Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАТАР
Т. 31, С. 684-688 опубликовано: 21 декабря 2017г. 


КАТАР

[офиц. название Государство Катар], гос-во в Юго-Зап. Азии, расположенное на п-ове Катар (сев.-вост. часть Аравийского п-ова). Территория - 11,4 тыс. кв. км, включая прибрежные острова. Граничит на юге с Саудовской Аравией, на северо-западе имеет морскую границу с государством Бахрейн, на юго-востоке - с государством Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ). Население 1,951 млн чел. (2012). Столица - Доха (427 тыс. чел. на 2009). Офиц. язык - арабский, широкое распространение имеет англ. язык. Административно-территориальное деление - 10 муниципалитетов. По показателям ВВП на душу населения (103 тыс. долл. в 2010) и темпам роста экономики (19%) К. занимает 1-е место в мире.

К.- член ООН (1971), ОПЕК (1961), ЛАГ (1971), МВФ (1972), Орг-ции Исламская конференция (1970), Совета сотрудничества араб. гос-в Персидского зал. (1981), ВТО (1996). География. Страна делится на 3 зоны: прибрежную, переходную и центральное плато. Побережье низменное, пустынное, с сильно изрезанной береговой линией. Чередуются солончаки и песчаные пляжи. Мн. участки берега труднодоступны со стороны моря из-за коралловых рифов и отмелей. Есть лишь неск. удобных бухт, одна из них - Доха. В переходной зоне высоты плавно увеличиваются до 20-40 м и переходят в обширное каменистое плато, занимающее всю внутреннюю часть полуострова. Над плато поднимаются отдельные возвышенности (60-80 м), в т. ч. Духан, где обнаружены запасы нефти мирового значения (в целом в К. сосредоточено 1,6% нефтяных ресурсов Ближ. Востока). На нефтяных месторождениях и континентальном шельфе разведаны запасы природного газа, составляющие 11% ресурсов газа Ближ. и Ср. Востока. По запасам природного газа К. занимает 3-е место в мире.

Климат полуострова - переходный от тропического к субтропическому. В нояб.-февр. над Персидским зал. проходят циклоны со Средиземного м., несущие редкие моросящие дожди. Температура составляет 10-20°С, влажность - 55-65%. Летний сезон (июнь-авг.) жаркий и крайне засушливый, температура поднимается до 44°С, влажность достигает 85-90%, ветер приносит тучи песка из арав. пустынь. Суточные перепады температур - от 8-10°С зимой до 25°С летом. Годовое количество осадков составляет 60 мм (наименьшее в регионе Персидского зал.), при этом все осадки выпадают в дек.-янв. в виде нескольких ливней. Постоянных рек нет, много сухих русел. Главные водные ресурсы представлены грунтовыми водами (потенциальные годовые резервы - 50-55 млн куб. м). Используется опресненная морская вода.

Население. Коренное население п-ова Катар сформировалось в результате миграций бедуинских племен в XVII-XIX вв. из различных областей Вост. Аравии. Часть кочевников перешла к оседлости и занятиям земледелием и морскими промыслами. Племенное деление до сих пор сохраняется в среде катарцев, хотя традиц. хозяйственный и социальный уклад был полностью разрушен в процессе развития нефтедобычи. Наряду с арабами-бедуинами в прибрежных районах проживали потомки африкан. рабов и выходцы из Ирана, на нач. XX в. их численность составляла 6-7 тыс. чел. из 27 тыс. жителей К. Неоднородность коренного населения проявилась в контрастных антропологических типах катарцев, среди которых встречаются как носители классического арав. бедуинского облика - высокие, худощавые, с удлиненными чертами лица, так и коренастые, ширококостные и темнокожие жители побережья.

С развитием добычи нефти началась массовая иммиграция в страну иностранной рабочей силы. Темпы прироста населения в отдельные годы достигали 7,5%.

