Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ
Т. 6, С. 275-276 опубликовано: 14 октября 2009г.


БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ

[Бонифаций; лат. Bruno Querfordensis] (ок. 974, Кверфурт, Саксония - 9.03.1009), сщмч. (пам. зап. 15 окт., 19 июня), миссийный архиепископ, агиограф. Происходил из знатного восточносаксон. рода, учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, с 995/97 г. состоял в придворной капелле имп. Оттона III, с к-рым был очень близок. Сопровождая императора, в 996/98 г. Б. К. попал в Рим, где под впечатлением мученической кончины пражского еп. сщмч. Адальберта († 997) поступил в греко-лат. мон-рь в честь святых Алексия и Бонифация (Вонифатия) на Авентине, в к-ром ранее пребывал и св. Адальберт. Возможно, именно здесь Б. К. принял (монашеское?) имя Бонифаций. В Италии он оказался под влиянием идеологов и практиков пустынножительства - св. Нила Нового, бывш. игумена греч. мон-ря в Россано, в 990-е гг. подвизавшегося в одном из дочерних обителей мон-ря Монте-Кассино, и блж. Ромуальда (буд. основателя конгрегации камальдулов). Покинув Рим, видимо, после восстания там против Оттона III в февр. 1001 г., вместе с блж. Ромуальдом Б. К. принял участие в создании общины пустынножителей близ Равенны, где вместе с императором разрабатывал миссионерские планы с исходной базой в Польше. После внезапной кончины Оттона в 1002 г. Б. К. заручился поддержкой этих планов со стороны папы Сильвестра II, к-рый вручил Б. К. архиепископский паллий и просил нового герм. кор. Генриха II санкционировать рукоположение Б. К. в archiepiscopus gentium, т. е. миссийного архиепископа без определенного диоцеза. Рукоположение состоялось в 1004 г., однако вспыхнувшая польско-нем. война вынудила Б. К. изменить первоначальные намерения и посвятить себя миссионерским трудам в Венгрии, среди т. н. черных венгров (вероятно, трансильванских секеев) (1004-1007). Есть нек-рые основания полагать, что в 1005-1006 гг., в период краткого мира между Германией и Польшей, Б. К. из Венгрии совершил поездку в Польшу, где встречался с польск. кн. Болеславом I Храбрым и откуда отправил миссийного епископа в Швецию (после первых успехов сведения об этой миссии теряются). Намереваясь приступить к проповеди христианства среди кочевавших в южнорус. степях печенегов, Б. К. из Венгрии прибыл в янв. 1008 г. в Киев, где совещался об устроении печенежской миссии с киевским кн. св. блгв. Владимиром (об этих событиях довольно подробно повествуется в послании Б. К. к Генриху II). Не раз высказывавшееся в рус. науке предположение, будто на Руси Б. К. действовал в качестве политического эмиссара то ли польск. князя, то ли герм. короля, неосновательно. При поддержке Владимира, по всей видимости, в кон. февр. 1008 г. Б. К. отправился из Киева в степь, где оставался до конца лета. Результатами его усилий стали крещение 30 знатных печенегов, заключение русско-печенежского мира и организация Печенежской епископии, на к-рую был поставлен один из прибывших с Б. К. миссионеров. Судя по отсутствию дальнейших сведений об этой епископии, она оказалась эфемерной. Из Руси Б. К. двинулся в Польшу, где с помощью Болеслава I организовал миссионерскую поездку к «пруссам», во время к-рой и претерпел мученическую кончину вместе с 18 спутниками где-то «на прусско-русском пограничье» («in confinio ... Rusciae». Thietm. VI 95; «in confinio Rusciae et Lituae». Annales Quedlinburgenses // MGH. SS. 1839. T. 3. P. 80), т. е., очевидно, в земле ятвягов (в междуречье Немана и Зап. Буга). Содержащиеся в источниках 30-х гг. XI в. (Житии блж. Ромуальда, написанном Петром Дамиани, и хронике Адемара Шабанского) апокрифические сведения о Крещении Руси в результате проповеди Б. К. возникли, вероятнее всего, вслед. контаминации с воспоминаниями о пребывании на Руси нем. миссионеров в 70-х гг. Х в., при киевском кн. Ярополке Святославиче.

Перу Б. К. принадлежат 3 весьма значительных сочинения, отличающиеся художественными достоинствами: помимо упомянутого послания к кор. Генриху II это Житие пяти братьев-пустынников, пострадавших ок. 1003 г. в Польше, и Житие св. Адальберта Пражского. Эти тексты, равно как и биографические данные, характеризуют Б. К. не только как деятельного миссионера-практика неразделенной Церкви, но и как видного церковного идеолога, к-рый ратовал за сотрудничество христ. государей в деле проповеди среди язычников (Б. К. резко упрекал Генриха II за военный союз с языческим слав. племенным союзом лютичей против христианина Болеслава I). Позиция Б. К. в отношении церковной организации недавно христианизированных земель к востоку от Германской империи не до конца ясна. Похоже, что он был сторонником политики имп. Оттона I, направленной на включение их в церковную юрисдикцию империи, и потому сдержанно относился к политической программе Оттона III «renovatio imperii Romanorum» (возрождения Римской империи), приведшей к учреждению в 1000 г. самостоятельной Гнезненской архиепископии в Польше.

Соч.: Monumenta Poloniae Historica: N. S. Warsz., 1969. T. 4. Pars 2; 1973. T. 4. Pars 3; Гильфердинг А. Ф. Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром // Рус. беседа. М., 1856. Кн. 1: Науки. С. 1-34 [рус. пер. послания к Генриху II; новый пер. «русского» фрагмента послания см.: Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 314-315].
Ист.: Wibert. Historia de predicatione episcopi Brunonis cum suis capellanis in Prussia et martyrio eorum // Kolberg A. Der hl. Bruno von Querfurt, zweiter Apostel von Preussen // Zschr. für Geschichte und Altertumskunde des Ermlandes. 1884. Bd. 8. S. 105-108; Adémar de Chabannes. Chronique. III 37 / Ed. J. Chavanon. P., 1897. P. 152-153. Not. f.; Vita et passio S. Brunonis episcopi et martyris Querfordensis / Ed. H. Kauffmann // MGH. SS. 1934. T. 30/2. P. 1350-1367; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Überarbeitung. VI 94-95 / Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. P. 386-388; Petri Damiani Vita beati Romualdi. 26-28 / A cura di G. Tabacco. R., 1957. P. 54-64.
Лит.: Voigt H. G. Brun von Querfurt, Mönch, Eremit, Erzbischof der Heiden und Märtyrer. Stuttg., 1907; Kahl H. D. «Compellere intrare»: Die Wendenpolitik Bruns von Querfurt im Lichte hochmittelalterliches Missions- und Völkerrechts // Zschr. für Ostforschung. 1955. Bd. 4. S. 161-193, 360-401; Meysztowicz W. Szkice о świętym Brunie-Bonifacym // Sacrum Poloniae Millennium. R., 1955. T. 5. S. 445-501; Wenskus R. Studien zur historisch-politischen Gedankenwelt Bruns von Querfurt. Münster; Köln, 1956; Widera B. Brun von Querfurt und Russland // Jb. für Geschichte der UdSSR und der volksdemokratischen Länder Europas. 1959. Bd. 3. S. 365-381; Wattenbach W., Holtzmann R. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier. Köln; Graz, 1967. T. 1. S. 48-52; 1971. T. 3. S. 18*-21*; Karwasińska J. Świadek czasów Chrobrego: Brunon z Kwerfurtu // Polska w świecie. Warsz., 1972. S. 91-105; Звiздецький Б. А. Письмове повiдомлення початку XI ст. нiмецького apxieпископа-мiсiонера Бруно про Русь у свiтлi нових археологiчних дослiджень // Укр. iст. журнал. 1987. № 6. С. 119-124; Sansterre J.-M. Le monastère des Saints-Boniface-et-Alexis sur l'Aventin et l'expansion du christanisme dans le cadre de la «Renovatio Imperii Romanorum» d'Otto III // RBén. 1990. T. 100. P. 493-506; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 339-356.
А. В. Назаренко
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Архиепископы Римско-католической Церкви Священномученики Римско-католической Церкви Миссионеры Римско-католической Церкви Агиографы католические Бруно Кверфуртский (ок. 974 - 1009), миссийный архиепископ, агиограф, священномученик (пам. зап. 15 окт., 19 июня) Архиепископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.)
См.также:
АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер
АДАЛЬБЕРТ († 981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер
АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)
АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)
АНТИДИЙ († ок. 411), архиеп. Безансонский, сщмч. (пам. зап.17 и 25 июня)
АПОЛЛИНАРИЙ († 611), архиеп. Битуригский (современная Франция), свт. (пам. зап. 6 окт.)
БАЗИН († 705), архиеп. Трирский, свт. (пам. зап. 4 марта)
БАРНАРД (ок. 778 - 842), архиеп., свт. (пам. зап. 23 янв.)
БРУНО (925 - 965), архиеп. Кёльнский, св. (пам. зап. 11 окт.)
ВИГИЛИЙ († 405), сщмч. (пам. зап. 26 июня)
ВИЛЛИГИЗ (ок. 940 - 1011), архиеп. Майнцкий, св. (пам. зап. 23 февр.)
ВОЛЬФРЕД († 1029), один из просветителей Швеции, сщмч. (пам. зап. 18 янв.)