Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВОДОЧА
9, С. 148-149 опубликовано: 17 июня 2010г.


ВОДОЧА

Монастырь Водоча
Монастырь Водоча

Монастырь Водоча
Вóдоча [македон. Водоча, Манастир Свети Леонтиj], муж. мон-рь во имя св. Леонтия, действующий. Расположен в 4 км к западу от г. Струмица (Республика Македония). Монастырская церковь являлась кафедральным собором Тивериопольских (Струмицких) епископов. Она была построена на развалинах раннехрист. базилики V в., раскопки к-рой ведутся в наст. время (обнаружены 2 комплекса бань, трапезная и др. постройки). Согласно местному преданию, на этом месте после битвы у горы Беласица (1014) по приказу визант. имп. Василия II были ослеплены 14 тыс. воинов болг. царя Самуила.

В 1-й пол. XI в. здесь был построен из камня и кирпича крестово-купольный храм типа «вписанного креста», освященный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В нач. XII в. к нему с вост. стороны пристроили большой храм типа «свободного креста». Т. о., собор состоял как бы из 2 зданий, расположенных одно за другим, причем западное выполняло функцию нартекса. В XIV в. достроили притвор, в XVII в.- открытую галерею. В 80-90-х гг. XX в. в мон-ре возвели небольшую ц. во имя свт. Григория Паламы и прп. старца Иосифа Спилиота, за стенами мон-ря - ц. во имя мч. Трифона.

Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в.
Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в.

Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в.
Древнейший слой росписей собора был выполнен в 1-й пол. XI в.: изображения диаконов Исавра и Евпла в алтарной части, вмч. Пантелеимона на юго-зап. столпе (сейчас находятся в Народном музее в Скопье). По мнению В. Джурича, они стилистически близки к фрескам собора Св. Софии Охридской. Судя по сохранившимся фрагментам, в диаконнике располагались сцены протоевангельского цикла («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение Иоакима и Анны из храма» и «Благовещение Иоакиму»). Возможно, цикл продолжался на юж. стене: один из фрагментов является частью композиции «Введение Богородицы во храм».

2-й слой фресок, также сохранившийся фрагментарно, датируется 1-й пол. XII в. (изображения 40 Севастийских мучеников, Божией Матери Елеусы, святителей и др.). Эти росписи были выполнены в связи с перестройкой храма. Алтарная композиция, известная по описанию нач. XX в. и по копиям, хранящимся в Археологическом музее в Софии, включает образ Богоматери на престоле с Младенцем и сонм поклоняющихся Им ангелов, в нижнем ярусе - фронтально стоящие архиереи. Возможно, новый престол был освящен во имя 40 Севастийских мучеников, но в документах периода тур. господства церковь названа Влахернской.

В сер. XIX в. собор перестроили. В 1931 г. во время землетрясения обрушились его своды. В 1958 г. уцелевшие фрески были сняты, законсервированы и переданы в музей г. Штип, а затем в Народный музей в Скопье. В 1975-1982 гг. храм восстановили, сохранив фрагменты древних стен, но не стали расписывать заново, а разместили на стенах копии фресок, ранее украшавших его своды. В 1996 г. в В. переселилась братия из соседнего мон-ря Велюса.

В. принадлежит Злетовско-Струмицкой епархии Сербской Православной Церкви, но фактически входит в состав Струмицкой митрополии Православной Церкви в Республике Македонии. В наст. время в В. 5 монахов, игумен - архим. Пимен. Монахи занимаются садоводством и виноградарством. В мон-ре находятся мощи пострадавших в лавре Саввы Освященного преподобномучеников († 796, пам. 20 марта) и нмч. Агафангела Битольского († 1727, пам. 27 февр.). В музее хранится старинная церковная утварь, потир и неск. крестов (XI-XIX вв.), монеты македон., рим. и визант. правителей (датируемые с III в. до Р. Х. по XI в. по Р. Х.), а также книги на греч. и слав. языках (XVIII-XIX вв.). Престольный праздник - день памяти мч. Леонтия (18 июня). В июле 2003 г. в мон-ре прошли переговоры президентов Болгарии, Македонии и Албании.

Лит.: Милетич Л. Струмишките манстирски черкви при с. Водоча и Велюса // Македонски преглед. София, 1926. Кн. 2. С. 36-40; Миятев Кр. Църквата при с. Водоча // Там же. Кн. 2. С. 49-57; он же. Фрагмент от фреската Св. Четиридесет мъченици в църквата при с. Водоча до Струмица // Там же. 1929. Кн. 4. С. 46-62; Jовановић М. О Водочи и Вељуси после конзерваторских радова // Зб. на Штипскиот народен музеj. Штип, 1959. Т. 1. С. 126-129; Мильковик-Пепек П. Комплексот цркви во Водоча // Културно-историjско наследство. Скопje, 1975. Т. 13; Наум, митр. Струмички. Слово од Водоча. Водоча, 2002.
Ключевые слова:
Монастыри Сербской Православной Церкви Македонская Православная Церковь (офиц. назв.-Македонская Православная Церковь, Охридская архиепископия) Церковная архитектура Водоча, мужской монастырь во имя святого Леонтия, действующий (Республика Македония) Настенная роспись (Македония)
См.также:
КУРБИНОВО (Македония), село с ц. вмч. Георгия Победоносца вблизи оз. Преспа и горного массива Баба (гора Пелистер) в Преспанско-Пелагонийской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви
АЙДАНОВАЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Нишской епархии Сербской Православной Церкви
АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ (Марьям-Сийон)
АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА ограждение в христианском храме, отделяющее пространство алтаря от наоса
АЛТАРЬ обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы
АМБУЛАТОРИЙ обход вокруг алтарной апсиды
АМВОН сооружение в христ. храме, предназначенное для возглашения богослуж. текстов
АПСИДА архитектурная форма
БАЗИАШ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Сербской Православной Церкви
БАЗИЛИКА [царская палата] в эллинистическо-римс. источниках - обществ. постройка для собраний