По данным на 2010 г., в стране насчитывалось 20% коренного населения, среди иностранных рабочих - 20% арабов, 20% индийцев, 13% выходцев из Непала, 10% филиппинцев, 7% пакистанцев, 5% выходцев из Шри-Ланки, 5% др. национальностей (в т. ч. европейцы и американцы). Доля пакистанцев и иранцев в общей массе населения за последние годы снизилась за счет увеличения количества индийцев, филиппинцев, выходцев из Таиланда и др. Во избежание ассимиляции коренного населения иммигрантами и из соображений политической безопасности правительство отдает предпочтение привлечению в К. рабочей силы из гос-в Юж. и Юго-Вост. Азии.

Естественный прирост населения 4,9% (2012). Рождаемость - 10,2 на 1 тыс. чел., смертность - 1,5 на 1 тыс. чел. (2012). Средний возраст населения 32,2 года. При средней плотности населения 160 чел. на 1 кв. км оно размещается по территории полуострова крайне неравномерно: до 92% (2008) проживает в городах, в т. ч. в 2 крупнейших - Дохе и Эр-Райяне (258 тыс. чел.), расположенных в вост. части страны.

Государственное устройство. К.- унитарное гос-во. Конституция страны одобрена на референдуме 29 апр. 2003 г. Согласно Конституции, утвержденной 8 июня 2004 г., К. является абсолютной монархией с элементами конституционного строя. Вся полнота власти принадлежит главе гос-ва - эмиру. Законодательный орган - Консультативный совет (маджлис аль-шура), состоит из 45 членов, 30 из которых избираются гражданами К., 15 назначаются эмиром. Консультативный совет принимает законопроекты, к-рые должны получить одобрение эмира, а также утверждает бюджет и контролирует работу правительства. Срок полномочий совета - 4 года. Исполнительная власть принадлежит эмиру и правительству. Эмир назначает Совет министров и премьер-министра, определяет политику правительства. Политических партий в К. нет.

Религия

Большинство катарцев - мусульмане. Однако в последнее время доля мусульман в населении К. из-за массовой иммиграции сокращается (по переписи 2004 г., мусульмане составляли 77,5% всех жителей (в 1970 - 99%)). В стране появились немусульм. общины. Христиане составляют 8,5% населения; индуисты, буддисты, джайны, сикхи и бахаиты - 14% жителей. Среди христиан большинство католики (20% нерезидентов). В июне 2009 г. был открыт Межконфессиональный церковный комплекс (IDCC) в Месаймире, юж. пригороде Дохи, в котором разместились 28 инд. христ. общин.

Православие. Иерусалимскому Патриархату принадлежит в Дохе храм во имя прп. Исаака Сирина и вмч. Георгия Победоносца. В 2005 г. при храме было учреждено сестричество во имя св. Жен-мироносиц. Часть христиан являются прихожанами Антиохийской Православной Церкви.

Нехалкидонские восточные Церкви. Маланкарская Церковь имеет один приход. Ее прихожане - выходцы из Индии, из шт. Керала, которые с 1939 г. прибывали в К. для работы на нефтепромыслах. С 1940 г. их окормляли временно приезжавшие из Бахрейна священники. Первый постоянный приход св. ап. Фомы был образован 20 сент. 1973 г.; в 1990 и 1995 гг. были созданы еще 2 прихода. В нач. июля 2009 г. освящен храм в церковном комплексе в Дохе, приход которого объединил три ранее существовавших. На торжествах присутствовали митрополит Бомбея Геваргезе Мар Курилос и митрополит Ченганнура Томас Мар Атанасиос.

Коптская Церковь имеет в Дохе храм св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Строительство католич. ц. Богоматери Розария в Дохе. Фотография. 2008 г.
Строительство католич. ц. Богоматери Розария в Дохе. Фотография. 2008 г.

Строительство католич. ц. Богоматери Розария в Дохе. Фотография. 2008 г.
Римско-католическая Церковь. Численность католиков в стране оценивается приблизительно в 120 тыс. чел., в основном это иммигранты из Филиппин и Индии. В 2003 г. К. установил дипломатические отношения с Ватиканом. Первоначально территория К. находилась в юрисдикции Апостольского викариатства Аравии, резиденция которого располагалась в Абу-Даби (ОАЭ). 31 мая 2011 г. Папский престол включил К. во вновь образованное Апостольское викариатство Сев. Аравии. 14 марта 2009 г. был освящен первый католич. храм в честь Богоматери Розария в пригороде Дохи, на земельном участке, подаренном эмиром.

В К. также действуют общины Сиро-Маланкарской католической Церкви. Прихожанами этих общин являются индийцы.

Протестантизм. В К. насчитывается 7-10 тыс. англикан. В Дохе построен Англиканский центр, принадлежащий Епископальной церкви Иерусалима и Ближ. Востока (диоцез Кипра и Персидского зал.), с храмом Богоявления, его прихожане в основном англичане и американцы. В К. также есть общины таких протестант. орг-ций, как Церковь Южной Индии, евангелисты и пятидесятники.

Ислам. Среди мусульман преобладают сунниты маликитского и ханбалитского мазхабов. Шииты имамитского и исмаилитского толка составляют до 15% (из них 1/3 арабы, остальные - иранцы и пакистанцы). Значительное число катарцев, включая правящую верхушку (клан ат-Тани), придерживаются ваххабизма.

Религиозное законодательство

Гос. религией К. является ислам, в эмирате действуют законы шариата. Жизненный уклад К. довольно жестко определяется нормами шариата, существование немусульм. религиозных организаций допускается в ограниченных рамках. Имеется офиц. реестр христ. деноминаций, чья деятельность разрешена. К ним относятся Римско-католическая, Сиро-Маланкарская католическая, Англиканская, Иерусалимская Православная, Маланкарская и Коптская Церкви. С 2008 г. разрешено строительство церквей, которые, однако, не должны иметь крестов и колоколов. Религ. группа может получить регистрацию в Министерстве иностранных дел, если численность ее адептов составляет не менее 1500 чел. При отсутствии необходимого количества членов религиозная группа может присоединиться к одной из разрешенных церквей для отправления богослужений. Приверженцы буддизма, индуизма и Бахаи религии не имеют легального статуса, но могут отправлять свои обряды в частных домах.

Исторический очерк

Древность и средние века. Самые ранние следы обитания человека на полуострове относятся к 4000 г. до Р. Х. Приблизительно в это время в Вост. Аравии сложились неолитические сообщества скотоводов и рыболовов, связанные с южномесопотамской Эль-Обейдской (Убейдской) культурой (VI-IV тыс. до Р. Х.). В К., как и во множестве поселений Персидского зал., обнаружена убейдская керамика, попадавшая в Аравию морским путем, возможно, в обмен на жемчуг. В III тыс. до Р. Х. все прибрежные районы Персидского зал. были вовлечены в единую торговую сеть, протянувшуюся от Месопотамии до Индии. На побережье Аравийского п-ова было найдено большое количество артефактов: импортной керамики, скульптуры, печатей, изделий из лазурита. Бахрейн и прилегающие районы Аравии совр. ученые отождествляют со страной Дильмун, известной из шумеро-аккадских источников как важный торговый партнер Месопотамии, центр транзитной торговли древесиной и медью.

После угасания культуры Дильмун ок. сер. II тыс. до Р. Х. следы человеческого присутствия в Вост. Аравии исчезают почти на тысячу лет. В IV в. до Р. Х. в Эль-Хасе, в 90 км от побережья, складывается город-государство Герры (существовал до III в. по Р. Х.), крупный экономический и культурный центр, к к-рому тяготели селения прибрежных районов и ближайших островов. В эти века в Вост. Аравии расселяются араб. племена.

В период существования Сасанидской державы (сер. III - сер. VII в.) арав. берег Персидского зал. входил в сферу влияния Сасанидов и вассального им араб. царства Лахмидов. Несториане-сирийцы из Месопотамии, активные участники торговли в Индийском океане, селились на побережье и предположительно контролировали сбыт местного жемчуга. Эти миграции могли быть вызваны неоднократно возникавшими в IV в. гонениями на христиан в Сасанидском гос-ве. К V в. на территории от Кувейта до Омана существовало неск. христ. общин с храмами и мон-рями. Как считается, большинство местных христиан были араб. происхождения, хотя среди монашествующих, возможно, встречались сирийцы и персы. К. наряду с Кувейтом и Эль-Хасой входил в епархию Бет-Катрайе, подчиненную митрополии Рев-Ардашира на иран. берегу Персидского зал. Епископы Бет-Катрайе упоминаются в актах Соборов Церкви Востока между 410 и 676 гг. Данные письменных источников о несторианском присутствии в гос-вах Персидского зал. подтверждаются раскопками кон. XX - нач. XXI в., обнаружившими ряд христ. памятников в Кувейте, ОАЭ и Саудовской Аравии. Два объекта на территории К. идентифицируются как развалины церквей, однако их детального археологического исследования еще не проводилось.

В 632-634 гг. Вост. Аравия была завоевана мусульманами и вошла в состав Арабского халифата. Христианство быстро пришло в упадок. Возможно, этому способствовали временный разрыв торговых связей, прекращение экспорта жемчуга, за счет к-рого существовали мон-ри. Часть христиан перешла в ислам, мон-ри были покинуты к нач. VIII в. Последние сведения о местных христианских общинах относятся к IX в.

Наименование «Катар» впервые появляется в поэзии времен правления Омейядов (661-750). Из араб. географов самое раннее сообщение о К. принадлежит Ибн Хордадбеху (885), упоминавшему его среди остановочных пунктов на сухопутном пути из Басры в Оман. В X - сер. XI в. территория К. входила в состав владений карматов, наиболее радикальной ветви шиитской секты исмаилитов. После распада гос-ва карматов арав. берег стал объектом соперничества Аббасидов и султанов Омана; опустошительные войны привели к упадку региона. Географы X-XIII вв. писали, что местные жители заняты добычей жемчуга и пиратством. Редкие прибрежные поселения не представляли собой единого гос. образования. В 1320 г. К. и соседние территории были захвачены шейхом Ормуза.

Кон. XV - нач. XX в. В кон. XV в. в Индийском океане появились португальцы. Укрепившись в Ормузе (1515) и ряде др. пунктов, они поставили под свой контроль акваторию Персидского зал., обложили данью торговлю и добычу жемчуга. Местные мусульм. правители искали поддержки у Османской империи. В сер. XVI в. османы распространили свою власть на Юж. Ирак, а впосл. на вост. побережье Аравии, где был образован эялет Эль-Хаса, в к-рый номинально входил и К. В течение следующих 3 столетий господство над Персидским зал. оспаривали друг у друга португальцы, голландцы, англичане, а также правители Сефевидского Ирана и Османской империи. К. оставался на периферии их военно-политических интересов, равно как и в стороне от основных торговых путей между Маскатом, Ормузом и Басрой. Даже на европ. картах вплоть до нач. XIX в. п-ов К. изображался искаженно, как небольшой выступ на арав. побережье.

В 1766 г. на полуостров мигрировали из Кувейта бедуины клана аль-Халифа племени Утуб. Они заняли зап. побережье К. с центром в Эз-Зубаре. Чуть позже на полуострове появился соперничавший с ними клан Джалахима того же племени. Клан закрепился на северной оконечности К., в Эр-Рувайсе, который стал одним из главных очагов пиратства в Персидском зал. После занятия Басры персами в 1771 г. Эз-Зубара на недолгое время стала коммерческим центром региона. В 1777-1783 гг. персы предпринимали неудачные попытки овладеть К. В 1783 г. бедуины Утуб нанесли ответный удар и захватили Бахрейн, куда и переместился центр владений аль-Халифа.

