Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БИНБИР-КИЛИСЕ
Т. 5, С. 216-217 опубликовано: 30 июня 2009г.


БИНБИР-КИЛИСЕ

Маденшехир. Общий вид. Гравюра. XIX в.
Маденшехир. Общий вид. Гравюра. XIX в.

Маденшехир. Общий вид. Гравюра. XIX в.
[тур. Binbirkilise - тысяча и одна церковь], группа древних поселений у горы Карадаг, в 80 км на юго-восток от г. Конья (обл. Ликаония в рим. и визант. эпоху; совр. иль Караман). Здесь сохранились руины более 40 ранне- и средневизант. храмов, отнесенных к 2 группам, расположенным на нижнем поселении, идентифицируемом как место г. Барата (совр. Маденшехир), где в IV-XII вв. находились епископия, и на верхнем поселении - убежище Деглер. Также на Карадаге сохранились хеттские скальные изваяния, неск. храмов, построенных на пиках горы, и ряд средневек. укреплений.

Маденшехир. Храм № 1. Вид интерьера с юго-запада
Маденшехир. Храм № 1. Вид интерьера с юго-запада

Маденшехир. Храм № 1. Вид интерьера с юго-запада

Б.-к. известно ученым с 1826 г.; его посещал Дж. Гамильтон и мн. путешественники XIX-XX вв., а также экспедиции Дж. Дж. К. Андерсона, Я. И. Смирнова и Дж. У. Кроуфута (1900) и К. Хольцмана (1903); наиболее серьезное исследование осуществлено У. Рамсеем и Г. Белл (1905 и 1907), фотографии последней (хранятся в ун-те г. Ньюкасл-апон-Тайн) - основной источник сведений об утраченных фрагментах памятников в период с 1826 по 1905 г. Большинство храмов представляло собой каменные сводчатые базилики с боковыми нефами и нартексами, встречались храмы с центричным планом, среди к-рых маленький купольный октагон с 4 выступами-рукавами (№ 8 - здесь и далее по нумерации Рамсея и Белл), подобный описанному свт. Григорием Нисским мартирию кон. IV в. в Ниссе (Каппадокия); группа крестообразных погребальных капелл; ряд храмов с планом типа вписанного креста. Храм № 7 в Маденшехире отличает свободно стоящая экседра с востока, в то время как большая базилика (№ 32) в Деглере с двухэтажным нартексом и галереями над нефами напоминает ц. Св. Софии в Фессалонике или ц. Успения Богородицы (VIII в.?, уничтожена в 1922) в Никее (совр. Изник). В целом архитектура имеет общие черты с сир. и арм. памятниками (широко распространены подковообразные проемы, однотипное устройство колонных нефов и апсид). Скульптурного декора мало, в основном это простые резные балки и профилировки. Декоративные кладки из кирпича также редки и сведены к дверным и оконным проемам. Эти здания часто описывают как «деревенские церкви», однако простота облика храмов обманчива. Поскольку почти все они имеют следы штукатурки на стенах, можно предположить, что они были расписаны так же, как скальные церкви Каппадокии. Рамсею и Белл Карадаг представлялся своего рода священной горой, подобной Афону или Синаю; совр. гипотезы связывают процветание района и строительство большого количества церквей с развитием по соседству шахт по добыче серебра или города раннехрист. и визант. эпохи как центра обширной сельской округи.

В Маденшехире церкви возводились уже в V-VI вв., на что указывают их планы; признаки более поздней фазы развития комплекса, во время к-рой были проведены значительные перестройки, свидетельствуют о том, что поселение существовало до нач. VII в., после араб. вторжения большая часть населения перешла в защищенный Деглер. С сер. IX в. Маденшехир был вновь заселен и развивался до тур. вторжения в кон. XI в. Согласно др. версии (С. Эйидже), перестройки в Маденшехире отражают последствия землетрясений. Однако на Деглере доминируют более поздние типы зданий (купольные базилики, храмы типа вписанного креста и храмы с галереями) и строительной техники (декоративные кирпичные кладки, аркатура и ниши), при этом образцы планов, типологически принадлежащих IV-VI или XI-XIII вв., пока не обнаружены. Позднейшая перестройка церквей в Маденшехире наиболее заметна на измененном облике большой базилики (№ 1), над к-рой возвели новый свод, а колонны нефа заменили пилонами.

Лит.: Ramsay W. M., Bell G. L. The Thousand and One Churches. L., 1909; Eyice S. Karadag (Binbirkilise) ve Karaman - evresinde arkeolojik Incemeler= Recherches archéologiques à Karadag (Binbirkilise) et dans la région de Karaman. Istanbul, 1971; Belke K., Restle M. Galatien und Lykaonien // TIB. 1984. Bd. 4. Р. 138-143; Whitton M. Binbirkilise // Dict. Arch. Vol. 4. 1976. P. 66-67.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств Города древние. Турция Бинбир-килисе, группа древних поселений
См.также:
АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата
АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата