Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЛОЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ВМЧ. ГЕОРГИЯ
Т. 11, С. 593-594 опубликовано: 29 марта 2011г.


ГЛОЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ВМЧ. ГЕОРГИЯ

Ловчанской епархии Болгарской Православной Церкви, действующий. Расположен в предгорьях Стара-Планины, на скале под горой Камен-Лисец. По местоположению считается одним из красивейших болг. мон-рей. Время и обстоятельства возникновения Г. м. достоверно неизвестны.

Согласно преданию, зафиксированному между кон. XVIII в. и 1870 г. на позднем церковнослав. языке с лексическими и орфографическими русизмами и находившемуся в 10-х гг. ХХ в. в обители (издано по списку П. Мутафчиевым, совр. местонахождение неизвестно), Г. м. был основан «в древние времена» (задолго до тур. завоевания) неким князем из Киева, «прозванием Гложенский», в память о чудесном принесении оттуда на место совр. обители чудотворной иконы вмч. Георгия. Предание сообщает детали, неизвестные письменному тексту: имя князя - Георгий Глож, его переселение в Болгарию произошло во время царствования Иоанна Асеня II (1218-1241), иногда называют 1224 г. Князь построил каменный храм, основал мон-рь и купил для его обеспечения земли, на к-рых со временем возникли села Гложене и Киевски-Извор, названные по имени ктитора и в память происхождения чудотворного образа. После тур. завоевания Г. м. лишился владений, обеднел и его братия была вынуждена обратиться за помощью к монахам киевских мон-рей (прежде всего Киево-Печерской лавры). В сравнительно недавние по отношению к записи сказания времена в окрестности Г. м. приходил в поисках чудотворного образа «из монастырей киевских» мон. Иосиф, сообщивший, что в Киево-Печерской лавре имеется книга, свидетельствующая о чудесном перенесении иконы.

Сказание представляет интерес как редчайшее, хотя и весьма позднее болг. повествование о чудотворных иконах, возникшее, вероятно, под рус. влиянием, однако его историческая достоверность невелика. Кн. Гложенский, или Георгий Глож, по др. источникам неизвестен. В XIII в. в Болгарии действительно были рус. князья-эмигранты (напр., деспот Иаков-Святослав), но их появление здесь было связано с бегством от монг. нашествия, т. е. уже после смерти Иоанна Асеня II. В Г. м. к 20-м гг. XIX в. не было древней иконы вмч. Георгия, существующая храмовая икона была написана в 1826 г. Иоанном Поповичем из Габрова по заказу ктиторов из Тетевена, при этом не сохранилось предания о гибели или исчезновении чудотворного образа (Мутафчиев. С. 361). Вероятнее всего, в основе легенды лежит ложная этимологизация топонимов, порожденная осмыслением прилагательного «киевский» (с древности достаточно широко распространенного на Балканах) при названии «Извор» как связанного с городом на Днепре. Оформление легенды произошло не позднее 10-х гг. XVII в., поскольку «киевским» Г. м. назван уже в записи на Триоди 1618/19 г. (см. ниже). Легенда, несомненно, была призвана обосновать права мон-ря на получение «милостыни» из Киева. Мутафчиев полагал, что какой-то ее вариант сопровождал милостивный синодик, с к-рым иноки Г. м. ходили за сбором пожертвований на Украину, поскольку на помянник («кондик») ссылается безымянный писец сказания, тогда как в сохранившихся синодиках легенда отсутствует. При этом в близлежащем к Г. м. регионе действительно прослеживаются какие-то связи с Украиной (хотя, очевидно, не с Киевом) в XVI в. Так, Черепишское Евангелие, принадлежавшее Врачанской епархии (ныне в Археологическом музее в Софии), является богато иллюминованной волынской рукописью раннего XVI в., не позднее середины того же столетия попавшей в Центр. Болгарию и оказавшей влияние на художественное оформление местных книг (см.: Турилов А. А. К истории украинско-болг. художественных связей XVI в. // Исследования по истории Украины и Белоруссии. М., 1995. Вып. 1. С. 4-12).

Реально история Г. м. прослеживается с 10-х гг. XVII в. В 1618/19 (7127) г. Койо Грамматик переписал «в монастир, глаголем Киево», в «храм святаго Георгия» Триодь Постную при игум. Гаврииле (Христова Б., Караджева Д., Узунова Е. Бележки на българските книжовници Х-XVIII вв. София, 2004. Т. 2. С. 41. № 268). Среди книг (только печатные - московские и киевские), икон и церковной утвари к нач. XX в. здесь не было ничего старше 60-х гг. XVIII в. (Мутафчиев. С. 349-353), первые записи в синодике датированы 1784 г. (Там же. С. 355). XVIII в. датируется и ряд монастырских построек. Древнейший документ, хранившийся в Г. м.,- договор ктиторов-чорбаджиев из окрестных сел о защите интересов обители, составленный 9 марта 1755 г. Вероятно, незадолго до этого времени мон-рь был возобновлен после длительного и полного запустения. Вкладчиками Г. м. в кон. XVIII-XIX в. были жители городов Враца, Плевен, Ловеч, Этрополе и близлежащих сел. На средства ктиторов-чорбаджиев был расписан, украшен иконами и снабжен церковной утварью храм.

В кон. XVIII - нач. XIX в. Г. м. стал культурным центром края, в с. Малык-Извор, при подворье мон-ря, в тот период действовала школа, позднее была открыта школа при подворье мон-ря в Ловече, первая в городе. В 1858 г. были построены сохранившиеся ныне братские корпуса, впосл. неск. раз перестраивавшиеся. С 1864 г. настоятелем мон-ря был хаджи Евфимий Симеонов из Сопота, к-рый часто укрывал в обители видного болг. революционного деятеля Васила Левского, в сохранившейся келье к-рого сейчас располагается музей.

Г. м. сильно пострадал от землетрясений 1904 и 1913 гг. В 1915 г. храм окончательно обрушился. Он представлял собой однонефную и одноапсидную каменную церковь без купола (5,1×4,3 м), к к-рой позднее из-за условий рельефа почти под углом 45° к основному объему был пристроен притвор (6×3,7 м). Ее украшали фрески с греч. надписями, в алтаре было 2 слоя живописи. На юж. стене притвора находился групповой портрет тетевенских ктиторов-чорбаджиев Пею, Владу, Стачул, Петко (Мутафчиев. С. 348-349, 435 - табл. 11). По облачениям персонажей портрет можно отнести к 1-й пол. XIX в. Мутафчиев датировал несохранившуюся церковь XV-XVI вв., в лит-ре иногда, следуя легенде, ее относят к XIII в.

Помимо собора и братских корпусов в Г. м. была т. н. кула (башня) - трапециевидная в плане постройка в юго-зап. углу монастырского двора высотой ок. 4,5-5 м, перекрытая цилиндрическим сводом. Ее первоначальное назначение непонятно, в нач. ХХ в. использовалась как склад продовольствия. Сохранился туннель, к-рый вел из мон-ря наружу.

В ризнице находилось 3 ковчежца с мощами: деревянный, по-видимому, иерусалимской работы (с мощами ап. Иакова, брата Господня, великомучеников Георгия и Пантелеимона), серебряный 1848 г. и сребропозлащенный 1824 г. (с мощами вмч. Георгия). Наиболее подробное церковно-археологическое описание Г. м. по состоянию на 1-ю треть ХХ в. составил Мутафчиев.

В 1931 г. была построена новая церковь. В 2005 г. в мон-ре проживало 2 насельника.

Лит.: Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири // Мутафчиев П. Избр. произведения. София, 1973. Т. 2. С. 345-362; Чаврыков Г. Болг. мон-ри. София, 1974. С. 74-77; Bozhilov I., Touleshkov N., Prashkov L. Bulgarian Monasteries. Sofia, 1997. P. 165-169.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Монастыри Болгарской Православной Церкви Гложенский мужской монастырь во имя великомученика Георгия Ловчанской епархии Болгарской Православной Церкви Ловчанская митрополия Болгарской Православной Церкви
См.также:
АЛАДЖА, ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, МОНАСТЫРЬ расположен на северо-востоке Болгарии
АЛИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Софийской епархии Болгарской Православной Церкви
АРАПОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ НЕДЕЛИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Болгарской Православной Церкви
АРБАНАССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Велико-Тырновской митрополии Болгарской Православной Церкви
АРБАНАССКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Велико-Тырновской митрополии Болгарской Православной Церкви
БАТОШЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Болгарской Православной Церкви