В К. ведущую роль стал играть клан Джалахима под предводительством Рахмы бен Джабера. В 1809 г. он заключил союз с ваххабитами Неджда, к-рые вскоре распространили свою гегемонию на всю Вост. Аравию. В 1811 г. султан Маската при поддержке англичан разрушил Эз-Зубару и выбил ваххабитов из К. и Бахрейна; Рахма отступил в Эль-Хасу, бедуины аль-Халифа вернулись к власти. Война на суше и на море между кланами аль-Халифа и Джалахима продолжалась мн. годы.

Шейхи аль-Халифа, находившиеся на Бахрейне, претендовали на сюзеренитет над К. Местные правители выплачивали Бахрейну нерегулярную дань, но в остальном, в частности в пиратском промысле, были самостоятельны. История К. складывалась весьма драматично, она изобиловала междоусобными войнами и переселениями значительных племенных групп и жителей местных городов-гос-в в ходе военных конфликтов и кочевых миграций. В 1821 и 1841 гг. Доха, главный порт полуострова, в наказание за пиратство местных жителей подвергалась бомбардировкам британских кораблей. В 1828 г. Доха была разрушена шейхом Бахрейна в ходе подавления мятежа местного правителя.

В 1862 г. вожди катарских племен во главе с шейхом Дохи Мухаммадом ат-Тани из племени Тамим снова вышли из повиновения Бахрейну. Стычки продолжались неск. лет с переменным успехом, пока в 1867 г. шейх Бахрейна в союзе с племенами Абу-Даби не разрушил города Доха и Эль-Вакра и не изгнал их население. В противостояние вмешались англичане, стремившиеся прекратить конфликт раньше, до того как в него будут втянуты Стамбул и Тегеран, имевшие свои интересы в К. и Бахрейне. В 1868 г. брит. политический резидент в Персидском зал. объявил шейха Бахрейна виновным в войне и сверг его. Шейх Мухаммад ат-Тани был признан правителем К. и 12 сент. 1868 г. подписал с Великобританией соглашение, по которому брал на себя обязательство воздерживаться от войн и пиратства, а все спорные вопросы в отношениях с соседними гос-вами передавать на рассмотрение брит. политического резидента в Персидском зал.

Установление англичанами протектората над Бахрейном вызвало опасения у остальных арав. правителей. Шейх Джасим (Касим) бен Мухаммад ат-Тани в 1871 г. принял предложение Стамбула о признании османского сюзеренитета. Вытесненные османами из Эль-Хасы ваххабиты и бедуины использовали К. как базу для набегов на османские гарнизоны. Это привело к высадке в Дохе османских войск и оккупации К. в 1872 г. Шейхи ат-Тани тем не менее сохранили преобладающее влияние на полуострове.

В кон. 70-х - 80-х гг. XIX в. продолжались конфликты между Бахрейном, К. и Абу-Даби, за которыми стояли интересы Великобритании, Турции и Германии, стремившихся к контролю над Персидским зал. В нач. 90-х гг. XIX в. Великобритания, окончательно утвердившая протекторат над Бахрейном и Договорным Оманом, приступила к вытеснению Турции из К. и Кувейта. В 1892 г. произошли столкновения катарских племен с османским гарнизоном, расквартированным в шейхстве. Реальная власть османской администрации осталась только в столице К. В 1894-1895 гг. между К. и Бахрейном вспыхнул конфликт, к-рый пресекли действия брит. канонерок, обстрелявших корабли и побережья противоборствующих сторон. Шейх К., обвиненный в нарушении договора 1868 г., должен был заплатить значительный штраф. В дальнейшем шейх Джасим действовал в русле брит. интересов. В 1899 г. катарское ополчение участвовало в военных действиях против Кувейта, что подтолкнуло эмира этого княжества к сближению с Великобританией.

