Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОМИТАС
Т. 36, С. 542-543 опубликовано: 15 июля 2019г.


КОМИТАС

Архим. Комитас. Фотография. 1914 г.
Архим. Комитас. Фотография. 1914 г.

Архим. Комитас. Фотография. 1914 г.
(Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869, Кютахья (Кутина), Турция - 22.10.1935, Париж), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель. Основоположник арм. национальной композиторской школы. Рано осиротел, в 1881 г. был привезен местоблюстителем епархии Кютахья архим. Геворгом Дерцакяном в Эчмиадзин, где был определен в семинарию Геворгян. Под рук. архим. Саака Аматуни изучил теоретические и практические основы церковной музыки, армянскую нотопись, стал записывать духовные песнопения. Одновременно начал собирать и изучать народные песни, пробовал сочинять музыку. В 1890 г. был пострижен в монашество. Окончив в 1893 г. семинарию, был назначен там же преподавателем музыки и регентом хора кафедрального собора в Эчмиадзине. В 1893 г. был рукоположен во священника и получил имя в честь гимнографа VII в. католикоса Комитаса I Ахцеци. С 1895 г. архимандрит. Осенью того же года в Тифлисе (ныне Тбилиси) брал уроки музыки у М. Г. Екмаляна, а в 1896-1899 гг. по протекции католикоса Мкртича I (Хримьяна) и при финансовой поддержке мецената А. И. Манташева продолжил учебу в Берлине на философском фак-те имп. ун-та у О. Флейшера и Г. Беллермана (муз. эстетика и музыковедение) и в частной консерватории Р. Шмидта (композиция, вокал, хоровое дирижирование).

К. стал одним из основателей Международного музыкального общества (ММО), на конгрессах которого (в частности, в 1899 и 1906 в Берлине) выступал с докладами об арм. народных песнях и их обработках в сравнении с араб., персид., тур. и курд. песнями. В 1899 г., возвратившись в Эчмиадзин, продолжил научную, творческую и педагогическую деятельность, одновременно выступал с хором семинарии в Эчмиадзине, Эривани (ныне Ереван), Тифлисе и Баку. В 1906 г. в Париже с хором концертного об-ва «Ламурё» исполнил свои обработки арм. народных песен и духовных песнопений. В 1907 г. по приглашению Р. Роллана читал лекции об арм. музыке в парижской Высшей школе общественных наук. В том же году в Париже был издан 1-й сборник его муз. произведений. К. выступал с концертами в Швейцарии, читал лекции в конгрегации мхитаристов в Венеции. В 1910 г. переехал в Стамбул, где основал смешанный хор «Гусан» (300 чел.), с успехом выступавший не только в Стамбуле, но и в Александрии, Каире и др. городах.

В прессе отмечалось значение творчества К. для развития муз. культуры армян и др. народов Востока. В 1913 г. в арм. газете «Азатамарт» вышла полемическая статья К. «У армянина есть своя самобытная музыка». В 1914 г. на конгрессе ММО в Париже К. прочел неск. лекций, посвященных арм. народной и духовной музыке, удостоившись высокой оценки ведущих музыковедов Европы.

К. принимал участие и в культурной жизни Турции. В 1915 г. по приглашению стамбульского культурного центра «Турецкий очаг» прочитал лекции, исполнил соло и с хором собственные сочинения. 24 апр. 1915 г. вслед. организованного младотур. правительством геноцида армян в числе представителей интеллектуальной элиты арм. общины города К. был арестован и депортирован. Во время ареста значительно пострадал архив К. Увиденные им ужасы геноцида навсегда нарушили душевное равновесие композитора. Остальные годы жизни К. провел в клинике для душевнобольных в пригороде Парижа Вильжюиф, где и скончался. В 1936 г. прах К. был перевезен в Ереван, в Пантеон деятелей культуры.

Основное место в разносторонней деятельности К. занимали муз. творчество и труды по муз. этнографии и медиевистике. Записанные композитором древние образцы арм. фольклора в полной мере отражают самобытность и разнообразие жанров народного творчества, их стиля и языка. В их числе песенные фрагменты эпоса «Давид Сасунский», эпические песни «Мокац Мирза» (Мокский князь) и «Карос хач» (Каросский крест), антуни (песни тоски по родине), светские и духовные таги (изд.: Этнографический сб. Ереван, 1931, 1950. В 2 т. (на арм. яз.)). В рукописном наследии К. есть записи тур. и курд. народных песен. Среди образцов церковной музыки, собранных К.,- таги Григора Нарекаци, песнопения (эрг) Нерсеса IV Шнорали, шараканы католикоса Григора III Пахлавуни, Ованеса Ерзнкаци, Мхитара Айриванеци и др. средневек. арм. гимнографов, а также песнопения литургии (в т. ч. сольные мелизматические - србасацутюн) (изд., на арм. языке: Песнопения святой литургии. Париж, 1933; Таги и «Аллилуия» Армянской Апостольской Святой Церкви. Париж, 1946). Часть этих песнопений обработана К. для хора.

Музыкально-теоретические труды К., в к-рых большое место уделено как крестьянской песне, так и духовным песнопениям, заложили основы совр. арм. муз. фольклористики и медиевистики. В исследованиях, посвященных духовной музыке, К. обратился к вопросам формирования, периодизации и исторической эволюции жанров, теории осмогласия, манрусума (учение об искусном, т. е. мелизматическом пении, а также одноименный сборник, сходный с визант. Пападики) и нотации. Одной из основных исследовательских задач К. являлась дешифровка средневек. арм. невменной нотации - хазов. Принципиальное значение имеет выявление К. общности интонационных основ армянской народной и духовной музыки.

Муз. творчество К., включающее преимущественно вокальные и хоровые жанры, полностью основано на народной песне и духовных песнопениях. Особое место в наследии К. занимает самобытное по стилю фортепианное соч. «Танцы», отличающееся новаторскими для своего времени стилистическими приемами. Сохранились также отдельные фрагменты и сцены из опер, а также эскизы к ним.

В числе духовных произведений К.- неск. вариантов Литургии для муж. хора, одни из первых классических образцов арм. композиторского творчества. В них проявились индивидуальность композитора, своеобразный синтез армянского национального муз. мышления и выразительных средств гармонии и полифонии нач. ХХ в. Творчество К. и его композиторский метод сыграли существенную роль в процессе внедрения многоголосия в армянскую монодическую музыку, открыли новые перспективы в развитии арм. муз. искусства в контексте мировой музыки, а также оказали влияние на развитие профессиональной музыки др. вост. народов.

Соч.: ПСС / Под общ. ред. Р. Атаяна. Ереван, 1969-2006. 14 т.; Die Armenische Kirchenmusik // Sammelbände der Intern. Musik-Gesellshaft. Lpz., 1899. Oktober-December. S. 54-64 (рус. пер.: Сов. музыка. 1969. № 10. С. 86-91); Armenian Sacred and Folk Music / Ed. and transl. by E. Gulbekian. Richmond, 1998. L.; N. Y., 2007; Письма / Сост.: Г. Гаспарян. Ереван, 2000, 2009 (на арм. яз.); Исслед. и ст.: В 2 кн. / Сост.: Г. Гаспарян и М. Мушегян, Ереван, 2005, 2007 (на арм. яз.).
Лит.: на арм. яз.: Чопанян А. Лица. П., 1924; Еолян И. Комитас. Ереван, 1969; Брутян Ц. Комитас (жизнь и творчество). Ереван, 1969; Терлемезян Р. Комитас. Ереван, 1992; Письменные свидетельства из наследия Комитаса / Сост.: архим. Абел (Оглугян). Монреаль, 1994; Тагмизян Н. Комитас и муз. наследие арм. народа. Пасадена, 1994; Аревшатян А. С. Первая музыковедческая статья Комитаса и ее значение // Эчмиадзин. 1996. № 7/8. С. 140-148; на рус. и западноевроп. яз.: Шавердян А. Комитас и арм. муз. культура. Ереван, 1956 (2-е изд., изм. загл.: Комитас. М., 1989); Atayan R. Komitas, N. Y., 1969; Геодакян Г. Комитас. Ереван, 1969; Аревшатян А. С. Эстетико-теоретические музыковедческие статьи Комитаса и их значение // Из истории эстетической мысли в Армении / Сост.: Я. И. Хачикян, К. А. Мирумян. Ереван, 2006. Кн. 6. С. 117-124; она же. По следам музыковедческих изысканий Комитаса // Гимнология. 2011. Вып. 6. С. 43-54; eadem (Arevchatian A.) Sur les traces des études musicologiques de Komitas // REArm. 2011. T. 33. P. 315-328.
А. С. Аревшатян
Ключевые слова:
Дирижеры хоровые Педагоги музыкальные Музыковеды армянские Композиторы армянские Комитас (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архимандрит (вардапет), армянский композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель
См.также:
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846-1924), русский хоровой дирижер, композитор, педагог
АТАЯН Роберт Аршакович (1915-1994), арм. музыковед, фольклорист, композитор
БАДЕВ Атанас (1860–1908) болг. хорорвой дирижер, композитор
БАЙИЧ Исидор (1878–1915), сербский композитор, дирижер, музыкальный педагог, издатель
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - "Могучей кучки"
БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
БИГДАШ-БОГДАШЁВ Поликарп Никитич (1877- 1970), укр. и рус. хоровой дирижер, хормейстер-педагог, фольклорист
БИНИЧКИ Станислав (1872 - 1942), серб. композитор, дирижер и муз. педагог
ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений