Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУЛИАНИЯ
28, С. 544-545 опубликовано: 18 октября 2016г.


ИУЛИАНИЯ

(XVII в.?), прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодская, Ульяновская. Об И. сведений почти не сохранилось. Согласно преданию, записанному этнографом Ф. А. Арсеньевым во 2-й пол. XIX в., святая была дочерью священника. Захваченная в плен разбойниками, к-рые грабили селения по берегам р. Вычегды, она выбросилась из лодки в реку напротив места, где позднее была основана Спасская пуст. (в совр. пос. Ульяново Усть-Куломского р-на Республики Коми; см. в ст. Стефанов во имя Св. Троицы муж. мон-рь). После гибели И. место стало называться Ульяново плёсо.

Топоним Ульяновский плёс впервые встречается в грамоте 1671 г. царя Алексея Михайловича яренгскому воеводе М. Мусорскому об отводе земли Спасской пуст., созданной в 1667 г. по благословению патриарха Иоасафа II иером. Филаретом (Тюрниным). (По монастырскому преданию, ранее на месте пустыни находился Троицкий мон-рь, основанный не позднее 1396 свт. Стефаном Пермским; мон-рь пришел в запустение в 1-й пол. XV в.) В 1667 г. иером. Филарет прибыл в эту местность из Москвы с сыновьями Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном и вскоре построил храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). Иером. Филарет привез из Москвы благословенную грамоту патриарха Иосафа II на строительство мон-ря, мощи (вероятно, частицы мощей мц. Иулиании Никомидийской, в XIX в. хранившиеся в Спасском мон-ре) и антиминс для церкви. Земли вокруг новосозданной обители стали объектом тяжбы между иером. Филаретом и крестьянином дер. Деревянный Кряж Вишерского у. А. Дементьевым, к-рый «с товарыщи» незадолго до прибытия монаха «на пустых местех из черного лесу розчистили в пашни и в сенные покосы, и дворы поставили, и дани дают». 4 июня 1671 г. Спасской пуст. было отведено 15 четей (815 дес. 1116 кв. саж.) земли. В грамоте 1671 г. сообщается, что в 1628-1629 гг. земли в верховьях Вычегды были безлюдны. Согласно переписным книгам 1678 г., Спасская пуст., в к-рой не было ни братии, ни «церковных причетников», являлась приписной к погосту Усть-Кулом (находился в 20 верстах от пустыни) (Мельников. 1861. Стб. 145). К сер. XIX в. ульяновская Спасская ц. была бесприходной. В 1860 г. обитель была возобновлена по распоряжению Святейшего Синода иноками упраздненного Лальского Михаило-Архангельского мон-ря (находился в Великоустюжском у. Вологодской губ.) как Троицко-Стефано-Ульяновский заштатный мон-рь. 1 авг. 1866 г. сюда для введения общежительного устава прибыли монахи Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря.

Мц. Иулиания Никомидийская на фоне Спасского Ульяновского мон-ря. Литография. 1895 г. (ГИМ)
Мц. Иулиания Никомидийская на фоне Спасского Ульяновского мон-ря. Литография. 1895 г. (ГИМ)

Мц. Иулиания Никомидийская на фоне Спасского Ульяновского мон-ря. Литография. 1895 г. (ГИМ)
Первое косвенное свидетельство существования памяти об И. в Ульяновском мон-ре относится к 1871 г. В этом году обитель посетил Вологодский и Устюжский еп. Палладий (Раев), следивший за начатым в 1869 г. строительством каменной 2-этажной церкви. В храме предполагалось освятить 6 престолов: во имя Св. Троицы, во имя Всемилостивого Спаса, в честь Похвалы Пресв. Богородицы, во имя свт. Стефана Пермского, во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, во имя мц. Иулиании Никомидийской - святой, тезоименитой И. Еп. Палладий благословил оставить в верхнем храме 1 престол - во имя Св. Троицы, главный престол нижнего храма освятить во имя Всемилостивого Спаса, правый - в честь Похвалы Пресв. Богородицы, левый - во имя свт. Стефана Пермского. В 1874 г. по благословению Вологодского еп. Феодосия во имя мц. Иулиании освятили придел в монастырской Спасской ц., построенной в 1858 г. В Троицком соборе находилась рака с частицей мощей мц. Иулиании Никомидийской. Ульяновский мон-рь был закрыт в 1923 г., позднее разрушили Троицкий храм. Обитель была восстановлена в 1994 г. Ныне в монастыре хранится рака мц. Иулиании Никомидийской, однако без мощей. Почитание И. в Ульяновской обители утрачено.

Канонизацией И. следует считать включение ее имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Тогда же имя И. вошло в Собор Вологодских святых (празд. Собору установлено в 1841) (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380, 468).

Изображения И. в наст. время неизвестны. О почитании И. в Троицко-Стефано-Ульяновском монастыре может косвенно свидетельствовать большое число образов ее тезоименитой святой мц. Иулиании Никомидийской. Вероятно, наиболее распространенным было изображение в составе композиции «Избранные святые, покровители Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря, в молении Св. Троице» (очевидно, разработана в обители). В 70-х гг. XIX в. по монастырским образцам в литографии А. В. Морозова в Москве были заказаны печатные иконы (НА Респ. Коми. Ф. 232. Оп. 1. Д. 75. Л. 114), а иконописцу и «держателю иконной торговли» Ф. С. Таланову из дер. Ковшов Палехской вол. Шуйского у. Владимирской губ.- живописные иконы той же композиции разного формата.

На иконе «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, свт. Стефан Пермский, мц. Иулиания» (до 1882; Нац. музей Респ. Коми) святая изображена 2-й слева, в рост, вполоборота вправо, с непокрытой головой, в зеленой тунике, короткой синей узорной столе и розовой мантии, перекинутой через левую руку, в поднятой правой руке - пальмовая ветвь (или рогоз?). Надпись: «Копiя съ чюдотворн. обра(за) находящаяся въ Троицком-Стефано-Ульянове м[о]н[ас]тырѣ Волог. губ. Оустьсысол. оуѣзда оу зырянъ.». Можно предположить, что в обители хранилась икона, послужившая образцом для данной иконографии (в описях церковного имущества мон-ря иконы подобного извода не упом.). Аналогичная композиция воспроизводилась на 4-5-вершковых паломнических «раздаточных» образах, которые заказывались у Таланова (70-е гг. XIX в., Нац. музей Респ. Коми). На ее основе был создан расширенный вариант с 5 святыми (в центре - свт. Николай Чудотворец), известный по хромолитографии 1890 г., отпечатанной в мастерской В. Тиля в Одессе (РГБ, Нац. музей Респ. Коми), с подписью: «Благословенiе Троицко-Стефано-Ульяновскаго Монастыря».

В местном ряду иконостаса (написан в 1872-1874 в мастерской поставщика имп. двора В. М. Пешехонова в С.-Петербурге; см. ст. Пешехоновы) верхнего храма Троицкого собора Ульяновского мон-ря, слева от царских врат, находилась икона «Свт. Николай Чудотворец, свт. Стефан Пермский и мц. Иулиания» (НА Респ. Коми. Ф. 232. Оп. 1. Д. 297. Л. 3). В местном ряду иконостаса нижнего теплого храма, справа от царских врат, был помещен «образ св. Павла, патриарха Царя-града, преподобного Максима Исповедника и мученицы Иулиании» (Там же. Л. 19; автор и время создания неизв.). Иконостас был написан в 1870-1871 гг. в мастерской В. В. Шокорева в Москве, однако местный ряд состоял из разновременных икон. В описи имущества монастырской ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в местном ряду назван образ «Блгв. кн. Александр Невский и мц. Иулиания» (Там же. Л. 35). Иконы для этого иконостаса были заказаны в мастерской П. А. Зыкова в С.-Петербурге. В подгорной 2-престольной деревянной церкви (бывш. Спасской) в приделе мц. Иулиании в местном ряду, справа от царских врат, находился «образ Похвалы Пресвятой Богородицы и святой мученицы Иулиании на одной доске» (Там же. Л. 44; автор и время создания неизв.). В описи имущества церкви подворья Ульяновского мон-ря в Усть-Сысольске 1878 г. в местном ряду слева указана икона «Мученицы Иулиания, Варвара и Екатерина» (Там же. Д. 107. Л. 2). Иконостас был написан в мастерской Воскресенского Новодевичьего жен. мон-ря в С.-Петербурге.

Коленопреклоненная мц. Иулиания изображена в составе избранных святых (преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, свт. Стефан Пермский), молящихся Спасу Нерукотворному, на литографии «Вид Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря у зырян Вологодской губернии» (1883, мастерская В. А. Черепанова в Архангельске; см.: Тютюнник М. А. Печатные иконы сер. XIX - нач. XX в. в собр. Нац. музея Респ. Коми // Музеи и краеведение: Тр. Нац. музея Респ. Коми. Сыктывкар, 2011. Вып. 8. С. 197-198). Известны также персональные изображения святой на хромолитографиях, выпускавшихся по заказу мон-ря в 70-90-х гг. XIX в. в мастерской Тиля в Одессе (РГБ, ГИМ, подворье Кылтовского Крестовоздвиженского мон-ря в Сыктывкаре). На них мученица представлена в рост, со скрещенными на груди руками (в правой - Распятие), на фоне пейзажа с 2-главым храмом (подгорная ц. во имя блгв. кн. Александра Невского и мц. Иулиании?); на нек-рых эстампах внизу текст: «Благословенiе Троицко-Стефано-Ульяновскаго Монастыря».

Ист.: Грамота царя Алексея Михайловича яренгскому воеводе Михаилу Мусорскому об отводе земли Спасской Ульяновской пуст. и отводная память на означенную землю // ДАИ. Т. 6. С. 171-173, № 29; Поездка преосв. Палладия [Раева], еп. Вологодского и Устюжского, для обозрения церквей и духовенства Вологодской епархии с 17 июня по 29 июля сего 1871 г. // Вологодские ЕВ. 1871. № 20. Приб. С. 695-707; Арсеньев Ф. А. Ульяновский мон-рь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежительная обитель. М., 1889.
Лит.: Мельников С. Е. Описание Спасской Ульяновской пуст. на р. Вычегде, Вологодской губ., Усть-Сысольского у. // ИИАО. СПб., 1861. Т. 3. Стб. 144-161; Евгений [Болховитинов], митр. Список мон-рей, прежде бывших и ныне существующих в Вологодской епархии / Примеч., послесл.: Н. И. Суворов // Вологодские ЕВ. 1864. № 6. Приб. С. 164, 166; Зверинский. Т. 1. С. 270-271; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 47; Голубинский. Канонизация святых. С. 330, 575.
Е. В. Романенко, Н. Е. Плаксина
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Вологодских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Праведные жены и девы Русской Православной Церкви Иулиания (XVII в.?), Сольвычегодская, Ульяновская, праведная (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
См.также:
ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВРААМИЙ И КОПРИЙ ПЕЧЕНГСКИЕ преподобные (пам. 4 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых)
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ († 1452), игум., прп. (пам. 12 окт. и в Соборе Вологодских святых)
АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)