Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЛАДСТОН
Т. 11, С. 545-546 опубликовано: 17 марта 2011г.


ГЛАДСТОН

[англ. Gladstone] Уильям Юарт (29.12.1809, Ливерпуль - 19.05.1898, Харден, Уэльс), англ. гос. деятель, премьер-министр в 1868-1874, 1880-1885, 1886, 1892-1894 гг.

У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г.
У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г.

У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г.
Г. род. в семье богатого шотл. предпринимателя. На формирование личности Уильяма большое влияние оказали родители, сумевшие воспитать в сыне глубокую веру в Бога, любовь к лит-ре и интерес к общественным делам. Окончил школу в Итоне (1821-1828), затем обучался в Оксфорде (Крайст-Черч-колледж), где обнаружил интерес к теологии и был одним из лучших студентов. Г. мечтал посвятить себя служению Богу, однако отец видел будущее сына в политической области и запретил принимать сан. Завершив образование, в 1832 г. Г. отправился в путешествие в Италию, после посещения к-рой изменил отношение к католикам. В Риме, по его словам, он особо ощутил потерю христ. миром единства и нек-рое время после возвращения, оставаясь евангеликом, был увлечен идеями Оксфордского движения.

Политическую карьеру Г. начинал как тори, разделяя консервативные взгляды по основным вопросам внутренней и внешней политики. Он был сторонником репрессивных мер в отношении Ирландии, выступал против допуска евреев в парламент, диссентеров в ун-ты Оксфорда и Кембриджа, а также против отмены телесных наказаний в армии. Он был противником парламентской реформы 1832 г. и запрета на рабовладение. В 23 года одержал победу на парламентских выборах. Программа Г. включала сохранение союза англиканской Церкви и гос-ва. Впосл. он считал, что англикан. Церковь, являясь одной из ветвей единой кафолической Церкви (т. н. Теория ветвей), сохранила собственные доктрины и организацию.

С 1832 г. и на протяжении 63 лет Г. неизменно занимал активную позицию и выступал в парламенте по всем наиболее важным вопросам.

В 1834-1835 гг. он был членом 1-го консервативного правительства Р. Пиля. В 1838 г. Г. опубликовал кн. «Государство и Церковь» (The State in Its Relations with the Church), к-рая представляла собой защиту статуса гос. Церкви. Г. доказывал, что цель гос-ва заключена в служении религии, а Церковь в этом союзе нуждалась в гос. поддержке. Книга явилась реакцией молодого человека на предоставление политических и гражданских прав католикам в 1829 г. (т. н. эмансипация католиков) и требования нонконформистов ликвидировать гос. статус англикан. Церкви и вызвала бурные споры в обществе. В последующие годы книги и статьи Г. были посвящены церковной истории и богословию. Он написал очерки по истории Реформации, работы о подлинности и об авторитете Свящ. Писания и др.

Глубокая внутренняя религиозность Г. оставалась неизменной, но взгляды по вопросам внутренней и внешней политики гос-ва претерпели серьезные изменения, что со временем привело его в лагерь либералов. Пересмотр позиции был результатом глубоких размышлений, гибкости ума, открытости к новым веяниям, фактам, явлениям, способности отказаться от заблуждений. Г. понял необходимость осуществления преобразований в социальной и политической областях, против к-рых выступали крайние тори. Как министр торговли в 1843-1845 гг. во 2-м кабинете Пиля Г. поддержал его политику по установлению либеральных принципов торговли (фритреда), поощрял развитие железнодорожного строительства. Высказывался за расширение самоуправления в колониях, к-рого добивались колонисты и радикалы. Его позиция свидетельствовала о переходе в лагерь либеральных консерваторов, сторонников политики Пиля. Отставка Г. в 1845 г. была вызвана его несогласием с увеличением субсидии католич. колледжу в Ирландии. Г. был уверен, что гос-во должно поддерживать только господствующую англикан. религию.

