Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАВИД
Т. 13, С. 557-558 опубликовано: 7 ноября 2011г.


ДАВИД

Прп. Давид Эвбейский. Роспись ц. св. Бессребренников в мон-ре прп. Давида на о-ве Эвбея XVIII в.
Прп. Давид Эвбейский. Роспись ц. св. Бессребренников в мон-ре прп. Давида на о-ве Эвбея XVIII в.

Прп. Давид Эвбейский. Роспись ц. св. Бессребренников в мон-ре прп. Давида на о-ве Эвбея XVIII в.
[греч. Ϫαυΐδ, Ϫαβὶδ ὁ ἐν Εὐβοίᾳ] (1519 - ок. 1600), прп. Эвбейский (пам. греч. 1 нояб.), род. в Гардинице (совр. Кипариси) в епархии Локрида в семье благочестивых родителей, иерея Христодула и Феодоры. С 3-летнего возраста он полюбил церковные богослужения и старался часто бывать в храме. В детстве Д. было видение св. Иоанна Предтечи, к-рый побуждал его следовать за ним. Мальчик отправился в посвященную Иоанну Предтече часовню, где пребывал 6 дней и ночей, пока его не нашли родители.

В возрасте 15 лет Д. покинул свой дом и стал послушником старца Акакия, вместе с к-рым прожил 5 лет в одном из мон-рей в обл. Магнисия. За особый аскетизм, мудрость, смирение и любовь к ближнему братия стали называть 20-летнего Д. старцем. Затем Д. вместе со своим наставником поселился в монастыре Комнинион близ горы Осса, где был рукоположен во диакона. Они отправились на Афон, а когда Акакий уехал в К-поль, Д. остался жить в Великой Лавре. В К-поле Акакий был поставлен во митрополита Нафпактского и Артского. Он взял Д. в свою епархию и вскоре рукоположил его во иерея. Д. стал игуменом Варнакова Успения Богородицы мон-ря. Во время посещения этой обители К-польским патриархом Иеремией I один из членов его свиты, Эммануил, совершая проскомидию, увидел Д., озаренного божественным светом и стоявшего на воздухе на высоте аршина над землей. Патриарх хотел возвести Д. в сан архиерея, но тот решительно отказался. Претерпев много огорчений от своевольных иноков, Д. был вынужден покинуть эту обитель и поселился на горе Стирион, между Геликоном и Парнасом, где основал небольшой мон-рь. Однажды Д. обвинили в том, что он способствовал побегу неск. рабов-христиан, принадлежавших тур. правителю г. Ливадия. Его избили палками и бросили в темницу. После того как некоторые благочестивые христиане этого города заплатили выкуп, Д. был освобожден. Он не вернулся на гору Стирион, а стал искать место для уединения. Чудесным образом, расстелив свою рясу на воде и сев в нее как в лодку, преподобный переправился через Эвбейский зал.

Честная глава и правая рука прп. Давида Эвбейского (мон-рь прп. Давида на о-ве Эвбея)
Честная глава и правая рука прп. Давида Эвбейского (мон-рь прп. Давида на о-ве Эвбея)

Честная глава и правая рука прп. Давида Эвбейского (мон-рь прп. Давида на о-ве Эвбея)
На о-ве Эвбея Д. поселился в пещере в горах рядом с разрушенной ц. во имя Преображения Господня, недалеко от совр. городка Лимни. Вскоре слух о нем распространился в окрестностях, и к нему начали приходить христиане за советом и наставлениями. Те из них, кто стремились к подвижничеству, оставались жить рядом со старцем, и тогда возникла необходимость создания монастыря. Д. позвал мастеров и показал им место, где он желал построить мон-рь,- на вершине горы, выше разрушенной церкви. Дав им наказ готовить строительные материалы, он отправился собирать средства среди христиан Греции, находившейся в то время под властью турок, в Дунайские княжества и в Россию. Получив значительные пожертвования и опасаясь быть ограбленным по дороге, он выдолбил в бревне полость, вложил туда драгоценности, закупорил отверстие и, сотворив крестное знамение, бросил бревно в одну из русских рек. По молитве святого бревно принесло к берегам Эвбеи и, вернувшись на остров, Д. благополучно обрел сокровища. Тем временем мастера начали строительство собора рядом с разрушенной церковью, а не на вершине горы, как им указал старец. Они объяснили это отсутствием воды. Взяв с собой мастеров, преподобный поднялся на вершину и, помолившись, ударил посохом о скалу. Из камня тотчас забил источник. Однако Д. разрешил строителям продолжить возведение собора там, где они уже начали. Воду из источника спустя много лет подвели в мон-рь.

В основанном Д. мон-ре в честь Преображения Господня (см. в ст. Давида преподобного мон-рь) собралось много иноков. Неоднократно архиереи и жители др. областей Греции просили его посетить их ради поучений и наставлений (так, преподобный отправился на Пелопоннес, чтобы примирить враждовавших греч. архонтов). Д. прославился чудесами еще при жизни (напр., одно из них - избавление жителей сел. Дистос от комаров). Достигнув 70 лет, он передал игуменство одному из братий, а сам уединился в пещере-аскитирии в окрестностях монастыря, возвращаясь в обитель только на субботу и воскресенье. Остальные дни он пребывал в молитве, питаясь только принесенными с собой из мон-ря антидором и св. водой.

Предвидев свою кончину, преподобный созвал учеников, чтобы дать им последние наставления. После смерти Д. его мон-рь стал местом паломничества, т. к. от мощей святого происходило множество исцелений.

Житие Д. составлено его учеником и сподвижником Христофором.

Лит.: Χρυσόστομος (Θέμελης), ἐπ. Θαυμακοῦ. Ϫαβίδ. ῞Οσιος, ὁ ἐν Εὐβοίᾳ // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 878-879; ῞Οσιος Ϫαβίδ ὁ Γέρων, ὁ ἐν Εὐβοίᾳ, ὁ θαυματουρϒός. Λίμνη Εὐβοίας, 1996 (рус. пер.: Преподобный Давид «Старец», Эвбейский чудотворец: Житие, совр. чудеса / Пер.: игум. Илия (Жуков). СПб.; Покров-Задорожье, 1999); Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιᾶς, 1998. T. 2. Σ. 401-403.
Н. Б. Дёмушкина
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Давид (1519 - ок. 1600), преподобный Эвбейский (пам. греч. 1 нояб.)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)