Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗИНОН
20, С. 178-181 опубликовано: 6 февраля 2014г.


ЗИНОН

(† 9.04.491, К-поль), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (9 февр. 474 - 9 янв. 475 и с авг. 476). Наст. имя Тарасикодисса (греч. Κοδισσέος - Ioan. Malal. P. 376; Κοδισσεὺς - Chron. Pasch. P. 599; Ταρασικοδίσσα ῾Ρουσουμβλαδεώτης - Phot. Bibl. Cod. 79); из княжеского рода племени исавров (населяли горную область на юге М. Азии). Имя З. взял в начале карьеры в память о полководце Зиноне, также исавре, который был приближенным имп. Феодосия II в 40-х гг. V в. З. служил в составе исаврийской придворной гвардии в К-поле. Ок. 465 г. имп. Лев I приблизил З. ко двору, ок. 468 г. назначил магистром армии Востока. З. женился на дочери имп. Льва Ариадне и тем самым упрочил свое положение. Ок. 467 г. у З. и Ариадны род. сын Лев Младший. В 467 г., в момент острого противостояния между имп. Львом и гот. дружинами, в К-поле дворцовая стража во главе с З. и Василиском (брат имп. Верины, жены Льва I) отбила нападение готов на дворец и изгнала их из столицы. В 469 г. З. был консулом, вел военные операции против готов на Балканах. Тогда же в военном лагере на З. было совершено неудачное покушение; З. сумел укрыться в Сердике (ныне София). Имп. Лев I считал, что его зять З. не мог претендовать на имп. престол, несмотря на родство с правящей династией. Предполагалось, что наследником должен стать Лев Младший, к-рый 18 нояб. 473 г. был объявлен цезарем и соправителем имп. Льва I. Вскоре имп. Лев I умер (18 янв. 474), а малолетний имп. Лев II 9 февр. 474 г. провозгласил соправителем своего отца З. В нояб. 474 г. имп. Лев II неожиданно умер, и З. оказался единоличным правителем империи.

Солид с изображением имп. Зинона (аверс). 2-я пол. V в.
Солид с изображением имп. Зинона (аверс). 2-я пол. V в.

Солид с изображением имп. Зинона (аверс). 2-я пол. V в.

Положение З., несмотря на его прочные связи с правящей семьей, было очень неустойчивым. В янв. 475 г. З. вновь был объявлен консулом, однако в ближайшие дни в г. Гераклея Понтийская против него был поднят мятеж во главе с Василиском. 9 янв. 475 г. З., решив не продолжать борьбу за имп. престол, бежал из К-поля в Исаврию, где в течение полутора лет скрывался в труднодоступной горной местности. Тем временем Василиск вступил в конфликт с Вериной и открыто поддержал монофизитов, спровоцировав проявления недовольства среди правосл. населения. Ситуация усугубилась тем, что Василиску изменили военачальники исавров Илл и Трокунд. Летом 476 г. Василиск организовал поход в Исаврию, чтобы уничтожить З. Однако вскоре магистр Армат перешел на сторону З., заключил с ним соглашение и повернул армию на К-поль и выступил против Василиска. В авг. 476 г. З. вернулся в К-поль и был встречен с триумфом; Василиск и его семья были уморены голодом. По новому соглашению о разделе власти З. провозгласил своим соправителем сына Армата, а магистр Илл в 478 г. занял пост консула.

Одновременно с возвращением З. в К-поль произошел передел власти в Зап. Римской империи. 22 авг. 476 г. вождь герм. племени скиров Одоакр отстранил от власти малолетнего имп. Ромула Августула и его отца магистра Ореста, к-рые были связаны союзническими отношениями с Василиском. Одоакр отказался избирать нового императора и отослал инсигнии имп. власти в К-поль к З. В связи с этим З. теперь считался правителем единой Римской империи, а Одоакр, получивший от З. титул патриция, признавал верховную власть К-поля, но при этом правил Италией самостоятельно. События 476 г. воспринимались современниками как ординарная политическая борьба. Лишь европейцами Нового времени они были осмыслены как «падение Западной Римской империи», с которым стали связывать конец истории античного мира.

З. в течение почти всего периода правления отстаивал свою власть, нейтрализуя возможных претендентов на престол и отражая действия военных группировок, состоявших в основном из готов. В империи постоянно возникали междоусобные столкновения, угрожавшие перерасти в гражданскую войну. Армат был убит в К-поле в 477 г. по приказу З.; его сын цезарь Василиск был низложен, пострижен в монахи и позднее стал пресвитером в Кизике. В 479 г. в К-поле поднял мятеж родственник З. Маркиан. После 2-дневных боев в городе сторонники Маркиана были разбиты, а сам он арестован и сослан. В 480 г. по решению З. была пострижена в монахини и отправлена в Исаврию имп. Верина. Рост власти и могущества консула Илла постепенно также сделал его опасным для З. и привел к разрыву их отношений. В 481 г. на столичном ипподроме консул был ранен (мечом отсечено ухо); молва обвинила в преступлении имп. Ариадну. В 482 г. Илл был назначен магистром Востока и отправился в Антиохию, что временно сгладило его противоречия с З. Однако летом 484 г. в Антиохии Илл поднял мятеж, провозгласив императором некоего сенатора Леонтия, освободил из ссылки Верину и заручился ее поддержкой. Вскоре войско Илла, состоявшее преимущественно из исавров, было разбито правительственной армией Иоанна Скифа. Илл, Леонтий и Верина укрылись в крепости Папирий в горной Исаврии. Верина умерла в крепости в 484 г., а после ее сдачи в 488 г. Илл и Леонтий были казнены.

Внешнеполитическое положение империи при З. было достаточно устойчивым. На Востоке поддерживался мир с Персией; в 478 г. был заключен дружественный договор с Вандальским королевством, после чего прекратились морские набеги вандалов на побережье Эгейского м. В то же время большие трудности представляло присутствие многочисленных групп готов (преимущественно ариан) на Балканах, где они на правах федератов широко расселились. З. был вынужден противостоять гот. группировкам, многие из к-рых образовывали в регионе автономные анклавы и даже собирали дань с нек-рых провинций. К сер. 70-х гг. наиболее крупными были группы готов Теодориха Страбона (сына Триария) и Теодориха Великого (сына Теодемира). В 478 г., после убийства Армата, переговоры римлян с готами Теодориха Страбона были сорваны и З. объявил вождя врагом империи. В кон. 479 г., вскоре после мятежа Маркиана, Теодорих подошел к К-полю, угрожая начать осаду города, и правительство З. было вынуждено заплатить выкуп. В 480 г. З. заключил союз с Теодорихом Великим, противопоставив друг другу 2 группировки готов. Видя угрозу взаимного уничтожения, оба вождя возобновили переговоры с К-полем, и в этот момент З. резко поменял тактику. Он заключил мир с Теодорихом Страбоном и разорвал договор с Теодорихом Великим. Последний, будучи обманут к-польской дипломатией, начал войну против империи. Его войско подходило к окрестностям К-поля, но после неск. стычек с римлянами отошло в Македонию. Приближение Теодориха вызвало панику в Фессалонике, хотя правительственные войска полководцев Мартиниана и Сабиниана продолжали теснить готов и вынудили их уйти в Эпир, где Теодорих овладел Диррахием (ныне Дуррес, Албания). В 481 г. в результате несчастного случая погиб Теодорих Страбон. В 483 г. Теодорих Великий совершил набег на Фессалию, где объединились главные силы 2 гот. группировок. Видя угрозу со стороны Теодориха, З. заключил с ним мирное соглашение, по к-рому готы получали для расселения земли в Дакии и Мёзии, а Теодорих - должность консула (484). Требуя новых уступок и пожалований у империи, готы вновь угрожали окрестностям К-поля в 486 г. Наконец, в 488 г. Теодорих, заключив новый договор с З. и получив от него военную и финансовую поддержку, начал выдвижение своих сил из Мёзии и Дакии в Иллирик, чтобы затем вторгнуться в Италию. Тем самым З. сумел разрешить проблему расселения готов на Балканах и способствовал более стабильному положению региона в будущем. Кроме того, З. рассчитывал при помощи Теодориха уничтожить власть Одоакра в Италии. Разгром Одоакра и завоевание Италии Теодорихом были завершены в 493 г.

Церковная политика

В 60-70-х гг. V в. в церковных общинах Востока усугубился раскол между партиями православных (халкидонитов) и монофизитов, возникший после IV Вселенского Собора в Халкидоне 451 г. Правосл. партия пользовалась поддержкой имп. Льва I; монофизиты, к-рые в восприятии мн. современников были воплощением «гонимой Церкви», приобрели большую популярность в самых разных слоях визант. общества, в Египте, Сирии и даже К-поле. З. как преемник имп. Льва I должен был продолжать его политику сдерживания монофизитов. Однако в период противостояния З. и Василиска позиции монофизитов, напротив, усилились. В 475 г. Василиск издал «Энкиклион», к-рым отменялись и анафематствовались постановления Халкидонского Собора. По его распоряжению возвратились из ссылок все лидеры монофизитов, ранее преследовавшиеся Львом I: в 475 г. Тимофей Элур вернулся на Патриарший престол Александрии, Петр Гнафевс - в Антиохии. Архиепископский престол Эфеса был провозглашен Патриаршим, и на эту кафедру при участии Тимофея Элура был возведен сторонник монофизитов Павел. Политика Василиска вызвала возмущение патриарха Акакия К-польского. Летом 476 г., когда власть Василиска потеряла силу, в К-поле началось восстание православных. Пытаясь удержаться на престоле, Василиск издал «Антэнкиклион», к-рым провозглашался возврат к Православию. Вскоре З. приехал в К-поль и отменил все указы Василиска, в т. ч. касающиеся веры. Тем не менее изменение религ. политики выявило новые проблемы, поскольку успех монофизитства при Василиске добавил популярности лидерам движения. Влияние Тимофея Элура в Александрии и Египте было столь велико, что З. не решился действовать против него. Тимофей умер 31 июля 477 г., и монофизиты поставили патриархом Петра Монга. Местная правосл. партия и офиц. светская власть в Египте поддержали Тимофея Салофакиола, избранного патриархом еще в 460 г. Петр Монг бежал из Александрии, но Тимофей Салофакиол не обладал достаточным авторитетом, чтобы объединить паству. В Антиохии уже в кон. 476 г. был низложен Петр Гнафевс (сослан в Питиунт, ныне Пицунда), ему на смену монофизиты избрали Иоанна II. В 477 г. Иоанн также был низложен и патриархом стал Стефан, к-рого поддерживал патриарх Акакий К-польский. В 479 г., во время религ. волнений в Антиохии, патриарх Стефан был растерзан толпой. В ответ на это З. отказал антиохийцам в праве самостоятельно поставлять патриархов, и в К-поле по выбору З. был рукоположен Календион. Иоанн Кодонат, избранный в Антиохии самой общиной, был переведен на престол Тира Финикийского.

Смерть патриарха Александрийского Тимофея Салофакиола в июне 482 г. привела к новым существенным переменам в церковной политике империи. Монофизиты избрали своим патриархом Иоанна Талайю, приближенного Тимофея. Тогда к-польское правительство, стремясь к предотвращению дальнейшего раскола, согласилось на существенные уступки и осенью 482 г. издало от имени З. и патриарха Акакия К-польского «Энотикон» - специальное послание к Александрийской Церкви, к-рое содержало вариант компромиссного соглашения правосл. и монофизитской партий: З. и патриарх Акакий призывали отказаться от догматических споров по вопросу о соединении Божественной и человеческой природ во Христе (Evagr. Schol. Hist. eccl. III 14). Действие «Энотикона» вскоре распространилось на всю империю. «Энотикон» был сразу поддержан мн. предстоятелями, в т. ч. патриархами Календионом Антиохийским и Мартирием Иерусалимским. В кон. 482 г. Иоанн Талайя был низложен из-за его связей с Иллом и на престол Александрии вернулся Петр Монг. В 484 г. был низложен Календион Антиохийский - соучастник мятежа Илла и Леонтия и патриархом вновь стал Петр Гнафевс. Т. о., З. и патриарх Акакий К-польский последовательно примирялись с наиболее популярными лидерами Восточных Церквей, которые были представителями радикального крыла монофизитства. Соглашение З. с монофизитами вызвало резкое осуждение со стороны Римского папского престола. В 484 г. папа Феликс на Соборе в Риме предал анафеме патриарха Акакия. Послание папы было доставлено в К-поль тайно и передано патриарху Акакию монахами-акимитами в храме во время литургии. Раскол Римской и Восточных Церквей продолжался до отмены «Энотикона» в 519 г. (см. ст. Акакианская схизма). В окт. 489 г. умер Петр Монг; его преемником стал Афанасий Килит. В том же году умер патриарх Акакий К-польский; на столичный престол был избран Фравита, а после его скорой кончины в февр. 490 г. патриархом стал Евфимий. В 490 г. со смертью Петра Гнафевса патриархом Антиохии стал Палладий из Селевкии. Смены предстоятелей Церквей не повлияли на принципы «Энотикона».

«Энотикон» З. более чем на 30 лет стал основой церковной политики в Византийской империи. Первоначально его издание способствовало нек-рой стабилизации религ. ситуации на Востоке. Была устранена прямая угроза расколов общин, к-рая возникла сразу после 451 г. Но при этом фактическая власть в Александрийском и Антиохийском Патриархатах надолго оказалась в руках монофизитов. Издание «Энотикона» означало также фундаментальное изменение в способах проведения гос. политики в церковной сфере. Если ранее (в IV - сер. V в.) для обсуждения и решения подобных вероучительных вопросов светская власть прибегала к созыву Соборов, то теперь было решено лишь добиться формального соглашения между важнейшими главами церковной иерархии. Метод управления Церковью, использованный З., впосл. влиял на построение взаимоотношений Церкви и гос-ва в Византии (позднее и в др. гос-вах).

Ок. 478 г. З. своим эдиктом окончательно утвердил автокефалию Кипрской Церкви, признав ее независимость от Антиохийского Патриархата. Тогда же в К-поль с Кипра были перенесены мощи ап. Варнавы и переписанная им рукопись Евангелия от Матфея (в дворцовый храм архидиак. св. Стефана).

После смерти Льва II З. и Ариадна не имели детей, и З. не удалось стать основателем новой династии. Когда умер З., Ариадна избрала новым императором декуриона силенциариев визант. двора Анастасия (правил до 518) и вышла за него замуж, чем способствовала легитимации его правления; умерла в К-поле ок. 515 г.

