Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАБЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Т. 19, С. 437-438 опубликовано: 21 октября 2013г.


ЗАБЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(день празд. не установлен), чудотворный образ. По преданию, в сел. Забелы близ Слуцка (ныне дер. Забелы Слуцкого р-на Минской обл., Белоруссия) во время эпидемии, приведшей к падежу скота, крестьянину по прозванию Забелло в видении явилась Богоматерь и повелела для избавления от беды отдать шкуру вола, единственного в хозяйстве этого бедняка, для написания на ней Ее образа. Крестьянин исполнил указанное: заколов вола, он отправился с его шкурой в Слуцк с намерением найти там иконописца. У ворот города крестьянина встретил незнакомец, оказавшийся художником. Он не потребовал платы и, не слушая разъяснений крестьянина, написал икону, запечатлев на ней Богоматерь, какой Она явилась Забелло. Когда икона была принесена в деревню, падеж скота прекратился.

По-видимому, З. и. была написана не позднее сер. XVII в. Во 2-й пол. XVII в. она находилась в забельской ц. во имя Рождества Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца, о чем свидетельствуют составленные в 1666, 1676, 1678 гг. перечни драгоценных украшений иконы, вписанные в напрестольное Евангелие этого храма. Согласно описи 1765 г., во 2-й пол. XVIII в. обветшавшая церковь была разобрана. В период возведения нового храма З. и. находилась в униат. часовне, выстроенной на фундаменте первоначальной церкви. Перед образом располагался престол с циборием (дарохранительницей), иконостаса не было. В описи перечислены драгоценные украшения З. и.: цельный серебряный оклад, 2 серебряные чеканные позолоченные короны и 2 серебряные короны без позолоты (свидетельство коронации иконы?), многочисленные вотивные подвески - серебряные крестики, украшенные драгоценными камнями, таблички, чеканные из серебра изображения сердец, ножек, множество ниток кораллов и бус, золотых и серебряных колец и перстней (Wizita cerkwej nowogrodskego wojewodstwa. R., 1765 // Архив МДБК. Ф. 2. Л. 90-92). Постройка нового храма в Забелах, освященного по правосл. обряду в честь Успения Пресв. Богородицы, была завершена в 1837 г., в 1866 г. церковь перестраивалась. Сведений о местонахождении З. и. в XIX в. не сохранилось, неизвестна ее судьба и в наст. время.

Судя по фотографии рубежа XIX и XX вв. из архива Н. П. Кондакова (Архив РАН (СПб.). Ф. 115. Оп. 2. Д. 12. Л. 131), образ (142×169 см), написанный на воловьей коже и укрепленной на доске, выполнен в традициях слуцкой иконописи XVII в.: пропорции фигур слегка вытянуты, лики характерной овальной формы трактованы живописно. Иконография З. и. представляет собой пространный вариант композиции «Сретение». В центре (формат вытянут по горизонтали) изображена стоящая на облаке Богоматерь с Младенцем на левой руке (тип «Одигитрия»), правой рукой Она указывает на Сына. За спиной Богоматери, в левой части композиции, изображен сонм святых, сходящих с облаков к арочному входу храма, который расположен в правой части иконы. Предположительно это образы праведных Иоакима, Анны, Елисаветы и апостолов. На крыльце храма - встречающий небесную процессию епископ в крещатой фелони с Евангелием в руках, очевидно, свт. Николай Чудотворец. Между ним и Богоматерью с сонмом святых - парящий на облаке большой 8-конечный Голгофский крест. Изображения праведных Иоакима, Анны и свт. Николая Чудотворца соотнесены с посвящением старинной церкви в Забелах. Усложненное иконографическое решение З. и. имеет много общего с теологическими исканиями XVII в., определявшими умонастроения киево-могилянского литературно-художественного круга, а также связанного с Киевом слуцкого правосл. духовенства и художников.

Лит.: Николай, архим. Ист.-стат. сведения о чудотворных иконах и благочестивых обычаях в Минской епархии. СПб., 1864. С. 72; Описание церквей и приходов Минской епархии. Минск, 1879. Ч. 3: Слуцкий у. С. 108; Поселянин Е. Богоматерь. С. 778; Mironowicz A. Kult Ikon Matki Bożej na Białorusi // Białystocki Przegląd Kresowy. Białystok, 1996. T. 5. S. 141; Chomik P. Kult ikon Matki Bożej w Wielkim Księstwie Litewskim w XVI-XVIII w. Białystok, 2003. S. 150-151.
Ю. А. Пискун
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Забельская икона Божией Матери (день празд. не установлен), чудотворный образ
См.также:
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 авг.)
АЗУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Миасинская), (празд. 1 сент.)
АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 12 янв.)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.