Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИОНИСИЙ
Т. 15, С. 246-247 опубликовано: 15 июня 2012г.


ДИОНИСИЙ

[лат. Dionysius] († 26.12.268), свт. (пам. зап. 26 дек.), 26-й еп. Римский (с 22 июля 259). Согласно Liber Pontificalis, занимал кафедру 11 лет 3 месяца 14 дней.

Евсевий Памфил в «Церковной истории» сообщает, что свт. Дионисий Великий, еп. Александрийский, направил рим. пресв. Д. 2 послания о крещении еретиков (Euseb. Hist. eccl. VII 5. 6; 7. 6). Евсевий приводит отрывок из 2-го послания, в к-ром свт. Дионисий высказывается о перекрещивании еретиков. Вопрос о перекрещивании еретиков обострился при Римском еп. Стефане I (254-257). Еп. Стефан считал, что тех, кто возвращаются в Церковь из ереси или раскола, следует принимать через возложение рук. Возражая еп. Стефану, сщмч. Киприан, еп. Карфагенский, отстаивал необходимость крещения покаявшихся еретиков и раскольников. Вероятно, этот спор и был причиной обращения Д. к епископу Александрийскому, к-рый указывал, что практика крещения еретиков давно соблюдается во мн. Церквах и подтверждена различными Соборами. Однако Д. не одобрял ригоризм папы Стефана, который предполагал разорвать общение с Церквами, не согласными с его мнением. Из слов свт. Дионисия Александрийского можно заключить, что Д. сначала поддерживал строгую позицию еп. Стефана, однако впосл. склонился к мнению вост. епископов (Дионисия Александрийского).

После гибели сщмч. Сикста II (258) Римская кафедра оставалась вдовствующей из-за гонения на христиан. Только после ослабления преследований на кафедру был возведен Д.

Период пребывания Д. на Римской кафедре пришелся на правление имп. Галлиена (единолично правил в 260-268), к-рый благосклонно относился к христианам. Поэтому Д. смог направить усилия на укрепление структуры Церкви. Согласно Liber Pontificalis, Д. приписал пресвитеров к определенным городским церквам (титулам), а также учредил самостоятельные приходы (parochia) в пригородах Рима и при катакомбах.

Д. был вовлечен в догматический спор о Св. Троице, к-рый разгорелся после того, как свт. Дионисий Александрийский выступил против ереси рим. пресв. Савеллия. Свт. Дионисий изобличал модалистическое монархианство Савеллия, считавшего, что Отец, Сын и Св. Дух лишь 3 модуса (проявления) единого Божества (Μονάς). В полемике свт. Дионисий допустил богословски некорректные выражения. Противники свт. Дионисия обратились к Д., обвиняя Александрийского епископа в том, что он отделяет Сына от Отца и Отца от Сына, не признает вечности Сына, не называет Сына единосущным Отцу и якобы считает Его Божиим творением. Суть полемики известна из сочинений свт. Афанасия I, архиеп. Александрийского, который цитирует послания Д. к свт. Дионисию и к александрийской пастве. Предвосхищая арианские споры, Д. утверждал правосл. учение о единосущии Отца и Сына. Однако богословская терминология Д. страдает непоследовательностью. Доказывая единство Божества в трех Лицах, Д. не очень четко различает отдельные Ипостаси, Лица Св. Троицы. Тем не менее учение Д. о предвечном рождении Сына является определенным достижением тринитарного богословия III в.

Свт. Дионисий Александрийский направил епископу Римскому послание, в к-ром защищал свои догматические взгляды. Об этом послании упоминают святители Афанасий и Василий Великий. Вероятно, по содержанию послание было близко к составленной по этому же поводу «Апологии» Дионисия Александрийского (Athanas. Alex. De sent. Dionys. 13). Свт. Василий Великий упоминает также послание Д. к Кесарийской Церкви. При Д. по просьбе Фирмилиана, еп. Кесарии Каппадокийской, Римская кафедра оказывала материальную поддержку бедствующим христианам в Кесарии, которая была разрушена готами.

Древнейший рим. календарь сер. IV в., известный как «Depositio episcoporum», «Depositio Martyrum» и Liber Pontificalis называют днем кончины Д. 27 дек. В «Catalogus Liberianus» и Мартирологе блж. Иеронима память Д. значится под 26 дек. Под этим числом она была включена в Римский Мартиролог. В Мартирологе блж. Иеронима местом погребения Д. ошибочно названы катакомбы Присциллы, тогда как святитель был похоронен в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста (надгробная надпись не сохр.).

Ист.: Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 26; idem. De sent. Dionys. 13; Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 72; idem. Ep. 70 // PG. 32. Col. 436; LP. T. 1. P. 157; Euseb. Hist. eccl. VII 4, 7; 5, 6; 27, 1; 30, 1; Depositiones episcoporum romanorum // PL. 13. Col. 464; Catalogus romanorum pontificum sub Liberio Descripto // PL. 13. Col. 451-452; MartHieron. Comment. P. 10-11.
Лит.: Les Papes du IIIe siècle: St. Denis // An. Pont. Cath. P., 1911. P. 99-100; Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. С. 542; Amore A., Belli Barsali I. Dionigi papa // BiblSS. Vol. 4. Col. 631-633; Leclercq H. Denis // DACL. Vol. 13. Col. 1186-1188; Christol M. Denys // Dictionnaire hist. de la Papauté. P., 1994. P. 558-559; Задворный В. История Римских пап. М., 1995. Т. 1: От св. Петра до Симплиция. С. 136-139.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Святители Римско-католической Церкви Папы Римские Дионисий († 268), святитель (пам. зап. 26 дек., в Римском Мартирологе 30 дек.), 26-й епископ Римский (с 259)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
ЕВАРИСТ († ок. 108), еп. Римский (99 или 96-108), свт. (пам. зап. 26 окт.)
ЕВСЕВИЙ († 309?), еп. (папа) Римский (с 18 апр. 308, 309 или 310), свт. (пам. зап. 17 авг.)
ЕЛЕВФЕРИЙ († 185 или 193), еп. (папа) Римский (со 171 или 177), свт. (пам. зап. 26 мая)
ЗАХАРИЯ († 15.03.752, Рим), папа Римский, свт. (пам. зап. 15 или 22 марта
ЗЕФИРИН († 26.08.217 или 218), еп. (папа) Римский (с 198, по др. версии, с 202/3), свт. (пам. зап. 26 авг.)