Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕГОРОВ
18, С. 38-39 опубликовано: 24 мая 2013г.


ЕГОРОВ

Свящ. Т. Е. Егоров среди учащихся Казанской крещено-татар. школы. Фотография. Нач. XX в.
Свящ. Т. Е. Егоров среди учащихся Казанской крещено-татар. школы. Фотография. Нач. XX в.

Свящ. Т. Е. Егоров среди учащихся Казанской крещено-татар. школы. Фотография. Нач. XX в.
Тимофей Егорович (1866, дер. Янцовары Лаишевского у. Казанской губ.- 1927, Казань или дер. Янцовары), прот., миссионер. Из крестьян-кряшен. Окончил школу Гурия Казанского свт. братства в родной деревне, Казанскую центральную крещено-татарскую школу, семинарию. Во время обучения в Казанской учительской семинарии проявил муз. и вокальные способности, обратил на себя внимание С. В. Смоленского и Н. И. Ильминского. По окончании семинарии (1885) был оставлен учителем церковного пения в Казанской центральной крещено-татарской школе, получил задание организовать пение на татарском языке в Гурьевской домовой ц. при школе и в кряшенских приходах. В 1884 г. вступил в брак с П. В. Тимофеевой, дочерью основателя и руководителя школы прот. Василия Тимофеева, что благоприятно отразилось на его карьере. 6 авг. 1889 г. Е. был рукоположен во диакона к Гурьевской ц., 29 авг. 1893 г. Казанским архиеп. Владимиром (Петровым) - во иерея к ц. во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. После кончины прот. В. Тимофеева занимал все его должности: 10 дек. 1895 г. назначен настоятелем Гурьевской ц., 14 дек. того же года - практикантом татарского языка в КазДА, 15 дек.- заведующим Казанской центральной крещено-татарской школой и законоучителем в жен. отд-нии и младших классах муж. отд-ния. С нач. 1896 г. наблюдатель кряшенских школ братства свт. Гурия, 28 февр. 1897 г. определением Святейшего Синода назначен епархиальным миссионером среди кряшен, 14 дек. того же года избран членом совета братства свт. Гурия. В 1914 г. возведен в сан протоиерея.

При Е. своеобразная и эффективная педагогическая система, сложившаяся в Казанской центральной крещено-татарской школе, основанная в первую очередь на авторитете руководителя и имевшая сходство с постановкой обучения в лучших мусульм. медресе, была заменена обычной классно-урочной системой. По наблюдениям педагогов и отзывам кряшен, в сохранении миссионерских и патриархальных традиций школы ведущую роль играла жена Е. Пелагея, к-рая в 1885-1913 гг. была учительницей жен. отд-ния и фактически руководила отд-нием. Е. пользовался авторитетом среди кряшен в основном не как администратор, а как регент и обладатель замечательного голоса. Его распевы без указания имени автора и в наст. время используются в церковных службах на татар. языке, бытуют среди кряшен как народные песни. Е. не вполне свободно владел рус. языком. После смерти Ильминского и прот. В. Тимофеева работа над переводом на татар. язык Свящ. Писания приостановилась, издавались в основном переводы Житий святых и назидательная лит-ра, над к-рыми Е. работал вместе с А. А. Воскресенским и Р. П. Даулеем. Были опубликованы переведенные ими книги «Целитель всемилостивый» (1896), «Небесная воевода русской земли» (1898), «Небесные споручники брачного союза» (1898), «Господь любит праведных» (1898), Житие свт. Николая Чудотворца (1898), «Русские первомученики» (1898), беседа на молитву «Царю Небесный» (1898), «Сказание о Смоленской иконе Божией Матери» (1898), «Церковное пение» (1898), «Равноапостольная мироносица» (1899), «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1900), Жития свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия, еп. Иерапольского, царя и прор. Давида, свт. Петра мытаря, свт. Харитона, прп. Виссариона, прп. Серапиона, прп. Симона, Христа ради юродивого, прмч. Дамаскина, прмч. Илии Ардуниса, прмч. Никодима, прмч. Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, кнг. мц. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мч. Маманта, мч. Фоки (1905), сборник рассказов из Житий святых для детей (1907), Жития первомч. Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Ильминским и прот. В. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Великий канон прп. Андрея Критского (1897), последование ко Св. Причащению (1906), акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), «Беседы о силе крестного знамения», «Наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере» (1908), «Указание пути в Царствие Небесное» (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911).

В авг. 1917 г. распоряжением Временного правительства Казанская центральная крещено-татарская школа была преобразована в светскую Кряшенскую учительскую семинарию. Е. получил назначение на должность преподавателя рус. языка, но фактически к занятиям не приступил, был изгнан из школы политизированными деятелями кряшенского общественного движения, обвинявшими его в «мракобесии» и «монархизме». До конца жизни оставался заштатным священником. Обстоятельства кончины Е. неизвестны.

Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 134. Д. 58. Л. 208-212; Оп. 143. Д. 91. Л. 232-234.
Лит.: Ильминский Н. И. Казанская центральная крещено-татар. школа: Мат-лы для истории христ. просвещения крещеных татар. Каз., 1887; Чичерина С. В. У приволжских инородцев: Путевые заметки. СПб., 1905; она же. Положение просвещения у приволжских инородцев. СПб., 1906; Н. И. Ильминский: Сб. ст.: По поводу 25-летия со дня кончины его. Каз., 1916; Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Каз., 1941; Глухов-Ногайбек М. С. Судьба гвардейцев Сеюмбеки: (Неформальный подход к еще не написанным страницам истории). Каз., 1993; Исхакова Р. Р. Пед. образование в Казанской губ. в сер. XIX - нач. ХХ в. Каз., 2001. М., 2003.
Е. В. Липаков
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Миссионеры Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Егоров Тимофей Егорович (1866 - 1927), протоиерей, миссионер
См.также:
БОГОЛЮБОВ Дмитрий Иванович (1869 – 1953), прот., миссионер
ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович (1804 - 1885), прот., деятель духовного просвещения, языковед, этнолог
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АЛФЕЕВ Павел Иванович (1846-1918), прот., духовный писатель
АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором
АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (1862-1930), прот., церковный историк
БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович (1821/22 -1865), преп. КазДА, выдающийся монголовед