаусского. В 1638 г. ими было основано 1-е постоянное поселение, в к-ром проживали 25 чел. Впосл. на остров завезли неск. сот малагасийских рабов и начали его освоение, развивая экспорт черного дерева. Тяжелые климатические условия и отдаленность от Большой земли заставляли жителей несколько раз покидать остров, а в 1710 г. окончательно оставить его в безраздельное распоряжение пиратов.

В сент. 1715 г. сюда прибыли французы, к-рые в 1722 г. дали острову название Иль-де-Франс. В 1721/22 г. на о-ве Иль-де-Франс возникло 1-е постоянное французское поселение. В 1735 г. был основан Порт-Луи, названный так в честь франц. кор. Людовика XV и ставший адм. центром острова, а также военно-морской базой. При французах на острове стали выращивать сахарный тростник, к-рый по наст. время остается преобладающей культурой. На плантациях использовали труд рабов с о-ва Мадагаскар и из Вост. Африки. На о-ве Родригес 1-е франц. поселение возникло в 1735 г., впосл. сюда добровольно мигрировали малагасийцы для возделывания риса.

Во время франц. господства для строительства адм. зданий в Порт-Луи из Юж. Азии были привезены высококвалифицированные ремесленники-тамилы, исповедовавшие шиваизм.=. Однако влияние индуизма оставалось минимальным вплоть до притока большого числа рабочих-мигрантов в сер. XIX в.

Также во франц. период на о-ве Иль-де-Франс первые мусульм. общины основали прибывшие из Пондичерри и Бенгалии инд. моряки-сунниты. Им удалось не только сохранить свою веру, но и начать ее распространение среди местного населения. Вплоть до нач. XIX в. мусульмане исповедовали ислам тайно. Лишь в 1805 г. им была предоставлена концессия на покупку земли под строительство мечети в районе Порт-Луи.

В 1810 г. английская экспедиция была послана для захвата о-ва Иль-де-Франс. Нападение британцев было отбито в авг. 1810 г. в морском сражении в бухте Гран-Пор, но в дек. с захваченного годом ранее Родригеса на Иль-де-Франс были направлены основные силы британцев, которые высадились в сев. части острова и быстро одолели французов. По Парижскому договору 1814 г. Иль-де-Франс, вновь переименованный в Маврикий, а также Родригес, о-ва Каргадос-Карахос и Агалега были переданы Великобритании и стали брит. колонией М. (в 1903 в нее вошли также о-ва Чагос). В акте о капитуляции британцы обещали, что будут уважать язык, обычаи, законы, религию и традиции жителей М., число к-рых к началу англ. колонизации составляло ок. 70 тыс. чел. (свыше 50 тыс. из них были малагасийскими и африкан. рабами). Управление колонией осуществлял брит. губернатор. В 1825 г. была принята 1-я Конституция М. при брит. правлении, в соответствии с к-рой при губернаторе был создан совещательный орган - Губернаторский совет. В 1835 г. было отменено рабство. Для работы на плантациях сахарного тростника с кон. 20-х гг. XIX в. стали ввозить рабочих из Индии и Китая, что придало новый импульс распространению индуизма и ислама на Маврикии. С 1835 по 1924 г. на М. для различных работ были привезены ок. 425 тыс. инд. рабочих.

Языком межэтнического общения мусульман на Маврикии стал урду, который использовали как в повседневном общении, так и для обучения (в т. ч. богословского); арабский использовали только для чтения Корана.

Иммигранты-индуисты прибывали гл. обр. из шт. Бихар в Вост. Индии (их потомки составляют большинство населения М.). Благодаря сохранению соседских и родственных связей они воссоздали на острове социальные структуры и религ. обряды, практиковавшиеся ими на родине. В условиях отсутствия традиц. системы религ. образования сохранению индуистских традиций и объединению индуистских общин способствовало создание неформальных религиозно-культурных групп, в которых проводились занятия по обучению языку хинди и чтению поэмы «Рамачаритаманаса». Повсеместно индуистские семьи стали приобретать небольшие земельные участки, на к-рых возводили доступные для всех храмы Шивы. Поддержанию индуистских традиций также способствовало прибытие из Индии значительного числа священнослужителей из касты брахманов.

