Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАКОН БОЖИЙ
Т. 19, С. 550-554 опубликовано: 6 ноября 2013г.


ЗАКОН БОЖИЙ

церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках к-рой изучаются основы христ. вероучения, богослужения, Свящ. истории и др. До XVIII в. в России начальное образование входило в компетенцию Церкви, оно строилось на чтении текстов Свящ. Писания, богослужебных книг. В. Н. Татищев ссылался на рукописные известия об уч-щах в XI в.: под 1086 г. упоминался рассказ о том, что прп. Анна (Янка) устроила в своем мон-ре в Киеве уч-ще для девиц, «да от юности навыкнут разуметь закон Божий и трудолюбие» (Татищев В. Н. История Российская. М., 2003. Т. 2. С. 97). По свидетельству П. Одеборна (1581), в русских школах изучали апостольский Символ веры. В букварях С. Зизания и В. Ф. Бурцова, популярных в XVII в., помимо азбуки излагались молитвы, Символ веры, православное вероучение, приводились цитаты из трудов отцов Церкви и др. Однако до XVIII в. З. Б. как особого предмета не было.

Букварь (Азбука). М., 1637. Печатник В. Ф. Бурцов. Л. 11 об.—12 (РГБ)
Букварь (Азбука). М., 1637. Печатник В. Ф. Бурцов. Л. 11 об.—12 (РГБ)

Букварь (Азбука). М., 1637. Печатник В. Ф. Бурцов. Л. 11 об.—12 (РГБ)
Царя Петра I не устраивали традиц. формы преподавания. Для просвещения народа, борьбы с различными расколами и ересями он поставил цель создать широкую систему катехизического обучения по специальным учебникам, ориентируясь на европ., прежде всего протестант. школы. В 1720 г. Псковский архиеп. Феофан (Прокопович) подготовил «Первое учение отроком», к-рое принято считать 1-м в России учебником З. Б. Сюда вошли азбука, молитвы и краткий катехизис, в к-ром в вопросах и ответах излагались главные христ. догматы, 10 заповедей и проч. Петр I остался доволен этой книгой и в 1723 г. повелел ввести ее в школьное образование, а «для народа читать по церквам за богослужением вместо Ефрема Сирина и других чтений, положенных по уставу» (ПСЗ. Т. 7. № 4172). В качестве дополнения к книге архиеп. Феофан написал богословский трактат «Христовы о блаженствах проповеди толкование», к-рый вышел отдельным изданием в 1722 г. Идее катехизиса для народа было уделено внимание в «Духовном регламенте». Там предписывалось составить «три книжицы»: с изложением главных христ. догматов и 10 заповедей; «о собственных всякого чина должностях»; сборник высказываний св. отцов о догматах, грехах, добродетелях и т. д. Книги следовало читать в храмах прихожанам в воскресные и праздничные дни. Император неоднократно напоминал Святейшему Синоду, что «ученых проповедников» слишком мало и что для просвещения народа необходимо издавать такие книги, однако до его смерти это указание не было исполнено. Петр I также повелел «знания ради» перевести на рус. язык католич., лютеран. и кальвинист. катехизисы, но и это не удалось сделать.

Несмотря на нехватку учебных пособий, при Петре I появились первые школы, где преподавался З. Б. В «Духовном регламенте» была приведена программа создания духовных уч-щ, готовящих буд. священников. Им, в частности, следовало 2 года изучать богословие («главные догматы веры нашей и Закон Божий»), опираясь на Свящ. Писание и труды отцов Церкви. Татищев по приказу императора открыл при уральских горных заводах начальные школы для рабочих и их детей, где приходские священники обучали их чтению и З. Б. В 1721 г. архиеп. Феофан открыл школу для бедных детей в своем доме на р. Карповке в С.-Петербурге, где преподавался З. Б.

В то же время в навигацких, цифирных школах преподавание этого предмета не предусматривалось. В гимназии, созданной при С.-Петербургской АН в 1726 г., З. Б. был введен в учебную программу в 1774 г. В 1-м уставе Сухопутного шляхетского корпуса, открытого в 1731 г., преподавание основ Православия также не было предусмотрено. Во 2-м уставе (1766) в число предметов была включена Свящ. история. 20 апр. 1743 г. имп. Елизавета Петровна выпустила указ, в к-ром дворянам и разночинцам было предписано обучать сыновей чтению и катехизису, чтобы «чрез то христианскую должность и догматы православной нашей веры узнать». Имп. Екатерина II считала, что школы должны давать обязательное общее образование. При ней преподавание З. Б. было распространено на мн. учебные заведения, в т. ч. светские. Во введении к Уставу народных уч-щ от 5 авг. 1786 г. говорилось, что ученикам необходимо дать «чистое и разумное понятие о Творце и Его святом законе, основательные правила непоколебимой верности к государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам». Религ. аспект преподавания был тесно увязан с нравственным, изучение догматов сопровождалось нравоучительными выводами.

Проблемой оставалась нехватка учебников. Синод перепечатывал старые буквари времен Петра I; некоторые священники стали составлять свои пособия, но ни одно из них не было одобрено Синодом. В 1765 г. вышло «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» иером. Платона (Левшина; впосл. митрополит Московский). Книга представляла собой программу обучения З. Б. наследника вел. кн. Павла Петровича (впосл. имп. Павел I), большое внимание в ней уделялось вопросам нравственного воспитания. Книга получила широкое признание и стала использоваться как в школах, так и для наставления народа, неоднократно переиздавалась в Европе. При этом автора критиковали за увлечение протестант. идеями. Во 2-й пол. XVIII в. было напечатано много книг катехизического характера, напр. «Краткое христианское нравоучение» (1769) Тверского еп. Гавриила (Петрова). Однако в школах до нач. XIX в. пользовались преимущественно книгой Платона (Левшина).

При имп. Александре I 5 нояб. 1804 г. была оформлена система светских учебных заведений (ун-ты, гимназии, уездные и приходские училища). Согласно Уставу учебных заведений, подведомственных ун-там, в уездных уч-щах на 1-м году обучения преподавались З. Б. и Свящ. история, на 2-м - пространный катехизис и изъяснение Евангелий; в приходских уч-щах - «главные начала» З. Б., включая сокращенный катехизис и Свящ. историю. В частных пансионах содержатель должен был «стараться обучать детей закону Божию, не иначе как по исповеданию той веры, к которой дети принадлежат» (Сб. постановлений по Мин-ву народного просвещения. СПб., 1875. Т. 1. Стб. 295-368). В открытом в 1810 г. Царскосельском лицее первые 3 года преподавались «первоначальные основания» З. Б., а последующие 3 года - «продолжение наставлений» в З. Б., чтение НЗ и др. В постановлении о лицее говорилось, что З. Б. «есть самое высшее дополнение нравственности и, так сказать, краеугольный камень всех гражданских установлений» (Там же. Стб. 632-657). Все студенты Главного педагогического ин-та, основанного в 1816 г., также изучали З. Б. В результате реформ 1808-1814 гг. по образцу светских была создана система духовных школ: духовные академии, семинарии, уч-ща и приходские школы. З. Б. должен был преподаваться в уездных училищах и приходских школах.

Букварь. Чернигов, 1749. Титульный лист (РГБ)
Букварь. Чернигов, 1749. Титульный лист (РГБ)

