Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АМЕША СПЕНТА
Т. 2, С. 163-164 опубликовано: 18 августа 2008г.


АМЕША СПЕНТА

[авест.- бессмертные святые, среднеперсид. Амшаспанд], в зороастризме 6 высших духов, созданных богом. Семантика слова «святой» здесь отличается от библейской: акцент делается на «изобильности», «щедрости». В Гатах все они обладают индивидуальностью, но могут рассматриваться и как различные проявления творца. «Они - одной Мысли, одного Слова, одного Дела… Они - творцы, создатели и делатели, защитники и хранители творений Ахура-Мазды» (Яшты 19: 16, 18). Образы А. С. коренятся в индоиранской мифологии. Достаточно точные аналоги А. С. можно найти в ведах.

В число А. С. входят: Воху Мана, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Спента Армайти, Хаурватат, Амертат. Особенно важны из них Аша Вахишта и Воху Мана. Аша Вахишта (Лучшая Праведность) - дух божественной истины и космического закона. Видевдат (см. Авеста) заканчивается следующими словами: «Есть лишь один путь, этот путь Истина, все остальное - беспутье». Не случайно в авестийской этике особое значение придавалось воздержанию от лжи. Воху Мана (Благая Мысль) - дух божественной мудрости и любви, считалось, что он встречает души праведных в раю. Хшатра Вайрья (Желанная Власть) ассоциируется с божественной силой и властью. Спента Армайти (Святое Благочестие) - дух религ. верности, помогающий верующим. Хаурватат (Целостность) и Амертат (Бессмертие), обычно упоминаемые рядом, связаны соответственно с физическим здоровьем и с бессмертием, к-рого удостаивается праведный зороастриец.

В ряде текстов А. С. рассматриваются как покровители: Воху Мана - покровитель животных (особенно скота), Аша Вахишта - огня, Хшатра Вайрья - металлов, Спента Армайти - земли, Хаурватат - воды, Амертат - растений. Бережное отношение к стихиям возводилось в религ. обязанность для зороастрийца. Борьба с грязью, плесенью, гнилью воспринималась как одна из форм битвы с мировым злом.

Лит.: Darmesteter J. Haurvatat et Ameretat. P., 1875; Easton M. W. The divinities of the Gathas // J. of the American Oriental Society. 1893. N 15. P. 189-206; Colpe C. Reflections on the History of the Amesa Spanta Conceptions // XXIX Congrès Intern. des Оrientalistes: Resumes des communications. P., 1973.
Г. Г. Ястребов
Рубрики:
Зороастризм
Ключевые слова:
Зороастризм Амеша Спента, 6 высших духов в зороастризме
См.также:
АВЕСТА cобрание священных текстов, используемых парсами и гебрами
АНХРА-МАЙНЬЮ дух зла в зороастризме
АХУРА МАЗДА божество древнеиранс. пантеона (зороастр.)
БАКТРИЯ древн. историко-культурная обл. в Ср. Азии