В 1914 г. была подписана англо-тур. конвенция, согласно которой Стамбул отказывался от притязаний на Вост. Аравию, в частности признавал независимость К. В годы первой мировой войны шейхи региона сохранили лояльность к Великобритании; т. о., Персидский зал. превратился практически в «британское озеро». Одним из важных шагов на этом пути стало принуждение шейхов катарских племен во главе с Абдаллой бен Джасимом ат-Тани (1913-1949) к принятию брит. протектората (нояб. 1916).

Нач. XX - нач. XXI в. Поставив под свой контроль внешнюю политику и оборону К., Великобритания мало вмешивалась в его внутренние дела, тем более что шейх Абдалла всемерно противился усилению британского присутствия в стране. Положение правящей династии было шатким - на полуострове постоянно происходили конфликты между различными общинами и племенами, соседние гос-ва предъявляли К. территориальные претензии, кочевые племена ориентировались на Саудидов Неджда, к-рым вынужден был выплачивать дань и шейх Абдалла. К. сохранял архаичный общественный уклад и традиц. экономику. Население страны, составлявшее в 1908 г. 27 тыс. чел., к 1950 г. сократилось до 25 тыс. чел. Источником заработка для значительной части жителей оставалась добыча жемчуга, однако эта отрасль хозяйства пришла в упадок из-за мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и конкуренции со стороны дешевого, искусственно выращенного япон. жемчуга. К 70-м гг. XX в. жемчужный промысел в Персидском зал. повсеместно прекратился. Традиц. хозяйственный уклад уступил место нефтяной промышленности. В 1935 г. шейх выдал концессию англо-франко-американско-голландской кампании «Петролеум девелопмент оф Катар» на разведку и добычу нефти и строительство сопутствующей инфраструктуры на всей территории полуострова. Первые месторождения нефти были обнаружены в 1940 г., их разработка началась в 1949 г.

В годы второй мировой войны К. стал тыловой базой англ. войск. На полуострове построили военный аэродром, склады, казармы и др. Импорт дешевых продуктов и фабричных товаров негативно повлиял на развитие кустарного ремесла и примитивного сельскохозяйственного производства в К., положив начало кризису традиц. общества. Еще более радикальную трансформацию К. пережил в первые десятилетия нефтедобычи - в 50-60-х гг. XX в. Поступления от добычи нефти к кон. 50-х гг. давали 95% национального дохода. Большую часть этих средств присваивал правящий клан ат-Тани, но немало инвестировалось в социальные проекты и создание рабочих мест для коренных жителей страны, при этом непомерно разрослись управленческий аппарат, армия и полиция. Для работы на нефтепромыслах в страну ввозили рабочую силу из-за рубежа, преимущественно выходцев из Юж. и Юго-Вост. Азии.

В 1968 г. Великобритания объявила о своих планах ухода из региона Персидского зал. В этой связи был выдвинут проект создания федерации княжеств Вост. Аравии в составе Договорного Омана (ныне ОАЭ), Бахрейна и К. После напряженных переговоров в 1968-1969 гг. К. отказался от вступления в федерацию и избрал путь самостоятельного развития. Независимость эмирата была официально провозглашена 3 сент. 1971 г.

Внутриполитическая ситуация в государстве оставалась сложной, в т. ч. вслед. постоянных конфликтов внутри клана ат-Тани, представители к-рого занимают почти все высшие посты в гос. управлении. Ни один из правителей К. в XX в. не оставил престол по доброй воле: эмир Али бен Абдалла в 1960 г. был вынужден отречься от власти; Ахмад бен Али (1960-1972) был низложен двоюродным братом Халифой бен Хамадом (1972-1995), к-рого в свою очередь сверг его сын, в наст. время эмир Хамад бен Халифа (род. в 1952, эмир с 1995).

Во внешней политике К. ориентируется на США. В 1981 г. К. стал одним из учредителей региональной военно-политической орг-ции Совет сотрудничества араб. гос-в Персидского зал. В годы ирано-ирак. войны (1980-1988) страны Персидского зал. оказывали финансовую помощь Ираку, опасаясь экспорта ислам. революции из Ирана. В 1983 г. в К. был раскрыт заговор радикальных исламистов, поддержанных Ираном. Периодически обострялись территориальные споры с Ираном из-за нефтяных месторождений на дне Персидского зал. В 1991 г. вооруженные силы К. в составе антииракской коалиции участвовали в операции «Буря в пустыне». В 1992 г. эмир К. подписал с США пакт об обороне. В К. размещена крупнейшая в регионе база ВВС США «аль-Удейд» с 4-тысячным гарнизоном. В 1994 г. К., несмотря на критику ряда араб. стран, установил торговые отношения с Израилем. Во время 2-й войны США с Ираком (2003) на территории К. размещался объединенный командный пункт сил вторжения. На базе арабской редакции Би-би-си была создана катарская телекомпания «Аль-Джазира». Финансовая мощь К., подкрепленная информационными технологиями «Аль-Джазиры» и связями с радикальными исламистскими движениями, стимулировала великодержавные амбиции правящего эмира. С началом революций «арабской весны» 2011 г. К. наряду с Саудовской Аравией выступает как главная сила дестабилизации светских авторитарных режимов, препятствующих гегемонии ваххабитских монархий в араб. мире. Весной-летом 2011 г. катарские военнослужащие участвовали в военных действиях НАТО против Ливии, в т. ч. в наземных операциях. С 2011 г. К. финансирует повстанческое движение в Сирии, прежде всего исламистские вооруженные структуры, ведущие борьбу с баасистским режимом.

Лит.: Шпажников Г. А. Религии стран Западной Азии. М., 1976. С. 102-106; Бодянский В. Л. Восточная Аравия. М., 1986; Yapp M. E. The Near East since the First World War: A History to 1995. L.; N. Y., 1996 2. P. 201-206, 370-374; Bin Seray H. M. Christianity in East of the Arabian Peninsula // Aram. Oxf., 1996. Vol. 8. P. 315-332; Qatar // Political Encyclopedia of the Middle East. N. Y., 1998. P. 627-628; Исаев В. А., Филоник А. О. Государство Катар: Проблемы развития. М., 1999; Hellyer P. Nestorian Christianity in Pre-Islamic UAE and Southeastern Arabia // J. of Social Affairs. Sharjah, 2001. Vol. 18. N 72. P. 79-99; Lorimer J. G. Gazetter of the Persian Gulf, Oman and Central Arabia. Slough, 2003 2. Vol. 2. P. 787-835; Johnstone T. M. Katar // EI. Vol. 4. P. 750-752.
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Ислам на территории разных стран Катар, государство в Юго-Зап. Азии Страноведение. Катар География. Катар Катар. История Религиозная ситуация на территории разных стран. Катар Религиозное законодательство. Катар
См.также:
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
АЗЕРБАЙДЖАН гос-во в юго-вост. части Закавказья
АЛБАНИЯ гос-во на юге Европы
АЛЖИР государство в Сев. Африке
АРМЕНИЯ гос-во в Закавказье
АФГАНИСТАН гос-во в юго-зап. части Центр. Азии
БАГДАД г. на р. Тигр, в Центр. Месопатамии, совр. столица Республики Ирак
БАНГЛАДЕШ гос-во в Юж. Азии
БАХРЕЙН гос-во в Ю.-Зап. Азии на о-вах Бахрейн в Персидском зал.
БАШКОРТОСТАН субъект РФ
БЕЙРУТ г. на вост. побережье Средиземного моря, столица Ливанской республики
БЕЛЬГИЯ гос-во в Зап. Европе
БЕНИН гос-во, расположенное в Зап. Африке
ГАБОН гос-во на зап. побережье Центр. Африки