Букварь. Чернигов, 1749. Титульный лист (РГБ)
По Уставу гимназий и уездных и приходских уч-щ от 8 дек. 1828 г. курс З. Б., Свящ. и церковной истории распространялся и на гимназии. В 1-м гимназическом классе изучали ВЗ, во 2-м - НЗ, в 3-м - большой катехизис (до 8-го члена Символа веры), в 4-м - катехизис, введение в литургику, в 5-м - окончание катехизиса, литургику с текстами важнейших молитв литургии и из Цветной и Постной триодей, в 6-м - историю православной Церкви, Русской Церкви, в 7-м повторяли важнейшие темы. Занятия в первые 4 года обучения продолжались по 4 ч. в неделю, затем по 1,5 ч. Кроме того, на уроках латыни и греч. языка изучались сочинения отцов Церкви (сщмч. Климента Римского, сщмч. Киприана Карфагенского, Тертуллиана, блж. Августина, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова). Указ Синода от 29 окт. 1836 г. устанавливал правила обучения в приходских школах, в к-рых предписывалось: «Учащиеся должны изучить на память молитву Господню, Символ веры, десять заповедей, стих: «Богородице Дево, радуйся», к чему учащий присовокупит краткое и самопростейшее изъяснение оных из катихизиса, и главнейшие сказания из священной истории, передавая сие изъяснение и сии сказания в виде разговоров и рассказов, по временам и случаям возобновляемых…». Рекомендовалось также «приохочивать» детей к церковному пению.

19 июля 1864 г. было принято Положение о начальных народных уч-щах, согласно к-рому все начальные школы независимо от ведомственной принадлежности имели единую учебную программу. В нее входили З. Б., чтение церковное и гражданское, письмо, арифметика, церковное пение. З. Б. стал также обязательным предметом в новых типах учебных заведений: земских школах, епархиальных жен. уч-щах, учительских семинариях и др.

Для XIX в. «Православное учение...» Платона (Левшина) было слишком кратким и уже не отвечало стоящим перед школами задачам. В 1824 г. прот. И. Кочетов опубликовал учебник «Черты деятельного учения веры, или Краткое учение о христианской нравственности». Здесь была сделана первая попытка написать методику преподавания З. Б., соответствующую возрасту ребенка. Однако требовалось создать большой универсальный учебник, который подходил бы для разных видов учебных заведений. Синод предложил написать его свт. Филарету (Дроздову), архиеп. Московскому. В 1823 г. он представил «Начатки христианского учения» и «Пространный христианский катехизис». Синод одобрил и допустил к печати 2-ю работу, за которую архиеп. Филарет получил орден св. Александра Невского. Когда катехизис был уже в печати, в 1824 г. министром народного просвещения вместо кн. А. Н. Голицына был назначен А. С. Шишков. Он раскритиковал книгу за то, что в ней на русский язык были переведены Символ веры, молитва «Отче наш» и 10 заповедей; издание было приостановлено. В 1827 г. Синод вновь обратился к митр. Филарету с просьбой переработать катехизис и написать все тексты Свящ. Писания, молитв и проч. на церковнослав. языке. В результате «Пространный христианский катехизис» с небольшими изменениями был опубликован в 1829 г. Позднее обер-прокурор Синода Н. А. Протасов также высказал ряд замечаний, и автор был вынужден еще раз переработать текст. Катехизис митр. Филарета до 1917 г. оставался основой религиозного обучения в церковных и светских школах, выдержал десятки переизданий. В низших учебных заведениях использовался краткий вариант катехизиса, хотя он вызывал нарекания из-за сухости стиля и некоторой «неудобопонятности». Н. И. Ильминский выступал против самого принципа катехизиса, указывая, что митр. Филарет «втиснул все христианское учение в рамки Символа веры, молитвы Господней и т. д.». В качестве альтернативы он предлагал напрямую изучать Свящ. Писание, богослужебные книги, творения отцов Церкви.

