Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕБЕДЕВ
40, С. 188-189 опубликовано: 16 апреля 2020г.


ЛЕБЕДЕВ

А. П. Лебедев. Фотография. Нач. XX в.
А. П. Лебедев. Фотография. Нач. XX в.

А. П. Лебедев. Фотография. Нач. XX в.
Алексей Петрович (2(14).03.1845, с. Очаково Московского у. и губ.- 14(27).07.1908, Москва), церковный историк. Род. в семье свящ. Петра Мефодьевича Лебедева. После ранней смерти отца мать Л., Александра Прокофьевна, отправила сына на обучение в Перервинское ДУ. Затем он учился в МДС, а в 1866-1870 гг.- в МДА, к-рую окончил с отличием. Учителями Л. были В. Д. Кудрявцев-Платонов по богословию и философии, А. В. Горский по церковной истории. По окончании курса Л. как выпускнику, проявившему выдающиеся способности, было предложено на выбор поступить на одну из 5 кафедр в МДА, а также на кафедру метафизики в КДА. Оставив свою прежнюю специализацию в сфере философии, Л. избрал кафедру церковной истории МДА, на к-рой прослужил до 1895 г. В февр. 1875 г. он был утвержден в звании экстраординарного профессора, победив в конкурсе доцента МДА В. О. Ключевского. После защиты докт. диссертации, к-рая состоялась 24 апр. 1879 г., Л. стал ординарным профессором. Уже в 70-х гг. XIX в. Л. опубликовал ряд крупных работ по истории Церкви, преимущественно интересуясь судьбами К-польской Православной Церкви средне- и поздневизант. эпох. Его диссертация «Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями Александрийской и Антиохийской школ» имела большой успех в научной среде и вместе с тем вызвала бурную полемику. Диссертация Л. была издана как монография и пользовалась признанием научного сообщества и публики. На протяжении жизни Л. неоднократно возвращался к исследованию истории Вселенских Соборов, создал большой 2-томный труд на эту тему, к-рый при жизни Л. издавался трижды (1876-1879, 1896, 1904). С наиболее последовательной критикой Л. выступил прот. А. М. Иванцов-Платонов; в 1881 г. он объединил свои суждения на эту тему в отдельной кн. «Религиозные движения на Востоке в IV и V вв.: Критико-исторические замечания». Полемика между Л. и Иванцовым-Платоновым продолжалась до смерти последнего в 1894 г. Дискуссия стала одним из важных событий в интеллектуальной жизни РПЦ 2-й пол. XIX в., существенно повлияла на процесс развития русской научной культуры, модернизацию языка и проблематики церковной науки. Вместе с тем споры вокруг работ Л. неоднократно осложняли его отношения как с влиятельными оппонентами, так и с цензорами. В 1885 г. он временно покидал стены МДА, читал лекции в Казанском ун-те, но вскоре вернулся в alma mater по ходатайству профессоров МДА. С сент. 1895 г. он окончательно покинул МДА и перешел на кафедру церковной истории Московского ун-та (ставшую вакантной после кончины Иванцова-Платонова). Много лет занимаясь преподаванием церковной истории, Л. по сути стал одним из основателей российской научной школы в этой сфере. Его непосредственными учениками были А. П. Доброклонский, Н. Н. Глубоковский, А. А. Спасский, А. В. Карташёв.

Сфера научных интересов Л. была чрезвычайно обширна. Занимаясь изначально историей древней Церкви в эпохи Римской и Византийской империй, он на протяжении жизни создал первый в России компендиум монографических исследований, охвативших всю историю вселенского (зарубежного) православия - от апостольского века до кон. XIX в., а также основные вехи развития церковно-исторической науки. Его работы убедительно демонстрировали рус. публике и мировой научной общественности многовековую преемственность правосл. традиции, ее развитие как существенного фактора в мировой истории, особенно для судеб античной цивилизации, Византии, стран Вост. Средиземноморья и России. В последние годы, отчасти под влиянием начавшихся революционных событий и активизации общественной жизни в России, Л. большое внимание старался уделять насущным проблемам церковной жизни, откликался публикациями на обсуждение планов буд. церковного Собора и реформы РПЦ. Л. скончался скоропостижно, после непродолжительной болезни, в расцвете своих научных и творческих сил; похоронен на кладбище Спасо-Андроникова мон-ря в Москве.

