Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВОСТОКОВ
Т. 9, С. 471-473 опубликовано: 27 июля 2010г.


ВОСТОКОВ

Восто́ков Владимир Игнатьевич (11.07.1868, с. Голочёлово Коломенского у. Московской губ.- 5.08.1957, Сан-Франциско, США), протопр., проповедник, публицист, издатель. Род. в семье священника. 8 поколений предков В. были сельскими причетниками и священнослужителями. Обучался в Коломенском ДУ (1878-1882) и Московской ДС (1882-1888), по окончании к-рой назначен учителем в староямскую приходскую школу Подольского у. 30 мая 1891 г. рукоположен во иерея в Успенском соборе Московского Кремля. В 1891-1903 гг. служил в сельских приходах Московской епархии (Иславское, Белые Колодези, Ст. Ям). Активно выступал в печати за церковное просвещение народа и против пьянства, организовал в с. Ст. Ям об-во трезвости. Был избран товарищем председателя Подольского уездного уч-ща и назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ. Читал в Москве лекции для рабочих в Историческом музее и епархиальном доме.

Московский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский), учитывая «литературные труды и плодотворное проповедничество» В., перевел его 3 нояб. 1903 г. в Москву настоятелем ц. вмч. Никиты, где каждый воскресный вечер В. проводил духовные беседы с прихожанами, сопровождавшиеся пением. В 1904 г. избран Собранием московского дворянства законоучителем Екатерининского ин-та благородных девиц. Во время подъема революционного движения В. как опытного проповедника назначили епархиальным миссионером и настоятелем Князь-Владимирской ц. при московском епархиальном доме. В 1906 г. между ним и епархиальным миссионером прот. сщмч. Иоанном Восторговым возник конфликт, причиной к-рого стали решительные выступления В. против участия священников в деятельности правых партий. Вскоре В. был переведен настоятелем ц. Петра и Павла на Якиманке, где продолжил практику народных бесед. Желая поддержать опального пастыря, предводитель дворянства Московской губ. А. Д. Самарин пригласил его частным законоучителем к собственным детям и ввел в круг своих единомышленников.

В. основал ежемесячный духовно-лит. ж. «Отклики на жизнь», став его редактором и издателем (№ 1 вышел в нояб. 1911). В журнале публиковались сочинения как В., так и его соратников по самаринскому кружку. В каждом выпуске печатались проповеди В., назидательные рассказы, полемические выступления. В. вел рубрику «Отклики на события», где помещал статьи по проблемам церковной и общественной жизни России (воцерковление народа, каноническая чистота церковной жизни, расширение прав прихода, созыв Поместного Собора, введение Патриаршества, ограничение нем. засилья во властных структурах, борьба с безбожием и революционной пропагандой, запрещение азартных игр и тотализатора и мн. др.). Критический «Отклик на архипастырское воззвание» (Отклики на жизнь. 1913. Май), где упоминалось о нестроениях в Московской епархии, стал причиной удаления В. из Москвы. По распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера он был переведен в г. Коломну настоятелем Христорождественской ц., лишен благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор охранки. Но В. не только продолжил издание «Откликов на жизнь», но с янв. по дек. 1914 г. в качестве редактора и издателя стал выпускать еженедельную общественно-лит. газ. «Рассвет», с № 14 с новым названием «Славянофил» (т. к. уже существовала евр. газ. «Рассвет»). В качестве приложения к газете стали выходить еженедельные листки «Трезвый понедельник», направленные против пьянства, продолжали издаваться сборники сочинений В., составленные, как правило, из опубликованного прежде в журнале.

В. выступал в печати и публиковал в своем журнале материалы против «темных сил», олицетворявшихся, по его мнению, в Г. Е. Распутине, с к-рым он был лично знаком с 21 нояб. 1902 г. Особой резкостью отличалась статья мч. Михаила Новосёлова «Среди тяжелых недоумений» (Славянофил. 1914. 16 марта), автор настаивал на проведении публичного суда над Распутиным. После публикации этой статьи свт. Макарий (Невский) потребовал от редактора-издателя закрыть журнал. Однако В. продолжил издание журнала, тираж к-рого в 1915 г. превысил 2 тыс. экз. Одновременно обер-прокурору Синода Саблеру было подано прошение москвичей о возвращении В. в Москву, под ним стояло 5 тыс. подписей.

С назначением в июле 1915 г. обер-прокурором Синода А. Д. Самарина ситуация для В. ненадолго изменилась в лучшую сторону. В изданиях В. регулярно публиковались материалы, направленные против Распутина. От имени богомольцев Христорождественской ц. Коломны В. подал 2 сент. 1915 г. прошение на имя министра внутренних дел, в к-ром предлагал публично осудить Распутина. Но в сент. 1915 г. последовала отставка Самарина, и 26 янв. 1916 г. В. был переведен из г. Коломны на погост Ильинское. Он начал публиковать статьи в газетах «Биржевые ведомости», «Раннее утро», «Русские ведомости» и др. Появился доклад, в к-ром В. обвинялся в ереси и сравнивался с Д. Ф. Штраусом и Ж. Э. Ренаном. Авторы доклада утверждали, что В. стремится к ниспровержению существующего строя, и требовали закрыть ж. «Отклики на жизнь» и лишить В. сана. В этот момент священника поддержал лидер партии октябристов А. И. Гучков. 1 июня 1916 г. В. был переведен в г. Клин настоятелем тюремного храма. Протопр. военного и морского духовенства Г. И. Шавельский пригласил его в свое ведомство полковым священником, но В. принял приглашение Уфимского еп. Андрея (Ухтомского), чьи статьи он много лет публиковал в «Откликах на жизнь».

30 сент. 1916 г. В. приехал в Уфу, 2 окт. начал служить и продолжил издание журнала, последний номер к-рого вышел в апр. 1917 г. В том же году В. был избран членом Учредительного собрания, делегатом на Поместный Собор РПЦ от мирян Уфимской епархии. 19 нояб. 1917 г. он был возвращен Московским митр. свт. Тихоном (Белавиным) в Москву настоятелем ц. Космы и Дамиана на Таганке. На соборном заседании 22 янв. 1918 г. В. произнес речь против безбожного коммунизма, за что был объявлен советской властью вне закона. Он покинул Москву, скрывался в с. Сунки Киевской губ., где получил известие о расстреле большевиками дочери Нины. Бежал в Новороссийск, потом в Екатеринодар. Будучи в армии ген. А. И. Деникина, В. принимал участие в заседании Ставропольского Собора и резко выступил за восстановление монархии. Вернувшись в Екатеринодар, В. узнал, что 16 июня 1919 г. Кубанская рада постановила: «Изгнать о. Востокова с Кубани за развращение казацких душ монархизмом». В. переехал в Новочеркасск, где был назначен настоятелем Александровского храма. Он организовал Братство св. Креста и сумел издать в сент. 1919 г. 2 номера ж. «Вечевой благовест». Оказавшись в Крыму, В. совершал литургии и проповедовал в городах и селах в походной ц. Белого Креста, в Симферополе на заседаниях организованного им нового Братства св. Креста призывал бороться за восстановление абсолютной монархии в России. В сент. 1920 г. В. предлагал для поднятия духа Белой Армии пойти на «нечисть» крестным ходом. Свою позицию он выражал словами: «Быть ли России свободною под знаменем Св. Креста или рабою - под масонской звездой» (ГАРФ. Ф. 3696. Оп. 2. Ед. хр. 7. Л. 21-21 об.).

Вместе с ген. Врангелем В. покинул Россию 30 окт.- 1 нояб. 1920 г. и оказался в Галлиполи. В янв. 1921 г. прибыл в Белград. Служил в серб. сельских приходах (Бечкерек, Панчево, Вера, Эрдут), принимал участие в Соборе 1921 г. в Сремски-Карловци, был избран членом Высшего церковного управления за границей. С 1925 г. митр. Антонием (Храповицким) был назначен разъездным священником-миссионером по Королевству сербов, хорватов и словенцев. Поддерживал притязания вел. кн. Кирилла Владимировича на российский престол, находился в переписке со мн. членами семьи Романовых. В 1936 г. окормлял приход в Висбадене. В 1944 г. переехал в Австрию, в амер. оккупационную зону, потом в Германию. Был настоятелем церквей в различных рус. эмигрантских лагерях, в частности в г. Кемптене (Бавария), где 12 авг. 1945 г. был свидетелем насильственного выдворения амер. войсками из лагеря рус. гражданских лиц для принудительной депортации в СССР. До 1951 г. окормлял правосл. приходы в Германии.

В 1951 г., переехав в США, служил настоятелем храма при приюте свт. Тихона Задонского в Сан-Франциско. В 1954 г. «во внимание к долголетнему, плодотворному служению Св. Церкви» Архиерейским Синодом РПЦЗ В. присвоено звание протопресвитера. С 1955 г. на покое. Написал воспоминания «Шипы и розы» (Сан-Франциско, 1953-1954. Ч. 1: Перст Божий; Ч. 2: Розы и шипы в России). Похоронен на серб. кладбище в Сан-Франциско.

Арх.: ГАРФ. Ф. 63. Оп. 48. Ед. хр. 31, 52; Ф. 102. Оп. 246. Ед. хр. 298; Ф. 6343. Оп. 1. Ед. хр. 327, 381; Архив Сан-Францисской и Зап.-Американской епархии. [Личн. дело].
Соч.: Пастырь проповедник: Сб. поучений. М., 1904. 2 ч.; Почитайте старших себя. М., 19072; Скорбь и радость о. Василия. М., 1907; Из когтей социализма: Очерк. М., 1911; Голос пастыря. М., 1914; Из пережитого. М., 1914; Стрела в зеленого змея: Сб. ст. и рассказов. М., 1914; Христианин за литургией. М., 1914, 1997п; За други своя. М., 1915; «Живая беседа». М., 1917; [Выступление] // Собор, 1918. Деяния. Кн. 6. С. 41-44; Когда Желябовы смеются - Россия плачет: Докл. на собр. верноподданных 26 апр. (9 мая) 1926 г. в Белграде. Белград; Новый Сад, 1926. СПб., 1994п; Стрела в сатану. Белград, 1930.
Лит.: Т. П. Церковь неодоленная // Рассвет (Славянофил). 1914. № 10, 16 марта. С. 6-8; Рассмотрение издаваемого и редактируемого свящ. В. Востоковым ж. «Отклики на жизнь» на основе Слова Божия, писания св. отцов и правил св. Церкви. М., 1916; Белецкий С. П. Григорий Распутин: Из записок. Пг., 1923. С. 54; Шавельский Г. И. Восп. последнего протопр. рус. армии и флота. Н.-Й., 1954. Т. 2. С. 345-347; Мельгунов С. П. Восп. и дневники. П., 1964. Вып. 1 (Ч. 1-2). С. 206-207; Кузнецов Б. М. В угоду Сталину: Годы 1945-1946. Н.-Й., 1993. С. 142-146; Колобов О. А., Корнилов А. А., Шамин И. В. Проблемы войны и мира в ХХ в.: Хрестоматия. Н. Новг., 1998. Т. 3. С. 96-101; Косик В. И. Рус. Церковь в Югославии (20-40-е гг.). М., 2000.
А. В. Знатнов
Ключевые слова:
Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007) Издатели православные Иереи Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Проповедники православные Публицисты русские Востоков Владимир Игнатьевич (1868-1957), протопресвитер, проповедник, публицист, издатель
См.также:
АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства
БЕЛЛЮСТИН Иоанн Степанович (1819-1890), свящ., публицист
БОГОЛЕПОВ Дмитрий Павлович (1845 – 1880), автор учебников по экзегетике, публицист
БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ добровольные объединения мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских)
ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; Ɨ 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича
ВОРОНЕЦ Евстафий Николаевич (1846 - после 1913), публицист, миссионер
ВСЕСЛАВИНСКИЙ Николай Васильевич (1871 - 1943), псаломщик, регент, издатель, учитель
АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)
АВРААМИЙ (Флоринский; ок. 1720 – 1797), архим., проповедник
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
АГАПИЙ Ланд(ос) (Критянин) (кон. XVI в. - после 1664); греч. монах, писатель и издатель
АГАПИТ (Скворцов Александр; 50-е гг. XVIII в. – 1811), игум., проповедник