Ист.: Malchus Philadelphensis. Byzantiaka. Fragm. 4-26 // The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire / Ed. R. C. Blockley. Liverpool, 1983. Vol. 2; Theodore Anagnostes [Lector]. Kirchengeschichte. I 25 - II 6 / Ed. G. Ch. Hansen. B., 1971; Joshua the Stylite. The Chronicle / Ed. W. Wright. Camb., 1882. P. 7-13; Zachariah of Mytilene [Rhetor]. The Syriac Chronicle / Ed. F. J. Hamilton, E. W. Brooks. L., 1899. P. 101-146; Marcellinus Comes. Chronicon, A. D. 474-491 / Ed. Th. Mommsen // MGH AA. Bd. 11; Ioan. Malal. Chron. P. 375-391; Evagr. Schol. Hist. eccl. III; Chron. Pasch. P. 598-607; Theoph. Chron. P. 113-136; Georg. Mon. Chron. P. 617-619.
Лит.: Bury J. B. A History of the Later Roman Empire From Arcadius to Irene (395 A. D. to 800 A. D.). L.; N. Y., 1889. Vol. 1. P. 250-289; Brooks E. W. The Emperor Zeno and the Isaurians // EHR. 1893. Vol. 30. P. 209-238; Pauly, Wissowa. Bd. 2. Sp. 149-213; Salaville S. L'affaire de l'Henotique ou le premier schisme byzantin au Ve siècle // EO. 1918. T. 18. P. 255-266, 389-397; 1920. T. 19. P. 49-68, 415-433; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1959. Vol. 1. P. 358-364, 395-399; 1949. Vol. 2. P. 7-76; Lemerle P. Flavius Appalius Illus Trocundus // Syria. P., 1963. T. 40. P. 315-322; Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602. Oxf., 1964. Vol. 2. P. 224-230, 244-247; История Византии. М., 1967. Т. 1; Frend W. H. C. The Rise of the Monophysite Movement. Camb., 1972. P. 165-190; Baus K. et al. Die Reichskirche nach Konstantin dem Grossen. Freiburg, 1975. Bd. 2. S. 3-15; Jones A. H. M., Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire. Camb., 1980. Vol. 2. P. 1200-1202; Harrison R. M. The Emperor Zeno's Real Name // BZ. 1981. Bd. 74. S. 27-28; Козлов А. С. Осн. направления полит. оппозиции правительству Византии в 50-х - нач. 70-х гг. V в. // АДСВ. 1983. Вып. 20. С. 24-39; он же. Полит. оппозиция правительству Византии в 476-491 гг.: Осн. направления и соц. содержание // Там же. 1988. Вып. 24. С. 58-73; Croke B. A. D. 476: The Manufacturing of a Turning Point // Chiron. Münch., 1983. Vol. 13. P. 81-119; Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions: The Church 450-680. Crestwood (N. Y.), 1989. P. 193-202; RegPatr, N 108-133; Laniado A. Some Problems in the Sources for the Reign of the Emperor Zeno // BMGS. 1991. Vol. 15. P. 147-173; Карташев. Соборы. С. 301-310; Кулаковский. История. Т. 1. С. 294-296, 314-356; Успенский. История. Т. 1. C. 210-219; Тоdt K.-P. Zenon // BBKL. Bd. 14. Sp. 418-427; Вольфрам Х. Готы: Oт истоков до сер. VI в. СПб., 2003; Томпсон Э. А. Римляне и варвары: Падение Зап. Римской империи. СПб., 2003. С. 55-70.
И. Н. Попов
Ключевые слова:
Византийская Империя. История Императоры византийские Акакианская схизма (484-519), церковный раскол между Востоком и Западом Зинон († 491), император Восточной Римской (Византийской) империи (474 - 475 и с 476)
См.также:
АЛЕКСАНДР (ок. 870-913), имп. Византии (с 11 мая 912)
АЛЕКСЕЙ I КОМНИН (ок. 1057-1118), визант. император с 1081
АЛЕКСЕЙ II КОМНИН (1169 – 1183), визант. имп. с 1180
АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ КОМНИН (ок.1153-1211 или 1212), визант. имп. в 1195 – 1203
АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ (ок. 1183-1204), визант. имп. в 1203-1204
АЛЕКСЕЙ V ДУКА († 1204), визант. имп. в 15.02.1204-13.04.1204, представитель неизвестной линии рода Дук
АНАСТАСИЙ I (ок. 430 - 518), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (c 11 апр. 491)
АНАСТАСИЙ II (в крещении Артемий; † 719), визант. имп. (713 - 715)