Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОГОНОСНЫЙ
5, С. 475 опубликовано: 2 августа 2009г.


БОГОНОСНЫЙ

[греч. θεοφόρος - несущий Бога], термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам (Theodoret. Haer. fab. comp. 23), апостолам (Greg. Nyss. De beat. 6), мученикам (Ephraem Syr. Encom. in mart.), в форме «богоносные отцы» (οἱ θεοφόροι Πατέρες) - гл. обр. к святым учителям Церкви (Theod. Stud. Ep. 8). Св. Ефрем Сирин называет так Богородицу (Precat. ad dei matrem 6). Для сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, этот эпитет стал именем собственным. В языке Септуагинты и НЗ он не встречается.

Важное значение термин «Б.» имел в истории формирования правосл. христологии. Подчеркивая реальность Боговоплощения, свт. Василий Великий употребляет выражение «богоносная плоть» (ἡ θεοφόρος σὰρξ) (Basil. Magn. Hom. in Ps. 45, 59; De Spirit. Sanct. 5. 12; Ep. 261. 2). Свт. Григорий Нисский, рассуждая о схождении Христа в ад, также говорит о «богоносной плоти» Спасителя (Greg. Nyss. In resurrect. 1). Выражение «человек богоносец» (ἄνθρωπος θεοφόρος) в христологии в качестве термина впервые стало активно использоваться последователями Аполлинария (младшего) Лаодикийского в отрицательном смысле для характеристики христологических взглядов своих противников, утверждавших полноту человеческой природы во Христе. Свт. Григорий Нисский указывает на обвинение его со стороны аполлинариан в том, что он делает «вышнее нижним, порабощая богоносных ангелов богоносному человеку» (Greg. Nyss. Antirrh. c. Apollin.). По свидетельству свт. Григория Богослова, они при разъяснении своей доктрины приходили к вероисповедной формуле, утверждавшей необходимость поклонения «не человеку богоносцу, а Богу плотоносцу» (τὸ δεῖν προσκυνεῖν μὴ ἄνθρωπον θεοφόρον, ἀλλὰ Θεὸν σαρκοφόρον - Greg. Nazianz. Ep. 102. 18). В полемике с ними свт. Григорий подвергает критике такой способ выражения (Ibidem). Однако впосл. подобная формула стала широко применяться в правосл. богословии. Свт. Кирилл Александрийский в своей антиарианской полемике упрекает противников в том, что они приравнивают Сына Божиего к тварным созданиям, называя Его «богоносным» или «неким богоносным сосудом» (θεοφόρον τι σκεῦος - Cyr. Alex. In Ioann.). В полемике с Несторием свт. Кирилл также указывает на невозможность употребления по отношению к Христу этого выражения, противопоставляя ему выражение «вочеловечившийся Бог» (Θεὸς ἐνηνθρωπικὼς - Hom. pasch. 17. 2). Прп. Иоанн Дамаскин указывает на то, что Несторий говорил о Христе как о «богоносном человеке» (Ioan. Damasc. De fide orth. 56, 87; De haer. 83; Adv. nest. 19, 42). По его словам, всякий Б. человек может называться Христом, но не Богом по естеству, подобным образом и Спаситель, будучи Богом по естеству, не может называться Б. человеком, но должен именоваться воплощенным Богом (θεὸς σεσαρκωμένος - De fide orth. 56).

А. В. Пономарёв
Рубрики:
История Древней Церкви до разделения История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). История Церкви на Западе (Римская кафедра, диоцезы).Вероучение. Богословие. Борьба с ересями и расколами История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). История Церкви на Западе (Римская кафедра, диоцезы).Вероучение. Богословие. Борьба с ересями и расколами. Аполлинарианство История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). История Церкви на Западе (Римская кафедра, диоцезы).Вероучение. Богословие. Борьба с ересями и расколами. Несторианство Богословие Догматическое богословие Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) (см. также "Священное Писание. Евангельская история. Жизнь Господа Иисуса Христа") Догматическое богословие. Основные понятия
Ключевые слова:
Христология Аполлинарианство, еретическое учение Аполлинария (младшего) Богословие. Основные понятия Богоносный, термин, используемый в грекоязычной христианской литературе в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам Несторианство, учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиепископа Константинопольского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе
См.также:
БОГОМУЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ богословская формула
ВОИПОСТАСНОЕ термин, используемый в правосл. богословии
ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу
ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение
КЕНОСИС обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира
АБСОЛЮТ термин философии и богословия
АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД (VIII в.), сирийский несторианский богослов
АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока
АКЦИДЕНЦИЯ термин, обозн. преходящий, несущественный или случайный признак
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ)