Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СОБОР
9, С. 441-445 опубликовано: 25 июля 2010г.


ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СОБОР

Собор в честь Воскресения Христова (Спас на Крови). 1883-1907 гг. Фотография. 2000 г.
Собор в честь Воскресения Христова (Спас на Крови). 1883-1907 гг. Фотография. 2000 г.

Собор в честь Воскресения Христова (Спас на Крови). 1883-1907 гг. Фотография. 2000 г.
(Спас на Крови) в С.-Петербурге, одна из важнейших по художественному и смысловому значению церковных построек в России в XIX-XX вв. Возведен на берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова, д. 2а), на месте, где 1 марта 1881 г. имп. Александр II был смертельно ранен террористом И. И. Гриневицким. 2 марта того же года на чрезвычайном заседании Городская дума просила имп. Александра III разрешить постройку часовни или памятника на средства города, на что император ответил: «Желательно было бы иметь церковь». Через полмесяца на месте покушения на пожертвования купцов И. Ф. Громова и Милитина была возведена часовня по проекту архит. Л. Н. Бенуа; в ней ежедневно служили панихиды.

Из предложенных на конкурс проектов храма (архитекторы Бенуа, И. С. Богомолов, А. Л. Гун, И. С. Китнер, В. А. Шрётер, М. А. Щурупов и др.) комиссия во главе с А. И. Резановым выделила работу А. О. Томишко. Результаты конкурса не получили одобрения имп. Александра III (большинство проектов было сделано в неовизант. стиле), он высказал пожелание, чтобы храм был построен «в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле». Во 2-м туре (закончен до 28 апр. 1882) предпочтение было отдано проекту А. А. Парланда, в к-ром за образец была взята ц. св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове. Архим. Троице-Сергиевой пуст. Игнатий (Малышев), свидетельствуя о явленном ему в тонком сне Божией Матерью образе храма, предложил Парланду доработать проект. Этот совместный вариант был одобрен имп. Александром III. Комиссию по строительству возглавил вел. кн. Владимир Александрович (состав утвержден в марте 1883, в 1892 он сменился). На 1-м заседании было принято предложение архим. Игнатия об освящении храма в честь Воскресения Христова. После смерти архим. Игнатия дальнейшей работой по созданию и реализации проекта руководил Парланд.

Евхаристия. Мозаика алтаря. Худож. Н. Н. Харламов
Евхаристия. Мозаика алтаря. Худож. Н. Н. Харламов

Евхаристия. Мозаика алтаря. Худож. Н. Н. Харламов
Закладку храма 6 нояб. 1883 г. совершил митр. Исидор (Никольский) в присутствии имп. четы. Земляные работы начались в 1886 г. Однако проект, представленный в марте 1885 г., был утвержден императором только в мае 1887 г. Задержка была вызвана изменением проекта с учетом трудностей строительства и обязательного включения места цареубийства (в 1,5 м от кромки воды) в интерьер храма, к-рый, т. о., оказывался выдвинут в русло канала на 8,5 м. При строительстве и отделке В. Х. с. применялись передовые технологии того времени: вместо свайного основания на дне канала был заложен фундамент в виде сплошной бетонной подушки, что заняло 3 строительных сезона (1883-1886). С мая по июль 1886 г. была разобрана часть набережной, в 1887-1889 гг. цоколь облицован валаамским гранитом (мастерская Г. Бога) на проектную высоту 3,24 м. В кладке и облицовке стен использовали кирпич отечественного производства, в т. ч. завода «Надежда» (г. Боровичи), и глазурованный зигердорфский 10 тонов из Силезии. Тогда же из тесаного камня были выведены наличники, тяги, карнизы (фирма Д. Е. Благодарёва). Верхний пояс цоколя и элементы фасадного декора в 1890-1896 гг. выполнены фирмой «Кос и Дюрр» из эстляндского мрамора. В нишах цоколя храма было установлено 20 гранитных досок с высеченными на них надписями о выдающихся событиях царствования имп. Александра II. В 1894 г. были сомкнуты своды, в 1895-1898 гг. установлены металлические каркасы 9 куполов, исполненные на металлическом заводе. В 90-х гг. XIX в. на заводе П. Н. Финляндского были отлиты 13 колоколов, к-рые настраивал прот. Аристарх Израилев; самый большой (вес 16 544 кг) был куплен в 1896 г. на Нижегородской выставке.

6 июля 1897 г. после крестного хода от Казанского собора состоялась установка креста на главном куполе (высота 81 м) в присутствии св. имп. Николая II с семьей. В 1896-1900 гг. главы над апсидами и купол над колокольней (высота 62 м) покрыли золоченой медью, 5 куполов - особо прочной белой и голубой эмалями фабрики А. М. Постникова (Москва), на к-рой изготовили также золоченые ажурные кресты. В 1901 г. фасады украсили цветными изразцами (фирма Н. Н. Харламова, малые на барабане - от Имп. фарфорового завода).

Первую панихиду по убиенному царю в В. Х. с. отслужили 1 марта 1906 г.; 19 авг. 1907 г. состоялось освящение храма митр. Антонием (Вадковским), к-рому сослужили архиепископы экзарх Грузии Никон (Софийский) и Рижский сщмч. Агафангел (Преображенский), а также викарный еп. Гдовский сщмч. Кирилл (Смирнов), присутствовали император и императрица; состоялся торжественный военный парад.

В. Х. с. был единственным, к-рый получил те же права на содержание из средств Гос. казначейства (более 40 тыс. р. в год), что и кафедральный Исаакиевский собор, его причислили к Мин-ву имп. двора; ктитором был гр. И. Д. Татищев. В храме, рассчитанном на 1600 чел., ежедневно совершались литургия и вечернее богослужение, в штате состояли 3 священника (о. Николай Антонов, прот. Василий Верюжский, автор кн. «Храм Божий и церковные службы» (СПб., 19122), и во главе настоятель (до 1923 прот. Петр Лепорский)).

Распятие. Мозаика зап. фасада. По эскизу А. А. Парланда
Распятие. Мозаика зап. фасада. По эскизу А. А. Парланда

Распятие. Мозаика зап. фасада. По эскизу А. А. Парланда
Несмотря на сходство формы и характера отделки глав собора Покрова на Рву в Москве и В. Х. с., прототипами архитектуры последнего стали памятники XVII в. Ярославля (ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках) и Москвы (церкви Рождества Пресв. Богородицы в Путинках, Св. Троицы в Никитниках, свт. Николая в Хамовниках). 9-главое здание вытянуто с востока на запад (56,7 м), на востоке - 3 алтарные апсиды, каждая завершается малым луковичным куполом, на западе - 3-ярусная шатровая колокольня. В отделке присутствуют характерные элементы рус. стиля: луковицы, шатры, арочки, ширинки, создающие эффект коврового заполнения плоскости, и наборные колонки. Оригинальны гигантских размеров кокошники, завершающие боковые фасады. Стилистика поздней эклектики, близкая к зодчеству XVII в., проявилась в богатстве декора, усложненном силуэте, использовании выразительных свойств кирпича.

В. Х. с. известен уникальным мозаичным убранством, к-рое не было характерно для рус. зодчества XVII в. и тяготело к визант. и домонг. отечественной традициям. Первоначально предполагалось расписать храм, но В. М. Васнецов, а затем М. В. Нестеров отказались от заказа. В 1897 г. было принято решение о замене живописи мозаикой (общая площадь 7 тыс. кв. м, на фасадах - 400 кв. м). В конкурсе победила мастерская А. А. Фролова (с 1897 В. А. Фролова), в к-рой была освоена быстрая и недорогая техника набора, в 1911-1913 гг. позолота купола над колокольней была заменена мозаичным покрытием.

Более 30 художников работали над 68 сюжетами Свящ. истории и изображением 277 святых (В. В. Беляев, В. И. Отмар, Л. Н. Соловьёв, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин и др.). Иконы по эскизам Рябушкина, Н. А. Кошелёва, Н. К. Бодаревского выполнены в традициях академической живописи; в работах Нестерова, Беляева, Н. А. Бруни можно видеть элементы модерна, у Васнецова и Харламова (особенно «Пантократор» в плафоне центрального купола и «Евхаристия» в алтаре) преобладают черты визант. иконописи.

Входы в собор с сев. и юж. сторон были решены как притворы с крыльцами на гранитных колоннах. На зап. фасаде установлены Распятие и мозаичные иконы прп. Зосимы Соловецкого (пам. 17 апр., в день рождения имп. Александра II) и прмц. Евдокии (пам. 1 марта - день цареубийства); выше изображены Пресв. Богородица и ап. Иоанн Богослов, обращенные к Нерукотворному образу Спасителя (худож. Нестеров); еще выше - икона блгв. кн. Александра Невского (худож. В. П. Павлов). Фронтоны 4 крылец В. Х. с. украшены мозаиками по эскизам Васнецова: «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». В 1904 г. были установлены мозаичные панно во фронтонных кокошниках юж. и сев. фасадов: «Воскресение Христово» (худож. Нестеров) и «Спас на престоле» («Христос во Славе», худож. Кошелёв). Колокольню украшают 133 мозаичных изображения гербов губерний и областей России (худож. П. А. Черкасов). Наружные мозаичные работы были завершены в 1907 г.

Св. блгв. кн. Александр Невский. Икона-мозаика сев. киота. Художник: М. В. Нестеров
Св. блгв. кн. Александр Невский. Икона-мозаика сев. киота. Художник: М. В. Нестеров

Св. блгв. кн. Александр Невский. Икона-мозаика сев. киота. Художник: М. В. Нестеров
По эскизам Парланда выполнены «Распятие» на зап. фасаде и образ «Благословляющий Спаситель» на восточном, орнаментальный узор, в т. ч. для пола (изготовлен из разноцветного мрамора в Генуе), мраморный иконостас фирмы Дж. Нови (Генуя), дарохранительница-«иерусалим», киоты и сени из яшмы и орлеца гранильных фабрик Колывани, Екатеринбурга, Петергофа. Особое место занимала 14-метровая сень над местом смертельного ранения императора, выполненная к июлю 1907 г. (балюстрада установлена в 1913) по образцу Мономахова трона в Успенском соборе Московского Кремля, окруженная ажурными металлическими решетками. Ее украшали колонны, карнизы и вазы из серо-фиолетовой яшмы, балюстрада и декор из розового орлеца, 8-гранный шатер, увенчанный крестом из горного хрусталя; мозаичные иконы с изображением святых покровителей царствующего дома Романовых (они же изображены на серебряных барельефах входных дверей работы костромича Савельева). Внутренняя поверхность свода сени была облицована агатом, яшмой и бухарским лазуритом (50 кг), свод инкрустирован хрустальными звездами. В пол под сенью на месте царской гибели были вмонтированы части решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой. Общая стоимость сени почти равнялась стоимости строительства всего храма.

Царские врата были отчеканены из серебра на фабрике И. П. Хлебникова, мозаичные иконы в них по эскизам Бруни выполнила мастерская Фролова, в иконостасе (по эскизам Васнецова и Нестерова) - мастерская АХ. Большая икона блгв. кн. Александра Невского в сев. киоте создана по эскизу Нестерова; иконы Пресв. Богородицы с Младенцем и Спасителя в главном иконостасе - Васнецова. Утварь была сделана по рисункам С. Ф. Комарова на фирмах Хлебникова и Фролова; 2-пудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия изготовила мастерская П. А. Овчинникова. Серебряную дарохранительницу в виде уменьшенной копии храма сделали в Костроме, другую, из яшмы и орлеца,- в Екатеринбурге.

Стоимость строительства (здание было полностью электрифицировано, снабжено калориферным отоплением и вентиляционной системой), продолжавшегося 24 года (3 млн 600 тыс. р.), оказалась превышена на 1 млн р. из-за замены живописи мозаикой, дороговизны сени и случаев финансовых злоупотреблений. Благоустраивалась и прилегающая территория: при слиянии Екатерининского канала с р. Мойкой в 1905-1907 гг. построили 3 дома с квартирами для служителей (сохр. 1). От Михайловского сада храм отделяет кованая железная решетка (проект Парланда, завод «Карл Винклер», 1903-1907). В 1906-1907 гг. к северу от собора по проекту Парланда была построена ризница для хранения и показа многочисленных пожертвований. При входе размещалась часовня Иверской иконы Божией Матери (освящена 27 апр. 1908). К собору были приписаны 2 часовни: Громовская (упразднена после 1892) и блгв. кн. Александра Невского в ограде Летнего сада (1866-1867, архит. Р. И. Кузьмин, художники Т. А. Нефф и Е. С. Сорокин), на месте первого покушения на имп. Александра II (4 апр. 1866).

В. Х. с. явился образцом синтеза искусств, программным произведением «русского ренессанса», во многом определившим характер церковного строительства 80-х гг. XIX в.- 1900-х гг. Благодаря сдержанной цветовой гамме фасадов, строгой симметричной композиции, храм вписался в традиц. облик сев. столицы и внес древнерус., московский акцент в панораму города, обозначив существенный этап «архитектурной русификации» С.-Петербурга.

Призвание ап. Матфея. Мозаика сев. стены. Худож. А. П. Рябушкин
Призвание ап. Матфея. Мозаика сев. стены. Худож. А. П. Рябушкин

Призвание ап. Матфея. Мозаика сев. стены. Худож. А. П. Рябушкин
В. Х. с. имел символическое значение как отражение идеи уподобления царя земного Царю Небесному: мученическая кончина царя-освободителя сопоставлялась с искупительной Крестной смертью Спасителя (ср. в фольклоре: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли» и мнение архит. И. В. Штрома: «Как Спаситель умер за все человечество, так Александр II умер за свой народ»). Смысловым центром храма с зап. стороны стало обозначенное Распятием место убийства царя - «Голгофа для России»,- поэтому архитектура собора ассоциируется с образом храма Гроба Господня в Иерусалиме (Воскресения Христова). В. Х. с., построенный на казенные и народные средства, стал воплощением симфонии Церкви и имп. власти, что подчеркивали памятные доски, сочетание в убранстве колокольни гербов всех рус. земель с 2-главыми орлами на входных шатрах и гербом царствующей династии. На фронтоне Александро-Невской часовни имелась надпись бронзовыми буквами: «Не прикасайся к Помазаннику Моему». Идея симфонии в представлении офиц. историографии XIX в. наиболее полно воплотилась в России во времена первых Романовых, т. е. в эпоху, на к-рую был ориентирован стиль храма. С этой же идеей связаны темы народного покаяния и жертвы за невольное соучастие в цареубийстве как отражение уваровской триады - Православие, самодержавие и народность. Под золоченым куполом колокольни была воспроизведена в мозаике часть молитвы свт. Василия Великого, отражающая покаянную идею храма. Др. наименование храма, Спас на Крови, подчеркивало преемственность рус. традиции строить церкви «на крови», т. е. на месте трагической гибели гос. людей, напр. в Угличе (1692), на месте гибели св. царевича Димитрия.

Либерально настроенные критики, группировавшиеся вокруг «Мира искусства», не могли не воспользоваться поводом для демонстрации своих художественных пристрастий и обличения гос. режима (подобно критике их предшественниками проектов Тона). С. К. Маковского в 1909 г. приводило «в ужас… небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» храма, «позорной страницы русского искусства», он призывал «будущие поколения» «уничтожить произведение Парланда бесследно, срыть до основания чудовищный собор»; «варварским образчиком художественного убожества» называл храм А. А. Ростиславов; В. Я. Курбатов желал, чтобы «поскорей забыли о псевдорусских постройках, так испортивших русские города».

В 1922-1923 гг., после недолгого пребывания в нем обновленцев, В. Х. с. являлся кафедральным, с 1927 г. стал центром иосифлянства. В мае 1929 г. здесь отпевали известного проповедника прот. Феодора Андреева, скончавшегося после тюремного заключения. После ареста прот. Василия Верюжского в дек. 1929 г. настоятелем был определен духовник митр. Иосифа (Петровых) прот. Александр Советов, ранее возглавлявший клир Софии Новгородской. Зимой службы совершались в «малом» храме (часовне), освященном в 1924 г. еп. Венедиктом (Плотниковым). 17 нояб. 1930 г. собор был закрыт по постановлению Президиума ВЦИК от 30 окт. 1930 г. «под культурно-просветительные нужды». Оказались утрачены внутреннее убранство и царские врата. Той же осенью как «антихудожественную» снесли Александро-Невскую часовню и заменили доской в память террориста Каракозова (ныне снята). В 1931 г. Центральный совет об-ва политкаторжан, к-рому был передан храм, принял решение об использовании здания под кинотеатр или антирелиг. музей, 19 нояб. того же года областная комиссия по вопросам культов постановила разобрать собор «по частям», что было активно поддержано Отделом охраны памятников революции и культуры в лице Н. Н. Белехова. В нояб. 1934 г. отдел дважды подтверждал отсутствие препятствий к сносу храма, где в то время находилась выставка, посвященная «Народной воле». В 1938 г. монтажно-техническая контора управления благоустройства Ленсовета приступила к разработке соответствующего проекта, но выполнение его осложняло местоположение собора на берегу канала. Реализовать завершенный в мае 1941 г. план помешала война. В дальнейшем в соборе последовательно размещались морг, мастерские, картофелехранилище, склад декораций Малого оперного театра. В 1968 г. после повторных попыток сноса он был взят под гос. охрану и через 2 года передан как филиал музею «Исаакиевский собор». В 1974-1995 гг. были проведены основные реставрационные работы. 23 мая 2004 г. митр. С.-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая Божественная литургия после более чем 70-летнего перерыва.

Лит.: Шмеллинг Л. В. Отчет по сооружению храма во имя Воскресения Христова. СПб., 1907; Парланд А. А. Храм Воскресения Христова, сооруженный на месте смертельного ранения в Бозе почившего Имп. Александра II на Екатерининском канале в С.-Петербурге. СПб., 1907; Подробное описание храма Воскресения Христова. СПб., 1907; Кириков Б. М. Храм Воскресения Христова (к истории «рус. стиля» в С.-Петербурге) // Невский архив. М.; СПб., 1993. С. 204-245; Флайер М. С. Церковь Спаса на Крови: Образ - воплощение - осмысление // Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 182-204; Трубинов Ю. В. Храм Воскресения Христова. СПб., 1997; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 158-184.
Диак. Александр Берташ
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Россия) Санкт-Петербургская и Ладожская епархия Русской Православной Церкви (1892-1914; с 25 сентября 1991) Памятники церковного искусства. Россия Воскресения Христова собор (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге Настенная роспись (Россия)
См.также:
КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Калужской митрополии Русской Православной Церкви
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля
ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ И ТОТЕМСКАЯ ЕПАРХИЯ Вологодской митрополии Русской Православной Церкви
ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ построен в 90-х гг. XII в., памятник владимиро-суздальского белокаменного зодчества
ЗРУГСКИЙ ХРАМ [осет. Хозита Майрам, Зруджи Майрам], один из наиболее древних христ. храмов на территории РФ
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии
АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде
АНАСТАСИЙ (Александров Александр Иванович; 1861-1918), еп. Ямбургский, вик. Санкт-Петербургской епархии
АНТОНИЙ (Вадковский; 1846-1912), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский
АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на правом берегу р. Волхов