Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСТОЧНИКИ (СТРУИ) АРХИЕРЕЙСКИЕ
Т. 28, С. 23 опубликовано: 23 августа 2016г.


ИСТОЧНИКИ (СТРУИ) АРХИЕРЕЙСКИЕ

Мантия на мощи патриарха Гермогена. Мастерская Алексеевского мон-ря. ХХ вв (ГММК)
Мантия на мощи патриарха Гермогена. Мастерская Алексеевского мон-ря. ХХ вв (ГММК)

Мантия на мощи патриарха Гермогена. Мастерская Алексеевского мон-ря. ХХ вв (ГММК)
[греч. ποταμοί], нашивки в виде лент на мантии и подризнике (подсаккоснике) архиерея. Прототипом мантии с И. а., вероятно, послужили торжественные облачения византийского императора и других высокопоставленных лиц, украшенные пурпурными и золотыми нашивками и вышивками (Дмитриевский. 1904. С. 288). По свидетельству Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1429), вновь поставленный К-польский патриарх получал от императора в знак благоволения мантию с И. а. (Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 229 // PG. 155. Col. 441), в которой впосл. являлся к нему на прием. В связи с этим А. А. Дмитриевский предположил, что мантия с И. а. и со скрижалями отличала патриарха не как главу церковной иерархии, но как гос. сановника (Дмитриевский. 1904. С. 288-289). Георгий Кодин (XIV-XV вв.) сообщает о том, что архиереям также предписывалось приходить на поклон к императору в мантиях с И. а. (Georg. Codin. De offic. 20 // PG. 157. Col. 120). Известны случаи, когда права ношения мантий с И. а. удостаивались не только архиереи, но и игумены мон-рей, обладавших особым статусом, в частности афонских (см.: Дмитриевский А. А. Современное богослужение на правосл. Востоке. К., 1891. Вып. 1. С. 136).

И. а. располагаются на мантии в 3 ряда: под верхними скрижалями, над нижними и посередине. В наст. время все архиереи РПЦ носят И. а. 2 цветов: красные с белым. Использование этих цветов засвидетельствовано уже в XII в. (напр., на мантии Иоанна, архиеп. Новгородского - см.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 340). За патриархом тем не менее сохранялась возможность на великие праздники облачаться в мантию с И. а. золотого и серебряного цветов (ИРИ. 1807. T. 1. С. 316). И. а. золотого цвета помещаются на мантиях предстоятелей и архиереев некоторых Поместных Православных Церквей.

С т. зр. богослужебной символики И. а. означают благодать учительства, пребывающую на архиерее, разнообразие вышних дарований, изливаемых через него на паству (Sym. Thessal. De div. templ. 37-38 // PG. 155. Col. 712). Название «источники архиерейские» основано на словах Спасителя: «Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7. 38).

И. а. также могут помещаться на подризнике (στιχάριον) архиерея (Theod. Balsam. Medit. // PG. 138. Col. 128). Феодор Вальсамон (XII в.) толкует их как потоки крови и воды, вытекшие из прободенного ребра Спасителя (Ibid. Col. 1021), свт. Симеон Фессалоникийский присваивает им то же значение, что и у И. а. на мантии (Sym. Thessal. De div. templ. 37 // PG. 155. Col. 712).

Лит.: Du Cange Ch. Glossarium ad scriptores mediae et infimae Graecitatis. Lugduni, 1688. Vol. 1. Col. 1208; Голубинский. История РЦ. 1901. T. 1. Ч. 1. C. 573-574; Дмитриевский А. А. Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. К., 1904. C. 288-289.
Е. Е. Макаров
Ключевые слова:
Литургика, наука (см. также Богослужение...) Источники (струи) архиерейские, нашивки в виде лент на мантии и подризнике (подсаккоснике) архиерея
См.также:
ВЕЛИКОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ см. Водоосвящение
ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА см. Освящение храма
ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ см. ст. Повечерие
ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов