Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАСАФ
Т. 25, С. 176-178 опубликовано: 11 ноября 2011г.


ИОАСАФ

Сщмч. Иоасаф (Удалов). Икона. Нач. XXI в.
Сщмч. Иоасаф (Удалов). Икона. Нач. XXI в.

Сщмч. Иоасаф (Удалов). Икона. Нач. XXI в.
(Удалов Иван Иванович; 5.04.1886, Уфа - 2.12.1937, Казань), сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Чистопольский. Сын ремесленника-часовщика, ставшего впосл. купцом. Окончил в 1900 г. Уфимское ДУ, в 1906 г.- Уфимскую ДС. На первых курсах семинарии познакомился с Уфимским и Мензелинским еп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит). В 1906 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1910 г. кандидатом богословия за соч. «Этическая проблема в современном идеализме» (написано под рук. В. И. Несмелова). В июле того же года Волынским и Житомирским архиеп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с именем Иоасаф в Богоявленском мон-ре г. Житомира и рукоположен во иерея. С 1 сент. 1910 г. преподаватель Житомирского пастырского уч-ща. С 3 окт. 1911 г. помощник инспектора КазДА. В июле 1912 г. возведен в сан игумена, определен настоятелем казанского Спасо-Преображенского мон-ря. Строго следил за соблюдением устава и правил в духе древнего благочестия, начал возведение часовни над мощами Казанского митр. Ефрема. В это же время был назначен председателем Совета Казанских миссионерских курсов, находившихся в Спасо-Преображенском мон-ре. На курсах 2 года обучались слушатели с общим средним или педагогическим образованием, к-рые затем могли стать священниками. И. преподавал на курсах общую и рус. церковную историю. С 1915 г. заведующий Казанскими миссионерскими курсами, возведен в сан архимандрита; также был председателем курсовых Педагогического совета и Хозяйственного комитета. Возглавлял курсы до их закрытия в кон. 1917 г.

В нач. сент. 1918 г. отказался покинуть Казань с отступавшими белыми частями. Поскольку Казанский и Свияжский митр. Иаков (Пятницкий) и викарный Чебоксарский еп. Борис (Шипулин) выехали из Казани, а викарный Чистопольский еп. сщмч. Анатолий (Грисюк; впосл. митрополит) в это время пребывал в Москве на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., И. с 10 сент. фактически руководил епархией. 12 сент. провел чин отпевания убитых красными после взятия Казани преподобномучеников - иноков казанского Зилантова в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. 22 сент. кремль Казани был объявлен военным городком, после чего был закрыт казанский Спасо-Преображенский мон-рь. И. организовал вывоз из мон-ря и кафедрального Благовещенского собора святынь - мощей святителей Гурия и Варсонофия и др. С возвращением в Казань 26 сент. в качестве временно управляющего Казанской епархией еп. Анатолия И. стал его ближайшим помощником, вошел в состав епархиального совета. Пребывал в Иоанно-Предтеченском мон-ре.

24 июля 1920 г. Казанский и Свияжский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) возглавил в соборе Богородицкого мон-ря в Казани хиротонию И. во епископа Мамадышского. И. стал 2-м викарием Казанской епархии. Местом его пребывания был определен Кизический Введенский мон-рь. 21 нояб. 1920 г. вместе с еп. Анатолием участвовал в хиротонии во епископа Чебоксарского архим. Афанасия (Малинина). Временно управлял епархией после ареста 26 марта 1921 г. еп. Анатолия и до прибытия в Казань 4 янв. 1922 г. освобожденного из заключения митр. Кирилла. В июне 1921 г. вместе с еп. Афанасием совершил хиротонию во епископа Спасского Андроника (Богословского). В нояб. того же года добился открытия в Казани Богословского ин-та вместо закрытой властями КазДА. 12 апр. 1922 г. назначен епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии. После очередного ареста 15 авг. 1922 г. митр. Кирилла И. вновь стал управляющим епархией.

В то время, когда Патриарх свт. Тихон был арестован, а руководство Церковью фактически захватили обновленцы, И. был тверд в защите Православия, но избегал излишней конфронтации во взаимоотношениях с гражданской властью и с обновленцами. Как и митрополит Кирилл, возлагал надежду на то, что ситуация разрешится на Поместном Соборе. Хотя И. не делал заявлений о признании обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), 1 окт. 1922 г. с согласия И. в состав Казанского епархиального управления вошли обновленческие священники. «Примиренческая» позиция И. объяснялась, очевидно, стремлением избежать в случае решительного разрыва с ВЦУ массового закрытия властями казанских храмов или их передачу обновленцам.

