Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИБН ДЖАРИР
Т. 20, С. 615-616 опубликовано: 14 апреля 2014г.


ИБН ДЖАРИР

[араб.   ] Абу Наср Яхья († после 1079/80), богослов Сирийской яковитской Церкви. Происходил из Тагрита, большую часть жизни провел в Багдаде, где стал учеником Ибн Зуры († 1008), изучал перипатетическую философию (см. ст. Перипатетики) и диалектику (философская школа Яхьи ибн Ади). В 1057/58 г. совершил паломничество в К-поль к Нерукотворному образу Спасителя на убрусе.

И. Д.- автор богословского компендиума «Руководитель» ( ), встречающегося в рукописях также под заглавиями «Светильник», «Книга руководства в науке познания и христианской веры». Критическое издание текста отсутствует; отдельные главы были изданы У. Кьюртоном (1865), Л. Шейхо в журналах «аль-Машрик» (1913. T. 16. С. 241-250) и «аль-Хикма» (1927/1928. Т. 2. С. 458-466; 1930. Т. 4. С. 412-416, 589-592) и яковитским Антиохийским патриархом Ефремом I Бар Саумом в «Патриаршем журнале» (1935. Т. 3. С. 6-10; 1939. Т. 6. С. 91-98, 117-129). Существуют переводы гл. 1 на нем. язык Г. Графа и глав 29-31 на франц. язык Г. Хури-Саркиса. В наст. время над публикацией ряда глав работают Х. Самир и Р. Джабр Муавад.

Книга состоит из 54 глав; несмотря на то что в последовательности глав и рассмотрении проблем нет ярко выраженного порядка и взаимосвязи, можно отметить, что 1-я гл. пропедевтическая и по преимуществу затрагивает вопросы естественного богопознания, Божественного Откровения, а также оправданности научного обоснования религии (где в наибольшей степени проявляется влияние школы Яхьи ибн Ади); затем, в догматической части, обсуждаются проблемы, связанные с христологией и домостроительством спасения; в последующих главах, посвященных сравнению Ветхого и Нового Завета, акцент сделан на утверждении истинности христианства и его превосходства над иудаизмом; далее помещен разбор многочисленных аспектов церковно-практической жизни (устройство и чин освящения храма, церковная иерархия, облачения, миро, крещение, брак, покаяние, молитвы, светильники, пост и др.); в последних 4 главах рассматривается практика совершения Евхаристии. Автор стремился создать апологию христианства, направленную прежде всего против ислама, а также против иудаизма. Книга является ценным источником для изучения богословия и истории не только Сирийской яковитской Церкви, но и несторианской, мелькитской (православной), копт. и арм. общин, с обычаями и практикой к-рых И. Д. был, по всей вероятности, непосредственно знаком. По его мнению (гл. 7), разделение вост. христиан на несториан, яковитов и мелькитов существует лишь на вербальном уровне, а их богослужение и церковная жизнь основаны на одном и том же учении. 31-я гл. книги широко использовалась копт. писателем аль-Мутаманом Абу Исхаком ибн аль-Ассалем (см. в ст. Ассалиды) при составлении «Свода основ религии» (ок. 1260).

В учении о Евхаристии И. Д. уделяет внимание названию и значению таинства; подчеркивает, что евхаристические Хлеб и Вино являются не подобиями и образами Христа, но Его истинными Телом и Кровью; указывает на сакраментальный характер Евхаристии; обосновывает использование яковитами для Евхаристии квасного хлеба, приготовленного с добавлением соли и масла; анализирует чинопоследование литургии; указывает на необходимость подготовки к причащению (с обязательным соблюдением евхаристического поста) и рассматривает, какое воздействие таинство оказывает на верующего.

И. Д. является переписчиком древнейшей и лучшей копии сочинения аль-Фараби «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», которую он сопроводил глоссами на сир. и араб. языках (Тегеран, б-ка Малик, N 5925). Сочинения И. Д. по медицине, астрономии и историографии не сохранились.

Соч.: The Thirty-first Chapter of the Book Entitled the Lamp that Guides to Salvation / Ed. W. Cureton. L., 1865; Khouri-Sarkis G. Le livre du guide de Yahya ibn Jarîr // Orient syrien. P., 1967. Vol. 12. P. 303-354, 421-480.
Лит.: Graf G. Eine theologische Propädeutik von Yahja  Ibn Garr // ZKTh. 1926. Bd. 50. S. 310-322; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 259-262; idem. Die Eucharistielehre des Jakobiten Yahja  Ibn Garr (11. Jh.) // Oriens Chr. 1953. Bd. 37. S. 100-115; Jargy S. Ibn Djarir at-Takriti // DDC. T. 5. Col. 1244-1254; Fiey J.-M. De la construction de l'Église syrienne occidentale d'après Yahya Ibn Jarir // Le Muséon. Louvain, 1969. Vol. 82. P. 357-362; Al-Farabi on the Perfect State / Ed. R. Walzer. Oxf.; N. Y., 1985. P. 22-25; Mouawad R. J. La prière chez Yahya  ibn Garr (XIe s.) // PdO. 1997. T. 22. P. 393-404; idem. Un parallèle intéressant à propos du «trisagion» entre le «Muršid» de Yahya  ibn Garr (XIe s.) et le «Livre des 10 chapitres» de Thomas de Kfara b (XIe s.) // Ibid. 2003. T. 28. P. 537-550.
Г. М. Кессель
Ключевые слова:
Писатели арабские христианские Сиро-Яковитская Церковь (Яковитская Церковь) Ибн Джарир Абу Наср Яхья († после 1079/80), богослов Сирийской яковитской Церкви
См.также:
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ арабоязычный христианский писатель XI века
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом
АБДАЛЛАХ ЗАХИР диакон, арабо-униатский писатель и церковный деятель
АБУ-ЛЬ-БАРАКАТ Шамс ар-Риаса ибн Кабар, коптский арабоязычный писатель, монофизит
АБУ-ЛЬ-МАКАРИМ Садаллах ибн Гиргис ибн Масуд, коптский священник, арабоязычный писатель
АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ (Аннорианский, Толлиурский), разделение в среде инд. христиан-яковитов, возн. в кон. XVIII в.