Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИВАНОВСКИЙ
Т. 20, С. 669-671 опубликовано: 29 апреля 2014г.


ИВАНОВСКИЙ

Николай Иванович (1840, Архангельская губ.- 26.10.1913, Казань), действительный статский советник, почетный член и заслуженный ординарный проф. КазДА, д-р богословия, расколовед, миссионер. Род. в семье священника. Окончил Архангельскую ДС, в 1865 г.- СПбДА, слушал лекции знатока старообрядчества прот. И. Ф. Нильского. 9 окт. 1865 г. определен бакалавром на кафедру истории и обличения рус. раскола КазДА, 21 окт. вступил в должность. В апр. 1867 г. был назначен помощником инспектора академии. В мае 1869 г. получил звание экстраординарного профессора кафедры истории и обличения рус. раскола, читал лекции об учении поповцев и беспоповцев, об их воззрениях на правосл. Церковь, о старообрядческих вероучительных книгах. С 19 окт. 1871 г. регулярно устраивал в Казанской губ. миссионерские полемические беседы со старообрядцами, во многом под впечатлением прослушанных бесед, проведенных в этих местах архим. Павлом Прусским (ЦВ. 1913. № 48. С. 2245). Впосл. устраивал беседы в С.-Петербурге, Саратове, Архангельске, Н. Новгороде и в др. городах и губерниях. С 1868 г. И. был членом Гурия Казанского святителя братства, при котором читал публичные лекции. Он приложил много усилий для открытия единоверческих (см. Единоверие) приходов в епархиях, где жили старообрядцы.

И. приобрел всероссийскую известность как исследователь старообрядчества и сектантства и опытный полемист. Свое понимание истории старообрядчества он изложил в речи «Происхождение и характер главных беспоповщинских сект старообрядческого раскола», произнесенной 18 сент. 1873 г. на торжественном годичном собрании КазДА. В 1873 г. стал редактором ж. «Православный собеседник», где опубликовал большую часть своих сочинений. Состоял членом комиссии по описанию рукописей Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря, хранившихся в б-ке КазДА. Впервые полностью издал «Проскинитарий» Арсения Суханова (1870), выпустил «Книгу об антихристе и прочих действах, иже при нем быти хотящих» (1873). Издал фундаментальный труд «Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев, о церкви и таинствах» (Каз., 1883), за к-рый был удостоен степени д-ра богословия и звания ординарного профессора. Написал учебное пособие «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола» (Каз., 1886-1887. 2 т.), содержащее также сведения о ряде сект.

Следуя взглядам своего времени, И. считал, что развитие старообрядческого движения в ХVII в. было связано с отставкой первоучителей старообрядчества от работы в Печатном дворе (согласно совр. исследованиям, это не соответствует действительности). По мнению И., отсутствие епископов ускорило распространение старообрядчества, тем более что у приверженцев «старой веры» «все вопросы решались сначала практически в жизни, а потом уже являлась теория... как оправдание практики» (Критический разбор учения. 1892. С. 72). Труды И. отличаются основательностью и стремлением исследовать старообрядчество в теоретическом и историческом аспектах. Им были охарактеризованы практически все старообрядческие согласия, известные в то время, включая и мелкие. Выводы И. были сделаны на основании изучения писаний старообрядцев, в т. ч. рукописей, хранившихся в б-ке КазДА. Это, по мнению И., отличало его работы от трудов архим. Павла Прусского, к-рый основывался только на данных, почерпнутых из миссионерских бесед. И. стремился, чтобы каждое его сочинение было признано «трудом ученым», что важно было для утверждения «противораскольнической полемики в ряду других наук» (Там же. С. XI). Он публиковал статьи в журналах «Миссионерское обозрение», «Православный палестинский сборник», «Странник». Одна из его первых статей была посвящена согласию рябиновцев (1867). И. писал о воззрениях протопопа Аввакума, о вопросах брака у старообрядцев, о поисках архиереев, о Белокриницкой иерархии, о согласии странников, или бегунов, о единоверии и вопросе веротерпимости.

Награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени.

По воспоминаниям внучки Е. А. Матяшиной, И. занимался благотворительностью, оказывал помощь 2 приютам в Казани. Св. прав. Иоанн Кронштадтский посетил его в доме на Ново-Горшечной (ныне Бутлерова) ул. в Казани и на даче в с. Васильеве. 28 окт. 1913 г. отпевание И. было совершено в храме КазДА Казанским архиеп. Иаковом (Пятницким; впосл. митрополит). Погребен на Арском (Куртинском) кладбище, на надгробии установлен крест из черного мрамора-лабрадора (могила сохр.).

Соч.: О рябиновщине // ПС. 1867. Ч. 2. № 5. С. 43-66; О численности раскольников // Там же. № 8. С. 257-302; Об австрийском священстве: Публ. лекции, чит. в Казани в марте 1868 г. // ПО. 1868. № 5. С. 19-53; № 6. С. 219-251; Протопоп Аввакум: Публ. лекция в Казани 23 марта 1869 г. в пользу братства св. Гурия // ПС. 1869. Ч. 2. № 5. С. 18-61; № 6. С. 135-155; О беспоповщинской исповеди: Публ. лекция 6 апр. 1869 // Там же. Ч. 2. № 7. С. 253-285; Одно из новейших и весьма странных мнений старообрядческих [об антихристе] // Там же. Ч. 3. № 10. С. 125-133; О епитимиях: По поводу нарекания раскольников на Правосл. Церковь // Там же. № 12. С. 320-366; Бракоборцы и брачники в старообрядческом расколе: По поводу соч. «Семейная жизнь в рус. расколе» И. Нильского // Там же. 1870. Ч. 1. № 4. С. 321-350; Ч. 2. № 5. С. 32-45; Ч. 3. № 10. С. 136-173; Неск. слов по отношению 8-ми вопросов, сост. новоединоверцами к старообрядцам // Там же. 1871. Ч. 1. № 2. С. 121-154; О таинстве св. причащения по учению старообрядцев безпоповщинского согласия: Публ. лекция, читанная в Казани 26 февр. 1871 г. // Там же. № 4. С. 243-278; О собеседованиях со старообрядцами, бывших 28 нояб. и 6 дек. 1871 г. // Там же. 1872. Ч. 1. № 3. С. 332-350; Новое издание сочинений игум. Павла: Восп. и беседы и иные соч. М., 18712 // Там же. 1872. Ч. 2. № 8. С. 459-489; Ответ проф. КазДА Н. И. Ивановского г. Шошину в Самару: [По вопросу о беглопоповцах] // Там же. Ч. 3. № 9. С. 68-75; Несколько слов по поводу бесед со старообрядцами в Казани за 1-й год их существования // Там же. № 11. С. 252-281; № 12. С. 459-483; Книга об антихристе и проч. действах, иже при нем быти хотящих. Каз., 1873, 18922; Присоединение к православию неск. последователей австрийского священства // ПС. 1873. Ч. 1. № 2. С. 175-186; Случайные старообрядческие архиереи XVIII ст. как доказательство истинности беглопоповщинского согласия // Там же. № 4. С. 571-582; Защитнику старообрядцев в Самару: (По вопр. о беглопоповцах) // Там же. Ч. 2. № 6. С. 203-235; Мнимая священническая присяга патриарха Иоакима // Там же. № 7. С. 336-363; Происхождение и характеристика главных беспоповщинских сект старообрядческого раскола // Там же. Ч. 3. № 12. С. 447-491; Значение печатной книжной ошибки: Из беседы со старообрядцами // Там же. 1874. Ч. 1. № 2. С. 219-225; По поводу газетного сообщения о запрещении иконописцам из не принадлежащих Церкви старообрядцев писать иконы для правосл. храмов // Там же. № 4. С. 390-431; Два офиц. док-та о духовных действиях против раскола в Казанской епархии: [Донесения преосв. Антонию [Амфитеатрову]: годичный отчет; Отчет о собеседованиях со старообрядцами в с. Сюкееве] // Там же. Ч. 3. № 10. С. 159-178; По поводу признания раскольничьих браков // Там же. 1875. Ч. 1. № 1. С. 65-84; Новое изд. по изучению раскола «Братское слово» // Там же. № 2. С. 169-186; Беседы со старообрядцами в трех селах Казанской епархии // Там же. Ч. 3. № 10. С. 227-243; № 11/12. С. 412-440; Присоединение из раскола к православию // Там же. № 10. С. 244-247; Беседа со старообрядцами в с. Шонгуты Казанской епархии // Там же. 1876. Ч. 1. № 1. С. 89-123; Мат-лы для характеристики секты, известной под именем «Сионский вестник» // Там же. Ч. 2. № 5. С. 91-112; Сб. бесед со старообрядцами и др. сочинений, относящихся к старообрядчеству. Каз., 1877. Вып. 1; Новое желание майносцев получить законное священство: Письмо с Афона и ответ на него // ПС. 1878. Ч. 3. № 11. С. 220-232; Окружники и противоокружники в согласии старообрядцев, приемлющих австрийское священство // Там же. 1881. Ч. 3. № 11. С. 171-207; Старообрядческие архиереи до Амвросия // Там же. С. 315-346; Измышленный старообрядческий собор: Разбор раскольнической рукописи // Там же. 1882. Ч. 1. № 2. С. 167-193; Крит. разбор учения не приемлющих священства старообрядцев, о церкви и таинствах // Там же. Ч. 2. № 5. С. 68-116; № 6. С. 165-222; Ч. 3. № 9. С. 49-114; № 12. С. 395-406; 1883. Ч. 1. № 2. С. 161-216; Каз., 1883, 18922; Из старообрядческого мира // Там же. 1883. Ч. 3. № 11. С. 323-354; 1884. Ч. 3. № 12. С. 323-368; 1885. Ч. 2. № 6. С. 137-172; Ч. 3. № 10. С. 156-171; Речь на освящении храма в с. Монгутах // Там же. 1884. Ч. 1. № 1. С. 24-40; Новый единоверческий приход // Там же. Ч. 2. № 6. С. 239-247; К вопросу о даровании раскольникам общегражданских прав и свободы в отправлении богослужения // Странник. 1887. № 9. С. 83-101; № 10. С. 259-275; № 11. С. 456-479; № 12. С. 658-676; Старообрядчество и раскол // Странник. 1892. № 5. С. 51-81; Старообрядческое бегунство в его прошедшем и настоящем: [Публ. лекция] // Там же. № 6/7. С. 249-265; № 8. С. 456-840; Доброе семя и плевелы: [Беседа к старообрядцам] // Там же. 1893. № 1. С. 73-88; Вопрос об уклонившихся из православия в раскол: [Юрид. заключение, когда и при каких условиях считать их раскольниками] // Там же. № 6/7. С. 263-275; Письмо раскольнического наставника своему прихожанину и ответ на оное // Там же. 1894. № 10. С. 284-303; Памяти профессора-расколоведа Ив. Нильского (1831-1894) // Там же. С. 378-386; Клятвенное обещание: [Рукопись беспоповцев-брачников] // Там же. № 11. С. 482-489; Голос скорби правосл. духовенства по почившем в Бозе Государе Имп. Александре III // ПС. 1894. Ч. 3. № 11. С. 1-6 (отд. паг.); Причины устойчивости раскола // Странник. 1895. № 12. С. 655-685; Сочинение Швецова «Исповедание веры в символьную церковь» и беседы по поводу его в Ниж. Новгороде в 1889 и 1890 гг. // Там же. № 8. С. 429-447; 1896. № 6/7. С. 290-317; № 8. С. 534-567; Памяти отца архим. Павла, настоятеля Московского единоверческого мон-ря // ПС. 1895. Ч. 2. № 7. С. 242-255; Секта хлыстов. К., 1898; Собр. соч. Каз., 1898. Т. 1; Появление и первоначальная история секты бегунов, или странников, в Казани // ПС. 1900. Ч. 2. № 11. С. 501-518; Внутреннее устройство секты странников, или бегунов. СПб., 1901; Письмо к обратившейся в день причащения Св. Тайн // ПС. 1901. Ч. 1. № 3. С. 353-357; Надгробное слово // Там же. Ч. 2. № 8. С. 271-283; Проф. А. И. Гренков: [Некролог] // Там же. № 11. С. 728-733; По поводу письма С. Ф. Шарапова о старообрядцах // Там же. № 12. С. 847-867; Беседы со слепцом Коноваловым в Казани и поднесенный ему адрес // Там же. 1903. Ч. 1. № 4. С. 535-548; Братство свт. Гурия и характер его деятельности // Там же. № 6. С. 737-748; Австрийское священство и единоверие // Там же. 1904. Ч. 1. № 4. С. 529-541; К вопросу о брачных сопряжениях раскольников и вытекающих отсюда последствиях: Административные и судебные заключения // Там же. Ч. 2. № 9. С. 377-391; № 11. С. 573-597; Характер и предмет собеседований со старообрядцами: Речь, сказанная в с. Колунце Тетюшского у. 17 окт. // Там же. 1905. Ч. 1. № 2. С. 267-274; Накануне объявления полной веротерпимости // Там же. Ч. 1. № 4. С. 600-618; Ч. 2. № 5. С. 15-27; Как смотреть на Белокриницкую иерархию // МОб. 1906. № 5. С. 705-714; Общество старообрядцев, австрийским священством окормляемое, есть ли истинная Христова церковь? // ПС. 1909. Ч. 2. № 12. С. 691-703.
Изд.: «Проскинитарий» Арсения Суханова // ПС. 1870. Ч. 2. № 5. С. 1-64; № 9. С. 65-144; 1871. Ч. 1. № 2. С. 145-208; № 3. С. 209-240; «Проскинитарий» Арсения Суханова 1649-1653 гг. с рисунками и планом // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3(21).
Лит.: Знаменский П. В. История КазДА. Каз., 1892. Вып. 2. С. 401-402, 589; Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования. Каз., 1892. С. 397-401; Четверть века служения со времени открытия собеседований. Каз., 1897; Некролог // ПС. 1913. № 10. С. 1-16; Ф. Б. Памяти Н. И. И. // ЦВ. 1913. № 48. С. 2242-2348; Матяшина Е. А. Воспоминания: [О семье проф. КазДА Н. И. Ивановского и представителях казанской интеллигенции нач. ХХ в.] / Публ.: А. М. Любомудров // ПС. 2000. № 1. С. 173-203; Глубоковский Н. Н. Русская богосл. наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 91-93; Елдашев А. М. Арский правосл. некрополь. Каз., 2007. С. 26-27.
Е. А. Агеева
Ключевые слова:
Миссионеры Русской Православной Церкви Преподаватели Казанской Духовной Академии Ивановский Николай Иванович (1840 - 1913), действительный статский советник, почетный член и заслуженный ординарный проф. КазДА, д-р богословия, расколовед, миссионер
См.также:
АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович (1821/22 -1865), преп. КазДА, выдающийся монголовед
БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич (1854–1921), педагог, директор Каз. учит. семинарии
ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович (1804 - 1885), прот., деятель духовного просвещения, языковед, этнолог
ИННОКЕНТИЙ (Ястребов Илья Иванович; 1867 - 1928), архиеп. Астраханский
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"