С 30-х гг. XIX в. началась 2-я волна иммиграции тамильских рабочих из Юж. Индии. Несмотря на то что их направляли на разбросанные по всему острову сахарные плантации, они смогли сохранить свои традиции за счет установления связей с уже проживавшими на Маврикии тамилами. В 1850 г. на острове был построен 1-й тамильский индуистский храм, посвященный богу Шиве.

Помимо этого в качестве рабочей силы на Маврикий переселялись телугу из шт. Андхра-Прадеш на юго-востоке Индии, большинство из которых были последователями вишнуизма. В кон. XIX в. на острове началось распространение индуистского реформистского движения «Арья самадж».

Во 2-й пол. XIX в. открытие Суэцкого канала (1869) способствовало превращению М. в важный перевалочный пункт на пути из Европы в Индию и Юго-Вост. Азию. В 1865 г. была проведена конституционная реформа, вводившая в число членов Губернаторского совета 10 избираемых представителей.

В нач. XX в. и особенно после первой мировой войны в М. наблюдался подъем национального-освободительного и рабочего движения, возникли первые политические партии и профсоюзные орг-ции. 23 февр. 1936 г. на многолюдном митинге была создана Лейбористская партия (ЛП). В период второй мировой войны остров использовался в качестве базы брит. ВМС.

После второй мировой войны началась подготовка к самоуправлению. В 1948 г. были проведены либеральные реформы, ликвидировавшие имущественный ценз и предоставившие избирательное право всему грамотному взрослому населению. На прошедших в авг. 1948 г. выборах в Законодательный совет (преобразован из Губернаторского) победила ЛП, а франкофонная элита и выражавшая ее интересы партия Маврикийский союз (с 1956 Маврикийская социал-демократическая партия (МСДП)) впервые были отстранены от правления.

В сер. 50-х гг. XX в. в М. шли дискуссии о гос. финансировании нехрист. религ. орг-ций. В рамках соглашения о передаче колониальной власти от Франции Великобритании государственные субсидии получали только христ. конфессии и деноминации, в первую очередь католич. Церковь. Вскоре индуисты сумели добиться более справедливого распределения гос. субсидий для всех крупных религ. групп в стране.

В сент. 1965 г. на Конституционной конференции в Лондоне было принято решение о предоставлении колонии М. независимости не позднее кон. 1966 г. О-ва Чагос были отделены от нее и включены в состав Британской заморской территории в Индийском океане. В авг. 1967 г. состоялись всеобщие выборы в Законодательную ассамблею - представительный орган, преобразованный из Законодательного совета. Коалиция ЛП, Мусульманского комитета действий и индуистской партии «Независимый передовой блок» одержала победу над МСДП. В соответствии с Конституцией от 12 марта 1968 г. М. объявлен независимым гос-вом в составе брит. Содружества. Формально главой гос-ва оставался брит. монарх, представленный в М. генерал-губернатором. Первым премьер-министром независимого гос-ва стал лидер лейбористов Сивусагур Рамгулам. Для управления о-вами Родригес, Агалега и Каргадос-Карахос была создана гос. Корпорация внешних островов, в которую вошли политики и предприниматели с о-ва Маврикий. Созданию независимого гос-ва предшествовала серия межэтнических столкновений, в ходе которых погибли ок. 300 чел.

Первые годы независимости отмечены политической нестабильностью, межрасовыми конфликтами и выступлениями рабочих и студенческой молодежи. Экономическое положение страны было тяжелым, высок был и уровень безработицы. В религиозной жизни с кон. 60-х гг. XX в. отмечен рост количества псевдоиндуистских сект и новых религ. движений, пришедших сюда гл. обр. из Индии: появились миссии Шри Чинмойя, группы Сатья Саи Бабы, последователи Аммачи (женщины-гуру, часто посещавшей М.), представители Об-ва сознания Кришны, центры медитации Брахма Кумарис и проч.

В 1969 г. была создана левая партия «Маврикийское боевое движение» (МБД), объединившая широкие слои рабочих и молодежи различных этнических групп. В нояб. 1971 г. после всеобщей забастовки были запрещены профсоюзы, а в дек. введено чрезвычайное положение, отмененное только в марте 1978 г. Лидеры МБД были арестованы. Выйдя на свободу, они добились легализации профсоюзов и стали готовиться к всеобщим парламентским выборам, которые состоялись в 1976 г. Несмотря на успехи МБД (39% голосов), к власти пришла коалиция ЛП и МСДП, обеспечившая Рамгуламу поддержку большинства. В авг. 1983 г. в результате досрочных парламентских выборов победу одержало Боевое социалистическое движение (БСД), основанное бывш. лидером МБД Анирудом Джагнотом.

12 марта 1992 г. Законодательная ассамблея приняла поправки к конституции, в соответствии с к-рыми М. был провозглашен республикой во главе с президентом, избираемым парламентом. Первым президентом стал представитель ЛП Вирасами Рингаду. На парламентских выборах 1995 г. победу одержал альянс ЛП и МБД, правительство возглавил сын 1-го премьер-министра страны Навинчандра Рамгулам. В кон. ХХ в. появились 1-е политические организации экстремистской направленности, такие как «Хизбалла» (позднее переименована в Движение за освобождение). В 1996 г. эта партия организовала манифестации антиизраильского и антиамериканского характера, в ходе которых были убиты несколько активистов партий правящей коалиции. В 1999 г. вновь были массовые беспорядки на этнической почве, но правительству удалось не допустить перерастания ситуации в серьезный конфликт. В 2000 г. к власти вернулся Джагнот, который в течение 3 лет занимал пост премьер-министра, а с 2003 по 2012 г. был президентом страны. На парламентских выборах 10 дек. 2014 г. победу одержал избирательный блок «Народный альянс» (БСД, МСДП, ЛП), и с дек. 2014 г. Джагнот возглавляет правительство. С июня 2015 г. президентом страны является мусульманка Амина Гуриб-Факим.

В 2002 г. о-в Родригес получил автономный статус, здесь стали избирать совет, представленный в парламенте М. В 2004 г. управление о-вами Агалега перешло к местному совету, члены к-рого назначаются центральным правительством М. О-ва Каргадос-Карахос остались под управлением Корпорации внешних островов.

История христианства

История христианства на о-ве Маврикий началась с появлением там первопоселенцев - голландцев. После установления франц. господства на острове в 1-й четв. XVIII в. стала утверждаться католич. Церковь. В 1722 г. сюда прибыли католич. миссионеры из конгрегации лазаристов. В следующем году был принят закон, согласно к-рому все привезенные на остров рабы должны были быть крещены по католич. обряду; в результате католиками стало большинство креольского населения, оказавшегося на острове в период франц. господства.

В первые десятилетия англ. владычества в М. приехали миссионеры-конгрегационалисты из Лондонского миссионерского об-ва (ЛМО) и англикане из Об-ва распространения Евангелия за рубежом. Они окормляли гл. обр. христ. беженцев из Мадагаскара. Значительную роль в укреплении ранних протестант. общин сыграл конгрегационалист Ж. Лебрюн, к-рый поддерживал тесную связь с единоверцами из ЛМО на Мадагаскаре. Поскольку он одинаково хорошо владел англ. и франц. языками, Лебрюн смог стать проводником протестантизма в среде преимущественно франкофонного населения новой брит. колонии.

Первые англиканские епископы были членами Церковного миссионерского об-ва (Church Mission Society). В. У. Райан, ставший епископом в 1854 г., смог сделать М. удобной базой для дальнейшего плодотворного миссионерства: ему было поручено принять епископский надзор за всей Восточно-Африканской миссией, включая Занзибар и Сейшельские о-ва. В том же году ответственным за миссионерскую деятельность и катехизацию населения стал Д. Фенн.

Тем не менее протестант. проповедь не смогла изменить общей религ. ситуации: большинство христиан оставались католиками, и это способствовало становлению католич. адм. структур. В 1819 г. Порт-Луи стал центром обширного апостолического викариата, включавшего Мадагаскар, Юж. Африку и Австралию, о-в Св. Елены и Сейшельские о-ва. В том же году миссионерская служба была передана бенедиктинцам. 6 июня 1837 г. учрежден отдельный апостолический викариат Маврикий; при этом Мадагаскар, Юж. Африка и Австралия были выведены из его состава.

7 дек. 1847 г. викариат преобразован в еп-ство, непосредственно подчиненное Римскому престолу. С образованием в 1852 г. апостолической префектуры на Сейшельских о-вах еп-ство утратило эту территорию, а также и о-в Св. Елены. С сер. XIX в. в М. появились миссионеры-иезуиты, которые проповедовали среди выходцев из Индии, но не достигли больших успехов. В 1841 г. в М. прибыл Ж. Д. Лаваль (1803-1864), проповедник из общества Святейшего Сердца Марии (в 1848 объединилось с конгрегацией Св. Духа), основным служением которого стала проповедь среди бывш. темнокожих рабов. Лаваль использовал катехизис на креольском языке, адаптированный для малограмотных читателей, готовил катехизаторов из местного населения, организовывал строительство верующими часовен в сельской местности, использовал свои знания медицины и сельского хозяйства для улучшения жизни своей паствы. Благодаря самоотверженным трудам он завоевал широкое доверие населения. В 1864 г. на его похороны собрались ок. 40 тыс. чел. Могила Лаваля стала местом поклонения для верующих католиков: каждый год в день его смерти (9 сент.) тысячи паломников посещают ее в ц. Св. Креста, в пригороде столицы, Сент-Круа.

В 60-х гг. XIX в. из 300 тыс. жителей М. 75 тыс. чел. были христианами (65 тыс.- католиками, 10 тыс.- англиканами) и 236 тыс. чел. были мусульманами, индуистами или буддистами.

По переписи 1901 г., 55% населения страны были индуистами, 31,2 - католиками, 11 - мусульманами, по 0,9% - англиканами, протестантами различных деноминаций и буддистами. Данная религ. структура населения сохранялась с небольшими изменениями в 1-й пол. XX в. В постколониальный период доля англикан существенно снизилась, в то время как доля представителей др. протестант. деноминаций, так же как и мусульман,- увеличилась. Индуисты и католики, уступив несколько процентов, сохранили ведущие позиции в религ. структуре маврикийского общества.

В 1970 г. между Ватиканом и М. были установлены дипломатические отношения. 14-16 окт. 1979 г. папа Иоанн Павел II причислил Лаваля к лику блаженных католич. Церкви (в наст. время рассматривается вопрос о его канонизации). В 1989 г. папа Иоанн Павел II посетил М. с пастырским визитом. 11 окт. 2002 г. был учрежден отдельный апостолический викариат на о-ве Родригес, 98% населения к-рого являются католиками. В последние годы развивается активное сотрудничество 3 диоцезов (Сейшельских о-вов, о-ва Реюньон и М.), расположенных на островах Индийского океана, в области пастырского служения, катехизации и использования СМИ. В наст. время верующие Римско-католической Церкви составляют ок. 80% всех христиан М.

23 сент. 1997 г. при создании Мадагаскарской епархии Александрийской Православной Церкви М. был включен в ее состав. В 2000 г. усилиями местных жителей на острове была организована небольшая правосл. община (ок. 50 чел.). Хотя в ней еще не было священника, православные собирались для изучения Евангелия и совместной молитвы. 9 окт. был принят устав Православной Церкви Маврикия, к-рая вскоре была официально зарегистрирована. 15-22 дек. 2000 г. с благословения патриарха Александрийского Петра VII еп. Мадагаскарский Нектарий (Келлис) находился в М. с пастырским визитом, в ходе к-рого он впервые отслужил литургию и крестил местных жителей по правосл. чину. Еп. Нектарий встретился с представителями органов власти и провел занятия по катехизации. 12 мая 2002 г. еп. Нектарием был заложен 1-й православный храм в М.- ц. Преображения Господня.

Лит.:Barnwell P. J., Toussaint A. A Short History of Mauritius. L., 1949; Baker P. Kreol: A Description of Mauritian Creole. L., 1972; Dupont J.-F. Contraintes insulaires et fait colonial aux Mascareignes et aux Seychelles. P.; Lille, 1977; Benois G. M. The Afro-Mauritians: An Essay. Moka, 1985; Большов И. Г. Маврикий. М., 1986; Степанчук Ю. И. Звезда и ключ Индийского океана: Очерки о Маврикии. М., 1987; Selvon S., Rivière L. Historical Dictionary of Mauritius. L.; Metuchen (N. J.), 19912; Токарева З. И. Маврикий: Справ. М., 1992; она же. Многоликая Африка: Маврикий. Кот-д'Ивуар. М., 2000; Eisenlohr P. Little India: Diaspora, Time, and Ethnolinguistic Belonging in Hindu Mauritius. L.; Berkeley, 2006; Бурыгин С. М., Шейко Н. И., Непомнящий Н. Н. Мальдивы, Маврикий, Сейшелы: Жемчужины Индийского океана. М., 2007; Selvon S. A New Comprehensive History of Mauritius: From the Beginning to This Day. [Port Louis], 2012. 2 vol.
Н. А. Толмачёв