Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КРИВОЕЗЕРСКАЯ ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
38, С. 730-731 опубликовано: 16 декабря 2019г.


КРИВОЕЗЕРСКАЯ ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Написана в 1709 г. для Троицкой Кривоезерской пуст. близ Юрьевца-Повольского (ныне Юрьевец Ивановской обл.) царским иконописцем Оружейной палаты Кириллом Улановым (в монашестве Корнилий) при его постриге в этот мон-рь. История создания иконы изложена в Сказании, составленном в 1719 г. игум. Леонтием (Павловым; 1711-1714, 1742-1788 - настоятель Кривоезерской пуст.; 1714-1727, 1728-1741 - настоятель Макариева Унженского мон-ря), уроженцем Юрьевца-Повольского. Образ был списком «в меру и подобие» Иерусалимской иконы Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля, поновленной Кириллом Улановым на рубеже XVII и XVIII вв.

Кривоезерская икона Божией Матери. 1709 г.
Кривоезерская икона Божией Матери. 1709 г.

Кривоезерская икона Божией Матери. 1709 г.

Согласно Сказанию, заказчиком К. и. был житель Юрьевца-Повольского по фамилии Кевалов (имя в тексте не упом.). Спустя 2 года после написания иконы, 20 авг. 1711 г., она была освящена игум. Леонтием (Павловым), назначенным в том же году настоятелем Кривоезерской пуст. и вернувшимся в обитель из Москвы. Можно предположить, что заказчиком иконы был сам игум. Леонтий. Так, в Москве он проживал в Николо-Перервинском монастыре - фактической резиденции патриарха Адриана и был свидетелем инициированного патриархом поновления древних икон Успенского собора Московского Кремля; кроме того, игум. Леонтий лично знал своего земляка Кирилла Уланова (оба с костромских земель). В Сказании говорится, что Леонтий еще в Москве мечтал об украшении Кривоезерской пуст. Иерусалимской иконой и его желание было чудесным образом исполнено.

Иконографически икона точно соответствовала образу из Успенского собора Кремля, имела изображения апостолов на боковых полях и мучеников на нижнем, а также авторскую надпись с датой написания и краткой историей первообраза. Еще до официального прославления в качестве чудотворной К. и. пользовалась большим почитанием в Юрьевце-Повольском и окрестностях, ее носили по селам и деревням. В 1781 г. произошло 1-е чудо от К. и., когда 22 дек., во время пожара, уничтожившего почти все монастырские постройки, иконы и церковную утварь, образ остался невредимым (возникшее на руке Богоматери небольшое вздутие краски вскоре исчезло). После этого события почитание иконы распространилось на всю Костромскую епархию. Зафиксированы следующие чудеса, происшедшие от К. и. в XIX в.: 1) во время пожара в Юрьевце 4 июля 1859 г. икона, находившаяся в городском Входоиерусалимском соборе, была принесена к месту пожара, после чего ветер подул в сторону от города и огонь на него не распространился; 2) во время эпидемий холеры 1848 и 1853 гг. никто из проживавших в мон-ре не пострадал, а в тех местах, куда приносили икону, эпидемия затихала; 3) икона исцелила от водянки девицу, к-рая следовала за образом, когда его носили по селам. Также известно, что во время случавшихся падежей монастырский скот всегда оставался цел.

Первое время икона находилась в Троицком соборе Кривоезерской пуст. (сначала деревянном, затем каменном). В 1827 г. с возведением в обители собора в честь Иерусалимской иконы Божией Матери К. и. была установлена в нем в особом киоте у правого столба. После закрытия Кривоезерской пуст. икона оставалась на месте по крайней мере до 30-х гг. XX в. (возможно, до 50-х гг. XX в., когда мон-рь был затоплен при строительстве Горьковского водохранилища).

Служба иконе составлена в 1711 г. игум. Леонтием. Оригинальная рукопись Сказания и службы иконе до нач. XX в. находилась в б-ке Кривоезерской пуст., до наст. времени не сохранилась. Оба текста известны по списку 1793 г. (РНБ), принадлежавшему кинешемскому мещанину. Текст Сказания также вошел в 2 рукописных описания мон-ря - 1817 и 1866 гг., происходящих из архива Кривоезерской пуст. (ГАИО). Празднование иконе установлено в день ее освящения - 20 авг.

Помимо этой иконы Кириллом Улановым за время пребывания в Кривоезерской пуст. были написаны еще 2 Иерусалимские иконы Божией Матери - маленькая келейная (1709) и большая в меру чудотворного (1715) (обе не сохр.), которые также постоянно находились в обители. Большая икона 1715 г. стояла в Никольском приделе Троицкого собора и имела следы оружейной дроби - последствие нападения на монастырь в XVIII в. банды разбойников. Этот образ часто носили в Юрьевец и по окрестным селам вместо чудотворного.

В 1825 г. насельником Нило-Сорской пуст. иером. Никоном (Прихудайловым) (впосл. иеросхимонах Нил) с К. и. был выполнен уменьшенный список для Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Икона находится в главном иконостасе монастырского собора над царскими вратами. В отличие от оригинала на списке вместо апостолов на боковых полях изображены праведные Иоаким и Анна, образы мучеников на нижнем поле отсутствуют. По стилю живописи икона близка к образцам мастеров Оружейной палаты. Возможно, это келейная икона Кирилла Уланова, которую иером. Никон поновил перед отправкой на Афон. Известны списки афонской иконы, некоторые из них находятся в рус. правосл. храмах за рубежом (напр., в Копенгагене - принадлежал имп. Марии Феодоровне, в Ницце и др.) и пользуются местным почитанием.

Арх.: Сказание о написании образа Пресвятыя Богородицы яже в Кривоезерской пустыни. 1793 г. // РНБ. Колоб. № 576. Л. 41 об.- 47 об.; Историческое описание Троицкого Кривоезерского общежит. мон-ря о всех достопамятных происшествиях, случившихся в нем: Выписанное из монастырского архива. 1817 г. // ГАИО. Ф. 893. Ед. хр. 116. Оп. 1. Д. 282.
Лит.: Вознесенский Е. П., свящ. Воспоминания о путешествии высочайших особ благополучно царствующего имп. дома Романовых в пределах Костромской губ. в XVII, XVIII и текущем ст. Кострома, 1859; Паисий (Башмаков), архим. Знамение от иконы Иерусалимской Божией Матери, что в Троицкой Кривоезерской пуст. // Странник. 1861. № 6. С. 341-346; Памятная книжка Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 324; Филумен, иеродиак. Исторические записки о Троицкой Кривоезерской общежит. пуст. М., 1862; Воскресенский А. А. Св.-Троицкая Кривоезерская пуст. // Костромские ЕВ. 1889. Отд. неофиц. № 13/14. С. 276-284; № 16. С. 317-327; он же. Игум. Корнилий (Уланов) (в схиме Карион), изобразитель чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери (в Кривоезерской пуст.) // Там же. № 6. С. 129-137; он же. Чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери, находящаяся в Троицкой Кривоезерской пуст. (Костромской губ. Макарьевского у.) // Там же. № 10. С. 218-228; он же. Дар небесного милосердия Богоматери к стране Костромской - чудотворная ее Иерусалимская икона в Троицкой Кривоезерской пуст. Од., 1913; Слава Богоматери. С. 98-99; Поселянин Е. Богоматерь. С. 646-652; Корнеева Н. И. Кирилл Уланов в Поволжье: (Новые арх. данные к творческой биографии мастера) // Филевские чт. М., 1993. Вып. 2. С. 54-64; она же (Комашко). Иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» письма Кирилла Уланова // Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции / Отв. ред.: М. А. Орлова. М., 2005. С. 663-668; Костромская икона. М., 2004. Кат. 265. С. 612-613.
Н. И. Комашко
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Кривоезерская Иерусалимская Икона Божией Матери, написана в 1709 г. для Троицкой Кривоезерской пуст. близ Юрьевца-Повольского
См.также:
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 авг.)
АЗУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Миасинская), (празд. 1 сент.)
АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 12 янв.)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.