Начиная с 70-х гг. XIX в. вышло много новых учебников с расширенным изложением догматов, разрабатывалась и дидактика религиозного обучения. Прот. В. Я. Гречулевич (впосл. Могилёвский еп. Виталий) издал «Христианские рассуждения и размышления» (СПб., 1868-1877. 3 т.) и «Беседы к простому народу» (СПб., 1870-1875. 42 вып.). Появились учебники прот. Иоанна Заркевича (впосл. Новомиргородский еп. Николай) «Очерк учения христианской веры» (СПб., 1873), А. П. Лаврова «Записки по предмету Закона Божия» (Ярославль, 1873), прот. Г. В. Чельцова «Объяснение Символа веры, молитв и заповедей, с подготовительными к нему рассказами из священной истории, для руководства при первоначальном изучении Закона Божия» (СПб., 1873), прот. Г. И. Титова «Уроки «Пространному христианскому катехизису...»» (Тифлис, 1876-1879. 5 вып.), прот. П. А. Смирнова «Изложение христианской православной веры» (М., 1882), прот. А. Темномерова «Молитвы, священная история и богослужение православной Церкви: Пособие при изучении Закона Божия в начальной школе» (СПб., 1903) и др. Педагог С. А. Рачинский в «Заметках о сельских школах» (СПб., 1883) рассматривал школу не только как образовательное, но и как воспитательное, религиозно-нравственное учреждение. Его программа обучения включала музыку, живопись, паломнические поездки и пр. Сщмч. прот. Иоанн Восторгов составил подробный методический план уроков для средних учебных заведений «Опыт связного изложения сведений по Закону Божию» (М., 1911).

Преподавателями З. Б.- законоучителями - являлись прежде всего священнослужители. Если в учебном заведении имелся домовый храм, преподаватель-священник мог совершать там богослужения. Законоучитель следил, чтобы ученики исповедовались и причащались. Наблюдение за преподаванием З. Б. (в т. ч. в светских школах) возлагалось на местного архиерея, назначение законоучителей светских школ согласовывалось с ним. В 1811 г. было принято постановление Мин-ва народного просвещения, в котором предписывалось приглашать в уч-ща на ежегодные экзамены по З. Б. местное духовенство, в т. ч. по возможности архиерея. В Уставе гимназий и уч-щ уездных и приходских 1828 г. подчеркивалось, что преподавателем З. Б. должен быть священник. Положение о начальных народных уч-щах 1864 г. допускало к преподаванию не только священнослужителей, но и «особых учителей» из духовного сословия. С открытием земских школ началась дискуссия о том, кто должен преподавать в них З. Б. Синод настаивал на необходимости присутствия священников в земских школах, но был вынужден снять это требование. В 1884 г. вышли Правила о церковноприходских школах, в к-рых разъяснялось, что обучение проводят местные священники или др. члены причта, а также специально назначаемые и утверждаемые епархиальным архиереем учителя (в т. ч. женщины). Положение о церковных школах 1902 г. допускало мирян к преподаванию З. Б., но только если они обучались в учительских школах или семинариях и прошли испытание у епархиального архиерея. В приходском уставе от 20 апр. 1917 г. было постановлено, что преподавать З. Б. в церковноприходских школах должен священник, а если это невозможно - др. лицо по поручению приходского собрания.

Мн. дети дворян и состоятельных лиц из др. сословий получали домашнее образование, которое также предполагало обучение З. Б. Среди законоучителей, преподававших детям из имп. фамилии, были известные деятели Церкви. Вел. кн. Петра Феодоровича (впосл. имп. Петр III) и вел. кнг. Екатерину Алексеевну (впосл. имп. Екатерина II) обучал архим. Симон (Тодорский; впосл. архиепископ Псковский), вел. кн. Павла Петровича - иером. Платон (Левшин), вел. кн. Александра Павловича (впосл. имп. Александр I) - прот. Андрей Самборский, вел. кн. Александра Николаевича (впосл. имп. Александр II) - прот. Г. Павский, вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III) - протопресв. В. Бажанов, вел. кн. Николая Александровича (впосл. имп. мч. Николай II) - протопресв. И. Янышев.

Вплоть до 1917 г. З. Б. входил в программу церковных и светских начальных и средних учебных заведений в России как основной нравственно-мировоззренческий предмет. С ним было тесно связано церковное пение, к-рое представляло собой самостоятельную дисциплину. З. Б. называлось также преподавание основ католич., арм., лютеран., мусульм., иудейского и др. вероучений, к-рое проводилось в специализированных учебных заведениях. К нач. XX в. преобладало формальное, поверхностное преподавание З. Б., учителя не учитывали распространенные в обществе нигилистические, материалистические, антирелигиозные идеи. Практиковалось заучивание текстов наизусть, не допускались дискуссии. Учителя не были свободны в методах преподавания, т. к. могли быть заподозрены в вольнодумстве. Чтобы нагляднее представлять ученикам разнородный материал предмета (Свящ. историю, церковную историю, катехизис, объяснение богослужения, молитвы), применялись 3 основных метода: поступательный (ученики полностью проходили отдельную часть предмета, напр. Свящ. историю, и переходили к другой), совместный (одновременно рассматривались общие сюжеты из разных частей предмета, напр. сотворение мира, 1-й член Символа веры, начало всенощного бдения и призывание в молитве Господней) и концентрический (все части предмета изучались в кратком изложении в течение года, а в следующем году уровень материала усложнялся); каждый имел свои недостатки. Становилась очевидной необходимость пересмотреть учебные программы и всю существовавшую воспитательную систему.

12-26 июля 1908 г. в Киеве состоялся 4-й Всероссийский миссионерский съезд, где обсуждалось в т. ч. улучшение религиозного образования. Съезд обратился к Синоду с просьбой провести аналогичное собрание законоучителей. Всероссийский съезд преподавателей З. Б. светских средних учебных заведений проходил с 20 июля по 1 авг. 1909 г. в С.-Петербурге. На съезде много внимания уделялось методике преподавания и содержанию предмета. Один из делегатов, Ф. Д. Самарин, утверждал, что «уроки Закона Божия не имеют сегодня религиозно-воспитательного значения» и объяснял это тем, что в обществе Православие считается устаревшим, враждебным всякому просвещению. Самарин предлагал сделать учебник З. Б. более приближенным к современности, при этом основой преподавания должны были стать тексты Свящ. Писания, отцов Церкви (Самарин. 1995). Схожего мнения придерживался известный законоучитель Т. С. Тихомиров: «Новый Завет лучше всего передавать по Евангелию, конечно, с изменением слов чужих (порфира, виссон)…» (Тихомиров. 1995). В то же время др. участники съезда обращали внимание на то, что предлагаемый метод не давал возможности систематизировать знания, получить общее представление о церковной догматике. В итоге съезд констатировал, что программы и методики преподавания З. Б. устарели и нуждались в реформировании. В 1912-1917 гг. в Житомире издавался церковно-педагогический ж. «Законоучитель». В июле 1917 г. в Петрограде состоялся 2-й съезд законоучителей, на к-ром также говорилось о необходимости проведения реформы. На съезде был создан Всероссийский законоучительский союз, председателем совета был избран сщмч. прот. Михаил Чельцов. С нояб. 1917 до 1918 г. при союзе издавался ежемесячный ж. «Религия и школа», к-рый редактировали протоиереи М. Чельцов и Виталий Лебедев. В 1917-1918 гг. собирались и епархиальные законоучительские съезды.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство вело курс на постепенное отделение Церкви от сферы образования. Гос. комитет по народному образованию подготовил законопроект о преподавании З. Б. в учебных заведениях Мин-ва народного просвещения. Согласно проекту, в гос. школах З. Б. переводился в разряд необязательных, хотя при желании родителей или учащихся обеспечивалась возможность его преподавания. Частным лицам и об-вам предоставлялось право открывать учебные заведения без преподавания З. Б. Хотя законопроект не приобрел силу закона, он вызвал большую озабоченность в церковных кругах. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. одним из первых был создан отдел о преподавании З. Б. (законоучительский отдел). Его председатель Тамбовский архиеп. сщмч. Кирилл (Смирнов) заявил на заседании Собора, что «по самому значению Закона Божия как в истории просвещения вообще, так и в истории русского просвещения в частности, и в деле формирования человеческой личности, этот вопрос требует деликатного отношения. За Законом Божиим необходимо сохранить господствующее положение в школе» (Собор, 1918. Деяния. Кн. 2. Вып. 1. С. 55). 28 сент. 1917 г. было принято определение Собора «О преподавании Закона Божия в школе» (Собор, 1918. Определения. Вып. 2. С. 13), в котором подчеркивалось, что во всех светских школах (государственных и частных), где есть правосл. учащиеся, З. Б. должен быть обязательным предметом, а законоучитель должен пользоваться всеми правами гос. службы. Собор неоднократно доводил свое мнение по этому вопросу до сведения Временного правительства. Члены законоучительского отдела устроили в здании МДС образцовый законоучительский кабинет с б-кой, картами, иллюстрациями, моделями храмов, выставкой ученических сочинений.

Советская власть изначально враждебно относилась к З. Б. В декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 янв. 1918 г. говорилось, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом». Это положение вызвало массу протестов, исходивших от учебных заведений, приходских собраний, родительских съездов и пр. Нек-рое время преподавание З. Б. еще продолжалось во мн. школах, в т. ч. светских. 10 авг. 1918 г. на Соборе обсуждался проект основных положений школьного преподавания З. Б., подготовленный законоучительским отделом. В проекте говорилось о том, что вся школа должна быть проникнута христ. идеей, важная роль придавалась личной религиозности законоучителя. Акцент делался на чтении Свящ. Писания (в т. ч. регулярном чтении Евангелия), богослужебных книг, творений отцов Церкви и житий. Преподавание должно было быть тесно связано с церковной жизнью: уроки начинаются с молитвы, в классе должна быть икона, желательно открывать храмы при учебных заведениях, ученики должны посещать богослужение, периодически необходимо совершать особые службы только для детей с их участием, могут создаваться школьные братства. Этот проект был отклонен Собором и отправлен на доработку. Между тем в условиях господства атеистической идеологии преподавание З. Б. в России вскоре прекратилось.

После 1917 г. рус. эмигранты вели активную просветительскую деятельность за границей. З. Б. преподавался в рус. школах, причем существовало множество программ, отличающихся методами и сроками обучения. Практиковалось и заочное обучение, при к-ром ученикам высылались тексты уроков с вопросами. В 1925 г. в Праге состоялся 2-й Педагогический съезд представителей средней и низшей школы в эмиграции. На нем обсуждались основные проблемы религиозно-нравственного воспитания и образования. В докладе прот. С. Четверикова «О задачах и средствах религиозного воспитания и образования в Русской Православной Церкви» З. Б. рассматривался как учебный и воспитательный предмет, к-рый должен укреплять в детях религ. чувство, воспитывать любовь к Церкви. Позже прот. С. Четвериков подготовил «Программу по Закону Божию (для внешкольного обучения)» (Париж, 1933). В 50-х гг. в Париже в изд-ве «ИМКА-Пресс» вышел учебник «Закон Божий: ...книга о православной вере» в 5 кн., выдержавший неск. переизданий. Еще большую популярность приобрел учебник прот. С. Слободского «Закон Божий: Руководство для семьи и школы», изданный в 1957 г. в США. Учебник был рассчитан на короткий, но емкий по содержанию курс. Автор указывал в предисловии, что «необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки... ибо ребенок и поймет его, как сказку... У самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы... Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу - дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям и воспитателям... школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни» (Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. Джорд., 1967. С. 5-6). В учебнике прот. С. Слободского приводились объяснения общих понятий (Бог, Свящ. Писание и Предание, Вселенские Соборы, молитва, таинства и др.), основные молитвы с комментариями, пересказ ВЗ и НЗ с комментариями (беседами), подробные сведения о богослужении. Автор настаивал на точности в передаче текста Свящ. Писания, напр. указывал на условность понятия «дни» в рассказе о сотворении мира и ставил его в кавычки. В содержание книги вводились элементы апологетики, в гл. «Современные ученые и вера в Бога» были собраны мнения нек-рых ученых о религии. Из последних пособий, созданных в эмиграции, можно выделить «Закон Божий для самых маленьких» (М., 1997) С. С. Куломзиной.

В России преподавание З. Б. возобновилось в кон. 80-х гг. XX в. Право на получение религ. образования было закреплено в законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990), Федеральном законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) и др. Но в законодательстве практически отсутствует правовое регулирование негос. сектора образования, в т. ч. религиозного.

С нач. 90-х гг. повсеместно стали учреждаться православные низшие и средние образовательные учреждения: гимназии, церковноприходские и воскресные школы, в которых З. Б. стал основным предметом. При поступлении в высшие правосл. учебные заведения (в т. ч. семинарии), как правило, необходимо сдавать экзамен по З. Б. На всех фак-тах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та требуется сдавать основы христианства в объеме учебника прот. С. Слободского. В Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова проводится собеседование по З. Б. Однако в новых условиях предмет не может занять того места в системе образования, к-рое было у него до 1917 г. З. Б. по своему содержанию остается вероучительной дисциплиной, ориентированной на воцерковление учеников, и не преподается в светских школах, в отличие от нового предмета «основы православной культуры» («духовно-нравственная культура»), к-рый имеет культурологическую направленность и входит в учебную программу нек-рых светских школ.

Появилось много новых разработок по преподаванию З. Б. В 1990 г. вышла кн. «Закон Божий: Начальные сведения для младшего возраста» с предисловием Л. Н. Гумилёва под названием «Возрождение истории». Ряд пособий составил В. М. Зоберн, напр. «Закон Божий для детей старшего возраста и новоначальных» (М., 2008). Однако наиболее популярным и употребительным остается учебник прот. С. Слободского, выдержавший большое количество переизданий в России с кон. 80-х гг. В состав курса З. Б. в разных учебных заведениях входят основы православного вероучения, богослужения, Свящ. история, церковное пение, беседы о нравственных ценностях, основы апологетики. Система обучения в школах допускает большое разнообразие форм занятий, к-рые проходят в виде уроков, бесед, лекций. Проводятся дополнительные мероприятия: посещение храма, паломнические поездки.

В рамках ежегодных Рождественских образовательных чтений организована постоянно действующая секция, где обсуждаются вопросы преподавания З. Б. С 1992 г. действует круглый стол по религ. образованию и диаконии при ОВЦС МП, на к-ром, в частности, разрабатывается концепция преподавания З. Б., издается серия «Законоучитель» - сборник материалов в помощь преподавателю. В Екатеринбургской епархии с 1996 г. местный Отдел церковноприходских школ ежегодно созывал семинары для директоров, завучей и преподавателей с целью повышения их квалификации. С 2005 г. в епархии вместо семинаров ежегодно проводятся съезды законоучителей, в к-рых принимают участие священники и миряне, преподаватели З. Б., основ правосл. культуры. В программу съездов входят доклады, мастер-классы, обучающие семинары, круглые столы, презентации новых учебных пособий и трудов в области правосл. образования и просвещения.

Лит.: Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Каз., 1873; он же. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Каз., 1881. СПб., 2001; Соколов Д. П., прот. О преподавании Закона Божия // Рук. к преподаванию общеобразовательных предметов. СПб., 1874. Т. 2. С. 199-355; он же. Собр. пед. статей о преподавании Закона Божия. СПб., 1900; Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы. СПб., 1894-1895. 3 вып. М., 2006; Виноградов И. С., свящ. Кр. курс методики Закона Божия. М., 1900; Темномеров А. М., прот. Методика преподавания Закона Божия. Пг., 1915; Сосунцов Е. Ф., свящ. Библиогр. обзор учебников по Закону Божию. Каз., 1915; Законоучитель: Сб. мат-лов в помощь преподавателю. М., 1993-1994. 3 вып.; Самарин Ф. Д. О преподавании Закона Божия в средних учеб. заведениях // Просветитель: Вестн. духовного просвещения. 1995. № 2/3. С. 94-111; Тихомиров Т. С. Об общих методах преподавания Закона Божия // Там же. С. 80-94; История педагогики / Ред.: А. И. Пискунов. М., 1998. 2 т.; Казерова Н. В. Всерос. съезд законоучителей светских среднеучеб. заведений 1909 г. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика, психология. 2007. № 1(4). С. 161-174.
В. М. Бычкова, Г. М. Запальский
Ключевые слова:
Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Закон Божий, церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках которой изучаются основы христианского вероучения, богослужения, Священной истории и др.
См.также:
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование