Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЙ НОВЫЙ
50, С. 599-602 опубликовано: 8 декабря 2022г.


НИКОЛАЙ НОВЫЙ

Прмч. Николай Новый. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя мч. Николая Нового в Вунене, Греция)
Прмч. Николай Новый. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя мч. Николая Нового в Вунене, Греция)

Прмч. Николай Новый. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя мч. Николая Нового в Вунене, Греция)

[Греч. Νικόλαος ὁ Νέος] († нач. X в.), прмч. Вуненийский (Вуненский) (пам. греч. 9 мая). Основные сведения о святом содержатся в Мученичестве (BHG, N 2308), к-рое было обнаружено Д. Софианосом в рукописи из Большого Метеорского монастыря (Meteor. Metamorph. 81. Fol. 139v - 146v; ркп. составная, листы, содержащие текст, датируются XV в.). Более поздняя версия Мученичества Н. Н. (BHG, N 2309), написанная в форме энкомия пресв. Ахаиком, неизвестным по др. источникам, представлена в рукописи XII в. из мон-ря Агиас на о-ве Андрос (Andros. Agias. 94. Fol. 53-59v). Оба текста были впервые опубликованы Софианосом в 1972 г.

Согласно первоначальному Мученичеству, Н. Н. род. на Востоке. Благодаря добродетельной жизни он стал известен правившему тогда имп. Льву, брату Александра (вероятно, визант. имп. Лев VI Мудрый (886-912)). Император, обратив внимание на хорошие внешние данные Н. Н. и такие его качества, как смелость, живость ума и твердость характера, назначил его командиром легиона и передал ему под охрану г. Лариссу (ныне Лариса) в Фессалии, где Н. Н. не только обучал солдат военному искусству, но и воспитывал в христ. вере. В то время авары начали совершать набеги на империю, разорять земли, брать в плен мужчин, женщин, стариков и детей. Лев и его брат находились в вост. областях и пытались противостоять захватчикам, поэтому противники стали атаковать и грабить на западе. Н. Н. решил вместе с войском покинуть Лариссу, чтобы отвести от города аваров и тем самым избавить его от разграбления. Воины пришли на лесистую гору Тернавон (ныне гора Мелуна, у подножия к-рой расположен г. Тирнавос), где жили монахи-аскеты. Когда Ангел Господень объявил Н. Н. и его спутникам о предстоящем мученичестве, святой призвал воинов выйти навстречу противнику и сразиться с ним, смело исповедуя Истинного Бога, чтобы тем самым явить победу над общим врагом рода человеческого. Вначале Н. Н. и его воины одержали верх над варварами и многих убили, но затем авары окружили войско, схватили солдат и подвергли их мучениям, чтобы заставить отречься от Христа. Видя непоколебимость веры воинов-христиан, варвары предали их жестокой смерти.

Имена пострадавших там мучеников: Ардомий, Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантолеон, Навудий и Емилиан, Ирина и Пелагия.

Мученичество Николая Нового. Роспись ц. во имя прмч. Николая Нового в Вунене, Греция. Нач. XXI в.
Мученичество Николая Нового. Роспись ц. во имя прмч. Николая Нового в Вунене, Греция. Нач. XXI в.

Мученичество Николая Нового. Роспись ц. во имя прмч. Николая Нового в Вунене, Греция. Нач. XXI в.

Н. Н. удалось бежать; он поселился на покрытой густым лесом Вуненийской горе (ныне холм недалеко от дер. Вунена, около Ларисы), в пещере возле высокого дуба. Он жил в уединении и молитве, ведя невидимую брань как с телесными страстями, так и с нечистыми духами. В то же время авары продолжали свои набеги: они разыскивали в Греции христиан, пытали их, а затем предавали смерти. Был схвачен и Н. Н. Представ перед захватчиками, он открыто заявил, что не отречется от Христа и не примет их религию. Сначала авары пытались лестью и уговорами сломить твердость Н. Н., однако, увидев его непоколебимость, они пришли в ярость и пронзили святого его собственным копьем. Тело преподобномученика было чудесным образом скрыто внутри дуба, рядом с к-рым он подвизался, и долгое время оставалось не подверженным тлению.

После того как имп. Лев одержал победу в вост. областях, авары покинули империю, и в ней вновь воцарился мир. Тогда Филипп, еп. Фессалии, после Божественного откровения, данного ему во сне, перенес останки мучеников, пострадавших на горе Тернавон, в Лариссу и с честью похоронил их там; мн. жители города получили исцеления на могиле святых. По прошествии неск. лет богатый и весьма влиятельный дукс Фессалоники, по имени Евфимиан, заболел проказой. Все врачебные средства оказались бессильными, тогда он возложил последнюю надежду на Бога и стал раздавать деньги, помогать нищим, вдовам и сиротам, навещать больных. Дукс усердно молился мн. святым, прося их о помощи, он побывал у мощей вмч. Димитрия Солунского, а затем отправился в Фессалию, чтобы поклониться мощам свт. Ахиллия, еп. Ларисского. После этого в видении Бог открыл Евфимиану, что он должен поспешить на Вуненийскую гору, где найдет в дубе останки Н. Н. и рядом источник. Дукс должен построить храм во имя мученика и трижды окунуться в источник, после чего выздоровеет. Евфимиан в точности исполнил указания - положил в построенной церкви нетленные мощи Н. Н. Преподобномученик явился ему во сне и открыл, где находится источник. Окунувшись в воду, дукс исцелился от проказы.

Энкомий, написанный пресв. Ахаиком, практически не содержит к.-л. дополнительных сведений о Н. Н.; единственная цель этого сочинения - «облагородить низкий язык» текста первоначального Мученичества и более логично описать события. В предисловии говорится, что эпитет «Новый» был дан святому, чтобы отличать его от свт. Николая, архиеп. Мирликийского. Пытаясь объяснить поражение греков от варваров на западе империи, автор подчеркнул, что в то время основные войска во главе с имп. Львом находились в вост. области. Из 12 воинов, покинувших Лариссу вместе с Н. Н., по имени названы только Михаил и Пантолеон. Чтобы оправдать Н. Н., к-рый не принял мученическую кончину на горе Тернавон, пресв. Ахаик написал, что он спасся, не поддавшись общей панике. Об Ирине и о Пелагии, пострадавших на горе Тернавон, сказано, что они укрывались там от вражеских племен. Узнав об убийстве воинов, женщины пришли оплакать их, но были схвачены и после исповедания веры усечены мечом. Еп. Филипп нашел мощи Тернавонских мучеников, после того как они явились ему во сне; когда епископ с клиром поднялись на гору, над останками святых засияли 12 огненных столпов. Дукс Фессалоники обрел мощи Н. Н. и исцелился от проказы также благодаря сновидениям: в 1-й раз пред ним предстал вмч. Димитрий и направил в Фессалию, во 2-й - сам святой.

Софианос издал краткое синаксарное сказание о Н. Н., содержащееся в рукописи № 81 из Большого Метеорского монастыря (Σοφιανός. 1972. Σ. 178-179). В сказании говорится, что святой пострадал от еретиков, место и время мученической кончины не обозначены; 12 соратников Н. Н. и дукс Фессалоники в тексте не упоминаются - вместо него святым был исцелен некий варвар с востока.

Прмч. Николай Новый. Роспись ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря, Македония. 1606/07 г.
Прмч. Николай Новый. Роспись ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря, Македония. 1606/07 г.

Прмч. Николай Новый. Роспись ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря, Македония. 1606/07 г.

Прп. Никодим Святогорец поместил в составленный им «Синаксарист» сказание о Н. Н., несколько изменив первоначальное Мученичество: визант. император (не названный по имени) отправил Н. Н. с войском в Фессалию, поскольку местные жители подняли мятеж и отказались подчиняться имп. приказам. Н. Н. подавил восстание фессалоникийцев и отправился в Лариссу, где его солдаты потерпели поражение. Видя, что его жизни угрожает опасность, Н. Н. оставил военную службу и удалился на Вуненийскую гору. Там он нашел 12 монахов-отшельников, принял постриг и вместе с ними предался суровой аскезе. По прошествии нек-рого времени нечестивые авары напали на страну и стали преследовать христиан. Когда авары достигли Лариссы и ее окрестностей, Н. Н. и 12 его сподвижников усердно молились Богу, ночью им явился Ангел Господень и объявил о предстоящем мученичестве. Нечестивые язычники обезглавили 12 отшельников, а Н. Н. из-за его телесной и душевной красоты они попытались склонить к вероотступничеству. Но Н. Н. не поддался уговорам, его жестоко избили, привязали к дереву и пускали в него стрелы, затем поразили Н. Н. его копьем и отрубили святому голову.

Софианос предположил, что первоначальное Мученичество было написано не ранее 912 г. (дата смерти имп. Льва VI) и не позднее 986 г., когда мощи свт. Ахиллия были перенесены из Лариссы в Преспу (ныне Айос-Ахилиос на оз. Микри-Преспа). Во вступлении к Мученичеству говорится, что его автор является тезкой Н. Н. В связи с этим нек-рые исследователи предложили отождествить автора Мученичества с мон. Николаем, написавшим между 970 и 980 гг. Житие прп. Петра Афонского (BHG, N 1505). Софианос отверг эту гипотезу; по его мнению, автор Мученичества Н. Н. был хорошо образованным монахом из Фессалии (Σοφιανός. 1972. Σ. 31-36). Э. Фольери также считала, что Мученичество было составлено ок. сер. X в., энкомий - в XI в. (Follieri. 1975. P. 346-347).

Ф. Алькен отметил, что в Мученичестве отсутствуют исторические сведения и повествование сводится к рассказу о сопротивлении варварам-захватчикам, описанию мученичества святого и исцеления правителя Фессалоники. Так, напр., автор Мученичества, не имея точных сведений о Н. Н., назвал его «доподлиннейшим сыном Отца Небесного» (τοῦ οὐρανίου πατρὸς υἱὸς γνησιώτατος), чей род происходил с вост. земель, где жили патриархи, пророки, апостолы и мученики. Алькен предположил, что Мученичество является вымышленным и было составлено после обнаружения неких человеческих останков, принятых за мощи святого (Halkin F. Des publications hagiographiques // AnBoll. 1973. Vol. 91. P. 218-219). Фольери поддержала данную т. зр. Изучив канон мч. Ардомию, к-рый упоминается в числе 12 пострадавших на Тернавоне, и заметив, что в тексте канона не говорится о Н. Н., исследовательница пришла к выводу, что автор Мученичества Н. Н. совместил 2 повествования о несвязанных между собой святых, чтобы объяснить обретение на горе Тернавон мощей 12 неизвестных мучеников, а затем еще одно обретение - на Вуненийской горе. Фольери предположила, что 12 мучеников во главе с мч. Ардомием пострадали от язычников, а в X в. их останки перенесли в Лариссу, чтобы спасти от разграбления болгарами или венграми. Для того чтобы связать этих святых с Н. Н., автор Мученичества назвал их его соратниками. Мон. Николай не имел точных сведений о святых, чьи мощи были найдены на горах, но, стараясь придать своему сочинению историческую достоверность, упомянул имп. Льва V, Филиппа, еп. Ларисского, описал нападения аваров. Кроме того, к 12 мученикам он присоединяет 2 жен, также пострадавших на Тернавоне, имена к-рых неизвестны из др. источников. Для того чтобы выделить главного героя повествования - Н. Н., автор не только наделяет его мученическим венцом, но и приписывает ему отшельническую жизнь в уединении. При этом автор не смог избежать нек-рых несоответствий: Н. Н. спасается, тогда как все его союзники погибают от аваров на Тернавоне (Follieri. 1975. P. 345-348).

Часовня на месте мученичества Николая Нового в Вунене, Греция. Нач. XXI в.
Часовня на месте мученичества Николая Нового в Вунене, Греция. Нач. XXI в.

Часовня на месте мученичества Николая Нового в Вунене, Греция. Нач. XXI в.

Среди исследователей нет единого мнения об исторических событиях, описанных в Мученичестве, т. к. к нач. X в. племя аваров не существовало: нек-рые из них считали, что под аварами, напавшими на Фессалию, следует понимать болгар (см., напр.: ᾿Αβραμέα Α. ῾Η Βυζαντινὴ Θεσσαλία μέχρι τοῦ 1204. Συμβολὴ εἰς τὴν ῾Ιστορικὴν Γεωγραφίαν. ᾿Αθῆναι, 1974. Σ. 89-96). Ф. Филиппу предложил отождествить аваров с венграми (Θιλίππου Θ. Ποιοί ήταν οι «Αβάρεις» που επέδραμεν στην Θεσσαλία κατά τον 9 αιώνα // Ιστορικογεωγραφικά. Γιάννενα; Θεσ., 1995. Τ. 5. Σ. 123-132). Софианос утверждал, что речь идет об арабах, поскольку болгары во время правления имп. Льва VI уже приняли христианство и не могли преследовать своих единоверцев в Фессалии. Фольери в целом поддержала мнение Софианоса (Follieri. 1975. P. 347). К. Киррис считает, что Н. Н. и 12 мучеников, к-рые пострадали вместе с ним, а не ранее от язычников (как предположила Фольери), были убиты арабами, вторгшимися в Фессалию в 901 или 902 г. (Kyrris K. P. The Ideological and Cultural Dimensions of Hagiography in South-East Europe, Particularly in the Byzantine Empire // RESEE. 1995. T. 33. N 1/2. P. 143-144). Дата нападения арабов на Фессалию является спорным вопросом, поскольку в визант. источниках она точно не обозначена: в Хрониках Льва Грамматика и Симеона Логофета говорится, что это событие произошло после того, как Николай I Мистик стал патриархом К-поля (т. е. после 901; Leo Gramm. Chron. P. 273-274; Sym. Log. Chron. 2006. P. 282); Иоанн Каминиата писал, что нападение на Димитриаду случилось незадолго до нападения на Фессалонику в 904 г. (De excidio Thessalonicensi // Theophаnes Continuatus, Ioannes Cameniata, Sуmеоn Magister, Georgius Monachus / Hrsg. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 506-507). На основе этого А. А. Васильев пришел к выводу, что арабы напали на Фессалию в 902 г. (Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 2. С. 135-136. Примеч. 411). Совр. зап. исследователи также предлагают 901 или 902 г. (см., напр.: Curta F. Southeastern Europe in the Middle Ages, 500-1250. Camb., 2006. P. 201 - событие датируется 901 г.; idem. The Edinburgh History of the Greeks, ca. 500 to 1050. Edinburgh, 2011. P. 166 - указан 902 г.; Demetrias // Historical Dictionary of Byzantium / Ed. J. H. Rosser. Lanham, 20122. P. 149 - назван 901 или 902 г.). В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского говорится о нападении арабов на Фессалию в 901 г. И. Полемис и Э. Минева, переиздавшие с некоторыми исправлениями Мученичество и энкомий, предположили, что Н. Н. жил при имп. Льве III Исавре (717-741), который действительно воевал с арабами; преподобномученик пострадал от рук иконоборцев (Πολέμης, Μίνεβα. 2016. Σ. 442).

Под еп. Филиппом, упоминаемым в Мученичестве, очевидно, подразумевается епископ Лариссы, который управлял митрополией при Николае I Мистике. Сохранилось письмо патриарха Филиппу Ларисскому, датируемое 913/9 г., в котором обсуждается спорный вопрос между еп. Филиппом и архиепископом Фиванским о некой церкви (Nicolas I. Ep. 116 // Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Letters / Ed. R. J. H. Jenkins, L. G. Westerink. Wash., 973. P. 402-403, 572; RegPatr, N 637 [745]).

Ковчег с честной главой прмч. Николая Нового (мон-рь свт. Николая Чудотворца на о-ве Андрос, Греция)
Ковчег с честной главой прмч. Николая Нового (мон-рь свт. Николая Чудотворца на о-ве Андрос, Греция)

Ковчег с честной главой прмч. Николая Нового (мон-рь свт. Николая Чудотворца на о-ве Андрос, Греция)

В визант. синаксарях память Н. Н. не обозначена, однако в заглавии энкомия и в синаксарном сказании по рукописи № 81 из Метеорского мон-ря указано, что святой поминался 9 мая (дата совпадает с днем перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Бари; см.: Σοφιανός. 1972. Σ. 72-73, 98). Под этим же числом память Н. Н. и сказание о нем вошли в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в «Новый синаксарист» иером. Макария Симонопетрского.

Служба Н. Н. была впервые издана в Венеции в 1657 г., затем неск. раз переиздавалась, последнее издание было предпринято в Афинах в 1930 г.

Н. Н. почитается во мн. областях Греции и на ее островах: напр., близ дер. Вунена, в месте, где, согласно Мученичеству, пострадал Н. Н., находится посвященная ему церковь, в к-рой имеется пустая могила святого и хранится частица его мощей. Ежегодно в день памяти преподобномученика сюда приезжают многочисленные паломники со всей Греции. Церковь построена в 1962 г. на месте прежней (1883), разрушенной в том же году при пожаре. Рядом с храмом расположены небольшая часовня и колодец, виден пень дерева, возле к-рого преподобномученик был убит. Согласно местному преданию, ежегодно 9 мая из стволов небольших вязов и из пня вытекает красная жидкость, похожая на кровь.

Мощи Н. Н. хранятся в посвященном ему храме в Фивах; начало строительства относится к 1963 г., освящение - к 1973 г. Храм воздвигнут на месте прежней церкви, сооруженной в период османского владычества. Честная глава преподобномученика была перенесена в XVI в. из Лариссы на Андрос в монастырь свт. Николая, 2-м покровителем которого является Н. Н., где находится и в настоящее время. Также частица мощей святого имеется в Беотии в посвященном ему монастыре, который расположен на восточном склоне Эликона, недалеко от сел. Ипсиландис. Согласно преданию, монастырь был построен в X в. византийским имп. Василием II Болгаробойцей (976-1025) и его полководцем Никифором Ураносом. Кроме мощей Н. Н. в обители находится небольшая емкость с «кровью» святого, а также орошенные его кровью листья дерева, около которого он пострадал. Частицы мощей Н. Н. хранятся на Афоне в монастыре св. Павла и в скиту прор. Илии, а также в монастыре Пресв. Богородицы (Коронату) близ Ликсури на о-ве Кефалиния, в Мега-Спилео (в 10 км от Калавриты), и в посвященных ему церквах в Клисто (Эвритания) и в сел. Анифи (в 6 км от Аргоса).

Ист.: BHG, N 2308-2309; Σοφιανς Δ. Ζ. ῞Αγιος Νικόλαος ὁ ἐν Βουναίνῃ. ᾿Ανέκδοτα ἁγιολογικὰ κείμενα. ῾Ιστορικα εἰδήσεις περ τῆς μεσαιωνικῆς Θεσσαλίας (Ι´ αἰών). ᾿Αθῆναι, 1972. Σ. 139-160; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 63-65; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 20092. Τ. 9. Σ. 115-117 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 127-130); Πολέμης Ι., Μίνεβα Ε. Βυζαντινά υμνογραφικά και αγιολογικά κείμενα. Αθήνα, 2016. Σ. 440-465.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 137; Γιαννόπουλος Β. Ν. Νικολαος (9) // ΘΗΕ. Τ. 9. Στ. 516; Follieri E. S. Ardomio martire in Tessaglia // AnBoll. 1975. Vol. 93. P. 313-348; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 358.
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Святые Греческих Православных Церквей Преподобномученики Греческих Православных Церквей Николай Новый († нач. X в.), преподобномученик Вуненийский (Вуненский) (пам. греч. 9 мая)
См.также:
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
АНДРЕЙ (XIII в.), отшельник, прп. (пам. греч. 15 мая)
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
АФИНОДОР († 304), прмч. Месопотамский, (пам. 7 дек., пам. греч. 19 дек.)
ГАВРИИЛ († 1676), прмч. (пам. греч. 2 февр.)
ГЕДЕОН (1766 - 1818), прмч. Каракальский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 30 дек.)