Соч.: Собр. церк.-ист. соч. М., 1898-1905. 10 т.; Опыт философско-богосл. и естественнонауч. истолкования библейского догмата о сотворении мира // ЧОЛДП. 1874. Т. 1. № 1. Отд. 1. С. 13-54; История Вселенских Соборов. Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V вв.: Обзор их догматич. деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской; Ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII вв. М., 1876. СПб., 20044; Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв.: От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г. М., 1878. СПб., 19983; Попытка Дарвина помирить свою теорию с религиозно-нравственным чувством христианина: К характеристике англичан // ДЧ. 1878. № 5. С. 103-107; Очерки развития протестантской церк.-ист. науки в Германии: XVI-XIX вв. М., 1881; Из истории Вселенских Соборов: Полемика А. П. Лебедева с прот. А. М. Иванцовым-Платоновым. М., 1882. СПб., 20042; О главенстве папы, или разности православных и папистов в учении о Церкви. СПб., 1887; Царствование визант. имп. Никифора Фоки в церковно-историческом отношении (963-969): Речь... на публ. акте МДА 1 окт. 1886 г. М., 1887; Коптские и арабские источники по истории древней, преимущественно Египетской Церкви // БВ. 1892. Т. 1. № 1. С. 233-258; Новые и старые источники первонач. монашества // Там же. Т. 2. № 4. С. 147-183; Неделя в Константинополе // Там же. № 5. С. 304-329; № 6. С. 517-549; Берлинский проф. церк. истории А. Гарнак и возбужденные им в настоящее время споры по поводу символа апостольского // БВ. 1893. Т. 4. № 11. С. 308-344; № 12. С. 481-520; Неожиданный спор между нем. учеными о составе евхаристических даров древнейшей Церкви // БВ. 1894. Т. 1. № 2. С. 282-305; Успенский кафедр. собор в Ярославле. Ярославль, 1896; Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. М., 1897. СПб., 20035; История разделения Церквей в IX, X и XI вв. М., 1900, 1905. СПб., 20012; Паломничество в Св. Землю во времена Древней Церкви. СПб., 1900; Сущность христианства по изображению церк. историка А. Гарнака: Из унив. лекций по истории Церкви // БВ. 1901. Т. 3. № 10. С. 305-330; № 11. С. 429-445; № 12. С. 650-671; Великая Церковь и Св. Гора: Мысли и впечатления двух путешественников-иноверцев. М., 1902; Взгляд гр. Л. Н. Толстого на ист. жизнь Церкви Божией: По поводу его книги «Разрушение ада и его восстановление» // БВ. 1903. Т. 3. № 11. С. 894-417; 1904. Т. 1. № 1. С. 42-74; Духовенство древней вселенской Церкви от времен апостольских до X в. М., 1905. СПб., 19972; Исторические очерки состояния византийско-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV вв. М., 1905. СПб., 19983; В защиту Филарета, митр. Московского, от нападок историка С. М. Соловьева. М., 1907; Взгляд на условия развития церк.-ист. науки у нас // БВ. 1907. Т. 1. № 4. С. 705-723; Два пионера церк.-ист. науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников: 1. Мефодий (Михаил) Смирнов. 2. Иннокентий (Иларион) Смирнов // БВ. 1907. Т. 2. № 5. С. 101-167; Зачем бы нам нужен патриарх?: Из унив. лекций 1906 г. // БВ. 1907. Т. 1. № 1. С. 1-59; К моей учено-лит. биографии и мат-лы для характеристики беспринципной критики // БВ. 1907. Т. 2. № 6. С. 401-425; Предстоящий Всероссийский Собор с т. зр. древних Соборов // ДЧ. 1907. № 3. С. 336-359; Слепые вожди: Четыре момента в ист. жизни Церкви. М., 1907; Уроки и примеры из истории древних Соборов - применительно к предстоящему Всерос. Собору с т. зр. древних Соборов // ДЧ. 1907. № 1. С. 21-62 (отд. отт. М., 1907); Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб.; М., 1998, 19932, 20013; История Константинопольских Соборов IX в. СПб., 20012; Братья Господни: Исслед. по истории Древней Церкви. СПб., 20042; История греко-восточной Церкви под властью турок. СПб., 20042, 2012. 2 т.; Споры об апостольском символе. История догматов: Церк.-ист. повествования. СПб., 2004; Церковно-исторические повествования из давних времен христ. Церкви. СПб., 20042; «Великий и в малом…»: Исслед. по истории Рус. Церкви. СПб., 2005, 2008; История Византии. М., 2005; История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневек. эпох: Исслед. по истории Церкви средних веков и Нового времени. СПб., 2005; К моей учено-лит. биографии и мат-лы для характеристики беспринципной критики. СПб., 2005; Христианский мир и эллино-римская цивилизация: Исслед. по истории древней Церкви. СПб., 2005; Церковная история в свете предания: Исслед. по истории древней Церкви. СПб., 2005; Греческие церк. историки IV, V, VI вв. СПб., 20092.
Лит.: Елеонский Н. А. Отчет о докторском диспуте экстраординарного проф. МДА А. П. Лебедева // ЧОЛДП. 1879. Т. 2. № 6. Отд. 1. С. 679-708; он же. А. П. Лебедев: Кр. биогр. очерк, список тр. М., 1909; Корсунский И. Н. 25-летие учено-лит. деятельности проф. А. П. Лебедева (1870-1895). Список соч. проф. А. П. Лебедева с отзывами на них // БВ. 1895. № 11. С. 259-283; Лебедев // ЭС. 1896. Т. 17. С. 415; Добронравов Н. П. A. M. Иванцов-Платонов и А. П. Лебедев. М., 1899; Андреев И. Д. А. П. Лебедев: Некр. // ЖМНП. 1908. Вып. 9/10. С. 56-73; Глубоковский Н. Н. Памяти покойного проф. А. П. Лебедева: Под первым впечатлением тяжелой утраты. СПб., 1908; Покровский А. И. А. П. Лебедев: Некр. // БВ. 1908. № 7/8. С. 577-597; Спасский А. А. Проф. А. П. Лебедев // Памяти почивших наставников: ...МДА ко дню ее 100-летнего юбилея (1814-1914). Серг. П., 1915. С. 357-374; Морозов М. А. А. П. Лебедев (1845-1908): Его жизнь и науч. деятельность // Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви. СПб., 1997. С. 5-21.
Ключевые слова:
Историки Церкви русские Лебедев Алексей Петрович (1845 - 1908), церковный историк
См.также:
АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
АЛМАЗОВ Александр Иванович (1859-1920), литургист, канонист, историк Церкви
АЛФИОНОВ Яков Иванович (1850-?), историк
АНАТОЛИЙ (Ключарёв Андрей; 1827-1886), архим., церковный историк, краевед