В 50-х гг. он окончательно порывает с консерваторами и входит в коалиционные правительства Абердина (1852-1855) и либеральный кабинет Пальмерстона (1859-1866). После смерти Г. Дж. Пальмерстона Г. стал в 1868 г. лидером либералов в палате общин. Постепенно он пришел к религ. толерантности. Размышления привели его к убеждению в необходимости усиления религ. институтов и изменения характера взаимоотношений Церкви и гос-ва. В 1865 г. он заявил о неудовлетворительном положении англикан. Церкви в Ирландии. Церковь опиралась на меньшинство населения, однако католич. большинство поддерживало ее материально, платя десятину. Поэтому первым законом правительства Г. в 1869 г. стала ликвидация гос. статуса англикан. Церкви в Ирландии. Согласно закону, была прекращена выдача содержания священникам, все церковное имущество передано в руки королевской комиссии; ирл. епископы лишались мест в палате лордов; были упразднены церковные суды. Г. полагал, что закон будет способствовать умиротворению католич. населения Ирландии, но эти действия вызвали бурное негодование противников Г. Оксфордский ун-т, к-рый он представлял в 1847-1865 гг. в парламенте, разорвал с ним все связи. Однако Г. не сомневался в своей правоте и в 1890 г. говорил о необходимости подобных перемен в Шотландии и Уэльсе. Первый кабинет Г. вошел в историю как реформаторское правительство. Была проведена адм. реформа, пересмотрены принципы приема на гражданскую и военную службу; отменена система продажи должностей; установлено тайное голосование на выборах в парламент; введено всеобщее начальное образование; легализованы профсоюзы; принят Закон «О земле», ограничивший права лендлордов в Ирландии. Колониальная политика была направлена на расширение сферы влияния Великобритании и предоставление переселенческим колониям большей самостоятельности, к-рая состояла в развитии форм самоуправления, расширении экономических связей между метрополией и доминионами на основе принципов фритреда: свободы торговли и невмешательства гос-ва в частнопредпринимательскую деятельность.

После отставки кабинета Г. снял с себя обязанности лидера Либеральной партии, полагая, что его политическая карьера завершена. Он хотел уделить больше внимания вопросам религ. и духовной жизни. Усиление католицизма и нонконформизма, а также успехи естественных наук вызвали в обществе в 60-80-х гг. новую волну интереса к религ. проблемам. Г. полагал, что наступало решающее время борьбы «за умы» в вопросах веры. В сер. 70-х гг. он опубликовал ряд работ в защиту принципов религ. свободы, напр. против Ватикана. Большую роль в эволюции взглядов Г. в сторону экуменизма сыграло т. н. дело Бредлоу - атеиста, избранного в 1880 г. в парламент, но не ставшего депутатом в связи с отказом произнести присягу, где говорилось о вере в Бога. Размышления о сложившейся ситуации подвели Г. к мнению о возможности разделения Церкви и гос-ва, к толерантности в вопросах веры. В парламентской речи 1883 г. Г. говорил о необходимости разделения вопроса о религ. различиях и вопроса о гражданских правах и власти. В 1880-1885 гг. 2-е правительство Г. продолжило избирательные реформы (1884 и 1885), а также экспансионистскую политику своих предшественников-консерваторов, вмешавшись в егип. конфликт и подавив оппозиционные выступления в Ирландии. Одновременно Г. искал пути решения ирл. проблемы и провел 2-ю земельную реформу (1881). К 1886 г. Г. приходит к убеждению в необходимости дальнейшего изменения политики Англии в отношении Ирландии и в период 3-го пребывания у власти предлагает ввести в ней самоуправление (гомруль). Закон о гомруле провалился, что и привело к отставке правительства. Разногласия по вопросу об ирл. политике вызвали раскол в лагере либералов и ослабили позиции Г. В 1892-1894 гг. Г. удалось провести закон о гомруле через палату общин, однако палата лордов проголосовала против, и закон не вступил в силу.

Соч.: Church Principles Considered in Their Results. L., 1840; Гладстон В. Е. Рим и папа перед судом совести и истории: Пер с англ. / Ред., предисл. и примеч.: В. А. Соколов. [Серг. П.], 1903; Correspondence on Church and Religion: In 2 vol. L., 1910; Gleanings of Past Years, 1843-1878: In 7 vol. L., [1979]. Vol. 5-6: Ecclesiastical (1843-1875); The Gladstone Diaries / Ed. M. R. D. Foot. Oxf., 1968-1994. 14 vol.
Лит.: Stansky P. Gladstone: A Progress in Politics. Boston, 1979; Mathew H. C. G. Gladstone, 1809-1874. Oxf., 1986; Parry J. P. Democracy and Religion: Gladstone and the Liberal Party, 1867-1875. Camb., 1986.
М. П. Айзенштат
Ключевые слова:
Богословы протестантские Гладстон Уильям Юарт (1809 - 1898), английский государственный деятель Великобритания. История Историки Церкви английские Государственные деятели зарубежные
См.также:
ГРОЦИЙ Гуго (1583 - 1645), голл. юрист, гос. деятель, теолог, историк и поэт
АЙСФЕЛЬДТ Отто (1887–1973), нем. протестант. теолог, ориенталист, текстолог
АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII
АЛАНД Курт (1915–1994), протестант. богослов, историк Церкви, текстолог
АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01)
АРНОЛЬД Готфрид (1666-1714), немецкий протестантский теолог, пастор, мистик, поэт, историк Церкви
АУГУСТИ Иоганн Кристиан Вильгельм (1771/72- 1841), протестантский теолог, гебраист, исследователь раннехристианской археологии
АШЕР Джеймс (1581-1656), архиеп. Арма, англиканский теолог и церк. историк
БАРТ Карл (1886-1968), протест. богослов