Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КНУД IV (II)
36, С. 142-143 опубликовано: 6 июля 2019г.


КНУД IV (II)

[Кнут, Канут; лат. Canutus, Kanutus; дат. Knud, Knut] (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086). Второй из 14 сыновей конунга Свена Эстридсена, основателя королевской династии. В юности принимал участие в походах в Англию против Вильгельма Завоевателя (1069-1070, 1074) (считается, что К. привез оттуда мощи (или саркофаг) мч. Альбана Британского, нек-рое время они хранились в ц. Пресв. Девы Марии в Оденсе; позднее храм получил также посвящение мч. Альбану), а также в экспедициях датчан на прибалтийских землях с целью их христианизации. После смерти отца (1074) потерпел неудачу в борьбе за власть со старшим братом Харальдом III Хеном (Точило) (король Дании в 1074-1080) и вынужден был бежать в Швецию. После смерти брата занял престол. Согласно Мученичеству (Passio sancti Kanuti regis et martiris - BHL, N 1550), к-рое было составлено между 1095 и 1101 гг., К. правил достойно: помогал бедным и обездоленным, заботился о клириках. В 1085 г. он пожаловал ряд значительных земельных владений основанному по его инициативе кафедральному собору св. Лаврентия в Лунде. На этих землях соборным клирикам почти полностью передавались адм., судебные и фискальные права (Knud den Helliges gåvebrev til Lunds domkirke // Tekster fra Middelalder og Renaessance / Udg. A. A. Lund. Højbjerg, 1982. P. 101-102). Стремясь укрепить позиции духовенства в стране и проводя церковную политику в духе григорианской реформы (Breengaard. 1986), К. добился того, что епископам стали оказывать больший почет, чем светским магнатам; перевел судебные дела по преступлениям против христианской веры, нарушениям церковных законов, а также по всем правонарушениям, совершаемым духовенством, в ведение церковного суда. Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» (рубеж XII и XIII вв.) упоминал, что К. был справедлив, почитал Церковь и опекал ее служителей, восстановил уважение к духовенству как среди народа, так и среди знати, наказывал врагов Церкви (Saxo Gram. Gesta. XI 11. 3-6).

Кор. Кнуд IV (II). Фрагмент росписи свода церкви в Эверселё (Швеция). XV в.
Кор. Кнуд IV (II). Фрагмент росписи свода церкви в Эверселё (Швеция). XV в.

Кор. Кнуд IV (II). Фрагмент росписи свода церкви в Эверселё (Швеция). XV в.
Попытки К. установить постоянные налоги (король готовил военный поход в Англию против Вильгельма I Завоевателя - Ibid. XI 13. 2-3) и ввести в стране церковную десятину вызывали недовольство населения (Ibid. XI 14. 12-15). Согласно «Роскилльской хронике» (ок. 1140), король «издал новый, неслыханный закон, которым принудил народ платить налог, именуемый nefgjald (подушная подать), после чего его прогнали из Ютландии на Фюн и он с великой верой в душе принял мученическую смерть в Оденсе, в церкви святого мученика Альбана, перед алтарем…» (цит. по: Рыбаков. 2008. С. 271-272). Согласно Мученичеству, когда в Ютландии началось восстание (составитель Мученичества и Саксон Грамматик намекают на участие в нем брата короля, Олава, унаследовавшего дат. престол), К. бежал на о-в Фюн, в Оденсе, а после захвата королевской резиденции местными жителями укрылся в кафедральном соборе Пресв. Девы Марии и св. Альбана. Во время молитвы он, его брат Бенедикт (Бендт) и 17 дружинников были убиты, заброшены камнями (в Житии упоминается, что королю пронзили копьем бок - очевидно, отсылка к Ин 19. 34). Согласно Мученичеству, за это преступление на Данию обрушились страшные бедствия. В знак раскаяния жители перенесли мощи К. в собор св. Альбана (апр. 1095); вскоре после этого было составлено Мученичество К.- самый ранний датированный памятник сканд. житийной литературы.

В 1099 или 1100 г. папа Римский Пасхалий II разрешил литургическое почитание К. (Diplomatarium Danicum. København, 1953. Ser. 1. Vol. 2 / Udg. L. Weibull. N 26). Вероятно, это произошло благодаря усилиям брата К., дат. кор. Эрика I Доброго (1095-1103), который в 1098 г. совершил паломничество в Рим (затем он намеревался отправиться в Иерусалим) и добился от папы Римского согласия на организацию в Дании архиеп-ства с кафедрой в Лунде. После получения папской буллы рака с мощами К. была установлена за главным алтарем кафедрального собора в Оденсе. Ок. 1120 г. англ. мон. Эльнот из Кентербери составил 2-е Мученичество К. «Деяния короля Свена-Магнуса и его сыновей и мученичество славнейшего Кнуда, короля и мученика» (Gesta Swenomagni regis et filiorum eius et passio gloriosissimi Canuti regis et martyris). Там сообщается о пребывании К. в Швеции при дворе кор. Хальстена, а также о его браке с Аделой Фламандской, от которой у него было трое детей: Карл, Цецилия и Ингигерда. Значительное место Эльнот отводит пространным описаниям чудес, совершавшимся у гробницы святого.

В XIII в. мощи К. перенесли в новый собор в Оденсе, освященный в его честь. Широкое почитание короля-мученика в Дании относится к позднему средневековью (XIV-XV вв.). Поминовение святого также совершалось в Швеции и Норвегии; в бревиарии были включены чтения, основанные на тексте Мученичества К. В 1833 г. мощи К. и Бенедикта, спрятанные после Реформации, были выставлены в крипте собора в Оденсе.

Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 118-149; Gesta Swenomagni regis et filiorum eius et passio gloriosissimi Canuti regis et martyris // Vitae Sanctorum Danorum / Cur. M. Cl. Gertz. København, 1908-1912. P. 38-53, 76-147; Passio sancti Kanuti regis et martiris // Ibid. P. 62-76; Saxo Gram. Gesta. XI 11. 3-6.
Лит.: Otto A. Canut II // DHGE. 1949. T. 11. Col. 814-815; Hoffmann E. Knut der Heilige und die Wende der dänischen Geschichte im 11. Jh. // Hist. Zschr. 1974. Bd. 218. S. 529-570; Die heilige Könige bei den Angelsachsen und den skandinavischen Völkern. Neumünster, 1975. S. 89-139; Breengaard C. Muren om Israels hus: Regnum og sacerdotium i Danmark, 1050-1170. København, 1982; idem. Det var os, der slog kong Knud ihjel! // Knuds-bogen 1986: Studier over Knud den Heilige. Odense, 1986. S. 9-20; idem. Regnum og sacerdocium i Knud den Heiliges gåvorbrev // Gåvorbrevet 1085: Föredrag och diskussioner vid symposium kring Knut den heiliges gåverbrev 1085 och den tidiga medeltidens nordiska samhälle / Ed. S. Skansjö, H. Sundström. Lund, 1988. S. 90-103; Nyberg T. S. König Knut der Heilige: Tenzo und der Peterspfenning aus Dänemark // AHPont. 1985. T. 23. P. 359-365; Knuds-bogen 1986: Studier over Knud den Heilige / Red. T. Nyberg, H. Bekker-Nielsen, N. Oxenvad. Odense, 1986; Knut IV // DHGE. 2007. T. 29. Col. 390-391; Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христ. миссионеры в Скандинавии. М., 2008; Saints and Their Lives on the Periphery: Veneration of Saints in Scandinavia and Eastern Europe (c. 1000-1200) / Ed. H. Antonsson, I. Garipzanov. Turnhout, 2010.
В. В. Рыбаков
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Дания. История Европа. Правители Кнуд IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086), святой католической Церкви (пам. 10 июля), король Дании (1080-1086)
См.также:
ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии
ОСВАЛЬД (ок. 603 - 641 или 642), мч. (пам. зап. 5 авг.), кор. Нортумбри (с 634)
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.)
АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.)