Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИШОСАВРАН
28, С. 652-653 опубликовано: 18 ноября 2016г.


ИШОСАВРАН

[сир.   - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения). Житие И. на сир. языке (BHO, N 451) было составлено католикосом-патриархом Ишоявом III на основе свидетельства Ишозехи, сына священника, обратившего И. в христианство; оно считается одним из лучших произведений сирийской агиографии. Ж. Б. Шабо опубликовал текст Жития с франц. переводом (кроме последней главы, краткое изложение к-рой см. в: Fiey. 1970. P. 9-10). По мнению издателя, Ишояв написал Житие, будучи митрополитом Арбелы (ныне Эрбиль, Ирак), т. е. в 30-40-х гг. VII в.

Согласно Житию, зороастриец Махануш, перс по происхождению, из сел. Кур в горах Адиабены (недалеко от совр. сел. Салах-эд-Дин) вступил в брак с христианкой и под влиянием жены решил перейти в ее веру. Не желая вызвать гнев зороастрийцев против местных христиан, он пришел в небольшой мон-рь Бет-Шакух, к востоку от Арбелы, и тайно крестился с именем Ишосавран. Затем он вернулся домой и после смерти супруги открыто исповедовал свою веру, за что был арестован по доносу родного брата и брошен в тюрьму в Хаззе, столице пров. Адиабена. Однако христианину Йездину, главному налоговому инспектору при шахе Хосрове II (590-628), удалось освободить И., и он вернулся на родину. Брата И. Бог покарал: он случайно порезался ножом и умер от нагноения раны. И. принял священнический сан и под видом нищего стал странствовать в горах, ночуя под открытым небом, питаясь только растениями, посещая отшельников и безвозмездно трудясь в монастырях. Затем, желая претерпеть мученическую кончину, И. вернулся в Кур. Под рук. Ишозехи, сына священника, он изучал Свящ. Писание. Демоны, искушая И., нападали на него в образе диких верблюдов, тигров и всадников. И. основал монастырь недалеко от Кура и вел строгую подвижническую жизнь: донашивал чужую одежду, питался овощами и травами, молился по ночам в горах. Во время голода, несмотря на возражения монахов, он приютил у себя в обители ок. 20 сирот и помогал нищим и вдовам. И. прожил в мон-ре ок. 2 лет, после чего зороастрийцы вновь донесли на него властям. Под конвоем его доставили к правителю Хаззы, а затем посадили в темницу в Арбеле, где И. продолжал вести строгую монашескую жизнь и совершил множество чудес. Через 4 года в городе сменился правитель. Посетив тюрьму, он приказал сковать И. цепями по рукам и ногам, так что его тело оказалось согнуто пополам, обрить голову, сбрить бороду и бросить его в каменный мешок на 7 месяцев. Когда с И. сняли цепи, он оказался неспособен двигаться; после выздоровления до конца жизни он каждую ночь во время молитвы принимал позу, в к-рой находился, будучи скованным. Цепи И. стали предметом поклонения верующих. Однажды к И. в темницу пришел монофизит Шабур и попытался убедить его в истинности своей веры. Не имея опыта в богословских спорах, И. пересказал его слова ученикам, и те разъяснили ему ошибочность монофизитства. С тех пор И. не хотел встречаться с Шабуром и ревностно следил, чтобы др. монахи не общались с монофизитами. И. раздавал милостыню бедным и помогал всем, кто обращались к нему. Через 15 лет пребывания в тюрьме И. вместе с нек-рыми знатными христианами из обл. Бет-Гармай (Гармакан) был приведен на суд. По дороге, в Киркуке, он снова встретился с Йездином, но тому уже не удалось спасти единоверца. И. предстал перед шахом и был допрошен вместе с 12 христианами. Через 6 дней их вывели из темницы и подвергли пыткам, во время к-рых один из обвиняемых скончался от удара палача. Др. мученики вместе с И. были распяты рядом с мостом на границе областей Бет-Гармай и Бет-Лашпар.

Краткая заметка об И. и о 12 мучениках имеется в «Книге целомудрия» Ишоднаха, еп. Басрского (IX в.?). В ней указан год их кончины и сообщается, что верующие обрели их мощи и построили в их честь монастырь. До 1310 г. в Эрбиле находилась церковь, посвященная И.

Ист.: Jésus-yab d'Adiabène. Histoire de Jésus-sabran / Ed., trad. J.-B. Chabot // Nouvelles archives des missions scientifiques et littéraires. P., 1897. Vol. 7. P. 485-584; Jésusdenah, évêque de Baçrah. Le Livre de la chasteté / Publ., trad. J.-B. Chabot. R., 1896. P. 32.
Лит.: Fiey J. M. Isho(?)lsquo;yaw le Grand: Vie du catholicos nestorien Isho(?)lsquo;yaw III d'Adiabène (580-659) // OCP. 1970. Vol. 36. P. 5-46; idem. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1965. T. 1. P. 46-47; idem. Isho(?)lsquo;sawran, martyr en Perse // DHGE. T. 26. Col. 176-177; idem. šo sabra n // Enciclopedia dei Santi: Le Chiese Orientali. R., 1999. Vol. 2. Col. 259-261.
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Святые Ассирийской Церкви Востока Ишосавран [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мученик Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения)
См.также:
ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))
ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения
МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах)