Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ (ИННОКЕНТИЕВСКИЙ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 26, С. 518-524 опубликовано: 24 марта 2016г.


ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ (ИННОКЕНТИЕВСКИЙ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

находился в с. Подгородно-Жилкино под Иркутском.

1672-1917 гг.

Иркутский Вознесенский мон-рь. Рис. худож. А. Н. Пономарёва. 1849 г. (Литературный музей ИРЛИ)
Иркутский Вознесенский мон-рь. Рис. худож. А. Н. Пономарёва. 1849 г. (Литературный музей ИРЛИ)

Иркутский Вознесенский мон-рь. Рис. худож. А. Н. Пономарёва. 1849 г. (Литературный музей ИРЛИ)
Основан в 1672 г. старцем схим. Герасимом (Ɨ 20 янв. 1676), который пришел на иркутские земли вместе с первыми землепроходцами, заложившими в 1661 г. Иркутский острог. В 5 верстах от острога, на левом берегу р. Ангары, вниз по течению, старец Герасим основал небольшую пустынь, затем посетил Енисейск и подал воеводе К. А. Яковлеву челобитную с просьбой выделить свободные земли за Ангарой для «монастырского строения», под хлебную пашню, сенные покосы и «скотской выпуск». 14 сент. 1669 г. старец Герасим получил грамоту царя Алексея Михайловича на владение этими землями. В 1672 г. боярский сын Иван Максимов Перфирьев (Перфильев) и служилые люди Иркутского острога, будучи в Тобольске, обратились к Тобольскому митр. Корнилию с просьбой разрешить старцу построить монастырь. 2 дек. 1672 г. архиерей выдал старцу Герасиму благословенную грамоту, а 8 дек. того же года - антиминс, миро и масло и направил из Енисейского острога диакона для участия в освящении «новозиждущияся церкви» (Мелетий (Якимов). 1875. С. 6-7; Ионин. 1895. С. 39-40). В И. м. были поставлены деревянные ц. в честь Вознесения Господня с приделом в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», ограда и кельи для 3 иеромонахов, иеродиакона и неск. монахов. После кончины схим. Герасима обителью управлял строитель Ефрем (1676-1682). К 1684 г. в И. м. проживали строитель (1683-1686) старец Никон, казначей Савватий, «церковный и казенный дьячок» Феодор Невзоров, монахи Ефрем, Кирилл, Кирилл, Сергий, Вавила, Дионисий, Гавриил. Священнослужителей среди братии не было, богослужения совершал единственный клирик Иркутского острога свящ. Григорий Иванов. В 1690 г. в И. м. уже упоминается черный поп Галактион (Ионин. 1895. С. 10-12).

В дек. 1679 г. И. м. сгорел «весь без остатку и колокола пригорели» (Громов. 1868. С. 389). В 1680 г. в ответ на челобитную черного попа Тарасия митр. Тобольский Павел выдал грамоту на восстановление мон-ря (Мелетий (Якимов). 1875. С. 8-9), прислал антиминсы, миро и масло для освящения храмов. На пожертвования торговых и служилых людей вместо сгоревшей 2-престольной церкви были возведены деревянные однопрестольные храмы: в честь Вознесения Господня (1686) и к юго-западу от него в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1688-1692). В дек. 1684 г. селенгинский казак Вавила Григорьев завещал И. м. средства на благоустройство Вознесенского храма, постройку тяблового иконостаса и др. нужды (Ионин. 1895. С. 20-23).

Иркутский Вознесенский мон-рь. Гравюра. XIX в.
Иркутский Вознесенский мон-рь. Гравюра. XIX в.

Иркутский Вознесенский мон-рь. Гравюра. XIX в.

В 1675 г., в июне 1686 г. и в февр. 1688 г. мон-рю были отведены пустовавшие земли по рекам Иркут, Белая, Мальтинка и Тайтурка (Усолка). Эти земли быстро заселялись крестьянами, к-рые стали именоваться монастырскими пашенными крестьянами. Мон-рь помогал им обустраиваться и брал под свою юридическую защиту. Так, в нач. XVIII в. образовались монастырские вотчины: Китойская, Бадайская, Мальтинская, Холмушинская, Баклашинская, Жилкинская, жители к-рых занимались хлебопашеством, скотоводством, различными ремеслами и приносили доход обители. В 62 верстах вниз по течению Ангары во владении И. м. находились соляные варницы, устроенные в 1704 г. игум. Макарием. В 1706 г. завод был отобран в казну, но через 22 года снова возвращен монастырской общине. С 1710 г. по завещанию казачьего десятника А. Ошаровского монастырь владел дер. Голоустной с рыбными ловлями на оз. Байкал. В 1724 г. к И. м. были приписаны Посольский в честь Преображения Господня мон-рь и Братская Спасская пуст. (Иркутская летопись. 1911. С. 26). В 20-х гг. XVIII в. И. м. владел 52 дворами, «в них крестьян мужского пола с малолетними 195 душ», к 1755 г.- 464 крестьянами.

В 1-й пол. XVIII в. И. м. становится духовным центром Вост. Сибири. В 1707 г., когда Иркутск еще входил в состав Тобольской и Сибирской епархии, мон-рь был избран местом пребывания 1-го еп. Иркутского и Нерчинского вик-ства Варлаама (Коссовского), который прожил в обители ок. 3 лет. С 1710 г., после того как еп. Варлаам «без указу» покинул место своего служения и уехал в Москву, обязанности викария неофициально исполнял настоятель И. м. архим. Антоний (Платковский). 15 янв. 1727 г. указом Синода, утвержденным имп. Екатериной I, была учреждена самостоятельная Иркутская и Нерчинская епархия. 8 сент. 1727 г. надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митрополита передал И. м. в ведение 1-го Иркутского архиерея, свт. Иннокентия (Кульчицкого), который поселился в обители. И. м. стал центром епархиального управления, а Вознесенский храм - кафедральным собором. Настоятель И. м. вместе с протоиереем городского Богоявленского собора входил в состав Иркутской духовной консистории (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 889). После кончины свт. Иннокентия (1731; погребен в склепе монастырской Тихвинской ц.) до прибытия нового архиерея управление епархией осуществлял архиерейский приказ, к-рый возглавлял настоятель И. м. игум. Паисий (Давыдов).

С нач. 1755 г. в И. м. фиксировались знамения и чудеса, происходившие по молитвам к свт. Иннокентию (Кульчицкому) не только у его гробницы, но и во мн. городах России. Письменные свидетельства исцелений по молитвам к святителю поступали в мон-рь из С.-Петербурга, Москвы, Якутска, Тулы и др. мест. В 1764 г. при ремонте деревянной Тихвинской ц. обители обнаружилось, что останки и одежда подвижника сохранились нетленными, несмотря на сырость места захоронения. 11 мая 1783 г. во время пожара в мон-ре сгорели все церкви и кельи, лишь деревянная Тихвинская ц., «заключавшая в себе залог спасения» - мощи свт. Иннокентия, почти не пострадала (Иркутская летопись. 1911. С. 111). После этого чудесного события к мощам стало приходить множество паломников, в обители записывались случаи исцеления. К нач. XIX в. их накопилось более 80. После освидетельствования мощей, к-рое в янв. и марте 1801 г. в И. м. совершили Иркутский еп. Вениамин (Багрянский) и вик. Казанской епархии еп. Свияжский Иустин (Вишневский), в 1803 г. Синод предложил имп. Александру I: «...тело 1-го епископа Иркутскаго... поставить в церкви Вознесенскаго монастыря... с установлением празднования ему ноября 26-го числа... Всенощныя бдения и молебныя пения... и надлежашую тому святителю службу отправлять, а также и в печатаемыя церковныя книги... внесть позволить» (Голубинский. Канонизация святых. 19032. С. 176). Указ Синода от 1 дек. 1804 г. определил открыть мощи и установить общецерковное празднование святителю. 2 февр. 1805 г., на праздник Сретения Господня, еп. Иркутский Вениамин (Багрянский) с сонмом духовенства переместил мощи свт. Иннокентия из склепа на середину Тихвинской ц., а 9 февр. торжественно перенес из Тихвинской ц. в Вознесенский собор. 28 июля 1806 г. на раку с мощами святителя было положено «парчовое покрывало, с золотою бахрамой и кистями». 16 февр. 1808 г. еп. Вениамин переложил мощи в новую, серебряную раку, изготовленную московскими мастерами на средства иркутского купца 1-й гильдии Н. П. Мыльникова (Иркутская летопись. 1911. С. 201, 207). 24 июня 1891 г., во время посещения И. м., наследник, буд. имп. Николай II Александрович пожертвовал сребропозлащенную лампаду, к-рую повесили перед ракой с мощами св. Иннокентия.

Иркутский Вознесенский мон-рь. Фотография. XIX в. (ГИМ)
Иркутский Вознесенский мон-рь. Фотография. XIX в. (ГИМ)

Иркутский Вознесенский мон-рь. Фотография. XIX в. (ГИМ)

Преемник свт. Иннокентия еп. Иннокентий (Нерунович), 14 лет проживший в обители, безуспешно пытался добиться от вице-губернатора А. Л. Плещеева перевода архиерейского дома из пригородного мон-ря в центр Иркутска, к кафедральному Богоявленскому собору. Только 3-й епископ - Софроний (Кристалевский) переселился из И. м. в новый архиерейский дом в центре Иркутска. 14 мая 1754 г. еп. Софроний возвел настоятеля И. м. иером. прп. Синесия (Иванова) в сан архимандрита. В 1764 г. И. м. был причислен к 3-му классу с игуменским управлением; вместо отобранных вотчин обители полагалось денежное содержание 806 р. 30 к. в год и отводилось 6 дес. земли. Благодаря деятельности Иркутского свт. Софрония (Кристалевского) и его ближайшего помощника Синесия (Иванова) в этих сложных условиях мон-рь не был закрыт. В 1794 г. Иркутский еп. Вениамин (Багрянский) безуспешно ходатайствовал о возведении настоятеля И. м. в сан архимандрита. 18 дек. 1797 г. И. м. стал второклассным, в 1836 г. получил степень первоклассного, в 1861 г. преобразован из штатного в общежительный. Среди настоятелей И. м. были архим. Антоний (Платковский), Иакинф (Бичурин), будущие еп. Калужский Николай (Соколов; Ɨ 1851), архиеп. Черниговский Варлаам (Денисов), архиеп. Таврический Мартиниан (Муратовский; † 1898) и др. В авг. 1883 г. для улучшения миссионерской деятельности при И. м. учреждается кафедра викарного епископа Киренского, к-рый управлял мон-рем и являлся начальником Иркутской миссии до 20-х гг. XX в. Во 2-й пол. XIX в. в И. м. совершались хиротонии во епископов на Селенгинское и Киренское вик-ство Иркутской епархии. В 1900 г. в И. м. проживало 250 насельников, в 1914 г.- 143, в т. ч. 7 иеромонахов, архидиакон, 9 иеродиаконов, схимонах, 8 монахов.

В XVIII - нач. XX в. И. м. был одним из центров духовного просвещения в Вост. Сибири. Указом митр. Тобольского свт. Антония (Стаховского) от 24 февр. 1725 г. при И. м. учреждалась переводческая «школа мунгальскаго языка»; митрополит благословлял «для учения во оную школу ныне мунгальскаго, а потом китайскаго языков собирать причетнических детей и сирот, к учению потребных». В 1725-1726 гг. настоятель архим. Антоний безуспешно добивался приписки к И. м. «малого пустынного» Усть-Киренского монастыря для пополнения средств на содержание школы. В 1728 г. св. Иннокентий (Кульчицкий) реформировал школу, назвав ее Славяно-русско-монгольской, передал часть своего жалованья на ее содержание. По инициативе святителя др. епархиальные мон-ри обязались предоставлять средства на содержание школы в И. м.: напр., селенгинский во имя Св. Троицы мон-рь содержал 10 учеников, Киренская обитель - 8, а Посольская Преображенская обитель - 7 учеников (ОДДС. Т. 4. С. 432). К 1730 г. на монг. отд-нии школы обучалось 25 чел., на русском - 10 чел. (в программу входили рус., церковнослав., лат. языки, богословие, арифметика, риторика и др. науки). При еп. Иннокентии (Неруновиче) Славяно-русско-монг. школа была преобразована в Славяно-русско-лат. школу (с 1741 в деловой переписке именовалась «семинарией»), обучалось в ней 60 чел. Ок. года в школе преподавал лат. язык и риторику буд. архиеп. Московский Платон (Малиновский). В 1760 г. школа была переведена в архиерейский дом в Иркутске. Указом Синода от 27 июля 1793 г. при игум. Гаврииле (Копырине) в И. м. была открыта больница, а в 1839 г.- училище для обучения грамоте крестьянских детей. В 1897-1898 гг. близ монастырской ограды было построено 2-этажное здание для 2-классного миссионерского училища с полным содержанием на 40-50 учеников из «бурятских детей». 14 сент. 1899 г. здание училища сгорело. В 1898 г. в И. м. была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи. В 1900 г. в И. м. открылась начальная школа грамоты, в которую принимались дети-сироты с хорошим голосом и слухом (в 1909 - 23 ученика, в 1913 - 40). Ученики проживали в мон-ре под присмотром надзирателя.

Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в.
Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в.

Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в.

В И. м. не было постоянно действующей иконописной мастерской, и для художественных работ в обитель приглашались мастера из Иркутска и др. городов. В 1745-1747 гг. диак. иркутского Богоявленского собора Стефан Иванович Копылов написал иконы для иконостаса монастырской Успенской ц. В 1787-1788 и 1798-1800 гг. И. м. возглавлял архим. Вонифатий (Березин; † 4 янв. 1800), талантливый иконописец, происходивший из знаменитой семьи устюжских художников (Иркутская летопись. 1911. С. 407; Лыхин, Крючкова. 2000. С. 158). Портрет настоятеля архим. Синесия (Иванова), написанный архим. Вонифатием, хранится в иркутском Знаменском соборе. В 1793 г. «за поделку и заставление Большевознесенской церкви иконостаса» иркутский отставной казак Осип Серёдкин получил 80 р. В 1800-1801 гг. Серёдкин изготовил остов иконостаса монастырской Смоленской ц., а иконы написал вятский мещанин Д. Швецов (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 1. Д. 18. Л. 4; Д. 26. Л. 4 об., 5 об., 6 об., 9 об., 12 об.). В 1820 г. «иркутскому мещанину Ивану Гундерину за написание двух образов в Сретенскую церковь плачено 50 р.», а «рещику Высокосову за сделание новых царских врат в Сретенскую церковь» отдано 40 р. В 1819 г. иконописец Н. Сергеев расписал стены в настоятельских покоях, в 1820 г. вызолотил иконостас (Там же. Д. 47. Л. 3, 4, 16 об., 25 об.). В 1869-1872 гг. екатеринбургский резчик Б. В. Попов изготовил иконостас для главного придела нового Вознесенского собора (Романов. 1914. С. 155-156, 257).

В 1758 г. В. Оболтин (приехал из Вел. Устюга и значился иркутским посадским) по заказу архим. Синесия получил для «переделки» ветхие «накладки» от 2 Евангелий, напрестольный серебряный крест с 10 финифтяными дробницами, дискос и звездицу (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 18. Л. 64; Ф. 121. Оп. 1. Д. 6. Л. 248-249). В 1791 г. иркутские серебряники братья А. и Л. Макаровичи Фереферовы изготовили для И. м. «напрестольный крест в восемьдесят четыре золотника» и позолотили неск. окладов на иконах (Там же. Ф. 121. Оп. 1. Д. 16. Л. 4 об.- 5, 15). В 1803 г. иркутский иконописец и серебряник Т. И. Харинский продал обители 4 лампады за 13 р. (Там же. Д. 26. Л. 24, 55 об., 71). В 1804 г. серебряник С. Сизов изготовил для мон-ря серебряные чаши. 13 авг. 1875 г. колокольных дел мастер ярославский купец П. С. Чарышников на своем временном колокольном заводе в Иркутске отлил колокол в 1,3 тыс. пудов, к-рый был пожертвован обители золотопромышленником И. И. Базановым.

В XIX в. И. м. покровительствовало купечество. Так, на средства иркутского купца Н. С. Чупалова († 1808) были выстроены каменная ограда (1802) и братский корпус. По духовному завещанию Чупалова И. м. перечислялось по 30 р. «из получаемых с лавок доходов», «да сверх того» по 20 р. (Иркутская летопись. 1911. С. 221). В 1803-1804 гг. от семейства покойного Г. Шелехова через опекуна директора Российско-Американской компании М. М. Булдакова в мон-рь было пожертвовано 60 р. (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 1. Д. 26. Л. 17 об., 18). Представители известных иркутских, затем московских купцов Басниных неоднократно дарили И. м. богослужебную утварь: в 1826 и 1830 гг. А. П. Баснина пожертвовала настоятельские облачения и напрестольное покрывало; в 1839-1840 гг. ее родители П. Т. и А. Г. Баснины подарили наборы воздухов (Там же. Д. 52. Л. 52; Д. 219. Л. 57; Д. 84. Л. 29 об.). В 1863 г. иркутский купец М. В. Михеев пожертвовал на сооружение Вознесенского собора 1 тыс. верстовых цокольных камней, 1 тыс. штук сводовика и 100 тыс. кирпичей. 20 февр. 1867 г. иркутский купец И. С. Котельников пожертвовал для главного престола нового Вознесенского собора напрестольное облачение из чистого серебра 84-й пробы с рельефными изображениями «Тайной вечери», «Снятия Спасителя со Креста», «Воскресения Христова» и «Вознесения Христова». Эти изображения со всех сторон окаймлял «сребропозлащенный чеканной работы бордюр» в виде виноградных ветвей с кистями. Облачение весом 2 пуда 24 фунта оценили в 5 тыс. р. В 1887 г. иждивением купца А. М. Сибирякова был отремонтирован Вознесенский собор (Там же. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 50).

Помимо пожертвований значительные денежные средства И. м. приносили доходы от мастерских (швейной, сапожной, слесарной, переплетной), от продажи свечей, икон, лит-ры, от треб и молебнов, а также проценты с банковских капиталов. Важную часть доходов составлял сбор пожертвований в С.-Петербурге и городах по тракту от столицы до Иркутска. В 3 верстах к западу от И. м. на монастырских землях 3 марта 1872 г. была заложена, а 27 июня 1876 г. освящена небольшая деревянная ц. во имя арх. Михаила с колокольней (сохр.) и часовней, положившая начало скиту. В 1898 г. близ храма была проложена железная дорога и на отчужденных от мон-ря землях основана ст. Иннокентьевская (ныне ст. Иркутск-Сортировочный), скит превратился в крупную монастырскую ферму, на территории к-рой находились скотный двор, маслобойня и кирпичный завод, приносившие значительный доход.

И. м. посещало множество паломников не только из Иркутской губ., но и из Центр. России. За оградой И. м. напротив колокольни в 1900-1903 гг. была построена каменная 2-этажная гостиница. Обычно в год И. м. посещало до 5 тыс. чел., в 1910 г.- 6042, а в 1913 г.- 8544 чел. Паломники пользовались бесплатным 3-дневным проживанием в гостинице, хлебом, угощением от братской трапезы, чаем. Бедные паломники иногда получали денежное пособие. В епархиальном отчете за 1880 г. отмечено, что богослужение в мон-ре «продолжительное, совершается строго по уставу. Для пения имеется хор из братии и учеников училища, дирижируемый опытным регентом. Каждое воскресенье совершается соборне молебен св. Иннокентию, а по вторникам также правит ему акафист».

Храмы, другие постройки и святыни

Собор Вознесения Господня. 1863–1873 гг., не сохр. Фотография. 1910 г.
Собор Вознесения Господня. 1863–1873 гг., не сохр. Фотография. 1910 г.

Собор Вознесения Господня. 1863–1873 гг., не сохр. Фотография. 1910 г.
Тихвинская ц. (длиной 10 саж. и 1 аршин и шириной 9,5 саж.) - одно из немногих деревянных зданий, сохранявшихся в Иркутском крае с 1692 до 30-х гг. XX в. Одноглавый основной объем храма завершался характерной для местного барокко кровлей (возведенной, по всей видимости, после пожара 1783), с запада к нему примыкала трапезная. В церкви находился неполный старинный 4-ставный иконостас; на 3 верхних ярусах были иконы, написанные одновременно с постройкой храма, нижний, местный чин был поновлен и украшен золоченой резьбой. В 1835-1839 гг. был проведен ремонт: храм обшили досками, кровли покрыли железом, в нижнем ярусе, под склепом, в к-ром покоились мощи свт. Иннокентия, устроили придел свт. Иннокентия Иркутского. В церкви хранилось 2 деревянных гроба и в 1731-1805 и 1805-1808 гг. в них почивали останки святителя. Первый из них был помещен в стеклянный с бронзовыми рамами футляр, над которым устроен балдахин. На зап. стене храма в особом застекленном шкафу хранились личные вещи свт. Иннокентия (парчовая епитрахиль, риза, панагия, камилавка, кожаные сандалии и др.), а «в особо устроенном помещении» - «старинная карета, в каковой при жизни ездил в торжественных случаях по г. Иркутску св. Иннокентий» (Ионин. 1895. С. 44).

К 1864 г. в Тихвинской ц., ризницах И. м. и кафедрального Богоявленского собора были представлены 37 предметов, принадлежавших святителю. Сохранившиеся архиерейская мантия и парчовая фелонь свт. Иннокентия после 1917 г. находились в собрании Иркутского обл. краеведческого музея, в 1990 г. были переданы Иркутской епархии. По преданию, фелонь, расшитую речным жемчугом и украшенную вызолоченными бляшками, подарил свт. Иннокентию имп. Петр I, присутствовавший при его хиротонии в Александро-Невской лавре. Среди других святынь И. м., принадлежавших свт. Иннокентию и хранящихся в собрании Иркутского обл. краеведческого музея,- панагия (2-сторонняя иконка из темно-серого камня в металлической сканой оправе, с оглавием) и 2-сторонний образок с композицией «Богоявление» на одной стороне и «Ангелом-хранителем» - на другой. Возможно, образок выполнен в Киеве архидиак. Иларионом Мигурой (Пуцко, Шемякина. 1994. С. 57-59).

Тихвинская ц. 1688–1692 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ИИМК РАН)
Тихвинская ц. 1688–1692 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ИИМК РАН)

Тихвинская ц. 1688–1692 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ИИМК РАН)

В 1-й пол. XVIII в. в И. м. началось каменное строительство, к 20-м гг. XIX в. выстроены 4 каменных храма (в т. ч. надвратный), часовни, ограда. В марте 1735 г. по ходатайству Иркутского еп. Иннокентия (Неруновича) Синод выдал строителю И. м. иером. Митрофану шнурованную запечатанную книгу для сбора средств на возведение каменного Вознесенского собора. Деньги, собранные иером. Митрофаном в С.-Петербурге, Москве и по Иркутскому тракту, составили основной капитал для строительства. Еп. Иннокентий также пожертвовал личные средства на возведение храма. В 1738 г. мастера В. Галашев и Я. Вылымов заложили Вознесенский храм, но еп. Иннокентий счел место строительства неудачным, и возведение собора было приостановлено. В 1749 г. рядом с деревянной Вознесенской ц. был заложен каменный собор, в к-ром 10 окт. 1759 г. освящен придельный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских под колокольней, а 17 апр. 1767 г. свт. Софронием - Вознесенский престол.

Формы храма известны благодаря чертежам, сделанным в 1859 г., незадолго до его разборки; они могут быть отнесены к позднему иркутскому варианту нарышкинского стиля. Одноэтажный собор имел уникальное для Сибири и очень редкое для каменного рус. зодчества в целом построение - 2 восьмериками от земли; такая композиция чаще встречается в деревянной архитектуре. Двусветный восьмерик перекрывался высоким 8-лотковым сводом с малым восьмериком и главкой в завершении. Апсида имела близкую к 5-гранной форму и увенчивалась главкой. С запада непосредственно к восьмерику храма (без трапезной) примыкала 5-ярусная колокольня: 3 восьмерика (2 верхних - ярусы звона), над которыми возвышался невысокий купол со шпилем, стояли на 2 четвериках. Окна верхнего света были 8-угольные, вытянутые по вертикали, нижнего - стрельчатые. Верхние наличники имели сложную форму, близкую к завитковой. Фланкирующие лопатки и поля граней украшали многочисленные филенки - стреловидные, в виде перевернутого треугольника, звездообразные, с розетками. Весь богатый кирпичный резной декор был близок - насколько можно судить по чертежам - к декору сохранившейся Крестовской (Крестовоздвиженской) ц. (1747-1760). Вероятно, Вознесенский собор И. м. строился той же артелью, состоявшей преимущественно из устюжских каменщиков.

После пожара 1783 г. собор был отремонтирован и 2 июня 1793 г. освящен, 13 мая 1808 г., после еще одного ремонта, вновь освящен архим. Аполлосом (Алексеевским). В 1811-1813 гг. к собору по обеим сторонам колокольни было пристроено 2 придела - во имя свт. Иннокентия Иркутского и во имя прп. Алексия, человека Божия. Приделы, представлявшие собой самостоятельные объемы в скромных формах позднего барокко, завершались восьмериками, имели неглубокие западные компартименты и апсиды. Возможно, ок. 1811-1813 гг. был построен и притвор-лоджия, примкнувший к колокольне с запада и открывавшийся вовне 4-колонным аттиком. Притвор был перекрыт высокой 2-скатной кровлей сложных барочных очертаний.

В 1863 г. обветшавший Вознесенский храм был разобран до основания (при этом мощи свт. Иннокентия временно были поставлены в монастырской Успенской ц.), и на том же месте 20 мая того же года заложен, а 15 окт. 1872 г. освящен одноименный каменный собор (архит. В. А. Кудельский). Устроенные в том же году престолы в боковых апсидах были посвящены святителям Иннокентию Иркутскому (правый) и Митрофану и Тихону Воронежским (левый), в подклете - преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Храм, возведенный в русско-визант. стиле (в стиле построек К. А. Тона), имел 5 массивных луковичных глав на широких барабанах, был 4-столпным, квадратным в плане, с выступающими объемами неглубокого притвора и полуциркульной апсиды, а также с 3 крыльцами - с запада, севера и юга.

Придел свт. Иннокентия, еп. Иркутского, в Вознесенском соборе. Фотография. 1896 г. (Зональная научная б-ка Иркутского гос. ун-та)
Придел свт. Иннокентия, еп. Иркутского, в Вознесенском соборе. Фотография. 1896 г. (Зональная научная б-ка Иркутского гос. ун-та)

Придел свт. Иннокентия, еп. Иркутского, в Вознесенском соборе. Фотография. 1896 г. (Зональная научная б-ка Иркутского гос. ун-та)

В мае 1780 г. в И. м. была заложена, а 19 окт. 1783 г. архим. Синесием (Ивановым) освящена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Второй престол храма, во имя прп. Евфимия Суздальского, был освящен в 1786 г., но впосл. упразднен. Успенская ц. была построена на месте одноименной деревянной (освящена еп. Иннокентием (Неруновичем) в 1741; имела статус соборной на время строительства каменного собора). Сохранившийся храм построен в скромных формах позднего барокко. Невысокий четверик был перекрыт широким 8-лотковым куполом с главкой. Среди редких особенностей церкви - наличие 2 апсид, близких по размеру и увенчанных одинаковыми главками на небольших восьмериках. В 1802 г. храм стал угловой частью новой, каменной ограды. 20 окт. 1810 г., после ремонта, состоялось освящение всего храма, а 31 янв. 1811 г.- придела во имя прп. Сергия Радонежского (Иркутская летопись. 1911. С. 210). В 1874-1875 гг. с запада к Успенской ц. было пристроено здание трапезной с кухней, в 1910 г. расширенная постройка была включена в южное прясло новых монастырских стен. В храме находилась почитаемая икона-пелена свт. Иннокентия Иркутского, вышитая «серебром по черному бархату» иркутянкой Е. А. Постниковой (ок. 1775-1854) в дар имп. Николаю I. Царь с благодарностью принял этот образ, но вскоре передал его в Иркутск (Ионин. 1895. С. 43-44). К нач. XX в. богослужения в Успенской ц. совершались только в дни престольных праздников.

В сев. части И. м. на средства игум. Гавриила (Копырина) была построена каменная ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери (1795-1809). Этот храм, известный только по схематическому рис. И. Е. Кожевина 1816 г., был увенчан 7 главами, стены были с «петрыми украшениями», небольшие окна имели различную форму. Судя по рисунку, небольшой храм с деревянными завершениями имел сложную композицию, близкую к укр. архитектурной традиции. В 1837-1841 гг. Смоленская ц. была перестроена в провинциальных позднеампирных формах. К ней были присоединены низкая каменно-деревянная надстройка с пологим куполом и 4-колонные портики с севера и юга.

В 1802 г. монастырь был обнесен каменной оградой. Над главными западными воротами на пожертвования иркутского коллежского советника П. П. Гирязина была возведена ц. в честь Сретения Господня (1816-1823). Ее объемное построение повторяло редкую композицию Вознесенского собора: 2 монументальных убывающих восьмерика были увенчаны небольшим восьмериком со шпилем; в плане с востока примыкала апсида. В 40-х гг. XIX в. храм был перестроен, позже разобран. На его месте на средства иркутского купца И. И. Базанова выстроили каменную 3-ярусную колокольню (1878-1881), архитектура к-рой сочетала элементы русско-визант. стиля и барокко: высокий столп колокольни с 2 ярусами звона, оформленными колоннами и пилястрами, завершался стилизованным 2-ярусным шатром. На колокольне находилось 13 колоколов, самый большой (1357 пудов 35 фунтов) был отлит в Иркутске в 1875 г. Среди колоколов особым «малиновым» звоном отличался «серебряный», как его называли, колокол, отлитый в Москве 25 апр. 1764 г. В нач. XIX в. настоятель И. м. и ректор семинарии архим. Иакинф (Бичурин) установил на колокольне башенные часы.

В нач. XIX в., во время строительства ограды И. м., были обнаружены деревянный гроб-колода с останками старца Герасима и каменная плита с надписью: «1676 года Генваря 20 дня представился сего Вознесенскаго монастыря первый строитель схимонах Герасим». В 1802 г. на средства купца Н. С. Чупалова над могилой схим. Герасима была сооружена каменная 2-этажная часовня, представлявшая собой 2-ярусный восьмерик, на нижнем этаже к-рого помещалось надгробие подвижника, а на верхнем находились б-ка (в кон. XIX в. более 3 тыс. книг) и архив. С 1910 г. в соборе И. м. каждую субботу по старцу Герасиму совершалась панихида, а в часовне на его могиле - лития. Др. часовня (1836), над св. источником (рядом с Успенской ц.), выполнена в виде невысокой ротонды с пологим куполом, декорированной в скромных формах позднего ампира. Над могилой архим. прп. Синесия (Ɨ 1787) была поставлена 8-гранная часовня (1864-1865) с большим луковичным куполом; ее скромный декор состоял из классицистических и русско-визант. элементов.

В 1898 г. справа от св. ворот на месте старого одноэтажного был построен 2-этажный каменный настоятельский корпус, на 2-м этаже которого располагались покои настоятеля - епископа Киренского, на 1-м - кельи братии. В сев. углу монастырской территории близко друг к другу были выстроены др. братский корпус, школа, б-ка, баня и хозяйственные здания. От св. ворот к собору была проложена широкая аллея, вымощенная каменными плитами. Такие же аллеи соединяли настоятельский и братский корпуса со школой и собор с Успенской ц. Напротив настоятельского корпуса был устроен фонтан в виде креста. В 1910 г. в И. м. были проведены водопровод и канализация. Вода из Ангары поступала во все корпуса мон-ря и в гостиницы.

В ограде И. м. находились роскошные усыпальницы иркутских благотворителей Базановых, Бутиных и Трапезниковых; в мон-ре также похоронены архим. Вонифатий (Березин), префект Иркутской ДС архим. Иннокентий (Суханов), архим. Павел (Некрасов), игум. Гавриил (Копырин), строитель старец Исаия, коллежский советник Гирязин и др.

1917-2011 гг.

Вид на главный иконостас Вознесенского собора. Фотография. Нач. ХХ в.
Вид на главный иконостас Вознесенского собора. Фотография. Нач. ХХ в.

Вид на главный иконостас Вознесенского собора. Фотография. Нач. ХХ в.
После 1917 г. начались гонения на братию. По воспоминаниям насельника И. м. игум. Евгения (Краснопёрова; Ɨ ок. 1964), «во время революции» в монастырском храме расстреляли 30 монахов (Берхина. 2007. С. 299). В дек. 1918 г. в И. м. состоялось отпевание архиеп. Иркутского Иоанна (Смирнова), в котором принимал участие и настоятель обители еп. Киренский Борис (Шипулин). В марте 1920 - янв. 1921 г. власти вывезли из И. м. часть утвари, не употреблявшейся при богослужении, в т. ч. архиерейский жезл, 17 лампад и водосвятную чашу (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 2. Д. 37. Л. 65, 69). 24 янв. 1921 г. в И. м. в присутствии еп. Бориса (Шипулина) отряд красноармейцев и сотрудников ОГПУ осуществил кощунственное вскрытие мощей свт. Иннокентия, к-рые вскоре были вывезены в Москву. В том же году из храмов и обителей Иркутской епархии началось масштабное насильственное изъятие церковных ценностей. 23 марта 1922 г. губ. комиссия по изъятию церковных ценностей вывезла из мон-ря 220 «предметов» из золота и серебра, в т. ч. раку свт. Иннокентия, богослужебные сосуды, оклады, подсвечники. Вскоре И. м. был закрыт, но по договору Иркутского уездного исполкома с «Подгородно-Жилкинской общиной верующих» в окт. 1923-1925 г. в храмах И. м. совершались богослужения. По нек-рым сведениям, в 1924 г. архиерейская ризница мон-ря была реквизирована в пользу обновленческого «архиепископа» Василия Виноградова, возглавлявшего неканоническое Иркутское епархиальное управление.

В 1924 г. в нескольких зданиях И. м. был размещен детский дом «Трудовая жизнь». В уникальной Тихвинской ц., с 1925 г. находившейся под охраной гос-ва, разместили древлехранилище, сложили иконы, портреты настоятелей и архиереев, а также разобранный иконостас Успенской ц. В 1932 г. была разрушена Смоленская ц., в 1933 г. взорван Вознесенский собор, в 30-х гг. XX в. снесены Тихвинская ц., колокольня, часовни, ограда. В 1938 г. была закрыта и переоборудована под клуб Михаило-Архангельская ц. на ст. Иннокентьевская, но в 1944 г. храм был возвращен РПЦ. Монастырский Успенский храм в советские годы был переоборудован под клуб.

К 2011 г. сохранились 2 каменных братских корпуса, здания школы с братской кухней, неск. хозяйственных построек, а также Успенская ц. с трапезной, в к-рой с авг. 1998 г. проводились реставрационные работы и совершаются богослужения. 28 мая 2009 г. архиеп. Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный) освятил часовню в честь Вознесения Господня на месте алтаря взорванного монастырского собора.

Арх.: ГА Иркутской обл. Ф. 121. Иркутский Вознесенский мон-рь.
Ист.: Мелетий (Якимов), архим. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Каз., 1875; Ионин А. А. Новые данные к истории Вост. Сибири XVII в.: (г. Иркутска, иркутского Вознесенского мон-ря, Якутской обл. и Забайкалья). Иркутск, 1895; Иркутская летопись: (Летописи П. И. Пежемского и В. А. Кротова). Иркутск, 1911. [Т. 1: 1652-1856]; Романов Н. С. Иркутская летопись, 1857-1880 гг. Иркутск, 1914.
Лит.: Никодим (Лебедев), архим. Описание иркутского Вознесенского первокл. муж. монастыря, составленное на основании монастырских актов. СПб., 1840; Заложение нового соборного храма в Иркутском Вознесенском мон-ре // Иркутские ЕВ. Приб. 1863. № 20. С. 291-294; Громов П., прот. Начало христианства в Иркутске, и св. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский: его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. Иркутск, 1868; Настоятели иркутского Вознесенского первокл. мон-ря и настоятельницы иркутского Знаменского второкл. мон-ря: Краткий перечень их назначения, служения и проч. Иркутск, 1896; Шавельский Л. Краткое ист.-стат. описание иркутского Вознесенского мон-ря со списком настоятелей его. Иркутск, 1905; Иоанн (Смирнов), еп. Монастырская школа: (Из жизни Иркутского Вознесенского монастыря) // Иркутские ЕВ. Приб. 1910. № 4. С. 99-105; он же. Строитель иркутского Вознесенского мон-ря, схим. старец Герасим // Там же. Приб. 1912. № 3. С. 41-42; Альбом видов иркутского Вознесенского свт. Иннокентия мон-ря. Од., 1914; Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. Красноярск, 1983. С. 55; Медведев С. Иркутский Вознесенский мон-рь // Земля Иркутская. 1994. № 1. С. 19-31; Пуцко В. Г., Шемякина С. Е. От Киева до Иркутска: Ювелирные произведения // Земля Иркутская. 1994. № 4. С. 57-59; Кузнецова М. В. Школа при Вознесенском мон-ре // Из истории Иркутской епархии: Сб. науч. тр. Иркутск, 1998. С. 27-34; Бычков О. В. Непопранная святость: К истории возвращения мощей свт. Иннокентия Иркутского // Тальцы (Иркутск), 2000. № 1(8). С. 36-47; Дионисий (Садовников), свящ., Макаров А. Иркутский Вознесенский мон-рь // Там же. С. 53-58; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии XVII - нач. ХХ в.: Альбом. М., 2000; Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII в.- 1917 г.): Библиогр. слов. Иркутск, 2000; Полутчева В. Церковь Успения Божией Матери иркутского Вознесенского мон-ря // Земля Иркутская. 2000. № 14. С. 112; Сирин А. Необоримая Стена. Иркутск, 2000; Цыремпилова И. С. Иркутский Вознесенский мон-рь в кон. 1917-1918 гг. // История Белой Сибири: Мат-лы 5-й междунар. науч. конф. Кемерово, 2003. С. 6-10; Акулич О. А. Мемориальный комплекс свт. Иннокентия Иркутского: Продолжение поиска // Краевед. записки. Иркутск, 2005. С. 4-17; он же. Вознесенский мон-рь: Свидетельство ревизора // Иркутский кремль. 2007. № 1. С. 66-75; Крючкова Т. А. Новые свидетельства о вскрытии мощей свт. Иннокентия // Земля Иркутская. 2005. № 2(28). С. 15-19; Берхина Т. Г. Сохранившие веру. Иркутск, 2007; Масиель Санчес Л. К. Иркутские каменные храмы сер. XVIII в. // Архит. наследство. М., 2008. Вып. 49. С. 127-144.
Т. А. Крючкова, Д. Б. Кочетов, Л. К. Масиель Санчес
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Иркутский в честь Вознесения Господня (Иннокентиевский) мужской монастырь, Русской Православной Церкви, находился в с. Подгородно-Жилкино под Иркутском
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле