Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВЛОГИЙ
Т. 17, С. 160-161 опубликовано: 19 августа 2009г.


ЕВЛОГИЙ

[сир.  ] († 23.04. 387), исп. (пам. 25 авг.; пам. зап. 5 мая), еп. Эдесский (с 379). Сведения о Е. содержатся главным образом в «Церковной истории» блж. Феодорита, еп. Кирского, к-рый сосредоточивает внимание на исповедничестве Е. еще в бытность его пресвитером при визант. имп.-арианине Валенте (364-378). Это сообщение дополняется указаниями сир. Эдесской хроники (VI в.).

После изгнания с Эдесской кафедры сщмч. Варсиса (373) имп. Валент поставил на его место некоего Лупа. Однако большинство населения Эдессы придерживалось Никейского Символа веры, и новый арианский епископ остался фактически без паствы, к-рая сгруппировалась вокруг старейшего пресв. Е. и стала устраивать богослужебные собрания вне города. Имп. Валент, прибыв в Эдессу в 375 г., повелел префекту Востока Модесту с помощью воинской силы разогнать собравшихся. Встреча Модеста на площади с молодой христианкой, спешившей с младенцем на богослужение, чтобы затем принять мученическую кончину, убедила префекта в бесполезности предложенных императором мер (этот эпизод передает также Созомен - Sozom. Hist. eccl. VI 18). Тогда префект арестовал 80 клириков во главе с Е. и попытался склонить их к подчинению арианскому епископу. После отказа исповедники были сосланы во Фракию. По пути к месту ссылки народ выказывал им почтение, о чем было доложено Валенту. Император повелел разделить арестованных клириков по двое и разослать в отдаленные места империи. Е. вместе с пресв. Протогеном был сослан в г. Антиноя в В. Египте. Прибыв туда, они присоединились к общине, возглавляемой епископом, которая оказалась весьма малочисленной, поскольку большинство местных жителей оставались язычниками. Взяв на себя заботу об их просвещении, пресвитеры разделили между собой служение: Е., уйдя в затвор, непрестанно молился, а Протоген, изучив Свящ. Писание и освоив письмо, стал обучать тому же детей язычников в открытом им в городе училище. Исцеление больного мальчика привлекло к ним народ. Протоген крестил больных, а здоровых приводил к Е., тем самым выказывая ему особое уважение перед жителями города.

После гибели имп. Валента в битве при Адрианополе (378) и прихода к власти имп. Феодосия I Великого (янв. 379) Е. и Протоген получили возможность вернуться в Эдессу. Поскольку сщмч. Варсис скончался в ссылке (март 378), на его место был избран Е., рукоположенный сщмч. Евсевием Самосатским, поддерживавшим свт. Мелетия Антиохийского. В том же 379 г. Е. участвовал в Поместном Соборе в Антиохии под председательством свт. Мелетия (см. в ст. Антиохийские Соборы): его имя значится под исповеданием Собора, однако отсутствует среди имен епископов, к-рые направили соборное послание к епископам Галлии и Италии (Mansi. T. 3. P. 512). Спустя 2 года Е. участвовал во Вселенском II Соборе в К-поле (Ibid. P. 526, 569). Позже рукоположил Протогена во епископа г. Карры (Харран). Согласно Эдесской хронике, Е. скончался в 387 г., в Страстную пятницу, к-рая приходилась на 23 апр.

Созомен в «Церковной истории» называет Варсиса и Е. в числе знаменитых сир. монахов-подвижников из Эдессы и ее окрестностей и пишет, что они «впоследствии стали епископами не какого-то города, но ради чести и как бы в вознаграждение за жизнь были рукоположены в своих монастырях» (Sozom. Hist. eccl. VI 34). По всей видимости, они первоначально лишь носили епископский сан, а уже впосл. стали реально управлять кафедрой (см.: PG. 67. Col. 1394. Not. 61).

На епископство Е. приходится посещение Эдессы паломницей Эгерией в 384 г. В «Паломничестве» (Eger. Itiner. 19-20) она сообщает, что встретила в Месопотамии епископов городов Батны, Эдесса и Карры, которых, не называя имен, характеризует как «исповедников» (confessores). Обнаруживший этот текст Г. Ф. Гамуррини отнес это указание соответственно к Аврааму, Е. и Протогену, занимавшим названные кафедры приблизительно в одно время и пострадавшим от ариан. Впосл. употребление в данном контексте термина «исповедник» в значении «христианин, пострадавший за веру, но не умерший в мучениях» подвергалось сомнению, но его правомочность была доказана, что во многом способствовало определению датировки паломничества Эгерии (см.: Maraval P. Introduction // Égérie: J. de voyage. P., 1982. P. 29-32. (SC; 296)). Согласно источнику, Е. провел Эгерию по св. местам города и рассказал ей предание о переписке Иисуса Христа и эдесского царя Авгаря V.

В отличие от сщмч. Варсиса Е., как и Протоген, не упоминается ни в визант., ни в сир. агиографических источниках, за исключением яковитского Минология IX в., происходящего из мон-ря Кеннешре (Lond. Brit. Lib. Add. 14504), где память Е. значится 21 хазирана (июня). Подобная ситуация имела место в средние века и на Западе, пока кард. Цезарь Бароний не счел нужным внести имена Е. и Протогена в офиц. Мартиролог Римско-католической Церкви на основании повествования блж. Феодорита. При этом дни памяти Е. (5 мая) и Протогена (6 мая) были выбраны произвольно. В древнерус. нестишных Прологах 2-й редакции, составленной во 2-й пол. XII в., под 25 авг. появляется сказание, озаглавленное «37 мучеников в Византии, Фракии и Филиппополе», но передающее эпизод с молодой христианкой из повествования Феодорита и Созомена об эдесских исповедниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 586), причем императором вместо Валента назван Юлиан Отступник (360-363). Под этой же датой сказание о «святых исповедниках Христовых, пострадавших в Едесе от ариан», основанное на сообщении блж. Феодорита, помещено в Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского.

Ист.: Theodoret. Hist. eccl. IV 16-18; V 4; ActaSS. Mai. T. 2. P. 10-11; MartRom. Comment. P. 173-174; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 42. (PO; T. 10. Fasc. 1. [N 46]); Untersuchungen über die Edessenische Chronik / Hrsg., übers., komment. L. Hallier. Lpz., 1892. S. 101-103. (TU; Bd. 9. H. 1) (рус. пер.: Эдесская хроника / Пер.: Н. В. Пигулевская // Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 470-471); ЖСв. Авг. С. 434-438.
Лит.: V[enables] E. Eulogius (4) // DCB. 1911. P. 310; Sauget J.-M. Eulogio di Edessa // BiblSS. Vol. 5. Col. 219-220.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Исповедники Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Исповедники Римско-католической Церкви Евлогий, епископ Эдесский (с 379), исповедник (пам. 25 авг.; пам. зап. 5 мая)
См.также:
ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)
АВГУСТИН Аврелий (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)
ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
ВАСИЛИЙ ДЕКАПОЛИТ († 750?), прп., исп. (пам. 28 февр., пам. зап. 27 февр.)
ВЛАСИЙ († ок. 316), еп. Севастийский, сщмч. (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.)
ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ свт. (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
ГРИГОРИЙ (VI-VII вв.), еп. Акрагантский (Акрагантийский, Агригентский), свт. (пам. 23 нояб.)
ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)