Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗОЛОТАРЁВ
20, С. 318-319 опубликовано: 20 февраля 2014г.


ЗОЛОТАРЁВ

[наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (23/24.02. 1872/73, Таганрог - 25.05.1964, Москва), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. Обучался в Ростове-на-Дону в уездном уч-ще, где солировал в хоре. Был замечен Е. С. Азеевым, набиравшим мальчиков на юге России для Придворной певческой капеллы. В 1884-1888 гг. З. часто исполнял соло, являясь малолетним певчим капеллы, обучался в инструментальном классе капеллы у проф. П. А. Краснокутского (скрипка), М. А.

В. А. Золотарёв. Фотография. Нач. XX в.
В. А. Золотарёв. Фотография. Нач. XX в.

В. А. Золотарёв. Фотография. Нач. XX в.
Балакирева (симфонические формы), А. К. Лядова (контрапункт). Получил аттестат инструментального класса капеллы. В 1897-1900 гг. по классу композиции обучался у Н. А. Римского-Корсакова в С.-Петербургской консерватории, окончил ее со званием свободного художника. В дальнейшем повышал уровень композиторского мастерства в Москве, посещая «среды» С. И. Танеева.

Широкую известность как сочинитель З. получил с кон. 10-х гг. XX в. Им создано более 350 произведений: 3 оперы, балет, ряд симфонических произведений, инструментальные квартеты, произведения для духового оркестра и оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли, струнные квартеты, фортепианные произведения, вокально-симфонические произведения, хоры для смешанных и однородных голосов, вокальные ансамбли, романсы, песни (более 100 названий), обработки русских, белорусских, украинских народных песен.

Сочинения З. неоднократно премировались на конкурсах: им. А. Г. Рубинштейна (1900), С.-Петербургского об-ва камерной музыки (1901), им. М. И. Глинки (1902), Московского товарищества камерной музыки, им. С. И. Танеева (1916). Заслуженный артист РСФСР (1932), народный артист БССР (1949), народный артист СССР (1963). В 1950 г. был удостоен Гос. премии СССР.

Параллельно с творчеством З. активно занимался педагогической деятельностью. С 1897 г. в Придворной певческой капелле вел класс скрипки, работал на регентских курсах. В 1905 г. под Киевом руководил любительским хором сахарного завода. Преподавал музыкально-теоретические предметы и сочинение в ряде учебных заведений: муз. училище в Ростове-на-Дону (1906-1908), Московской консерватории (1909-1918), Донской консерватории (1918-1919), Кубанской консерватории (1919-1924), Одесском музыкально-драматическом ин-те (1924-1926), Киевском музыкально-драматическом ин-те им. Н. В. Лысенко (1926-1930), Свердловском муз. техникуме им. П. И. Чайковского (1930-1933); в Белорусской консерватории был зав. теоретико-композиторской кафедрой (1933-1941).

З. написано 3 духовно-муз. сочинения: Херувимская песнь, «Милость мира» и «Отче наш», последнее с посвящением Ивановскому рабочему хору. Они принадлежат к концертному стилю духовной музыки, с широким использованием полифонических приемов (подголоски, имитации, стретты) и усложненным гармоническим языком (обилие альтерированных аккордов, диссонантность). Давая в целом благоприятные отзывы, критика усматривала в духовных сочинениях З. черты подражательности: в интонационном строе Херувимской песни - влияние М. И. Глинки, в песнопении «Милость мира» - П. И. Чайковского, в использовании нонаккордов - Дж. Сарти, в «Отче наш» - заимствование «угловатостей» современника З., композитора С. В. Панченко (ХРД. 1913. № 2. С. 40).

Как бывш. воспитанник Придворной певческой капеллы З. оставил воспоминания о ее управляющем Балакиреве, добившемся строительства нового здания капеллы, отдельного помещения для регентских курсов, сплотившем лучшие педагогические силы и по-отечески заботившемся об учениках; о Римском-Корсакове, создавшем оркестр профессионального уровня, редактировавшем новое издание «Обихода церковного пения», где впервые в гармонизацию старинных мелодий вводились плагальные обороты вместо автентических; о Лядове, усиленно занимавшемся с учениками, а также об А. К. Глазунове, о В. В. Стасове, о М. М. Иванове, о Н. Ф. Соловьёве и др.; о свойственных хору капеллы высоком качестве певч. мастерства и стилистических особенностях исполнения.

Научный труд З. «Фуга: Руководство к практическому изучению» является первым в этом жанре и единственным на рус. языке с полным описанием особенностей фуги. Работа до сих пор не утратила значения для педагогической практики.

Как общественный деятель З. в дореволюционное время совместно с С. Н. Василенко и Ю. С. Сахновским проводил в Москве «Исторические концерты» симфонической музыки для рабочих Прохоровской и Цинделевской мануфактур, писал музыку для народного театра суконной фабрики Попова; в советский период был членом жюри Всесоюзных конкурсов: 2-го музыкантов-исполнителей (1935), пианистов (1937), дирижеров (1938).

Арх.: РГАЛИ. Ф. 703. Ед. хр. 13. Л. 80-83; Ф. 2077. Оп. 3. Ед. хр. 53; Ф. 653. Оп. 4. Ед. хр. 89; Ф. 962. Оп. 16. Ед. хр. 281. Л. 7-8, 24-25.
Соч.: Фуга: Рук-во к практ. изучению. М., 1932, 1956 2, 1965 3; Восп. о Балакиреве // Сов. музыка. 1948. № 2. С. 105-109; Н. А. Римский-Корсаков в Певческой капелле: (Из восп. ученика) // Там же. № 9. С. 52-56; Восп. о моих великих учителях, друзьях и товарищах. М., 1957.
Муз. соч.: Духовно-муз. соч. Ор. 30. № 1: Херувимская песнь, № 2: «Милость мира», № 3: «Отче наш». М.[: П. Юргенсон], 1912.
Лит.: Золотарев В. // РМГ. 1907. № 43. Стб. 1017-1019; П-в Г. Моск. концерты: Рус. хоровое об-во // Там же. 1908. № 11. Стб. 274; Библиография // Там же. № 13. Стб. 348; № 43. Стб. 959; В. Золотарев // Там же. 1909. № 18. Стб. 511; До-sol. Библиография // Там же. 1910. № 8. Стб. 238; Габрилович А. Музыкальный календарь: Справ. и зап. книжка на 1911. СПб., 1911. С. 29, 32; В. Л. Библиография: В. А. Золотарев // РМГ. 1912. № 11. Стб. 298; № 19/20. Стб. 476-477; Разные известия // Там же. № 41. Стб. 861; Нисневич С. Г. В. А. Золотарев. М., 1964 [Список соч.: С. 152-165; Библиогр.: С. 166-175].
Т. М. Зацепина
Ключевые слова:
Композиторы русские Дирижеры русские Педагоги музыкальные Золотарёв [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель
См.также:
АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
ВАРЛАМОВ (1801 - 1848), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер
ДМИТРИЕВ Николай Дмитриевич (1829 - 1893), композитор, пианист, дирижер, педагог
ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ [наст. фамилия Иванов] Михаил Михайлович (1859-1935), рус. композитор, дирижер, педагог
КОРЕЩЕНКО Арсений Николаевич (1870-1921), рус. композитор, пианист, педагог, дирижер
МАЛАШКИН Леонид Дмитриевич (1842-1902), дирижер, композитор, педагог, собиратель песенного фольклора
ПАНЧЕНКО Семен Викторович (1867-1937), рус. композитор, дирижер, педагог, просветитель
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог