Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЭТАН ТИЕНСКИЙ
Т. 32, С. 215-217 опубликовано: 6 февраля 2018г.


КАЭТАН ТИЕНСКИЙ

[Гаэтан Тиенский, де Тьене; лат. Caetanus (Gaetanus) Thienaeus, de Thiene] (окт. 1480, Виченца, Сев. Италия - 7.08.1547, Неаполь, Юж. Италия), св. католич. Церкви (пам. 7 авг.), деятель Контрреформации в Италии, основатель ордена театинцев. Младший сын виченцского кондотьера Гаспара де Тиене и гр. Марии ди Баттисты да Порто. Потеряв в возрасте 2 лет отца, воспитывался матерью, терциаркой доминиканского мон-ря св. Венца (Санта-Корона) в Виченце. Учился в Падуанском ун-те; в 1504 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права (in utroquе jure). В том же году стал клириком, приняв тонзуру от Пьетро Дандоло, еп. Виченцы. В 1505 г. на принадлежавшей семье земле в Рампаццо (близ Виченцы) основал ц. во имя св. Марии Магдалины.

В нач. 1507 г. приехал в Рим. Ок. 1508 г. при поддержке знатного генуэзца Джованни Баттисты Паллавичино, епископа Кавайона (с 1517 кардинал), К. Т. приобрел должность апостольского протонотария в Римской курии, ведал папской корреспонденцией. Осенью 1508 г. папа Римский Юлий II даровал ему в качестве бенефициев приходы Пресв. Девы Марии в Мало и Брессанвидо. В 1509 г. участвовал в переговорах с целью примирить власти Венецианской республики и папу Римского (в 1508 папа был одним из организаторов Камбрейской лиги, действовавшей против Венеции). В 1515 г. папа Римский Лев X передал К. Т. на 6 месяцев в качестве комменды мон-рь св. Колумбана в Бьяндрате, неск. позднее предоставил ему каноническую диспенсацию, и в течение 3 дней (27-30 сент. 1516) К. Т. был последовательно посвящен в субдиакона, во диакона и рукоположен во пресвитера (1-ю мессу он отслужил в ц. Санта-Мария-Маджоре на Богоявление (6 янв.)).

Католич. св. Каэтан Тиенский. Икона. XXI в. (Частное собрание)
Католич. св. Каэтан Тиенский. Икона. XXI в. (Частное собрание)

Католич. св. Каэтан Тиенский. Икона. XXI в. (Частное собрание)
В 1515-1517 гг. К. Т. принимал активное участие в деятельности оратория (от orare - молиться) Божественной любви, сложившегося при рим. ц. святых Сильвестра и Доротеи в Трастевере. В кон. XV - нач. XVI в. такие оратории стали появляться в Италии (в Генуе в 1497, в Риме ок. 1515, в Неаполе в 1517); это были добровольные объединения клириков и мирян, которые выступали за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся. Членам оратория (их число не должно было превышать 40 чел., из них только 4 могли иметь сан священника) по утрам надлежало читать обычные молитвы, затем 7 раз «Pater noster» и «Ave Maria», по понедельникам поминать усопших членов оратория 5-кратным повторением этих молитв, еженедельно, а также по церковным праздникам собираться для совместных молитв и участия в богослужении; рекомендовалось раз в неделю соблюдать пост, ежемесячно исповедоваться и регулярно причащаться. Важной сферой деятельности рим. оратория Божественной любви был уход за бедными и неизлечимо больными в госпитале при ц. Сан-Джакомо-ин-Аугуста (Paschini P. Amour (Compagnie du Divin) // DSAMDH. T. 1. Col. 531-533). В 1524-1525 гг. К. Т. являлся кустодом рим. госпиталя, получившего в 1518 г. статус «архигоспиталя», к-рому были подчинены приют в Генуе, госпитали в Савоне и Болонье.

Весной 1518 г. К. Т. вернулся в Виченцу. В янв. 1519 г. он вступил в католич. братство святых Климента и Иеронима и провел в нем преобразования по примеру рим. оратория Божественной любви. В июле того же года стал членом братства св. Тела Христова; под влиянием К. Т. статуты братства были изменены в соответствии с принципами деятельности римского оратория. К. Т. настаивал на регулярном участии членов братства в церковных таинствах, был сторонником частого причащения. В 1520 г. он реорганизовал действовавший в Виченце госпиталь Милосердия в приют для неизлечимо больных. После смерти матери (нояб. 1520) и замужества племянницы К. Т. стал широко использовать деньги семьи на благотворительность. Так, в 1522 г. основал госпиталь для неизлечимо больных в Венеции, куда он приехал по совету духовного наставника доминиканца Джованни Баттисты Карьони да Кремы († 1534).

В кон. 1523 г. К. Т. вернулся в Рим. Для реформирования католич. духовенства он предложил создать новый орден регулярных (уставных) клириков, к-рые должны были совмещать монашескую жизнь в строгой бедности с активным социальным служением (работой в госпиталях, приютах для неизлечимо больных и т. п.) и пастырской деятельностью; членам ордена надлежало обязательно участвовать в общих богослужениях, прежде всего в Евхаристии. К. Т. поддержали др. члены рим. оратория Божественной любви - архиеп. Бриндизи Дж. П. Караффа (впосл. папа Римский Павел IV), пресвитеры Б. деи Колли и П. Консильери. Получив одобрение папы Римского Климента VII (бреве «Exponi nobis» от 24 июня 1524) и отказавшись от имущества, церковных бенефициев и должностей, 14 сент. 1524 г. К. Т., Дж. П. Караффа, Б. деи Колли и П. Консильери принесли торжественные обеты в Ватиканской базилике в присутствии Джамбаттисты Бончанни, еп. Казерты. Новый орден был напрямую подчинен Папскому престолу; его членов стали называть театинцами (Teate - лат. название г. Кьети, кафедру которого в 1505-1518 занимал еп. Дж. П. Караффа, избранный 1-м генеральным настоятелем (супериором) ордена). Орденская обитель сначала находилась близ ц. Сан-Никола-деи-Префетти на Марсовом поле, затем в районе холма Пинчо. Уже в 1525 г. в ордене появились новиции (в 1526 их было 12), гл. обр. из числа членов римского оратория Божественной любви. В 1527 г., после захвата и разграбления Рима войсками имп. Карла V (Sacco di Roma), театинцы покинули город и перебрались в Венецию (с нояб. 1527 резиденцией ордена была ц. Сан-Никола-да-Толентино).

14 сент. 1527 г. К. Т. был избран генеральным настоятелем ордена; занимал эту должность в течение 9 лет (3 срока). Он оказывал поддержку, в т. ч. при Папском престоле, мн. католич. деятелям, стремившимся к обновлению Церкви: католич. св. Иерониму (Джироламо) Эмильяни (1486-1537), к-рый помогал сиротам и беспризорным детям, в 1531 г. организовал в Венеции, Бергамо и Комо приюты для них, а позднее основал конгрегацию регулярных клириков для ухода за немощными и нищими (Общество служителей бедным; см. Сомаски); католич. блж. Паоло Джустиниани (1476-1528), реформировавшему орден камальдулов и основавшему конгрегацию камальдульских отшельников с более строгим уставом. К. Т. одобрил деятельность францисканца-обсерванта Маттео да Башо (ок. 1495-1552), основателя ордена капуцинов. В Венеции К. Т. вместе с др. театинцами ухаживал в госпитале за неизлечимо больными, оказывал помощь голодающим и больным во время эпидемии чумы.

В 1533 г. была основана обитель театинцев в Неаполе (с 1538 близ ц. Сан-Паоло-Маджоре). В этот период К. Т. окормлял неск. жен. обителей, в т. ч. мон-рь кларисс-капуцинок Санта-Мария-ди-Джерузалемме в Неаполе (см. ст. Капуцины). При поддержке К. Т. в этом городе был организован приют для падших и раскаявшихся женщин. К. Т. стал инициатором создания благотворительной кассы (ломбарда) для помощи бедным (1539). В 1540-1543 гг. он был настоятелем (препозитом) мон-ря театинцев в Венеции, затем в Неаполе. Весной 1547 г. участвовал в работе генерального капитула ордена в Риме, где было принято решение об объединении с орденом театинцев конгрегации регулярных клириков Сомаски. Вернувшись в Неаполь, К. Т. заболел и 7 авг. скончался. Был похоронен на орденском кладбище близ ц. Сан-Паоло-Маджоре; впосл. его останки перенесли в церковь.

С 1615 г. по решению генерального капитула память К. Т. стала отмечаться во всех обителях ордена. Беатифицирован в 1629 г. папой Римским Урбаном VIII. 12 апр. 1671 г. папа Римский Климент X канонизировал К. Т. и способствовал распространению его почитания.

Изображается в облачении театинца, в руках - Евангелие, книга с уставом ордена или крест. С кон. XVII в. К. Т. стали изображать с Младенцем Иисусом на руках (напр., скульптура Дж. Л. Бернини в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре): святому, служившему после рукоположения во пресвитера 1-ю мессу, было видение Пресв. Богородицы, Которая вверила ему Младенца (об этом К. Т. писал Лауре Миньяни - Le lettere. 1954. P. 16).

Соч.: Le lettere di San Gaetano da Thiene / A cura di F. Andreu. Vat., 1954. (ST; 177).
Ист.: Congregatione sacrorum rituum siue eminentissimo, ac reuerendissimo D. card. Sfortia neapolitana: Canonizationis beati Caietani Thienaei clericorum regularium theatinorum fundatoris positio super dubio. R., 1670; ActaSS. Aug. T. 2. P. 240-324; [Caracciolo A.] Elio clerio, cioè il sole del riformato clero: Apollo del pitone di Lutero nel luminoso cielo della vita del beato Gaetano Tiene, fondatore de Cherici Regolari. Venetia, 1655; Silos G. Vita di San Gaetano Thiene, fondatore della religione de' Chierici Regolari. R., 1671; Andreu F. Nuovi documenti per la vita di San Gaetano: San Gaetano e la Compagnia di S. Girolamo in Vicenza // Regnum Dei: Collectanea theatina. R., 1946. T. 2. P. 54-69.
Лит.: Dumortier F. Saint Gaétan de Thienne, ou Le Saint de la Providence. P., 1882; Paschini P. Saint Gaetano Thiene, Gian Pietro Carafa et le origini dei Chierici Regolari Teatini. R., 1926; Chiminelli P. San Gaetano Thiene, cuore della Riforma cattolica. Vicenza, 1948; Andreu F. Gaetano da Thiene // BiblSS. T. 5. Col. 1345-1349; idem. Gaétan de Thiène // DHGE. T. 19. Col. 615-621; Mas B. Gaétan de Thiene (saint) // DSAMDH. T. 6. Col. 30-48; Llompart G. Gaetano da Thiene (1480-1547): Estudios sobre un reformador religioso. R., 1968. (Regnum Dei: Collectanea theatina; 24); San Gaetano Thiene a Vicenza nel V centenario della nascità, 1480-1980 / A cura di T. Motterle, E. Reato. Vicenza, 1981; Theatine Spirituality: Selected Writings / Ed. W. V. Hudon. N. Y., 1996; Storia della spiritualità italiana / A cura di C. Cargoni, A. Gentili, M. Regazzoni, P. Zovatto. R., 2002. P. 231-232, 243.
Н. И. Алтухова
Ключевые слова:
Контрреформация католическая Святые Римско-католической Церкви Каэтан Тиенский (окт. 1480 - 1547), святой католической Церкви (пам. 7 авг.), деятель Контрреформации в Италии
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.)
АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.)