4 апр. 1923 г. в Казань прибыл еп. бывш. Тираспольский Алексий (Баженов), назначенный ВЦУ «архиепископом Казанским». И. сначала допустил его присутствие на литургии в соборе Богородицкого мон-ря, но потом, когда тот сообщил о своем неканоничном назначении, не позволил ему совершать чин омовения ног и совершил его сам. Вместе с епископами Афанасием (Малининым) и Андроником (Богословским) И. отказался признать власть обновленческого архиепископа и образованного обновленцами нового епархиального управления. Из-за запрета властей И. проводил негласные богослужения с поминовением Патриарха Тихона и митр. Кирилла. В Казани из приходских храмов верность Патриаршей Церкви сохранили только Петропавловский собор и Покровская ц. Большинство приходского духовенства Казани признали Алексия (Баженова) правящим архиереем, хотя в епархии обновленцев поддержало менее половины приходов. Осталось верным Патриарху и большинство епархиальных мон-рей.

После освобождения из-под ареста Патриарха Тихона и издания им 15 июля 1923 г. послания, в котором он определил, что обновленчество - это отпадение от Церкви, ситуация изменилось. Собрание казанских приходов признало каноническую власть И. как заместителя митр. Кирилла. 20 июля И. совершил открытое богослужение по праздничному чину в соборе Богородицкого мон-ря. В последующие 3 дня он принимал покаяния и освящал малым чином возвращенные в Патриаршую Церковь храмы. У обновленцев в Казани осталось только 3 церкви. Тем не менее власти отказывались зарегистрировать правосл. епархиальное управление и запрещали поминовение на богослужениях имен Патриарха Тихона и митр. Кирилла. После доносов обновленцев, обвинявших И. в «антисоветской деятельности», он был вызван 13 сент. 1923 г. в отдел НКВД, с него взяли подписку о невыезде из Казани. 20 нояб. И. было запрещено служение в храмах, он был вынужден официально передать временное управление епархией еп. Афанасию (Малинину).

15 мая 1924 г. по вызову ГПУ И. выехал в Москву, где 16 мая был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, 23 авг. освобожден с запрещением выезда из Москвы в свою епархию. Поселился в Даниловом во имя прп. Даниила Столпника московском муж. мон-ре. И. нередко причисляют к Даниловской группе непоминающих, хотя о к.-л. связях его с др. архиереями-«даниловцами», позднее участвовавшими во внутрицерковной полемике, неизвестно. 11 апр. 1925 г. И. был в числе священнослужителей, совершавших панихиду у гроба свт. Тихона, а затем погребение Патриарха. Присутствовал на Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г., подтвердившем полномочия Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского). Вместе с митр. Петром вел переговоры с властями об организации Синода, по просьбе Местоблюстителя и по его черновому тексту составил проект декларации об отношениях Церкви и Советского гос-ва, в к-ром предлагалось «предоставить наиболее многочисленной Православной Церкви права легального свободного существования» (текст не был передан представителям властей из-за отказа митр. Петру во встрече с главой советского правительства).

19 нояб. 1925 г. И. был арестован вместе с пребывавшими в Даниловом мон-ре архиепископами Гурием (Степановым) и сщмч. Прокопием (Титовым). Позднее по тому же делу были арестованы архиеп. Пахомий (Кедров), епископы священномученики Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Парфений (Брянских) и др. И. содержался во внутренней тюрьме ОГПУ. Его обвиняли в том, что он оказывал «пособничество и укрывательство группе монархических епископов и мирян, поставивших своей задачей использование Церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата, путем воздействия на массу и на церковнослужителей». 21 мая 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ И. был приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Затем место ссылки было изменено на с. Туруханск, куда И. прибыл в авг. 1926 г. Во время ссылки вел переписку с митр. Кириллом (Смирновым). После появления «Декларации» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) И. вместе с митр. Кириллом перешел в оппозицию к митр. Сергию (утверждение, что И. отказался подчиняться митр. Сергию из-за назначения управляющим Казанской епархией архиеп. Афанасия (Малинина), ошибочно). В то же время И. не разделял и крайних взглядов тех противников митр. Сергия, к-рые считали безблагодатными таинства, совершаемые в «сергианских» храмах.

Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский. Фотография. Тюрьма г. Казани. 1937 г.
Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский. Фотография. Тюрьма г. Казани. 1937 г.

Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский. Фотография. Тюрьма г. Казани. 1937 г.

По окончании ссылки И. 2 месяца жил в г. Енисейске, затем был отправлен в г. Козмодемьянск Марийской автономной обл. под адм. надзор с запретом на служение в храмах. 30 нояб. 1930 г. арестован, переведен в Казань, содержался в тюремном изоляторе Полномочного представительства ОГПУ в Татарской АССР. Проходил по делу «Казанского филиала Всесоюзного центра контрреволюционой монархической организации Истинно-православной церкви» вместе с еп. Нектарием (Трезвинским), бывш. профессорами КазДА В. И. Несмеловым, М. Н. Васильевским, Е. Я. Полянским, И. М. Покровским, бывш. ректором Казанского Богословского ин-та прот. Николаем Петровым и др. И. был обвинен в руководстве «Казанской церковно-монархической организацией». Отказался признать себя виновным в «контрреволюционной деятельности», не стал давать показания против др. обвиняемых. Заявил следователю, что его неподчинение митр. Сергию и поддержка позиции митр. Кирилла, обвинявшего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в превышении данных ему полномочий, «не имеет никакого политического характера». Сам И., по его словам на допросе, во время ссылки был «в отдалении от митрополита Сергия, но не в отделении». В случае если бы он получил возможность личной встречи с Заместителем Местоблюстителя, то «возможно на многое вышеизложенное изменил бы настоящую точку зрения». 5 янв. 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ.

И. отбывал срок заключения в Сиблаге на работах при строительстве шахт и добыче угля в Кузбассе. В 1933 г., незадолго до окончания срока заключения, в лагере против И. было возбуждено новое дело по обвинению в организации «контрреволюционной церковно-монархической группы». Отказался признать себя виновным. 28 янв. 1934 г. постановлением особого совещания Коллегии ОГПУ срок заключения И. был увеличен на 2 года. В 1936 г., по отбытии срока заключения, вернулся в Казань. Пребывал за штатом. Продолжал переписку с митр. Кириллом, принимал у себя верующих. Иногда служил панихиды в кладбищенском храме во имя св. кн. Феодора и чад его Давида и Константина (ц. «Ярославских чудотворцев»). Большую часть получаемого за требы вознаграждения и пожертвования духовных детей И. отсылал арестованным и ссыльным священнослужителям.

В нояб. 1937 г. был вновь арестован. Проходил по одному делу с прот. сщмч. Николаем Троицким (1879-1937) и 3 монахинями закрытого Богородицкого монастыря. И. обвинили в «организации контрреволюционного церковного подполья», в «клеветнических измышлениях о гонениях на Церковь в СССР». И. заявил о своей невиновности в отношении «контрреволюционной деятельности» и отказался отвечать на вопросы следователя. Стремясь облегчить положение других обвиняемых, он сказал, что с ними не общался. 29 нояб. 1937 г. Особой тройкой НКВД Татарской АССР приговорен к расстрелу. Казнен вместе с прот. Николаем. Похоронен в общей могиле на Архангельском кладбище Казани. Сейчас на этом месте установлен памятник со списком погребенных.

В 1981 г. канонизирован Архиерейским Синодом РПЦЗ. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 23 июня 2008 г. Чин прославления состоялся 19 декабря 2008 г. в Никольском соборе г. Чистополя.

Соч.: Этическая проблема в современном рус. идеализме: Канд. дис. // НАРТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 790.
Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677; Архив УФСБ по Респ. Татарстан. Д. 2-18199; Архив УФСБ по Новосибирской обл. Д. 22888.
Лит.: Польский. Ч. 2. С. 125; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 387, 388; Журавский А. В. Еп. Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь митр. Казанского Кирилла // ЕжБК. 1996. С. 358-363; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004. С. 6, 157, 202, 205, 213, 224, 230, 241, 279, 284, 293, 365, 401, 409, 515, 616-722, 808, 821, 823, 829; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 513, 514; Цыпин. История РЦ. С. 131, 136, 137, 184; Колясев А. свящ., Кучин В. А. Исповеднический подвиг прот. Николая Троицкого, свящ. Серафимовской ц. г. Казани // ПС. 2006. № 2(12). С. 86-126; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 324-332.
Свящ. Алексий Колясев, Е. В. Липаков
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Священномученики Русской Православной Церкви Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Епископы Русской Православной Церкви Казанская и Чистопольская епархия (1949 - 26 декабря 1957) (см. также Казанская митрополия Русской Православной Церкви) Иоасаф (Удалов; 1886 - 1937), епископ Чистопольский, священномученик (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
См.также:
АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)
АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых)
ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИОАНН (Троянский Иван Ефимович; 1862-1937), еп. Осташковский, сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский.
ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)